Внесение изменений в реестр недвижимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Внесение изменений в реестр недвижимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Аренда лесного участка: Арендатор хочет установить границы лесного участка в связи с их наложением на участок, принадлежащий Третьему лицу
(КонсультантПлюс, 2025)О внесении изменений в государственный реестр недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)О внесении изменений в государственный реестр недвижимости
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Реорганизация и банкротство унитарного предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)"...Ссылаясь на то, что преобразование государственного унитарного предприятия... в общество являлось основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости, а не для регистрации права собственности, общество обратилось в Управление Росреестра... с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Ссылаясь на то, что преобразование государственного унитарного предприятия... в общество являлось основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости, а не для регистрации права собственности, общество обратилось в Управление Росреестра... с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как внести изменения в записи Единого государственного реестра недвижимости в случае изменения персональных данных правообладателя?
("Официальный сайт Росреестра", 2022)"Официальный сайт Росреестра rosreestr.gov.ru", 2022
("Официальный сайт Росреестра", 2022)"Официальный сайт Росреестра rosreestr.gov.ru", 2022
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 16. Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 16. Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О государственной кадастровой оценке"Статья 16. Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения
(ред. от 23.07.2025)
"О государственной кадастровой оценке"Статья 16. Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения
Справочная информация: "Основные виды и размеры государственной пошлины в Российской Федерации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)8. Государственная регистрация соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве, уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, включая внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости, - 350 рублей.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)8. Государственная регистрация соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве, уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, включая внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости, - 350 рублей.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)12.1. Согласно ч. 12.1 комментируемой статьи в обязанности Росреестра входит внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости об описании местоположения границ (частей границ) соответствующих лесничеств по правилам, установленным ч. 15 и 16 ст. 34 комментируемого Федерального закона, одновременно с внесением изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости об описании местоположения границ и площади указанного в ч. 9 комментируемой статьи земельного участка.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)12.1. Согласно ч. 12.1 комментируемой статьи в обязанности Росреестра входит внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости об описании местоположения границ (частей границ) соответствующих лесничеств по правилам, установленным ч. 15 и 16 ст. 34 комментируемого Федерального закона, одновременно с внесением изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости об описании местоположения границ и площади указанного в ч. 9 комментируемой статьи земельного участка.
Статья: Право землепользователя на изменение вида разрешенного использования земельного участка
(Андреева Е.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Согласно последним поправкам к ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, внесенным Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 493-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <3>, основной или условно разрешенный вид разрешенного использования считается выбранным со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН, реестр недвижимости). Из чего можно сделать вывод, что землепользователь, будь то собственник или арендатор земельного участка, обязан использовать его исключительно согласно тем целям, которые занесены в реестр недвижимости, иное будет считаться правонарушением. Выбор целеполагания землепользователя ограничен вариантами, которые предусмотрены для данной территориальной зоны. Последняя описывается в Правилах землепользования и застройки отдельной территории, в частности в градостроительном регламенте для соответствующей зоны. Таким образом, чтобы землепользование считалось надлежащим, при перемене направлений хозяйственной деятельности на земельном участке требуется уведомить об этом органы Росреестра (Роскадастра) и изменить вид разрешенного использования земельного участка в рамках допустимых для данной зоны видов согласно новым намерениям землепользователя. В отношении уполномоченного субъекта такой инициативы закон в той же ст. 7 ЗК указывает на "правообладателя земельного участка". Исчерпывающий перечень лиц, относящихся к этой категории, дан в ст. 5 ЗК РФ. Так, к ним относятся собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. ГрК РФ (ст. 37) уточняет, что инициаторами изменений ВРИ не могут выступать органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия. По всей видимости, этим ограничением законодатель хотел учесть то обстоятельство, что в настоящее время указанные субъекты используют земельные участки на особом праве - праве постоянного бессрочного пользования, в то время как собственность на данные земли принадлежит соответствующему публично-правовому образованию. Соответственно, оно и должно решать вопрос о смене вида разрешенного использования. Однако сохраняется неопределенность в вопросе о том, могут ли названные в ст. 37 ГрК РФ лица (органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия) самостоятельно инициировать изменение целевого назначения частного земельного участка, если они его используют на основании договоров аренды или безвозмездного пользования. Буквальное толкование комментируемой нормы позволяет дать отрицательный ответ на данный вопрос, что нелогично. Пока оставив в стороне данный спорный момент, резюмируем, что комментируемые положения дают возможность собственнику и любому иному правообладателю земельного участка, за исключением названных в ст. 37 ГрК РФ, самостоятельно поменять вид разрешенного использования, а значит, и внести изменения в реестр недвижимости.
