Военный жилищный сертификат
Подборка наиболее важных документов по запросу Военный жилищный сертификат (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние государственной политики, направленной на улучшение жилищных условий, на имущественные отношения супругов
(Тагаева С.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 3)Сложности возникают с определением правового режима недвижимого имущества, приобретенного военнослужащим по программе "Военная ипотека" путем оплаты целевым жилищным сертификатом. По мнению Л.Б. Максимович, оплата 100% стоимости купленной квартиры за счет военной ипотеки позволяет признать держателя жилищного сертификата ее собственником <5>. Для признания жилого помещения совместно нажитым должен учитываться вклад другого супруга в виде личного имущества, совместно нажитого имущества или средств материнского (семейного) капитала в его покупку <6>. Иной позиции придерживается О.В. Куспанова, считающая, что "обеспечение жильем военнослужащих является мерой государственной" и "приобретаемое военнослужащим жилое помещение в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих должно являться собственностью не только военнослужащего и членов его семьи" <7>. Аналогичные выводы делает Е.А. Свининых, указывая, что "имущество, приобретенное участником накопительно-ипотечной системы в период брака с привлечением заемных средств по договорам целевого жилищного займа и ипотечного кредита (займа), принадлежит супругам права общей совместной собственности" и долговые обязательства по этим договорам тоже являются общими <8>.
(Тагаева С.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 3)Сложности возникают с определением правового режима недвижимого имущества, приобретенного военнослужащим по программе "Военная ипотека" путем оплаты целевым жилищным сертификатом. По мнению Л.Б. Максимович, оплата 100% стоимости купленной квартиры за счет военной ипотеки позволяет признать держателя жилищного сертификата ее собственником <5>. Для признания жилого помещения совместно нажитым должен учитываться вклад другого супруга в виде личного имущества, совместно нажитого имущества или средств материнского (семейного) капитала в его покупку <6>. Иной позиции придерживается О.В. Куспанова, считающая, что "обеспечение жильем военнослужащих является мерой государственной" и "приобретаемое военнослужащим жилое помещение в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих должно являться собственностью не только военнослужащего и членов его семьи" <7>. Аналогичные выводы делает Е.А. Свининых, указывая, что "имущество, приобретенное участником накопительно-ипотечной системы в период брака с привлечением заемных средств по договорам целевого жилищного займа и ипотечного кредита (займа), принадлежит супругам права общей совместной собственности" и долговые обязательства по этим договорам тоже являются общими <8>.
Статья: Социальный интерес в финансовом праве
(Короп И.И.)
("Финансовое право", 2025, N 4)Более того, в настоящее время можно говорить о проявлении территориального социального интереса, который может проявляться в существующей в России модели бюджетного федерализма при осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, а именно в желании максимально сохранить расходуемые бюджетные средства в экономике региона <22>. В качестве примера можно привести конфликт интересов, возникший при расходовании средств областного бюджета из-за спорного решения региональных властей Курской области <23> о необходимости расходования полученных гражданами жилищных сертификатов на покупку жилья, взамен утраченного в результате военных действий, только на территории Курской области. Такое решение было связано с желанием поддержать строительные компании Курской области. Однако, когда количество сертификатов резко увеличилось, это привело к значительному росту стоимости жилья в регионе и, как результат, к отрицательному внешнему эффекту для всего общества. В итоге первоначальное решение региональных властей было отменено, и курянам разрешили использовать сертификаты при покупке жилья в других субъектах Российской Федерации, а также для восстановления разрушенных домов <24>. В Постановление от 7 сентября 2024 г. N 635-пп были внесены изменения, и приобретение (строительство) жилых помещений стало возможно на территории РФ, но "за исключением населенных пунктов, расположенных в пограничной зоне".
(Короп И.И.)
("Финансовое право", 2025, N 4)Более того, в настоящее время можно говорить о проявлении территориального социального интереса, который может проявляться в существующей в России модели бюджетного федерализма при осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, а именно в желании максимально сохранить расходуемые бюджетные средства в экономике региона <22>. В качестве примера можно привести конфликт интересов, возникший при расходовании средств областного бюджета из-за спорного решения региональных властей Курской области <23> о необходимости расходования полученных гражданами жилищных сертификатов на покупку жилья, взамен утраченного в результате военных действий, только на территории Курской области. Такое решение было связано с желанием поддержать строительные компании Курской области. Однако, когда количество сертификатов резко увеличилось, это привело к значительному росту стоимости жилья в регионе и, как результат, к отрицательному внешнему эффекту для всего общества. В итоге первоначальное решение региональных властей было отменено, и курянам разрешили использовать сертификаты при покупке жилья в других субъектах Российской Федерации, а также для восстановления разрушенных домов <24>. В Постановление от 7 сентября 2024 г. N 635-пп были внесены изменения, и приобретение (строительство) жилых помещений стало возможно на территории РФ, но "за исключением населенных пунктов, расположенных в пограничной зоне".
