Возрастные ограничения в рекламе
Подборка наиболее важных документов по запросу Возрастные ограничения в рекламе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность: Организация (ИП, должностное лицо, гражданин) обжалует привлечение к ответственности за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и т.п.
(КонсультантПлюс, 2025)Организация осуществляла показ в кинотеатре художественного фильма, в котором содержатся сцены употребления наркотических средств, но эти сцены не являются рекламой, показ фильма осуществлялся на основании действующего прокатного удостоверения с возрастным ограничением "18+"
(КонсультантПлюс, 2025)Организация осуществляла показ в кинотеатре художественного фильма, в котором содержатся сцены употребления наркотических средств, но эти сцены не являются рекламой, показ фильма осуществлялся на основании действующего прокатного удостоверения с возрастным ограничением "18+"
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 N 05АП-8171/2022 по делу N А51-12579/2022
Требование: О признании недействительными решения таможенного органа о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылка общества на то обстоятельство, что в коммерческих документах, рекламных материалах и на сайтах информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" спорные товары поименованы как детские, отклоняются судебной коллегией, поскольку данное утверждение не опровергает выводов таможенного органа поскольку наименование товара, используемое в коммерческих целях, не имеет отношения к фактическим характеристикам товара, а лишь направлено на продвижение товара и привлечение соответствующей целевой аудитории. Назначение товара, определенное производителем, не исключает возможность использования надувных кругов для плавания спорных артикулов подростками старше 14 лет и взрослыми, поскольку производителем нигде не ограничен предельный возраст пользователя товара.
Требование: О признании недействительными решения таможенного органа о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылка общества на то обстоятельство, что в коммерческих документах, рекламных материалах и на сайтах информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" спорные товары поименованы как детские, отклоняются судебной коллегией, поскольку данное утверждение не опровергает выводов таможенного органа поскольку наименование товара, используемое в коммерческих целях, не имеет отношения к фактическим характеристикам товара, а лишь направлено на продвижение товара и привлечение соответствующей целевой аудитории. Назначение товара, определенное производителем, не исключает возможность использования надувных кругов для плавания спорных артикулов подростками старше 14 лет и взрослыми, поскольку производителем нигде не ограничен предельный возраст пользователя товара.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В зарубежной практике сложился иной подход к классификации информационных рисков в отношении детей. Как правило, такие риски дифференцируются по следующим категориям: 1) контентные; 2) контактные; 3) потребительские; 4) финансовые; 5) конфиденциальные <436>. В свою очередь, контентные риски представлены такими типами, как: а) незаконный контент (например, сексуальная эксплуатация детей); б) имеющий возрастные ограничения (например, порнография); в) вредоносный (неполезный) (реклама алкоголя, наркотических веществ, пропаганда пищевых и психологических расстройств и др.). Контактные риски охватывают в первую очередь кибербуллинг и кибергруминг как негативные психологические последствия взаимодействия в информационном пространстве. Риски потребительского характера связаны с уязвимостью детей для разного рода мошеннических операций. Финансовые риски обусловлены не только возможностью взлома цифровых финансовых инструментов, используемых детьми и подростками в Интернете (банковские счета, цифровые кошельки и т.п.), но и онлайн-тратами самих несовершеннолетних пользователей (платные игры, онлайн-казино и др.). Риски конфиденциальности связаны с незаконным распространением персональных данных - как личной информации, так и фото-, видеоизображений, сохраненных данных, привязанных к аккаунту в социальных сетях, и др.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В зарубежной практике сложился иной подход к классификации информационных рисков в отношении детей. Как правило, такие риски дифференцируются по следующим категориям: 1) контентные; 2) контактные; 3) потребительские; 4) финансовые; 5) конфиденциальные <436>. В свою очередь, контентные риски представлены такими типами, как: а) незаконный контент (например, сексуальная эксплуатация детей); б) имеющий возрастные ограничения (например, порнография); в) вредоносный (неполезный) (реклама алкоголя, наркотических веществ, пропаганда пищевых и психологических расстройств и др.). Контактные риски охватывают в первую очередь кибербуллинг и кибергруминг как негативные психологические последствия взаимодействия в информационном пространстве. Риски потребительского характера связаны с уязвимостью детей для разного рода мошеннических операций. Финансовые риски обусловлены не только возможностью взлома цифровых финансовых инструментов, используемых детьми и подростками в Интернете (банковские счета, цифровые кошельки и т.п.), но и онлайн-тратами самих несовершеннолетних пользователей (платные игры, онлайн-казино и др.). Риски конфиденциальности связаны с незаконным распространением персональных данных - как личной информации, так и фото-, видеоизображений, сохраненных данных, привязанных к аккаунту в социальных сетях, и др.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ
(ред. от 30.11.2024)
"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"Статья 12. Знак информационной продукции
(ред. от 30.11.2024)
"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"Статья 12. Знак информационной продукции
Статья: Правовое регулирование: дискретный или системодеятельностный подход?
