Возмещение за изымаемое жилое помещение
Подборка наиболее важных документов по запросу Возмещение за изымаемое жилое помещение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какими правами обладают собственники жилья, подлежащего сносу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Варианты возмещения за изымаемое жилье
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Варианты возмещения за изымаемое жилье
Статья: Определение размера компенсации за непроведенный капитальный ремонт многоквартирного дома при расчете выкупной цены жилого помещения
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Расчет возмещения за непроведенный капремонт, включаемого
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Расчет возмещения за непроведенный капремонт, включаемого
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
(ред. от 04.11.2025)8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Статья: Неравное положение собственников и нанимателей аварийного жилья. Конституционный Суд против!
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 4)Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилье. Если жилой дом, признанный аварийным, включен в региональную программу по переселению, то собственник жилья в таком доме по Закону "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом, подчеркивает Верховный Суд РФ, собственник имеет право выбора любого из этих способов обеспечения его жилищных прав.
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 4)Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилье. Если жилой дом, признанный аварийным, включен в региональную программу по переселению, то собственник жилья в таком доме по Закону "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом, подчеркивает Верховный Суд РФ, собственник имеет право выбора любого из этих способов обеспечения его жилищных прав.
Статья: Жилищные гарантии при реализации проектов комплексного развития территорий жилой застройки
(Косарева Н.Б.)
("Закон", 2023, N 3)Базовые гарантии обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах при их изъятии для муниципальных нужд, в том числе в случае включения таких домов в границы территории комплексного развития, установлены ЖК РФ (ч. 10 - 12 ст. 32 ЖК РФ). Эти гарантии предусматривают выплату возмещения, которое включает рыночную стоимость жилого помещения, стоимость доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (в том числе земельного участка), все убытки собственника в связи с изъятием, в том числе упущенную выгоду (ч. 7 ст. 32 ЖК РФ). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). Кроме того, ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено право субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные меры поддержки собственников жилых помещений, для которых занимаемое жилое помещение является единственным.
(Косарева Н.Б.)
("Закон", 2023, N 3)Базовые гарантии обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах при их изъятии для муниципальных нужд, в том числе в случае включения таких домов в границы территории комплексного развития, установлены ЖК РФ (ч. 10 - 12 ст. 32 ЖК РФ). Эти гарантии предусматривают выплату возмещения, которое включает рыночную стоимость жилого помещения, стоимость доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (в том числе земельного участка), все убытки собственника в связи с изъятием, в том числе упущенную выгоду (ч. 7 ст. 32 ЖК РФ). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). Кроме того, ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено право субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные меры поддержки собственников жилых помещений, для которых занимаемое жилое помещение является единственным.
Статья: Комплексное развитие территорий населенных пунктов: правовые механизмы реализации
(Чмыхало Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Среди обязательных условий договора, перечисленных в пункте 4 статьи 68 ГрК РФ, называются, например, обязательство лица, заключившего его, осуществить строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории, в отношении которой принято решение о комплексном ее развитии, в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории; выполнить работы по благоустройству территории (п. 4 ст. 68 ГрК РФ). Дополнительными условиями договора могут быть обязательство лица, заключившего договор, безвозмездно передать в государственную или муниципальную собственность построенные объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры и иные объекты, строительство которых осуществлялось за счет средств застройщика, а также обязательства этого лица подать в орган регистрации недвижимости заявление о государственной регистрации права собственности публичного образования на эти объекты недвижимости. При этом в нормах ГрК РФ в числе условий договора о комплексном развитии территории не предлагается ни одного, касающегося распределения затрат на строительство объектов инфраструктуры. Лишь в подпункте 11 части 4 статьи 68 ГрК РФ в числе условий договора указываются льготы и меры государственной поддержки, которые предоставляются лицу, заключившему договор. Но и в том и другом случае отмечается, что предоставляются они при их наличии. Мерой государственной поддержки является предоставление субсидий, но только лицам, заключившим договор о комплексном развитии жилой