(Андреева Е.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Согласно последним поправкам к ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, внесенным Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 493-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <3>, основной или условно разрешенный вид разрешенного использования считается выбранным со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН, реестр недвижимости). Из чего можно сделать вывод, что землепользователь, будь то собственник или арендатор земельного участка, обязан использовать его исключительно согласно тем целям, которые занесены в реестр недвижимости, иное будет считаться правонарушением. Выбор целеполагания землепользователя ограничен вариантами, которые предусмотрены для данной территориальной зоны. Последняя описывается в Правилах землепользования и застройки отдельной территории, в частности в градостроительном регламенте для соответствующей зоны. Таким образом, чтобы землепользование считалось надлежащим, при перемене направлений хозяйственной деятельности на земельном участке требуется уведомить об этом органы Росреестра (Роскадастра) и изменить вид разрешенного использования земельного участка в рамках допустимых для данной зоны видов согласно новым намерениям землепользователя. В отношении уполномоченного субъекта такой инициативы закон в той же ст. 7 ЗК указывает на "правообладателя земельного участка". Исчерпывающий перечень лиц, относящихся к этой категории, дан в ст. 5 ЗК РФ. Так, к ним относятся собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. ГрК РФ (ст. 37) уточняет, что инициаторами изменений ВРИ не могут выступать органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия. По всей видимости, этим ограничением законодатель хотел учесть то обстоятельство, что в настоящее время указанные субъекты используют земельные участки на особом праве - праве постоянного бессрочного пользования, в то время как собственность на данные земли принадлежит соответствующему публично-правовому образованию. Соответственно, оно и должно решать вопрос о смене вида разрешенного использования. Однако сохраняется неопределенность в вопросе о том, могут ли названные в ст. 37 ГрК РФ лица (органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия) самостоятельно инициировать изменение целевого назначения частного земельного участка, если они его используют на основании договоров аренды или безвозмездного пользования. Буквальное толкование комментируемой нормы позволяет дать отрицательный ответ на данный вопрос, что нелогично. Пока оставив в стороне данный спорный момент, резюмируем, что комментируемые положения дают возможность собственнику и любому иному правообладателю земельного участка, за исключением названных в ст. 37 ГрК РФ, самостоятельно поменять вид разрешенного использования, а значит, и внести изменения в реестр недвижимости.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.3. В п. 1.3 комментируемой статьи говорится о порядке внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в случае заключения договора управления залогом при наличии в указанном реестре сведений об ином договоре управления залогом и (или) об ином управляющем залогом либо в случае перехода прав и обязанностей управляющего залогом к другому лицу. В таких случаях внесение изменений осуществляется на основании совместного заявления сторон, заключивших договор управления залогом (нового управляющего залогом и всех залогодержателей, являющихся сторонами договора управления залогом), или заявления иного уполномоченного в соответствии с договором или решением залогодержателей лица с обязательным представлением договора управления залогом, а также документов, подтверждающих полномочия на подачу заявления.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.3. В п. 1.3 комментируемой статьи говорится о порядке внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в случае заключения договора управления залогом при наличии в указанном реестре сведений об ином договоре управления залогом и (или) об ином управляющем залогом либо в случае перехода прав и обязанностей управляющего залогом к другому лицу. В таких случаях внесение изменений осуществляется на основании совместного заявления сторон, заключивших договор управления залогом (нового управляющего залогом и всех залогодержателей, являющихся сторонами договора управления залогом), или заявления иного уполномоченного в соответствии с договором или решением залогодержателей лица с обязательным представлением договора управления залогом, а также документов, подтверждающих полномочия на подачу заявления.
