Воспитатель обрАзование
Подборка наиболее важных документов по запросу Воспитатель обрАзование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28 "Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации""Вопреки доводам ответчиков, тот факт, что инвентарь на детской игровой площадке соответствует техническим регламентам не освобождает воспитателей детского дошкольного образовательного учреждения от обязанности осуществлять контроль за всеми воспитанниками без исключения."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 4 "Действие гражданского законодательства во времени" ГК РФ"Ссылка представителя истца Р. в суде апелляционной инстанции на Приказ Минтруда и соцзащиты Российской Федерации от 21 ноября 2023 года N 819н "Об установлении тождества наименования должности "инструктор по физической культуре" (в дошкольном образовательном учреждении) наименованию должности "воспитатель", не имеет правового значения, поскольку согласно положениям статьи 4 Гражданским кодексом Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Следовательно, согласно действию закона во времени, он регулирует отношения, возникшие со дня его вступления в законную силу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкцийДолжностная инструкция воспитателя (старшего воспитателя (кроме воспитателя, старшего воспитателя в дошкольной образовательной организации)) (с учетом профессионального стандарта) >>>
Готовое решение: Какие виды отпусков полагаются педагогическим работникам
(КонсультантПлюс, 2025)Рассмотрим на примерах. Работница - воспитатель дошкольной образовательной организации, ежегодный основной оплачиваемый отпуск которой составляет 42 календарных дня, попросила предоставить его полной продолжительности перед декретом (отпуском по беременности и родам). При этом работница не использовала такой отпуск в текущем рабочем году, а со дня ее трудоустройства прошло пять месяцев непрерывной работы. В этом случае вы обязаны предоставить работнице такой отпуск на 42 календарных дня. Или, например, учитель общеобразовательной организации, у которого по закону ежегодный основной оплачиваемый отпуск составляет 56 календарных дней, просит предоставить его перед декретом. При этом в текущем рабочем году эта работница уже была в таком ежегодном отпуске и у нее осталось лишь 14 неиспользованных календарных дней отпуска. В этом случае вы обязаны предоставить ей отпуск на то количество дней, которое она просит, но в пределах 14 календарных дней. Это следует, в частности, из абз. 2 ч. 3 ст. 122, ч. 4 ст. 123, ст. ст. 260, 334 ТК РФ, подраздела 2 разд. I Номенклатуры, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 N 225, п. 1 разд. I, п. 1 разд. III Приложения к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2024 N 415.
(КонсультантПлюс, 2025)Рассмотрим на примерах. Работница - воспитатель дошкольной образовательной организации, ежегодный основной оплачиваемый отпуск которой составляет 42 календарных дня, попросила предоставить его полной продолжительности перед декретом (отпуском по беременности и родам). При этом работница не использовала такой отпуск в текущем рабочем году, а со дня ее трудоустройства прошло пять месяцев непрерывной работы. В этом случае вы обязаны предоставить работнице такой отпуск на 42 календарных дня. Или, например, учитель общеобразовательной организации, у которого по закону ежегодный основной оплачиваемый отпуск составляет 56 календарных дней, просит предоставить его перед декретом. При этом в текущем рабочем году эта работница уже была в таком ежегодном отпуске и у нее осталось лишь 14 неиспользованных календарных дней отпуска. В этом случае вы обязаны предоставить ей отпуск на то количество дней, которое она просит, но в пределах 14 календарных дней. Это следует, в частности, из абз. 2 ч. 3 ст. 122, ч. 4 ст. 123, ст. ст. 260, 334 ТК РФ, подраздела 2 разд. I Номенклатуры, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 N 225, п. 1 разд. I, п. 1 разд. III Приложения к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2024 N 415.
Нормативные акты
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
(ред. от 05.08.2016)
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)Зарегистрировано в Минюсте России 6 декабря 2013 г. N 30550
(ред. от 05.08.2016)
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)Зарегистрировано в Минюсте России 6 декабря 2013 г. N 30550
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Следует отметить, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, выступают в трех ипостасях. Это и образовательное учреждение, и работодатель, и воспитатель.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Следует отметить, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, выступают в трех ипостасях. Это и образовательное учреждение, и работодатель, и воспитатель.
Статья: Опасен ли будущему работодателю уволенный по статье?
