Внесение изменений в пзз
Подборка наиболее важных документов по запросу Внесение изменений в пзз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Общие вопросы аренды государственного (муниципального) земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Само по себе изменение правового режима земельного участка в результате утверждения (внесения изменений) правил землепользования и застройки не свидетельствует о том, что воля публично-правового образования направлена на лишение арендатора права на выкуп земельного участка. Оснований для неприменения к спорным отношениям нормативных актов территориального планирования и градостроительного зонирования в данном случае не имеется (часть 2 статьи 13 АПК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Само по себе изменение правового режима земельного участка в результате утверждения (внесения изменений) правил землепользования и застройки не свидетельствует о том, что воля публично-правового образования направлена на лишение арендатора права на выкуп земельного участка. Оснований для неприменения к спорным отношениям нормативных актов территориального планирования и градостроительного зонирования в данном случае не имеется (часть 2 статьи 13 АПК РФ).
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Представительный орган местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление
(КонсультантПлюс, 2025)Суд может обязать представительный орган местного самоуправления принять решение по вопросу, отнесенному к его компетенции, например по внесению изменений в Правила землепользования и застройки
(КонсультантПлюс, 2025)Суд может обязать представительный орган местного самоуправления принять решение по вопросу, отнесенному к его компетенции, например по внесению изменений в Правила землепользования и застройки
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как изменить границы территориальных зон земельных участков
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как проводится подготовка проекта внесения изменений в ПЗЗ и его утверждение
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как проводится подготовка проекта внесения изменений в ПЗЗ и его утверждение
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.03.2022 N 58-ФЗ
(ред. от 03.02.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5) в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки общественные обсуждения или публичные слушания по проектам документов о внесении изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах населенного пункта, в отношении которого подготовлены такие изменения, а в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в отношении территории за границами населенных пунктов - в границах ближайшего населенного пункта с участием правообладателей земельных участков, имеющих общую границу с таким населенным пунктом, и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладателей помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства;
(ред. от 03.02.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5) в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки общественные обсуждения или публичные слушания по проектам документов о внесении изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах населенного пункта, в отношении которого подготовлены такие изменения, а в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в отношении территории за границами населенных пунктов - в границах ближайшего населенного пункта с участием правообладателей земельных участков, имеющих общую границу с таким населенным пунктом, и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладателей помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства;
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки
(ред. от 31.07.2025)Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. п. 3, 8 ч. 1 ст. 32 Закона о регистрации недвижимости решения (акты) органов государственной власти и органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, а также об установлении или изменении границ населенного пункта, являются основанием для внесения сведений в ЕГРН.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. п. 3, 8 ч. 1 ст. 32 Закона о регистрации недвижимости решения (акты) органов государственной власти и органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, а также об установлении или изменении границ населенного пункта, являются основанием для внесения сведений в ЕГРН.
Статья: Актуальные вопросы формирования состава комиссий по землепользованию и застройке
(Медведенко К.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 11)Таким образом, по смыслу федерального законодательства, Комиссия по ПЗЗ не обладает институциональным статусом, а является ad hoc органом, создаваемым для решения конкретно поставленных задач - разработки проекта ПЗЗ и внесения изменений в ПЗЗ.
(Медведенко К.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 11)Таким образом, по смыслу федерального законодательства, Комиссия по ПЗЗ не обладает институциональным статусом, а является ad hoc органом, создаваемым для решения конкретно поставленных задач - разработки проекта ПЗЗ и внесения изменений в ПЗЗ.
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Подлежит ли возмещению заказчику аванс за вычетом фактических расходов исполнителя при отказе одной из сторон от договора возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судами и следует из материалов дела, между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) заключен договор, по условиям которого исполнитель обязался оказать требуемые договором услуги по внесению изменений в "Правила землепользования и застройки города Москвы" в части изменения границы санитарно-защитной зоны для увеличения максимально допустимой высоты зданий, возводимых на определенном земельном участке.