Статья: Памятка: ошибки при открытии компании
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 2)УФНС по Республике Бурятия обращает внимание, что возможны случаи, когда даже при наличии права собственности на объект недвижимости сведения о его адресе могут отсутствовать в ГАР. Дело в том, что Росреестр, который регистрирует сделки, верифицирует только право сторон на квадратные метры, а также вносит соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости. А вот адресный реестр формируют органы местного самоуправления. Таким образом, "для присвоения адреса необходимо обращаться в органы МСУ", - уточняет Управление.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 2)УФНС по Республике Бурятия обращает внимание, что возможны случаи, когда даже при наличии права собственности на объект недвижимости сведения о его адресе могут отсутствовать в ГАР. Дело в том, что Росреестр, который регистрирует сделки, верифицирует только право сторон на квадратные метры, а также вносит соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости. А вот адресный реестр формируют органы местного самоуправления. Таким образом, "для присвоения адреса необходимо обращаться в органы МСУ", - уточняет Управление.
Вопрос: Каков порядок внесения изменений в сведения об объектах недвижимого имущества в реестре федерального имущества?
("Официальный сайт Росимущества", 2021)"Официальный сайт Росимущества www.rosim.ru", 2021
("Официальный сайт Росимущества", 2021)"Официальный сайт Росимущества www.rosim.ru", 2021
Статья: Условная арбитрабильность споров о признании права собственности на недвижимое имущество
(Ануров В.Н.)
("Третейский суд", 2023, N 1/2)Отношение ВАС к спорам о признании права собственности на недвижимое имущество было окончательно сформулировано в запросе Председателя ВАС N ВАС-С01/УМПС-1571 от 29.07.2010 <15> (далее - Запрос ВАС), результатом рассмотрения которого в КС стало Постановление 10-П. В Запросе ВАС была дана правовая квалификация отношениям, связанным с переходом прав на недвижимое имущество внесением изменений в публичные реестры недвижимости, как отношениям, имеющим публично-правовой элемент, поскольку они обусловлены "необходимостью выполнения национального законодательства о соблюдении определенных публично-правовых механизмов, охватывающих процедуру учета и регистрации прав на недвижимое имущество, а также защиты интересов неопределенного круга лиц". Также ВАС отметил следующие ограничения полномочий третейских судов, не позволяющие им рассматривать споры о признании права собственности на недвижимое имущество: отсутствие доступа к сведениям о недвижимости, отсутствие права давать обязательные предписания регистрирующим органам, отсутствие права привлекать к участию в третейском разбирательстве третьих лиц (п. 3.2 Запроса ВАС).
(Ануров В.Н.)
("Третейский суд", 2023, N 1/2)Отношение ВАС к спорам о признании права собственности на недвижимое имущество было окончательно сформулировано в запросе Председателя ВАС N ВАС-С01/УМПС-1571 от 29.07.2010 <15> (далее - Запрос ВАС), результатом рассмотрения которого в КС стало Постановление 10-П. В Запросе ВАС была дана правовая квалификация отношениям, связанным с переходом прав на недвижимое имущество внесением изменений в публичные реестры недвижимости, как отношениям, имеющим публично-правовой элемент, поскольку они обусловлены "необходимостью выполнения национального законодательства о соблюдении определенных публично-правовых механизмов, охватывающих процедуру учета и регистрации прав на недвижимое имущество, а также защиты интересов неопределенного круга лиц". Также ВАС отметил следующие ограничения полномочий третейских судов, не позволяющие им рассматривать споры о признании права собственности на недвижимое имущество: отсутствие доступа к сведениям о недвижимости, отсутствие права давать обязательные предписания регистрирующим органам, отсутствие права привлекать к участию в третейском разбирательстве третьих лиц (п. 3.2 Запроса ВАС).