(Васильева К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)- воспитатели организаций дошкольного образования (яслей, детских садов);
(Васильева К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)- воспитатели организаций дошкольного образования (яслей, детских садов);
Ситуация: Как организовать семейный детский сад?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В г. Москве семейный детский сад организуется в многодетных семьях (по месту проживания семьи) в качестве структурного подразделения государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - ГОУ). При этом один из родителей (законных представителей) оформляется в ГОУ на работу в соответствии с имеющимся у него образованием на должность воспитателя или помощника воспитателя/младшего воспитателя (п. п. 1.1, 1.2, 2.2 Примерного положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 951-ПП; п. п. 1.2, 1.4, 1.6, 3.1, 3.3 Стандарта, утв. Приказом ДОНМ от 01.04.2022 N 244).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В г. Москве семейный детский сад организуется в многодетных семьях (по месту проживания семьи) в качестве структурного подразделения государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - ГОУ). При этом один из родителей (законных представителей) оформляется в ГОУ на работу в соответствии с имеющимся у него образованием на должность воспитателя или помощника воспитателя/младшего воспитателя (п. п. 1.1, 1.2, 2.2 Примерного положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 951-ПП; п. п. 1.2, 1.4, 1.6, 3.1, 3.3 Стандарта, утв. Приказом ДОНМ от 01.04.2022 N 244).
Статья: Строительство пенитенциарной системы в Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республике: сравнительный анализ
(Степанов М.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 4)Доставшаяся в наследство от СССР пенитенциарная система России в это время испытывала серьезные трудности. Так, большинство имевшихся следственных изоляторов требовало реконструкции и ремонта. 65% из них были построены до 1917 г., а 14% - в период между 1918 и 1945 гг. 15% следственных изоляторов вообще не были пригодны для эксплуатации. В то же время количество содержащихся в них арестованных постоянно росло. В январе 1991 г. в следственных изоляторах находилось 217 тыс. человек, в феврале того же года - 220 тыс. человек, а в марте - уже 222 тыс. человек. Не лучшим образом обстояло дело и с местами отбывания уголовного наказания. Например, в 30 областях России отсутствовали колонии общего режима, а в 58 - усиленного. В 26 республиках, областях и краях не имелось воспитательно-трудовых колоний. Ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров. Так, в воспитательно-трудовых колониях около половины воспитателей не имели высшего образования, только у 18% из них стаж работы превышал 10 лет. Материальное положение сотрудников системы исполнения наказания было достаточно скромным, 45 тысяч из них нуждались в улучшении жилищных условий. Большинство сотрудников пенитенциарной системы были недовольны своим социальным статусом, их жизненный уровень снижался <1>.
(Степанов М.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 4)Доставшаяся в наследство от СССР пенитенциарная система России в это время испытывала серьезные трудности. Так, большинство имевшихся следственных изоляторов требовало реконструкции и ремонта. 65% из них были построены до 1917 г., а 14% - в период между 1918 и 1945 гг. 15% следственных изоляторов вообще не были пригодны для эксплуатации. В то же время количество содержащихся в них арестованных постоянно росло. В январе 1991 г. в следственных изоляторах находилось 217 тыс. человек, в феврале того же года - 220 тыс. человек, а в марте - уже 222 тыс. человек. Не лучшим образом обстояло дело и с местами отбывания уголовного наказания. Например, в 30 областях России отсутствовали колонии общего режима, а в 58 - усиленного. В 26 республиках, областях и краях не имелось воспитательно-трудовых колоний. Ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров. Так, в воспитательно-трудовых колониях около половины воспитателей не имели высшего образования, только у 18% из них стаж работы превышал 10 лет. Материальное положение сотрудников системы исполнения наказания было достаточно скромным, 45 тысяч из них нуждались в улучшении жилищных условий. Большинство сотрудников пенитенциарной системы были недовольны своим социальным статусом, их жизненный уровень снижался <1>.
Статья: Участие педагога, педагогического работника и психолога в судебной деятельности: вопросы унификации процессуального законодательства
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Участие психолога в допросе несовершеннолетнего свидетеля по гражданскому делу законом не предусмотрено до сих пор. При этом некоторые авторы считают, что в ч. 1 ст. 179 ГПК РФ следует заменить педагогического работника на педагога-психолога <14>. На наш взгляд, данная точка зрения является спорной, поскольку согласно номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2022 г. N 225, педагог-психолог отнесен к педагогическим работникам (наряду с учителем, социальным педагогом, педагогом-организатором и др.), поэтому суд и при действующем правовом регулировании не лишен возможности обеспечить участие лица, занимающего должность педагога-психолога, в допросе несовершеннолетнего свидетеля. К тому же, как показывает практика, чаще всего на допросы приглашают именно учителей, т.е. педагогических работников, для которых Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н утвержден профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Вместе с тем необходимость допроса несовершеннолетнего с участием психолога не так часто, но возникает, например, в случаях, когда ребенок отстает в развитии, страдает психическим расстройством или характеризуется акцентуациями личности. Поэтому в целях унификации процессуального законодательства считаем необходимым предусмотреть в ч. 1 ст. 179 ГПК РФ и ч. 1 ст. 162 КАС РФ возможность участия психолога (альтернативно педагогическому работнику) в допросе несовершеннолетнего свидетеля.