Подлежит ли возмещению заказчику аванс за вычетом фактических расходов исполнителя при отказе одной из сторон от договора возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судами и следует из материалов дела, между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) заключен договор, по условиям которого исполнитель обязался оказать требуемые договором услуги по внесению изменений в "Правила землепользования и застройки города Москвы" в части изменения границы санитарно-защитной зоны для увеличения максимально допустимой высоты зданий, возводимых на определенном земельном участке.
Статья: Оценка судом нормативного характера акта: процессуальные последствия
(Смагина Е.С., Кожухова А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)О достижении апогея в неразрешенности этой проблемы свидетельствует следующее дело. Индивидуальный предприниматель обратилась в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением о признании незаконным решения администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола". Одновременно заявитель просил суд обязать Администрацию рассмотреть его заявление о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола". Определением суда общей юрисдикции от 5 марта 2020 г. дело передано на рассмотрение в АС Республики Марий Эл, который в удовлетворении требований отказал.
(Смагина Е.С., Кожухова А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)О достижении апогея в неразрешенности этой проблемы свидетельствует следующее дело. Индивидуальный предприниматель обратилась в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением о признании незаконным решения администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола". Одновременно заявитель просил суд обязать Администрацию рассмотреть его заявление о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола". Определением суда общей юрисдикции от 5 марта 2020 г. дело передано на рассмотрение в АС Республики Марий Эл, который в удовлетворении требований отказал.
Статья: О внесении платы за выбор (изменение) вида разрешенного использования земельного участка: обзор судебной практики
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Судами также указано на то, что, несмотря на отсутствие в обращении общества от 25 марта 2022 г. просьбы рассчитать плату, намерение заявителя по получению расчета следовало исходя из обстоятельств и возникновения у общества обязанности по внесению платы до внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Судами также указано на то, что, несмотря на отсутствие в обращении общества от 25 марта 2022 г. просьбы рассчитать плату, намерение заявителя по получению расчета следовало исходя из обстоятельств и возникновения у общества обязанности по внесению платы до внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
Статья: Правовые меры обеспечения права на благоприятные условия жизнедеятельности при комплексном развитии территорий
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Так, согласно п. 6 и 9 ст. 1 Закона N 494-ФЗ изменения в вышеуказанные документы должны быть внесены не позднее чем в течение 90 дней со дня утверждения проекта планировки территории в целях ее комплексного развития. То есть утверждение указанного проекта планировки территории допускается до внесения изменений в ПЗЗ и генеральные планы поселений, городских округов.
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Так, согласно п. 6 и 9 ст. 1 Закона N 494-ФЗ изменения в вышеуказанные документы должны быть внесены не позднее чем в течение 90 дней со дня утверждения проекта планировки территории в целях ее комплексного развития. То есть утверждение указанного проекта планировки территории допускается до внесения изменений в ПЗЗ и генеральные планы поселений, городских округов.
Статья: О поиске баланса между публичными и частными интересами при комплексном развитии территории
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2023, N 12)<18> Такая практика существовала и до принятия Закона N 494-ФЗ, т.е. применительно к институту комплексного и устойчивого развития территории (КУРТ). Подробнее см.: Обзор практики 20 крупнейших и крупных российских городов по внесению изменений в правила землепользования и застройки в целях отражения территорий комплексного и устойчивого развития. URL: https://urbaneconomics.ru/research/analytics/obzor-praktiki-KURT (дата обращения: 24.08.2023).
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2023, N 12)<18> Такая практика существовала и до принятия Закона N 494-ФЗ, т.е. применительно к институту комплексного и устойчивого развития территории (КУРТ). Подробнее см.: Обзор практики 20 крупнейших и крупных российских городов по внесению изменений в правила землепользования и застройки в целях отражения территорий комплексного и устойчивого развития. URL: https://urbaneconomics.ru/research/analytics/obzor-praktiki-KURT (дата обращения: 24.08.2023).
