Возврат административного материала КоАП
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат административного материала КоАП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 29.1 "Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении" КоАП РФИзложенное, исходя из положений статей 29.1 и 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о том, что материалы дела об административном правонарушении вновь были возвращены должностному лицу Отдела ОМВД России по Зольскому району для устранения недостатков. Однако ввиду отсутствия в материалах дела документов об этом, установить причину его возвращения, характер нарушений, повлекших возвращение дела, и какие недостатки были устранены при этом, не представляется возможным.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Ознакомление с материалами дела об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Такой мотив отказа в удовлетворении ходатайства следует признать необоснованным и нарушающим право АНО... на защиту, предусмотренное частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях..."
(КонсультантПлюс, 2025)Такой мотив отказа в удовлетворении ходатайства следует признать необоснованным и нарушающим право АНО... на защиту, предусмотренное частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные аспекты правоприменительной практики при рассмотрении вопросов о форме и содержании административного материала
(Лабашова Э.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Например, отсутствие в протоколе по делу об административном правонарушении места рождения либо его неполное указание является основанием для возвращения судебными органами административного материала на доработку в порядке ст. 29.4 КоАП РФ.
(Лабашова Э.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Например, отсутствие в протоколе по делу об административном правонарушении места рождения либо его неполное указание является основанием для возвращения судебными органами административного материала на доработку в порядке ст. 29.4 КоАП РФ.
Статья: Правовые позиции судов по экономическим спорам в примерах из судебной практики
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отсутствие в протоколе об административном правонарушении, иных материалах дела сведений об уникальном идентификаторе начислений (УИН) для уплаты штрафа не является основанием для возвращения административного материала составившему его лицу в порядке пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. Согласно позиции высшей судебной инстанции отсутствие УИН не влияет на правильность разрешения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 20.6.1 КоАП РФ (то есть нарушениях законодательства и мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции), и может быть восполнено при их рассмотрении (ответ на вопрос 25 Обзора N 3).
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отсутствие в протоколе об административном правонарушении, иных материалах дела сведений об уникальном идентификаторе начислений (УИН) для уплаты штрафа не является основанием для возвращения административного материала составившему его лицу в порядке пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. Согласно позиции высшей судебной инстанции отсутствие УИН не влияет на правильность разрешения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 20.6.1 КоАП РФ (то есть нарушениях законодательства и мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции), и может быть восполнено при их рассмотрении (ответ на вопрос 25 Обзора N 3).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, лицам, указанным в части 5 статьи 28.3 настоящего Кодекса, составившим такой протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
(ред. от 04.11.2025)4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, лицам, указанным в части 5 статьи 28.3 настоящего Кодекса, составившим такой протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)В том случае, когда в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения, позволяющие оценить существенность вреда, судья при подготовке дела к рассмотрению выносит на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)В том случае, когда в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения, позволяющие оценить существенность вреда, судья при подготовке дела к рассмотрению выносит на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Статья: Понятие и ключевые элементы структуры судебного административного процесса, осуществляемого в Российской Федерации
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Стадия возбуждения судебного административного дела реализуется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в пределах компетенции, установленной ст. 1 КАС РФ, ст. 29 АПК РФ, ст. 23.1, 30.1 КоАП РФ. В настоящее время данная стадия административного судопроизводства надлежащим образом урегулирована административно-процессуальными нормами, закрепившимися в КАС РФ, АПК РФ. В соответствии с КАС РФ и АПК РФ стадия возбуждения судебного административного дела по общему правилу начинается при наличии заявленного суду административно-правового требования установленной формы (административное исковое заявление, заявление, жалоба). В том числе заявленное суду требование о защите в административном споре, заявленное суду требование об административном деликте, заявленное суду требование о санкционировании административно-ограничительных мер. По общему правилу, установленному КАС РФ и АПК РФ, стадия возбуждения судебного административного дела завершается в момент вынесения судом определения о принятии заявленного административно-правового требования к производству либо определения об отказе в принятии к рассмотрению заявленного административно-правового требования. В КоАП РФ стадия возбуждения судебного административного дела урегулирована не в полной мере. Исключая принятие решения о возбуждении судебного дела об административном правонарушении, признаваемого основанием принятия данного дела к производству, в п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ предусмотрено вынесение судом определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган публичной администрации или должностному лицу, которые составили данный протокол. По возвращении материалов дела об административном правонарушении от органа (должностного лица) публичной администрации с внесенными в них изменениями и дополнениями суд не вправе принять какое-либо решение об отказе в возбуждения судебного административного дела об административном правонарушении.