застройки. Субсидии предоставляются на возмещение расходов, которые были понесены на создание либо приобретение жилых помещений, предоставляемых гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, на передачу таких помещений в государственную или муниципальную собственность, а также на уплату возмещения за изымаемые жилые помещения в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Размер субсидий может составлять от 25 до 100 процентов от нормативной стоимости переселения. Субсидии выплачиваются в случае обращения в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации (см. [10]). Такие же меры предусмотрены и нормой подпункта 4 пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции от 19 декабря 2022 года). Этим же лицам может предоставляться инвестиционный налоговый вычет. Согласно статье 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) лицам, заключившим договор о КРТ, законами субъекта Российской Федерации может предоставляться инвестиционный налоговый вычет, но при условии, что договором предусматривается строительство многоквартирного дома (домов) или дома (домов) блокированной застройки, а также инфраструктурных объектов. Максимальный размер вычета - 80 процентов от суммы расходов на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры (подп. 5 ч. 2 ст. 286.1 НК РФ). Закон, предусматривающий такой вид налогового вычета, принят, например, в Московской области (см. [13]). Этим Законом устанавливается максимальный размер вычета - 80 процентов от суммы расходов текущего периода на создание объектов социальной инфраструктуры. Таким образом, субсидии компенсируют затраты, связанные с созданием (приобретением) жилых помещением, а налоговый вычет стимулирует строительство объектов инфраструктуры.
(Чмыхало Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Среди обязательных условий договора, перечисленных в пункте 4 статьи 68 ГрК РФ, называются, например, обязательство лица, заключившего его, осуществить строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории, в отношении которой принято решение о комплексном ее развитии, в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории; выполнить работы по благоустройству территории (п. 4 ст. 68 ГрК РФ). Дополнительными условиями договора могут быть обязательство лица, заключившего договор, безвозмездно передать в государственную или муниципальную собственность построенные объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры и иные объекты, строительство которых осуществлялось за счет средств застройщика, а также обязательства этого лица подать в орган регистрации недвижимости заявление о государственной регистрации права собственности публичного образования на эти объекты недвижимости. При этом в нормах ГрК РФ в числе условий договора о комплексном развитии территории не предлагается ни одного, касающегося распределения затрат на строительство объектов инфраструктуры. Лишь в подпункте 11 части 4 статьи 68 ГрК РФ в числе условий договора указываются льготы и меры государственной поддержки, которые предоставляются лицу, заключившему договор. Но и в том и другом случае отмечается, что предоставляются они при их наличии. Мерой государственной поддержки является предоставление субсидий, но только лицам, заключившим договор о комплексном развитии жилой застройки. Субсидии предоставляются на возмещение расходов, которые были понесены на создание либо приобретение жилых помещений, предоставляемых гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, на передачу таких помещений в государственную или муниципальную собственность, а также на уплату возмещения за изымаемые жилые помещения в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Размер субсидий может составлять от 25 до 100 процентов от нормативной стоимости переселения. Субсидии выплачиваются в случае обращения в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации (см. [10]). Такие же меры предусмотрены и нормой подпункта 4 пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции от 19 декабря 2022 года). Этим же лицам может предоставляться инвестиционный налоговый вычет. Согласно статье 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) лицам, заключившим договор о КРТ, законами субъекта Российской Федерации может предоставляться инвестиционный налоговый вычет, но при условии, что договором предусматривается строительство многоквартирного дома (домов) или дома (домов) блокированной застройки, а также инфраструктурных объектов. Максимальный размер вычета - 80 процентов от суммы расходов на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры (подп. 5 ч. 2 ст. 286.1 НК РФ). Закон, предусматривающий такой вид налогового вычета, принят, например, в Московской области (см. [13]). Этим Законом устанавливается максимальный размер вычета - 80 процентов от суммы расходов текущего периода на создание объектов социальной инфраструктуры. Таким образом, субсидии компенсируют затраты, связанные с созданием (приобретением) жилых помещением, а налоговый вычет стимулирует строительство объектов инфраструктуры.