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"Военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"Военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)В марте и мае 2008 года решениями жилищной комиссии воинской части, в которой административный истец проходил военную службу, он вместе с членами семьи (супруга и трое детей) признан нуждающимся в жилом помещении на территории Российской Федерации как военнослужащий, подлежащий увольнению в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и включен в список лиц для получения государственного жилищного сертификата.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)В марте и мае 2008 года решениями жилищной комиссии воинской части, в которой административный истец проходил военную службу, он вместе с членами семьи (супруга и трое детей) признан нуждающимся в жилом помещении на территории Российской Федерации как военнослужащий, подлежащий увольнению в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и включен в список лиц для получения государственного жилищного сертификата.
Вопрос: О льготных ипотечных программах в рамках господдержки по улучшению жилищных условий граждан РФ, в том числе работников организаций оборонно-промышленного комплекса.
(Письмо Минфина России от 30.08.2024 N 05-05-08/82311)Программа субсидирования процентной ставки до уровня 2% годовых по кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации, приобретающим жилые помещения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также гражданам Российской Федерации, ранее проживавшим на территории Херсонской области и получившим меру государственной поддержки для улучшения своих жилищных условий в виде государственного жилищного сертификата - на территории субъекта Российской Федерации, указанного в таком сертификате.
(Письмо Минфина России от 30.08.2024 N 05-05-08/82311)Программа субсидирования процентной ставки до уровня 2% годовых по кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации, приобретающим жилые помещения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также гражданам Российской Федерации, ранее проживавшим на территории Херсонской области и получившим меру государственной поддержки для улучшения своих жилищных условий в виде государственного жилищного сертификата - на территории субъекта Российской Федерации, указанного в таком сертификате.
Статья: Социально-обеспечительные компенсационные выплаты и компенсационная функция права социального обеспечения: проблемы теории
(Маматказин И.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Такой неоднозначный подход к социально-обеспечительным компенсациям, безусловно, вызывает вопросы и возражения. Во-первых, достаточно спорной видится возможность включения отношений по социальной защите граждан в случае стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в предмет права социального обеспечения. Скорее всего, это проблемы не социального обеспечения, а социальной защиты. Во-вторых, обеспечение жильем в натуральной форме в рамках социального обеспечения возможно, наверное, только в отношении детей-сирот и ветеранов Великой Отечественной войны. Предоставление жилья лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, производится посредством государственных жилищных сертификатов, что фактически является особой формой социальной защиты. Буквальное следование положениям классика социального обеспечения вряд ли является оправданным. Необходимо учитывать, что В.С. Андреев формулировал свои взгляды, исходя из социальной и экономической ситуации 1960 - 1970-х гг. Нужно понимать, что в период государственной экономики, стабильного уровня заработной платы, отсутствия инфляции все виды предоставления денежных выплат со стороны государства можно было квалифицировать как пенсии и пособия. И те незначительные по количеству видов и объему денежных средств компенсационные выплаты расценивались либо как подвид пособий, либо как особая форма социальной помощи. В настоящее время теория права социального обеспечения требует развития и продвижения вперед с учетом наличия новых форм и видов социального обеспечения. Тем более что суждение В.С. Андреева о видах социального обеспечения не носило категоричного характера.
(Маматказин И.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Такой неоднозначный подход к социально-обеспечительным компенсациям, безусловно, вызывает вопросы и возражения. Во-первых, достаточно спорной видится возможность включения отношений по социальной защите граждан в случае стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в предмет права социального обеспечения. Скорее всего, это проблемы не социального обеспечения, а социальной защиты. Во-вторых, обеспечение жильем в натуральной форме в рамках социального обеспечения возможно, наверное, только в отношении детей-сирот и ветеранов Великой Отечественной войны. Предоставление жилья лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, производится посредством государственных жилищных сертификатов, что фактически является особой формой социальной защиты. Буквальное следование положениям классика социального обеспечения вряд ли является оправданным. Необходимо учитывать, что В.С. Андреев формулировал свои взгляды, исходя из социальной и экономической ситуации 1960 - 1970-х гг. Нужно понимать, что в период государственной экономики, стабильного уровня заработной платы, отсутствия инфляции все виды предоставления денежных выплат со стороны государства можно было квалифицировать как пенсии и пособия. И те незначительные по количеству видов и объему денежных средств компенсационные выплаты расценивались либо как подвид пособий, либо как особая форма социальной помощи. В настоящее время теория права социального обеспечения требует развития и продвижения вперед с учетом наличия новых форм и видов социального обеспечения. Тем более что суждение В.С. Андреева о видах социального обеспечения не носило категоричного характера.