(Осинцев Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Например, согласно распоряжению Правительства Челябинской области от 18 марта 2020 г. N 146-рп неработающим гражданам в возрасте 60 лет и старше, проживающим (пребывающим) на территории Челябинской области, не прошедшим вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или не перенесшим COVID-19 в течение последних шести месяцев, предписано соблюдать режим самоизоляции и не покидать места проживания (пребывания), за исключением установленных случаев. С 18 октября 2021 г. на территории Челябинской области приостановлено проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий в закрытых помещениях с одновременным количеством присутствующих более 100 человек. Названные ограничения не распространяются на проведение массовых мероприятий при наличии у каждого из участников (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) действующего QR-кода, полученного с использованием ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или с использованием специализированного приложения Единого портала "Госуслуги. Стопкоронавирус", подтверждающего наличие сведений о вакцинации против COVID-19 или о перенесенном заболевании COVID-19 в течение последних шести месяцев. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории Челябинской области, предписано перевести работников в возрасте 60 лет и старше, не прошедших вакцинацию против COVID-19 или не перенесших COVID-19 в течение последних шести месяцев, на дистанционный режим работы сроком на один месяц со дня вступления в силу распоряжения Правительства Челябинской области от 21 октября 2021 г. N 792-рп.
(Осинцев Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Например, согласно распоряжению Правительства Челябинской области от 18 марта 2020 г. N 146-рп неработающим гражданам в возрасте 60 лет и старше, проживающим (пребывающим) на территории Челябинской области, не прошедшим вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или не перенесшим COVID-19 в течение последних шести месяцев, предписано соблюдать режим самоизоляции и не покидать места проживания (пребывания), за исключением установленных случаев. С 18 октября 2021 г. на территории Челябинской области приостановлено проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий в закрытых помещениях с одновременным количеством присутствующих более 100 человек. Названные ограничения не распространяются на проведение массовых мероприятий при наличии у каждого из участников (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) действующего QR-кода, полученного с использованием ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или с использованием специализированного приложения Единого портала "Госуслуги. Стопкоронавирус", подтверждающего наличие сведений о вакцинации против COVID-19 или о перенесенном заболевании COVID-19 в течение последних шести месяцев. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории Челябинской области, предписано перевести работников в возрасте 60 лет и старше, не прошедших вакцинацию против COVID-19 или не перенесших COVID-19 в течение последних шести месяцев, на дистанционный режим работы сроком на один месяц со дня вступления в силу распоряжения Правительства Челябинской области от 21 октября 2021 г. N 792-рп.
Статья: Защита несовершеннолетних от рисков преступной эксплуатации в сети Интернет (сравнительно-правовой анализ зарубежного и международного опыта)
(Епифанов А.Е.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)17 февраля 2024 г. на территории Европейского союза вступил в силу Закон о цифровых услугах, установивший новый общеевропейский свод правил для предоставления цифровых услуг в целях обеспечения безопасной и справедливой онлайн-среды. Законодательный акт определяет правила для крупных цифровых платформ, которые защищают европейских пользователей в сети Интернет от незаконного, опасного и вредного контента. Закон предусматривает упрощенные способы сообщения о незаконном контенте, товарах или услугах; усиление защиты лиц, подвергающихся преследованиям и запугиванию в сети Интернет; запрет на определенные виды целевой рекламы, например, с использованием конфиденциальных данных или данных несовершеннолетних и др. <16> Таким образом, нормативный правовой акт вносит существенный вклад в противодействие торговле несовершеннолетними, налагая ограничения на цифровой контент, содержащий изображение несовершеннолетних, устанавливая возрастной допуск к различным цифровым платформам.
