Внешнее управление это
Подборка наиболее важных документов по запросу Внешнее управление это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 96 "Порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве""По смыслу части 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве определение о введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления направляется арбитражным судом судебному приставу-исполнителю. Действия в связи со снятием ареста совершаются судебным приставом-исполнителем в разумный срок после получения этого определения. Для их совершения не требуется ходатайств или заявлений со стороны участников исполнительного производства и третьих лиц. Приостановление исполнительного производства не препятствует совершению судебным приставом-исполнителем указанных действий."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 96 "Порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве""По смыслу части 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве определение о введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления направляется арбитражным судом судебному приставу-исполнителю. Действия в связи со снятием ареста совершаются судебным приставом-исполнителем в разумный срок после получения этого определения. Для их совершения не требуется ходатайств или заявлений со стороны участников исполнительного производства и третьих лиц. Приостановление исполнительного производства не препятствует совершению судебным приставом-исполнителем указанных действий (абзац 2)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Контролируемые иностранные компании: порядок признания и обязанности контролирующих лиц
(КонсультантПлюс, 2025)Если в отношении КИК или ее контролирующего лица иностранные государства (объединения стран, международные финансовые и иные организации) приняли меры, приводящие к введению принудительного внешнего управления этой КИК, контролирующее лицо вправе уведомить налоговый орган о прекращении участия в этой компании (п. 3 ст. 25.14 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в отношении КИК или ее контролирующего лица иностранные государства (объединения стран, международные финансовые и иные организации) приняли меры, приводящие к введению принудительного внешнего управления этой КИК, контролирующее лицо вправе уведомить налоговый орган о прекращении участия в этой компании (п. 3 ст. 25.14 НК РФ).
Готовое решение: По каким основаниям приостанавливается исполнительное производство
(КонсультантПлюс, 2025)применение в отношении должника-организации банкротных процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления. Это не касается исполнительного производства по ряду требований исполнительных документов, возникших до введения указанных процедур. К ним относятся требования о выплате авторского вознаграждения, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании задолженности по текущим платежам, заработной плате (ч. 1 ст. 96 Закона об исполнительном производстве);
(КонсультантПлюс, 2025)применение в отношении должника-организации банкротных процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления. Это не касается исполнительного производства по ряду требований исполнительных документов, возникших до введения указанных процедур. К ним относятся требования о выплате авторского вознаграждения, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании задолженности по текущим платежам, заработной плате (ч. 1 ст. 96 Закона об исполнительном производстве);
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;
Статья: Верховный Суд РФ об арбитражном управлении
(Мельников В.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 12)Ситуация, в которой управляющий становится руководителем производственных процессов, характерна для процедуры внешнего управления. Эта процедура призвана восстановить платежеспособность компании под контролем арбитражного управляющего. Однако, когда речь идет о процедуре внешнего управления, управляющий заранее об этом осведомлен и может объективно оценить свои силы. В процедуре же конкурсного производства речь о продолжении текущей деятельности предприятия обычно не ведется, а потому управляющий не может ожидать, что от него потребуется не просто "бумажная работа", а реальная организация производственного процесса.
(Мельников В.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 12)Ситуация, в которой управляющий становится руководителем производственных процессов, характерна для процедуры внешнего управления. Эта процедура призвана восстановить платежеспособность компании под контролем арбитражного управляющего. Однако, когда речь идет о процедуре внешнего управления, управляющий заранее об этом осведомлен и может объективно оценить свои силы. В процедуре же конкурсного производства речь о продолжении текущей деятельности предприятия обычно не ведется, а потому управляющий не может ожидать, что от него потребуется не просто "бумажная работа", а реальная организация производственного процесса.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)К реабилитационным процедурам относятся финансовое оздоровление и внешнее управление: они направлены на восстановление платежеспособности должника. Сущностное отличие между ними состоит в том, что в рамках финансового оздоровления административный управляющий осуществляет контрольно-надзорные функции, тогда как весь комплекс реабилитационных мероприятий (например, докапитализация лица, изменение структуры производства, замещение активов) осуществляет исполнительный орган юридического лица. Во внешнем управлении эти мероприятия осуществляет внешний управляющий, а исполнительный орган юридического лица прекращает свою деятельность. Если эти мероприятия не позволили восстановить платежеспособность должника, то собрание кредиторов может ходатайствовать перед судом (или суд по своей инициативе) о введении ликвидационной процедуры - конкурсного производства.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)К реабилитационным процедурам относятся финансовое оздоровление и внешнее управление: они направлены на восстановление платежеспособности должника. Сущностное отличие между ними состоит в том, что в рамках финансового оздоровления административный управляющий осуществляет контрольно-надзорные функции, тогда как весь комплекс реабилитационных мероприятий (например, докапитализация лица, изменение структуры производства, замещение активов) осуществляет исполнительный орган юридического лица. Во внешнем управлении эти мероприятия осуществляет внешний управляющий, а исполнительный орган юридического лица прекращает свою деятельность. Если эти мероприятия не позволили восстановить платежеспособность должника, то собрание кредиторов может ходатайствовать перед судом (или суд по своей инициативе) о введении ликвидационной процедуры - конкурсного производства.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Понятие внешнего управления, порядок и последствия его введения. Внешнее управление - это процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст. 2 Закона о банкротстве). Внешнее управление вводится определением суда на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве. Так, суд, несмотря на наличие признаков банкротства должника, может вынести определение о введении внешнего управления, если у него есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (ст. 75 Закона о банкротстве). Такие исключения в литературе подвергаются обоснованной критике как допускающие влияние на суд со стороны различных лиц и административных органов <1>. Выбор процедуры, подлежащей применению к должнику в деле о банкротстве, должен принадлежать кредиторам, а не суду.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Понятие внешнего управления, порядок и последствия его введения. Внешнее управление - это процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст. 2 Закона о банкротстве). Внешнее управление вводится определением суда на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве. Так, суд, несмотря на наличие признаков банкротства должника, может вынести определение о введении внешнего управления, если у него есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (ст. 75 Закона о банкротстве). Такие исключения в литературе подвергаются обоснованной критике как допускающие влияние на суд со стороны различных лиц и административных органов <1>. Выбор процедуры, подлежащей применению к должнику в деле о банкротстве, должен принадлежать кредиторам, а не суду.