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)При этом в случае возложения на частное лицо обязанностей по инфраструктурной обеспеченности территории КРТ ему могут предоставляться льготы и государственные меры поддержки (при их наличии; п. 11 ч. 4 ст. 68 ГрК РФ). В настоящий момент предусматривается одна мера государственной поддержки в виде субсидии лицам, заключившим договоры о КРТ жилой застройки, на возмещение или оплату расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из жилищного фонда, передаче указанных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность и уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах в целях реализации решения о КРТ жилой застройки <1>. Также законодательством субъектов РФ таким лицам может предоставляться налоговая льгота в виде инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, если договором о КРТ наряду со строительством многоквартирных домов или домов блокированной застройки предусмотрено создание частным лицом объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур (п. 1, подп. 5 п. 2 ст. 286.1 Налогового кодекса РФ). Такая льгота предусматривается, например, в Московской области <2>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)При этом в случае возложения на частное лицо обязанностей по инфраструктурной обеспеченности территории КРТ ему могут предоставляться льготы и государственные меры поддержки (при их наличии; п. 11 ч. 4 ст. 68 ГрК РФ). В настоящий момент предусматривается одна мера государственной поддержки в виде субсидии лицам, заключившим договоры о КРТ жилой застройки, на возмещение или оплату расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из жилищного фонда, передаче указанных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность и уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах в целях реализации решения о КРТ жилой застройки <1>. Также законодательством субъектов РФ таким лицам может предоставляться налоговая льгота в виде инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, если договором о КРТ наряду со строительством многоквартирных домов или домов блокированной застройки предусмотрено создание частным лицом объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур (п. 1, подп. 5 п. 2 ст. 286.1 Налогового кодекса РФ). Такая льгота предусматривается, например, в Московской области <2>.
Статья: Договор о комплексном развитии территории: правовая природа и существенные условия
(Кирсанов А.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)В договор о КРТ, помимо условий о координации действий сторон по реализации проекта КРТ, могут быть включены условия, предусматривающие безвозмездную передачу публичному партнеру денежных средств для выплаты гражданам возмещения за изымаемые жилые помещения, а также условия безвозмездной передачи и оформления в публичную собственность объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, созданных частным партнером за свой счет.
(Кирсанов А.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)В договор о КРТ, помимо условий о координации действий сторон по реализации проекта КРТ, могут быть включены условия, предусматривающие безвозмездную передачу публичному партнеру денежных средств для выплаты гражданам возмещения за изымаемые жилые помещения, а также условия безвозмездной передачи и оформления в публичную собственность объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, созданных частным партнером за свой счет.
Статья: Изъятие жилья у военнослужащих и силовиков - споры
(Кирина А.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Для этой категории дел основным поводом к возникновению споров является размер возмещения за изымаемое жилье. А также вопросы, связанные с характеристиками жилья, предоставляемого взамен изымаемого.
(Кирина А.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Для этой категории дел основным поводом к возникновению споров является размер возмещения за изымаемое жилье. А также вопросы, связанные с характеристиками жилья, предоставляемого взамен изымаемого.
Статья: Проблемы защиты права частной собственности в условиях реализации мероприятий программы комплексного развития
(Челышева Н.Ю.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Основным началом правового регулирования комплексного развития территорий в безусловном порядке должна быть признана недопустимость ухудшения качества жизни человека, жилое помещение которого было принудительно изъято в ходе реализации мероприятий программы, по сравнению с тем, которое у него было до момента изъятия. Под качеством жизни в данном случае следует понимать не только сохранение размера вновь предоставленного жилого помещения не менее чем ранее занимаемого. Основополагающие цели комплексного развития территорий по повышению социального благополучия населения, облегчения доступа к объектам образования, здравоохранения и культуры должны быть направлены в первую очередь на защиту прав и охраняемых законом интересов тех граждан, положение которых подлежит ущемлению на первоначальных этапах реализации проекта реновации. В связи с этим представляется недопустимой и противоречащей Конституции России неоправданно предоставленная свобода органам законодательной власти регионов по своему усмотрению обозначать пределы своих обязательств по предоставлению возмещения собственникам изымаемых жилых помещений. Прямым нарушением федерального гражданского законодательства является устранение обязанности регионов и муниципальных образований по выплате справедливого и равноценного возмещения убытков, причиненных гражданам вследствие принудительного прекращения их права собственности в целях реализации проекта комплексного развития территорий.