(Епифанов А.Е.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)17 февраля 2024 г. на территории Европейского союза вступил в силу Закон о цифровых услугах, установивший новый общеевропейский свод правил для предоставления цифровых услуг в целях обеспечения безопасной и справедливой онлайн-среды. Законодательный акт определяет правила для крупных цифровых платформ, которые защищают европейских пользователей в сети Интернет от незаконного, опасного и вредного контента. Закон предусматривает упрощенные способы сообщения о незаконном контенте, товарах или услугах; усиление защиты лиц, подвергающихся преследованиям и запугиванию в сети Интернет; запрет на определенные виды целевой рекламы, например, с использованием конфиденциальных данных или данных несовершеннолетних и др. <16> Таким образом, нормативный правовой акт вносит существенный вклад в противодействие торговле несовершеннолетними, налагая ограничения на цифровой контент, содержащий изображение несовершеннолетних, устанавливая возрастной допуск к различным цифровым платформам.
Статья: Права человека и пандемия коронавируса в России
(Дзидзоев Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)- проведения работы кружков и секций, а также иных досуговых мероприятий для лиц пожилого возраста;
(Дзидзоев Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)- проведения работы кружков и секций, а также иных досуговых мероприятий для лиц пожилого возраста;
Статья: Персональные данные и возможности их использования: из опыта стран БРИКС
(Карцхия А.А.)
("Наследственное право", 2022, N 1)В этом смысле права, теснейшим образом связанные с личностью человека, характеризующие его физические особенности (биометрические данные) или социальные идентификаторы, такие как, например, имя гражданина (ст. 19 ГК РФ), возрастные данные, определяющие его правоспособность и дееспособность (ст. 17, 18, 21, 22 ГК РФ), позволяют отнести сведения о личности в аспекте нематериальных благ к категории особых объектов, ограниченных в имущественном обороте в случае, если обладатель персональных данных дал удостоверенное письменное согласие на использование таких данных для определенных целей, в том числе коммерческих (использование в рекламных, маркетинговых, исследовательских и иных целях). В таком случае коммерческое использование, возможно, следует определить на основании, например, юридической конструкции лицензионного договора с его особенностями гражданско-правового регулирования. К случаям использования персональных данных целесообразно отнести и их защиту (включая судебную), в том числе после смерти гражданина, на принципах наследования по завещанию.
(Карцхия А.А.)
("Наследственное право", 2022, N 1)В этом смысле права, теснейшим образом связанные с личностью человека, характеризующие его физические особенности (биометрические данные) или социальные идентификаторы, такие как, например, имя гражданина (ст. 19 ГК РФ), возрастные данные, определяющие его правоспособность и дееспособность (ст. 17, 18, 21, 22 ГК РФ), позволяют отнести сведения о личности в аспекте нематериальных благ к категории особых объектов, ограниченных в имущественном обороте в случае, если обладатель персональных данных дал удостоверенное письменное согласие на использование таких данных для определенных целей, в том числе коммерческих (использование в рекламных, маркетинговых, исследовательских и иных целях). В таком случае коммерческое использование, возможно, следует определить на основании, например, юридической конструкции лицензионного договора с его особенностями гражданско-правового регулирования. К случаям использования персональных данных целесообразно отнести и их защиту (включая судебную), в том числе после смерти гражданина, на принципах наследования по завещанию.
Статья: Права и свободы человека и гражданина в цифровую эпоху: государства versus IT-гиганты
(Виноградов В.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Много вопросов сегодня вызывает функционирование рекомендательных алгоритмов, формируемых интернет-поисковиками на основе получения персональных данных. Нередко эти алгоритмы становятся основой для навязчивой рекламы товаров и услуг, а с учетом непрозрачности критериев, используемых нейросетями для формирования алгоритмов, могут иметь дискриминационный характер, например не выдавать либо, наоборот, формировать только определенную информацию гражданину с учетом его географического местоположения, пола, возраста (вне связи с возрастными ограничениями контента).
