Внесение вида разрешенного использования в егрн
Подборка наиболее важных документов по запросу Внесение вида разрешенного использования в егрн (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 7 "Состав земель в Российской Федерации" ЗК РФОсновной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в ЕГРН.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Состав земель в Российской Федерации" ЗК РФ"Судами дано неверное толкование пункту 2 статьи 7 Земельного кодека Российской Федерации. Действительно, основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в ЕГРН. Однако, внесение сведений о виде разрешенного использования земельного участка в ЕГРН не ограничивает использование земельного участка только в соответствии с видами разрешенного использования и не является запретом для изменения вида разрешенного использования земельного участка в последующем."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитать земельный налог, если изменился вид разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Ки после изменения, если сведения об изменении вида разрешенного использования внесли в ЕГРН в период с 1-го по 15-е число месяца. Например, если сведения внесли 12 июля, тогда включите июль в расчет коэффициента после изменения;
(КонсультантПлюс, 2025)Ки после изменения, если сведения об изменении вида разрешенного использования внесли в ЕГРН в период с 1-го по 15-е число месяца. Например, если сведения внесли 12 июля, тогда включите июль в расчет коэффициента после изменения;
Статья: О необходимости совершенствования положений о видах разрешенного использования земельного участка
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 7)После принятия Конституционным Судом Постановления N 42-П Росреестром был внесен проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" в части совершенствования положений о видах разрешенного использования земельных участков" [12]. В нем предлагается абзац 2 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ дополнить нормой следующего содержания: "Вид или несколько видов разрешенного использования земельного участка считаются установленными в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений об этом виде или видах разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о предусмотренных зонированием территорий вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется".
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 7)После принятия Конституционным Судом Постановления N 42-П Росреестром был внесен проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" в части совершенствования положений о видах разрешенного использования земельных участков" [12]. В нем предлагается абзац 2 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ дополнить нормой следующего содержания: "Вид или несколько видов разрешенного использования земельного участка считаются установленными в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений об этом виде или видах разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о предусмотренных зонированием территорий вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется".
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются и изменяются проектом планировки территории, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы. Документация по планировке территории, а также решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схемы земельных участков), подготовленные на основании такой документации, являются основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о видах разрешенного использования земельных участков.
(ред. от 30.12.2021)
"Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются и изменяются проектом планировки территории, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы. Документация по планировке территории, а также решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схемы земельных участков), подготовленные на основании такой документации, являются основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о видах разрешенного использования земельных участков.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как отмечено в п. 2 Письма Росреестра от 3 августа 2022 г. N 14-6689-ТГ/22 "О внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о виде разрешенного использования объекта капитального строительства, а также об изменении, исключении сведений о его наименовании" <565>, положения ч. 18 комментируемой статьи применяются исключительно в случае изменения содержащегося в ЕГРН наименования объекта капитального строительства или внесения в ЕГРН сведений о наименовании в отношении объектов и на основании сведений/документов, указанных в данной норме; в этой связи если, например, здание не является объектом культурного наследия и отсутствует несоответствие сведений ЕГРН о его наименовании со сведениями, содержащимися в разрешении на ввод такого здания, то основания для изменения наименования в соответствии с ч. 18 комментируемой статьи отсутствуют; внесение в ЕГРН сведений о наименовании объекта недвижимости осуществляется на основании заявления лица, указанного в ЕГРН в качестве собственника здания, сооружения (его законным представителем), и соответствующих документов, перечисленных в ч. 18 комментируемой статьи (например, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в котором сведения о наименовании здания не соответствуют сведениям ЕГРН); в отсутствие таких документов изменение наименования на основании указанной нормы не представляется возможным.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как отмечено в п. 2 Письма Росреестра от 3 августа 2022 г. N 14-6689-ТГ/22 "О внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о виде разрешенного использования объекта капитального строительства, а также об изменении, исключении сведений о его наименовании" <565>, положения ч. 18 комментируемой статьи применяются исключительно в случае изменения содержащегося в ЕГРН наименования объекта капитального строительства или внесения в ЕГРН сведений о наименовании в отношении объектов и на основании сведений/документов, указанных в данной норме; в этой связи если, например, здание не является объектом культурного наследия и отсутствует несоответствие сведений ЕГРН о его наименовании со сведениями, содержащимися в разрешении на ввод такого здания, то основания для изменения наименования в соответствии с ч. 18 комментируемой статьи отсутствуют; внесение в ЕГРН сведений о наименовании объекта недвижимости осуществляется на основании заявления лица, указанного в ЕГРН в качестве собственника здания, сооружения (его законным представителем), и соответствующих документов, перечисленных в ч. 18 комментируемой статьи (например, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в котором сведения о наименовании здания не соответствуют сведениям ЕГРН); в отсутствие таких документов изменение наименования на основании указанной нормы не представляется возможным.