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Участие психолога в допросе несовершеннолетнего свидетеля по гражданскому делу законом не предусмотрено до сих пор. При этом некоторые авторы считают, что в ч. 1 ст. 179 ГПК РФ следует заменить педагогического работника на педагога-психолога <14>. На наш взгляд, данная точка зрения является спорной, поскольку согласно номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2022 г. N 225, педагог-психолог отнесен к педагогическим работникам (наряду с учителем, социальным педагогом, педагогом-организатором и др.), поэтому суд и при действующем правовом регулировании не лишен возможности обеспечить участие лица, занимающего должность педагога-психолога, в допросе несовершеннолетнего свидетеля. К тому же, как показывает практика, чаще всего на допросы приглашают именно учителей, т.е. педагогических работников, для которых Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н утвержден профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Вместе с тем необходимость допроса несовершеннолетнего с участием психолога не так часто, но возникает, например, в случаях, когда ребенок отстает в развитии, страдает психическим расстройством или характеризуется акцентуациями личности. Поэтому в целях унификации процессуального законодательства считаем необходимым предусмотреть в ч. 1 ст. 179 ГПК РФ и ч. 1 ст. 162 КАС РФ возможность участия психолога (альтернативно педагогическому работнику) в допросе несовершеннолетнего свидетеля.
Готовое решение: В каком порядке заменить часть отпуска денежной компенсацией педагогическим работникам
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, в период работы по письменному заявлению педагога вы можете, если согласны, заменить ему денежной компенсацией часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней. При этом педагогический работник не должен относиться к тем, кому такая замена запрещена. Например, воспитателю дошкольной образовательной организации по его письменному заявлению из положенных 42 календарных дней ежегодного основного удлиненного отпуска можно заменить денежной компенсацией не более 14 календарных дней отпуска. Если такой воспитатель работает, в частности, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в связи с чем ему полагается 56 календарных дней указанного отпуска, заменить денежной компенсацией по заявлению работника можно не более 28 календарных дней этого отпуска (ч. 1, 3 ст. 126, ст. 334 ТК РФ, п. 3 ч. 5 ст. 47 Закона об образовании, подраздел 2 разд. I Номенклатуры, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 N 225, п. п. 1, 4 разд. I Приложения к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2024 N 415, Письмо Роструда от 11.10.2023 N ПГ/21367-6-1).
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, в период работы по письменному заявлению педагога вы можете, если согласны, заменить ему денежной компенсацией часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней. При этом педагогический работник не должен относиться к тем, кому такая замена запрещена. Например, воспитателю дошкольной образовательной организации по его письменному заявлению из положенных 42 календарных дней ежегодного основного удлиненного отпуска можно заменить денежной компенсацией не более 14 календарных дней отпуска. Если такой воспитатель работает, в частности, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в связи с чем ему полагается 56 календарных дней указанного отпуска, заменить денежной компенсацией по заявлению работника можно не более 28 календарных дней этого отпуска (ч. 1, 3 ст. 126, ст. 334 ТК РФ, п. 3 ч. 5 ст. 47 Закона об образовании, подраздел 2 разд. I Номенклатуры, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 N 225, п. п. 1, 4 разд. I Приложения к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2024 N 415, Письмо Роструда от 11.10.2023 N ПГ/21367-6-1).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Например, в Профессиональном стандарте "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утв. Приказом Минтруда от 18.10.2013 N 544н, перечислены различные трудовые функции, свойственные данной профессии, среди которых есть функция "Обучение" (она же - общепедагогическая функция).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Например, в Профессиональном стандарте "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утв. Приказом Минтруда от 18.10.2013 N 544н, перечислены различные трудовые функции, свойственные данной профессии, среди которых есть функция "Обучение" (она же - общепедагогическая функция).
Готовое решение: Какие особенности предоставления педагогическим работникам длительного отпуска (до одного года) без сохранения зарплаты
(КонсультантПлюс, 2025)должности педагогических работников указаны в разд. I Номенклатуры, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 N 225. Это, в частности, профессорско-преподавательский состав, учителя, воспитатели, логопеды (ст. 335 ТК РФ, п. 4 ч. 5 ст. 47 Закона об образовании, п. 1 Порядка, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.03.2025 N 236);
(КонсультантПлюс, 2025)должности педагогических работников указаны в разд. I Номенклатуры, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 N 225. Это, в частности, профессорско-преподавательский состав, учителя, воспитатели, логопеды (ст. 335 ТК РФ, п. 4 ч. 5 ст. 47 Закона об образовании, п. 1 Порядка, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.03.2025 N 236);