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Стадия возбуждения судебного административного дела реализуется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в пределах компетенции, установленной ст. 1 КАС РФ, ст. 29 АПК РФ, ст. 23.1, 30.1 КоАП РФ. В настоящее время данная стадия административного судопроизводства надлежащим образом урегулирована административно-процессуальными нормами, закрепившимися в КАС РФ, АПК РФ. В соответствии с КАС РФ и АПК РФ стадия возбуждения судебного административного дела по общему правилу начинается при наличии заявленного суду административно-правового требования установленной формы (административное исковое заявление, заявление, жалоба). В том числе заявленное суду требование о защите в административном споре, заявленное суду требование об административном деликте, заявленное суду требование о санкционировании административно-ограничительных мер. По общему правилу, установленному КАС РФ и АПК РФ, стадия возбуждения судебного административного дела завершается в момент вынесения судом определения о принятии заявленного административно-правового требования к производству либо определения об отказе в принятии к рассмотрению заявленного административно-правового требования. В КоАП РФ стадия возбуждения судебного административного дела урегулирована не в полной мере. Исключая принятие решения о возбуждении судебного дела об административном правонарушении, признаваемого основанием принятия данного дела к производству, в п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ предусмотрено вынесение судом определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган публичной администрации или должностному лицу, которые составили данный протокол. По возвращении материалов дела об административном правонарушении от органа (должностного лица) публичной администрации с внесенными в них изменениями и дополнениями суд не вправе принять какое-либо решение об отказе в возбуждения судебного административного дела об административном правонарушении.
Статья: Особенности квалификации административных правонарушений, несущих деструктивный характер, в условиях формирования информационного общества (на примере ч. 1.1 ст. 6.13 КоАП РФ и ст. 6.13.1 КоАП РФ)
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)При подготовке к рассмотрению в суде дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.13.1 КоАП РФ, имеются отдельные случаи ошибочной квалификации и недоказанности вины, что явилось основаниями возвращения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела для устранения недостатков (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)При подготовке к рассмотрению в суде дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.13.1 КоАП РФ, имеются отдельные случаи ошибочной квалификации и недоказанности вины, что явилось основаниями возвращения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела для устранения недостатков (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).
Статья: Судебная практика рассмотрения дел, связанных с безопасностью пищевой продукции
(Толкунов В.М., Пластинина И.Д.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявления административного органа и возвращая обществу изъятую продукцию, по итогам оценки представленных в материалы дела доказательств, руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона N 184-ФЗ, Закона N 29-ФЗ, Закона N 52-ФЗ и ТР ТС 021/2011, исходили из отсутствия оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
(Толкунов В.М., Пластинина И.Д.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявления административного органа и возвращая обществу изъятую продукцию, по итогам оценки представленных в материалы дела доказательств, руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона N 184-ФЗ, Закона N 29-ФЗ, Закона N 52-ФЗ и ТР ТС 021/2011, исходили из отсутствия оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)И наконец, если материалы дела об административном правонарушении поступили в суд за несколько дней до истечения срока давности привлечения к административной ответственности, то возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, составивший протокол, судья также не вправе, так как КоАП РФ это не предусмотрено. Следовательно, судья должен провести подготовку дела к рассмотрению и при отсутствии оснований для возвращения протокола, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, назначить дело к слушанию в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. В то же время судьей должны быть выяснены причины несвоевременного поступления дела в суд и решен вопрос о внесении в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)И наконец, если материалы дела об административном правонарушении поступили в суд за несколько дней до истечения срока давности привлечения к административной ответственности, то возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, составивший протокол, судья также не вправе, так как КоАП РФ это не предусмотрено. Следовательно, судья должен провести подготовку дела к рассмотрению и при отсутствии оснований для возвращения протокола, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, назначить дело к слушанию в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. В то же время судьей должны быть выяснены причины несвоевременного поступления дела в суд и решен вопрос о внесении в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ.
Статья: Об интегративной взаимосвязи внесудебного и судебного разрешения административно-деликтных дел
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)Органы публичной администрации и суды общей юрисдикции, арбитражные суды взаимодействуют между собой при возвращении материалов дела об административном правонарушении на доработку путем вынесения определения (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). Получив материалы дела на доработку, орган публичной администрации обязан устранить недостатки и вернуть материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями судье, иному органу, должностному лицу (ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ). При этом процессуальная форма повторной передачи материалов данного дела на рассмотрение в суд общей юрисдикции КоАП РФ также не установлена. Та же ситуация прослеживается и при повторном направлении доработанных материалов дела об административном правонарушении в арбитражный суд. Представляется, что речь нужно вести об определении о повторной передаче материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение и вносить соответствующие дополнения в ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ. В этой же норме необходимо учесть особенности подачи заявления в арбитражный суд с требованием о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя или юридического лица, в том числе при повторном направлении доработанных материалов в случае возвращения их из арбитражного суда.