Типовая ситуация: Земельный налог: расчет, уплата, отчетность
(Издательство "Главная книга", 2025)Кадастровая стоимость участка 10 000 000 руб., налоговая ставка - 1,5%. 13 февраля в ЕГРН внесена запись об изменении вида разрешенного использования земли. Новая кадастровая стоимость 9 000 000 руб., ставка не изменилась.
(Издательство "Главная книга", 2025)Кадастровая стоимость участка 10 000 000 руб., налоговая ставка - 1,5%. 13 февраля в ЕГРН внесена запись об изменении вида разрешенного использования земли. Новая кадастровая стоимость 9 000 000 руб., ставка не изменилась.
Готовое решение: Как классифицируются здания по назначению
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения о назначении здания, а также о его разрешенном использовании (за исключением вспомогательных видов разрешенного использования) вносятся в ЕГРН в качестве его дополнительных характеристик (п. п. 4, 9 ч. 5 ст. 8 Закона о госрегистрации недвижимости).
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения о назначении здания, а также о его разрешенном использовании (за исключением вспомогательных видов разрешенного использования) вносятся в ЕГРН в качестве его дополнительных характеристик (п. п. 4, 9 ч. 5 ст. 8 Закона о госрегистрации недвижимости).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также пп. 2 п. 1 ст. 4 Закона N 191-ФЗ предусмотрено, что уполномоченные органы власти в этом случае были обязаны указывать ВРИ в составе ГПЗУ. На практике, опираясь на указанные нормы, уполномоченные органы заполняли ГПЗУ в отсутствие утвержденного проекта планировки территории, внося, например, вид разрешенного использования на основании данных ЕГРН. Обоснованность таких действий подтверждалась судебной практикой <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также пп. 2 п. 1 ст. 4 Закона N 191-ФЗ предусмотрено, что уполномоченные органы власти в этом случае были обязаны указывать ВРИ в составе ГПЗУ. На практике, опираясь на указанные нормы, уполномоченные органы заполняли ГПЗУ в отсутствие утвержденного проекта планировки территории, внося, например, вид разрешенного использования на основании данных ЕГРН. Обоснованность таких действий подтверждалась судебной практикой <1>.
Статья: Право землепользователя на изменение вида разрешенного использования земельного участка
(Андреева Е.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Согласно последним поправкам к ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, внесенным Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 493-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <3>, основной или условно разрешенный вид разрешенного использования считается выбранным со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН, реестр недвижимости). Из чего можно сделать вывод, что землепользователь, будь то собственник или арендатор земельного участка, обязан использовать его исключительно согласно тем целям, которые занесены в реестр недвижимости, иное будет считаться правонарушением. Выбор целеполагания землепользователя ограничен вариантами, которые предусмотрены для данной территориальной зоны. Последняя описывается в Правилах землепользования и застройки отдельной территории, в частности в градостроительном регламенте для соответствующей зоны. Таким образом, чтобы землепользование считалось надлежащим, при перемене направлений хозяйственной деятельности на земельном участке требуется уведомить об этом органы Росреестра (Роскадастра) и изменить вид разрешенного использования земельного участка в рамках допустимых для данной зоны видов согласно новым намерениям землепользователя. В отношении уполномоченного субъекта такой инициативы закон в той же ст. 7 ЗК указывает на "правообладателя земельного участка". Исчерпывающий перечень лиц, относящихся к этой категории, дан в ст. 5 ЗК РФ. Так, к ним относятся собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. ГрК РФ (ст. 37) уточняет, что инициаторами изменений ВРИ не могут выступать органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия. По всей видимости, этим ограничением законодатель хотел учесть то обстоятельство, что в настоящее время указанные субъекты используют земельные участки на особом праве - праве постоянного бессрочного пользования, в то время как собственность на данные земли принадлежит соответствующему публично-правовому образованию. Соответственно, оно и должно решать вопрос о смене вида разрешенного использования. Однако сохраняется неопределенность в вопросе о том, могут ли названные в ст. 37 ГрК РФ лица (органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия) самостоятельно инициировать изменение целевого назначения частного земельного участка, если они его используют на основании договоров аренды или безвозмездного пользования. Буквальное толкование комментируемой нормы позволяет дать отрицательный ответ на данный вопрос, что нелогично. Пока оставив в стороне данный спорный момент, резюмируем, что комментируемые положения дают возможность собственнику и любому иному правообладателю земельного участка, за исключением названных в ст. 37 ГрК РФ, самостоятельно поменять вид разрешенного использования, а значит, и внести изменения в реестр недвижимости.