Статья: Предпосылки для принятия нового закона о банкротстве
(Растегаев В.М.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Начнем с формирования реестра требований кредиторов должника. Самые часто применяемые нормы (статьи 16, 71 и 100) по необъяснимой причине разбросаны по всему Закону о банкротстве. Самостоятельные статьи, посвященные данному институту, имеются в главах о процедурах наблюдения и внешнего управления. При этом глава о конкурсном производстве (наиболее часто применяемой процедуре) собственной статьи не содержит и отсылает к положениям статьи 100. Отдельно стоит отметить, что статьи 71 и 100 Закона о банкротстве в большинстве положений дублируют друг друга и могут быть успешно заменены одной статьей, где будут расписаны как общие нормы для всех процедур банкротства, так и специальные положения, обусловленные спецификой конкретной процедуры. Также, по нашему искреннему убеждению, институт субординации требований кредиторов, фактически введенный посредством Обзора практики ВС РФ <3>, должен быть прямо урегулирован законом, тем более что некоторые проблемные вопросы (например, допустимость и критерии субординации текущих требований) до сих пор судебной практикой окончательно не разрешены.
(Растегаев В.М.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Начнем с формирования реестра требований кредиторов должника. Самые часто применяемые нормы (статьи 16, 71 и 100) по необъяснимой причине разбросаны по всему Закону о банкротстве. Самостоятельные статьи, посвященные данному институту, имеются в главах о процедурах наблюдения и внешнего управления. При этом глава о конкурсном производстве (наиболее часто применяемой процедуре) собственной статьи не содержит и отсылает к положениям статьи 100. Отдельно стоит отметить, что статьи 71 и 100 Закона о банкротстве в большинстве положений дублируют друг друга и могут быть успешно заменены одной статьей, где будут расписаны как общие нормы для всех процедур банкротства, так и специальные положения, обусловленные спецификой конкретной процедуры. Также, по нашему искреннему убеждению, институт субординации требований кредиторов, фактически введенный посредством Обзора практики ВС РФ <3>, должен быть прямо урегулирован законом, тем более что некоторые проблемные вопросы (например, допустимость и критерии субординации текущих требований) до сих пор судебной практикой окончательно не разрешены.
Статья: О законодательном регулировании продуцирования, применения и пользования смарт-систем
(Нестеров А.В.)
("Юрист", 2024, N 6)На наш взгляд, нет смысла обсуждать правосубъектность ИИ как не обладающего субъективными свойствами человека в виде автономной воли, представлений о добре и зле, истине и лжи, справедливости и несправедливости, так как для юридически значимых целей смарт-система может выступить только в автоматизированном режиме. Для автоматических режимов функционирования смарт-систем они должны пройти сертификацию на предмет соответствия требованиям безопасности. В частности, к таким системам можно отнести беспилотные транспортные средства (беспилотные автомобили, катера и/или коптеры), оснащенные радиоэлектронными гаджетами. Отметим, что злоумышленники могут получить внешнее управление всех этих гаджетов и смарт-систем, поэтому допускать их к эксплуатации можно только при наличии у них подсистемы обеспечения безопасности.
(Нестеров А.В.)