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)Органы публичной администрации и суды общей юрисдикции, арбитражные суды взаимодействуют между собой при возвращении материалов дела об административном правонарушении на доработку путем вынесения определения (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). Получив материалы дела на доработку, орган публичной администрации обязан устранить недостатки и вернуть материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями судье, иному органу, должностному лицу (ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ). При этом процессуальная форма повторной передачи материалов данного дела на рассмотрение в суд общей юрисдикции КоАП РФ также не установлена. Та же ситуация прослеживается и при повторном направлении доработанных материалов дела об административном правонарушении в арбитражный суд. Представляется, что речь нужно вести об определении о повторной передаче материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение и вносить соответствующие дополнения в ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ. В этой же норме необходимо учесть особенности подачи заявления в арбитражный суд с требованием о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя или юридического лица, в том числе при повторном направлении доработанных материалов в случае возвращения их из арбитражного суда.
Статья: Административная ответственность за неуплату административного штрафа в установленный срок: к вопросу о наличии состава правонарушения при неуказании реквизитов для уплаты
(Орлов А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)На это, в частности, указывает абз. 4 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях": в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
(Орлов А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)На это, в частности, указывает абз. 4 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях": в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Статья: К вопросу о двойной подведомственности дел об административных правонарушениях
(Кошелев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)В-третьих, в силу ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об отдельных видах административных правонарушений рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передают его на рассмотрение судье. При этом судья может поступить обратным образом в силу ч. 3 ст. 28.8 или ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ, тогда, по сути дела, имеет место процессуальная игра, которая легально позволяет уклоняться от рассмотрения дела по любым мотивам. Административный орган не уполномочен рассматривать дела с исключительной судейской санкцией соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ, а равным образом судья, хотя и уполномочен назначить любое наказание из имеющихся в санкции соответствующей статьи, может посчитать, что дело не стоит его внимания, и вернуть материал в административный орган. Тем самым такое усмотрение позволяет создавать замкнутую последовательность действий, нарушая правила процессуальной экономии (ст. 24.1 КоАП РФ).
(Кошелев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)В-третьих, в силу ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об отдельных видах административных правонарушений рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передают его на рассмотрение судье. При этом судья может поступить обратным образом в силу ч. 3 ст. 28.8 или ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ, тогда, по сути дела, имеет место процессуальная игра, которая легально позволяет уклоняться от рассмотрения дела по любым мотивам. Административный орган не уполномочен рассматривать дела с исключительной судейской санкцией соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ, а равным образом судья, хотя и уполномочен назначить любое наказание из имеющихся в санкции соответствующей статьи, может посчитать, что дело не стоит его внимания, и вернуть материал в административный орган. Тем самым такое усмотрение позволяет создавать замкнутую последовательность действий, нарушая правила процессуальной экономии (ст. 24.1 КоАП РФ).
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении неустановленных лиц
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)"Указанные нарушения не позволили полно и всесторонне рассмотреть дело в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные нарушения являются существенными нарушениями процессуальных требований, влекущими отмену постановления должностного лица по делу об административном правонарушении и возвращение материалов на новое рассмотрение должностному лицу. При новом рассмотрении материала должностному лицу надлежит провести полноценное административное расследование, всесторонне, в полном объеме, объективно и своевременно выяснить все обстоятельства дела, в случае прекращения производства по делу мотивировать основания принятого постановления" <18>.
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)"Указанные нарушения не позволили полно и всесторонне рассмотреть дело в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные нарушения являются существенными нарушениями процессуальных требований, влекущими отмену постановления должностного лица по делу об административном правонарушении и возвращение материалов на новое рассмотрение должностному лицу. При новом рассмотрении материала должностному лицу надлежит провести полноценное административное расследование, всесторонне, в полном объеме, объективно и своевременно выяснить все обстоятельства дела, в случае прекращения производства по делу мотивировать основания принятого постановления" <18>.
Статья: Приоритет специальных норм в административно-деликтном и уголовном законах
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2022, N 1)Возможность представляющейся более логичной обратной переквалификации деяния (с ч. 1 ст. 20.6.1 на ч. 2 ст. 6.3 КоАП), что должно влечь возвращение протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, как неправильно составленных <18>, освещения пока не получила.
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2022, N 1)Возможность представляющейся более логичной обратной переквалификации деяния (с ч. 1 ст. 20.6.1 на ч. 2 ст. 6.3 КоАП), что должно влечь возвращение протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, как неправильно составленных <18>, освещения пока не получила.