(Андреева Е.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Согласно последним поправкам к ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, внесенным Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 493-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <3>, основной или условно разрешенный вид разрешенного использования считается выбранным со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН, реестр недвижимости). Из чего можно сделать вывод, что землепользователь, будь то собственник или арендатор земельного участка, обязан использовать его исключительно согласно тем целям, которые занесены в реестр недвижимости, иное будет считаться правонарушением. Выбор целеполагания землепользователя ограничен вариантами, которые предусмотрены для данной территориальной зоны. Последняя описывается в Правилах землепользования и застройки отдельной территории, в частности в градостроительном регламенте для соответствующей зоны. Таким образом, чтобы землепользование считалось надлежащим, при перемене направлений хозяйственной деятельности на земельном участке требуется уведомить об этом органы Росреестра (Роскадастра) и изменить вид разрешенного использования земельного участка в рамках допустимых для данной зоны видов согласно новым намерениям землепользователя. В отношении уполномоченного субъекта такой инициативы закон в той же ст. 7 ЗК указывает на "правообладателя земельного участка". Исчерпывающий перечень лиц, относящихся к этой категории, дан в ст. 5 ЗК РФ. Так, к ним относятся собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. ГрК РФ (ст. 37) уточняет, что инициаторами изменений ВРИ не могут выступать органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия. По всей видимости, этим ограничением законодатель хотел учесть то обстоятельство, что в настоящее время указанные субъекты используют земельные участки на особом праве - праве постоянного бессрочного пользования, в то время как собственность на данные земли принадлежит соответствующему публично-правовому образованию. Соответственно, оно и должно решать вопрос о смене вида разрешенного использования. Однако сохраняется неопределенность в вопросе о том, могут ли названные в ст. 37 ГрК РФ лица (органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия) самостоятельно инициировать изменение целевого назначения частного земельного участка, если они его используют на основании договоров аренды или безвозмездного пользования. Буквальное толкование комментируемой нормы позволяет дать отрицательный ответ на данный вопрос, что нелогично. Пока оставив в стороне данный спорный момент, резюмируем, что комментируемые положения дают возможность собственнику и любому иному правообладателю земельного участка, за исключением названных в ст. 37 ГрК РФ, самостоятельно поменять вид разрешенного использования, а значит, и внести изменения в реестр недвижимости.
Статья: Плата за выбор использования земли или скрытый "налог" на строительство
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Напомню, что "основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется..." <20>.
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Напомню, что "основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется..." <20>.
Ситуация: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Внесение в ЕГРН сведений о вспомогательном виде разрешенного использования не требуется (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Внесение в ЕГРН сведений о вспомогательном виде разрешенного использования не требуется (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В некоторых случаях правообладатель на объект недвижимого имущества в соответствии с законом вправе выбрать вид разрешенного использования земельного участка, здания или сооружения. Основной вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в ЕГРН. Перечни видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне (ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В связи с чем при выборе вида разрешенного использования объекта недвижимости правообладателем такого объекта недвижимости, а также при определении возможности установления иных видов разрешенного использования в отношении объекта капитального строительства необходимо руководствоваться градостроительным регламентом.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В некоторых случаях правообладатель на объект недвижимого имущества в соответствии с законом вправе выбрать вид разрешенного использования земельного участка, здания или сооружения. Основной вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в ЕГРН. Перечни видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне (ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В связи с чем при выборе вида разрешенного использования объекта недвижимости правообладателем такого объекта недвижимости, а также при определении возможности установления иных видов разрешенного использования в отношении объекта капитального строительства необходимо руководствоваться градостроительным регламентом.