(Челышева Н.Ю.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Основным началом правового регулирования комплексного развития территорий в безусловном порядке должна быть признана недопустимость ухудшения качества жизни человека, жилое помещение которого было принудительно изъято в ходе реализации мероприятий программы, по сравнению с тем, которое у него было до момента изъятия. Под качеством жизни в данном случае следует понимать не только сохранение размера вновь предоставленного жилого помещения не менее чем ранее занимаемого. Основополагающие цели комплексного развития территорий по повышению социального благополучия населения, облегчения доступа к объектам образования, здравоохранения и культуры должны быть направлены в первую очередь на защиту прав и охраняемых законом интересов тех граждан, положение которых подлежит ущемлению на первоначальных этапах реализации проекта реновации. В связи с этим представляется недопустимой и противоречащей Конституции России неоправданно предоставленная свобода органам законодательной власти регионов по своему усмотрению обозначать пределы своих обязательств по предоставлению возмещения собственникам изымаемых жилых помещений. Прямым нарушением федерального гражданского законодательства является устранение обязанности регионов и муниципальных образований по выплате справедливого и равноценного возмещения убытков, причиненных гражданам вследствие принудительного прекращения их права собственности в целях реализации проекта комплексного развития территорий.
"Защита ответчика против группового иска: монография"
(Домшенко В.Г.)
("Статут", 2024)Рассмотрим пример из российской судебной практики <1>. Группа лиц обратилась с групповым иском к администрации об установлении выкупной стоимости указанных жилых помещений в определенном размере и взыскании с ответчика возмещения за изымаемые жилые помещения. Администрация предъявила к истцам по первоначальному иску (стр. 17 судебного решения, выделено нами. - В.Д.) встречный иск о выкупе жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, определении выкупной стоимости жилых помещений, возложении обязанности заключить соглашения об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества. Между тем в резолютивной части судебного решения можно увидеть следующее: "Встречные исковые требования администрации г. Ставрополя к А.А.Б., которая ведет дело в интересах группы лиц, о выкупе жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, определении выкупной стоимости жилого помещения, - удовлетворить" (стр. 65 - 66 судебного решения, выделено нами. - В.Д.).
(Домшенко В.Г.)
("Статут", 2024)Рассмотрим пример из российской судебной практики <1>. Группа лиц обратилась с групповым иском к администрации об установлении выкупной стоимости указанных жилых помещений в определенном размере и взыскании с ответчика возмещения за изымаемые жилые помещения. Администрация предъявила к истцам по первоначальному иску (стр. 17 судебного решения, выделено нами. - В.Д.) встречный иск о выкупе жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, определении выкупной стоимости жилых помещений, возложении обязанности заключить соглашения об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества. Между тем в резолютивной части судебного решения можно увидеть следующее: "Встречные исковые требования администрации г. Ставрополя к А.А.Б., которая ведет дело в интересах группы лиц, о выкупе жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, определении выкупной стоимости жилого помещения, - удовлетворить" (стр. 65 - 66 судебного решения, выделено нами. - В.Д.).
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)7. Согласно ч. 8 комментируемой статьи другое жилое помещение взамен изымаемого в случае изъятия жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)7. Согласно ч. 8 комментируемой статьи другое жилое помещение взамен изымаемого в случае изъятия жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Ситуация: Как переселиться из аварийного жилья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.1. Если многоквартирный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то в общем случае гражданин вправе рассчитывать только на возмещение за изымаемое жилое помещение.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.1. Если многоквартирный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то в общем случае гражданин вправе рассчитывать только на возмещение за изымаемое жилое помещение.