("Юрист", 2024, N 6)На наш взгляд, нет смысла обсуждать правосубъектность ИИ как не обладающего субъективными свойствами человека в виде автономной воли, представлений о добре и зле, истине и лжи, справедливости и несправедливости, так как для юридически значимых целей смарт-система может выступить только в автоматизированном режиме. Для автоматических режимов функционирования смарт-систем они должны пройти сертификацию на предмет соответствия требованиям безопасности. В частности, к таким системам можно отнести беспилотные транспортные средства (беспилотные автомобили, катера и/или коптеры), оснащенные радиоэлектронными гаджетами. Отметим, что злоумышленники могут получить внешнее управление всех этих гаджетов и смарт-систем, поэтому допускать их к эксплуатации можно только при наличии у них подсистемы обеспечения безопасности.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Кроме того, речь может идти и об относительных характеристиках (показателях). Так, в одном из дел суд кассационной инстанции указал, что "представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют об улучшении финансового состояния должника и показателей его платежеспособности, изменении структуры дебиторской и кредиторской задолженности, возникновении резервов за счет увеличения объемов производства и продаж" <1>. Конечно, возникают вопросы о том, почему исследовались именно эти характеристики (показатели) и какие значения данных относительных характеристик (показателей) дают возможность перехода во внешнее управление. Эти вопросы остаются в судебном акте без ответа. К тому же говорит ли само по себе улучшение характеристик (показателей) о возможности восстановления платежеспособности?
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Кроме того, речь может идти и об относительных характеристиках (показателях). Так, в одном из дел суд кассационной инстанции указал, что "представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют об улучшении финансового состояния должника и показателей его платежеспособности, изменении структуры дебиторской и кредиторской задолженности, возникновении резервов за счет увеличения объемов производства и продаж" <1>. Конечно, возникают вопросы о том, почему исследовались именно эти характеристики (показатели) и какие значения данных относительных характеристик (показателей) дают возможность перехода во внешнее управление. Эти вопросы остаются в судебном акте без ответа. К тому же говорит ли само по себе улучшение характеристик (показателей) о возможности восстановления платежеспособности?
Статья: Проблема ликвидационной направленности процедур несостоятельности (банкротства) юридических лиц
(Самигулина А.В.)
("Право и экономика", 2023, N 4)Примечательным в данном случае является мнение М. Михеенко, которая, рассуждая об указанном выше законопроекте, отмечает, что "реструктуризация долгов, скорее всего, так же не будет работать, как показывают примеры финансового оздоровления и внешнего управления", обосновывая это тем, что вся действующая система банкротства применима только либо для обхода требований кредиторов и "списания долгов", либо в действительно безнадежных ситуациях <9>.
(Самигулина А.В.)
("Право и экономика", 2023, N 4)Примечательным в данном случае является мнение М. Михеенко, которая, рассуждая об указанном выше законопроекте, отмечает, что "реструктуризация долгов, скорее всего, так же не будет работать, как показывают примеры финансового оздоровления и внешнего управления", обосновывая это тем, что вся действующая система банкротства применима только либо для обхода требований кредиторов и "списания долгов", либо в действительно безнадежных ситуациях <9>.
Готовое решение: Как покупателю вернуть денежные средства при возврате некачественного товара (брака) поставщику
(КонсультантПлюс, 2025)Возврат денежных средств за некачественный товар в случае банкротства поставщика может осуществляться или в рамках дела о его несостоятельности (банкротстве), или в порядке взыскания текущих платежей. Это связано с тем, что с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам (за исключением текущих платежей) могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке ст. 71 или ст. 100 Закона о банкротстве. Если же денежные обязательства возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом (то есть даты вынесения определения об этом), то такие денежные обязательства относятся к текущим платежам (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63).
(КонсультантПлюс, 2025)Возврат денежных средств за некачественный товар в случае банкротства поставщика может осуществляться или в рамках дела о его несостоятельности (банкротстве), или в порядке взыскания текущих платежей. Это связано с тем, что с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам (за исключением текущих платежей) могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке ст. 71 или ст. 100 Закона о банкротстве. Если же денежные обязательства возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом (то есть даты вынесения определения об этом), то такие денежные обязательства относятся к текущим платежам (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63).
Статья: Обособленные споры о признании недействительными сделок в делах о банкротстве юридических лиц
("Арбитражный управляющий", 2023, N 3)Поскольку сведения о вводимых в отношении должника процедурах подлежат официальному опубликованию, то презюмируется осведомленность контрагента о неплатежеспобности должника, если оспариваемая сделка совершена после введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. При этом эта презумпция опровержимая (абз. 4 п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 N 63).
("Арбитражный управляющий", 2023, N 3)Поскольку сведения о вводимых в отношении должника процедурах подлежат официальному опубликованию, то презюмируется осведомленность контрагента о неплатежеспобности должника, если оспариваемая сделка совершена после введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. При этом эта презумпция опровержимая (абз. 4 п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 N 63).
Статья: Актуальные проблемы несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций
(Загидуллин М.Р., Фахрутдинов А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)Аналогичные нормы применяются при определении сроков процедуры внешнего управления. При этом следует отметить, что законом допускается превышение срока внешнего управления относительно установленного совокупного двухлетнего срока финансового оздоровления и внешнего управления на срок не более трех месяцев, а продление срока внешнего управления на год возможно также при наличии оснований для оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".
(Загидуллин М.Р., Фахрутдинов А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)Аналогичные нормы применяются при определении сроков процедуры внешнего управления. При этом следует отметить, что законом допускается превышение срока внешнего управления относительно установленного совокупного двухлетнего срока финансового оздоровления и внешнего управления на срок не более трех месяцев, а продление срока внешнего управления на год возможно также при наличии оснований для оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".