(Виноградов В.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Много вопросов сегодня вызывает функционирование рекомендательных алгоритмов, формируемых интернет-поисковиками на основе получения персональных данных. Нередко эти алгоритмы становятся основой для навязчивой рекламы товаров и услуг, а с учетом непрозрачности критериев, используемых нейросетями для формирования алгоритмов, могут иметь дискриминационный характер, например не выдавать либо, наоборот, формировать только определенную информацию гражданину с учетом его географического местоположения, пола, возраста (вне связи с возрастными ограничениями контента).
Статья: Доктрина "огороженного сада"
(Киктенко К.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)Очевидно, что по мере усиления монополизации IT-сектора вопросы, подобные вопросу приоритета права платформ, будут возникать все чаще. И они будут затрагивать не только корпорации, но в первую очередь самих граждан. Например, YouTube может маркировать видео пользователей режимом ограниченного доступа, запрещая их свободное распространение, как в деле Prager University v. Google LLC <18>. В рамках этого дела YouTube, чьей материнской компанией является Google, ограничил доступ к более чем 20 видеороликам Prager University и для части роликов отключил монетизацию. Prager University полагает, что это вызвано разницей идеологических воззрений, так как университет продвигает консервативные ценности, в оппозиции которым состоит YouTube. Из-за этого видеохостинг, используя возрастные и тематические ограничения (видеоролики об алкоголе, насилии и т.д.), осуществляет избирательную цензуру, что посягает на первую поправку к Конституции США, гражданские права, добрую совесть и законодательство о рекламе (видеохостинг, по мнению университета, лгал, когда говорил, что дает право высказаться всем).
(Киктенко К.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)Очевидно, что по мере усиления монополизации IT-сектора вопросы, подобные вопросу приоритета права платформ, будут возникать все чаще. И они будут затрагивать не только корпорации, но в первую очередь самих граждан. Например, YouTube может маркировать видео пользователей режимом ограниченного доступа, запрещая их свободное распространение, как в деле Prager University v. Google LLC <18>. В рамках этого дела YouTube, чьей материнской компанией является Google, ограничил доступ к более чем 20 видеороликам Prager University и для части роликов отключил монетизацию. Prager University полагает, что это вызвано разницей идеологических воззрений, так как университет продвигает консервативные ценности, в оппозиции которым состоит YouTube. Из-за этого видеохостинг, используя возрастные и тематические ограничения (видеоролики об алкоголе, насилии и т.д.), осуществляет избирательную цензуру, что посягает на первую поправку к Конституции США, гражданские права, добрую совесть и законодательство о рекламе (видеохостинг, по мнению университета, лгал, когда говорил, что дает право высказаться всем).
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Частью 1.1 ст. 258.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за совершение приобретения или продажи особо ценных видов животных, их частей или дериватов с использованием средств массовой информации или ресурсов сети Интернет (или других информационно-телекоммуникационных или электронных сетей). Реклама в СМИ в таких случаях вряд ли возможна (законодательство устанавливает существенные ограничения содержания такого контента), однако ресурсы сети Интернет могут достаточно успешно использоваться для установления связи между потенциальными продавцами и покупателями. Аналогичный вывод можно сделать относительно мессенджеров, анонимность коммуникации в которых пользуется достаточным спросом, например при организации незаконного сбыта наркотических средств.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Частью 1.1 ст. 258.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за совершение приобретения или продажи особо ценных видов животных, их частей или дериватов с использованием средств массовой информации или ресурсов сети Интернет (или других информационно-телекоммуникационных или электронных сетей). Реклама в СМИ в таких случаях вряд ли возможна (законодательство устанавливает существенные ограничения содержания такого контента), однако ресурсы сети Интернет могут достаточно успешно использоваться для установления связи между потенциальными продавцами и покупателями. Аналогичный вывод можно сделать относительно мессенджеров, анонимность коммуникации в которых пользуется достаточным спросом, например при организации незаконного сбыта наркотических средств.