Статья: Правовой режим земельных участков, включенных в границу населенного пункта из состава земель сельскохозяйственного назначения
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)В соответствии с пунктом 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, а именно земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки. Из приведенного нормативного положения следует ряд выводов. Во-первых, включенные земельные участки посредством внесения изменений в правила землепользования и застройки могут быть включены в состав территориальной зоны сельскохозяйственного использования (вновь созданной для включенных земельных участков либо ранее установленной). Во-вторых, сельскохозяйственное использование земельных участков, включенных в такую зону, имеет временный характер. В-третьих, момент завершения временного характера сельскохозяйственного использования определен посредством указания на момент внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки, причем сроки, условия и обязательность внесения таких изменений законодателем не определены. В силу последнего обстоятельства на первый взгляд временное сельскохозяйственное использование включенных земельных участков фактически может приобретать неограниченный по времени характер.
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)В соответствии с пунктом 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, а именно земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки. Из приведенного нормативного положения следует ряд выводов. Во-первых, включенные земельные участки посредством внесения изменений в правила землепользования и застройки могут быть включены в состав территориальной зоны сельскохозяйственного использования (вновь созданной для включенных земельных участков либо ранее установленной). Во-вторых, сельскохозяйственное использование земельных участков, включенных в такую зону, имеет временный характер. В-третьих, момент завершения временного характера сельскохозяйственного использования определен посредством указания на момент внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки, причем сроки, условия и обязательность внесения таких изменений законодателем не определены. В силу последнего обстоятельства на первый взгляд временное сельскохозяйственное использование включенных земельных участков фактически может приобретать неограниченный по времени характер.
Статья: Строительство жилого здания сверх установленной этажности при условии создания (финансирования) застройщиком объектов социальной инфраструктуры: правовой опыт Бразилии и России
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Вместе с тем суд отметил, что застройщик осуществлял строительство многоквартирных домов с изменением предельных параметров разрешенного строительства, в том числе на момент рассмотрения спора инициирована процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Перми с целью увеличения коэффициента плотности застройки и/или высоты (этажности) зданий на принадлежащих ему земельных участках. По мнению суда, заключая спорное соглашение на вышеуказанных условиях, застройщик действовал добровольно, осознавая необходимость обеспечения застраиваемой им многоквартирными домами территории объектами социального назначения (школы, детские сады) и социальной инфраструктуры, создающей благоприятные условия жизнедеятельности населения не ниже установленных норм при возможном изменении (увеличении) коэффициента застройки и/или высоты этажности, то есть осуществлении строительства с иными параметрами.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Вместе с тем суд отметил, что застройщик осуществлял строительство многоквартирных домов с изменением предельных параметров разрешенного строительства, в том числе на момент рассмотрения спора инициирована процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Перми с целью увеличения коэффициента плотности застройки и/или высоты (этажности) зданий на принадлежащих ему земельных участках. По мнению суда, заключая спорное соглашение на вышеуказанных условиях, застройщик действовал добровольно, осознавая необходимость обеспечения застраиваемой им многоквартирными домами территории объектами социального назначения (школы, детские сады) и социальной инфраструктуры, создающей благоприятные условия жизнедеятельности населения не ниже установленных норм при возможном изменении (увеличении) коэффициента застройки и/или высоты этажности, то есть осуществлении строительства с иными параметрами.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Дополнительную проблему инфраструктурного сбора создает практика перераспределения полномочий от муниципалитета к субъекту РФ. Так, многие субъекты РФ "забирают" к себе полномочия по утверждению (внесению изменений) правил землепользования и застройки, а также полномочия по строительству объектов социальной, коммунальной и транспортной инфраструктур местного значения <1>. В результате может возникнуть проблема разрыва публичного образования, которое может построить объекты сопутствующей инфраструктуры, и публичного образования, которое собирает инфраструктурные сборы.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Дополнительную проблему инфраструктурного сбора создает практика перераспределения полномочий от муниципалитета к субъекту РФ. Так, многие субъекты РФ "забирают" к себе полномочия по утверждению (внесению изменений) правил землепользования и застройки, а также полномочия по строительству объектов социальной, коммунальной и транспортной инфраструктур местного значения <1>. В результате может возникнуть проблема разрыва публичного образования, которое может построить объекты сопутствующей инфраструктуры, и публичного образования, которое собирает инфраструктурные сборы.