Внеплановая спецоценка при несчастном случае
Подборка наиболее важных документов по запросу Внеплановая спецоценка при несчастном случае (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 07.11.2024 N 33-9936/2024 (УИД 54RS0009-01-2022-002425-17)
Категория: 1) Споры с судебными приставами-исполнителями; 2) Споры с уполномоченными органами в сфере труда.
Требования: О признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава и постановления судебного пристава об окончании исполнительного производства, а также действий (бездействия) должностных лиц, о признании недействительным акта о несчастном случае на производстве, обязании провести специальную оценку условий труда, о взыскании компенсации морального вреда, возмещении ущерба.
Обстоятельства: Взыскатель ссылается на то, что действия, предусмотренные исполнительным листом, не были совершены надлежащим образом.
Решение: Удовлетворено в части.Ссылка ответчика на сроки, установленные частью 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ, не свидетельствует о неправомерности установленного судом срока, поскольку предусмотренные данной нормой права сроки проведения внеплановой специальная оценка условий труда проводятся в течение шести/двенадцати месяцев со дня наступления предусмотренного законом случая, в частности произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве, который с истцом произошел ДД.ММ.ГГГГ, то есть предусмотренный законом срок на дату вынесения решения истек.
Категория: 1) Споры с судебными приставами-исполнителями; 2) Споры с уполномоченными органами в сфере труда.
Требования: О признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава и постановления судебного пристава об окончании исполнительного производства, а также действий (бездействия) должностных лиц, о признании недействительным акта о несчастном случае на производстве, обязании провести специальную оценку условий труда, о взыскании компенсации морального вреда, возмещении ущерба.
Обстоятельства: Взыскатель ссылается на то, что действия, предусмотренные исполнительным листом, не были совершены надлежащим образом.
Решение: Удовлетворено в части.Ссылка ответчика на сроки, установленные частью 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ, не свидетельствует о неправомерности установленного судом срока, поскольку предусмотренные данной нормой права сроки проведения внеплановой специальная оценка условий труда проводятся в течение шести/двенадцати месяцев со дня наступления предусмотренного законом случая, в частности произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве, который с истцом произошел ДД.ММ.ГГГГ, то есть предусмотренный законом срок на дату вынесения решения истек.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Как провести СОУТ
(Издательство "Главная книга", 2025)Внеплановую спецоценку проводят не позднее 6 месяцев после несчастного случая на рабочем месте, замены применяемых материалов или СИЗ и в некоторых других ситуациях; не позднее 12 месяцев - при появлении новых рабочих мест или замене оборудования. До проведения СОУТ на новом рабочем месте в трудовом договоре можно привести его краткую характеристику (ст. 17 Закона, Письмо Минтруда от 26.03.2020 N 15-1/В-1375).
(Издательство "Главная книга", 2025)Внеплановую спецоценку проводят не позднее 6 месяцев после несчастного случая на рабочем месте, замены применяемых материалов или СИЗ и в некоторых других ситуациях; не позднее 12 месяцев - при появлении новых рабочих мест или замене оборудования. До проведения СОУТ на новом рабочем месте в трудовом договоре можно привести его краткую характеристику (ст. 17 Закона, Письмо Минтруда от 26.03.2020 N 15-1/В-1375).
Вопрос: Каков порядок проведения внеплановой проверки государственной инспекцией труда?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Предметом проведения внеплановой проверки является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств перед работниками по соглашению в части обязанностей работодателя, установленных ч. 1, 3, 4 ТК РФ, а также соблюдение организациями, проводящими специальную оценку условий труда, обязательных требований, установленных законодательством о специальной оценке условий труда (ч. 2 ст. 353 ТК РФ, п. 2 Положения).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Предметом проведения внеплановой проверки является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств перед работниками по соглашению в части обязанностей работодателя, установленных ч. 1, 3, 4 ТК РФ, а также соблюдение организациями, проводящими специальную оценку условий труда, обязательных требований, установленных законодательством о специальной оценке условий труда (ч. 2 ст. 353 ТК РФ, п. 2 Положения).
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
"О специальной оценке условий труда"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
(ред. от 24.07.2023)
"О специальной оценке условий труда"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464
(ред. от 12.06.2024)
"О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда"
(вместе с "Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда")г) выявлением дополнительных к имеющимся на рабочем месте производственных факторов и источников опасности в рамках проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков соответственно, представляющих угрозу жизни и здоровью работников;
(ред. от 12.06.2024)
"О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда"
(вместе с "Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда")г) выявлением дополнительных к имеющимся на рабочем месте производственных факторов и источников опасности в рамках проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков соответственно, представляющих угрозу жизни и здоровью работников;
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Этим Законом предусмотрено проведение внеплановой специальной оценки условий труда. Такая оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления следующих случаев: получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований Федерального закона "О специальной оценке условий труда" или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации; изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов; наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Этим Законом предусмотрено проведение внеплановой специальной оценки условий труда. Такая оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления следующих случаев: получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований Федерального закона "О специальной оценке условий труда" или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации; изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов; наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Вопрос: О проведении СОУТ и применении ее результатов в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, в том числе в случае реорганизации предприятий.
(Письмо Минтруда России от 23.11.2023 N 15-1/В-9488)б) в случае возникновения обстоятельств для проведения внеплановой СОУТ (например, ввод новых рабочих мест, происшествие (несчастный случай) на производстве, внедрение оборудования, СИЗ, повлекшее изменение технологических процессов).
(Письмо Минтруда России от 23.11.2023 N 15-1/В-9488)б) в случае возникновения обстоятельств для проведения внеплановой СОУТ (например, ввод новых рабочих мест, происшествие (несчастный случай) на производстве, внедрение оборудования, СИЗ, повлекшее изменение технологических процессов).
Статья: Условия труда признали вредными: действия кадровика
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2023, N 4)7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2023, N 4)7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
Статья: СОУТ: популярные вопросы новичков
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2025, N 6)7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников".
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2025, N 6)7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников".
Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Специальная оценка условий трудаВ случаях, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ, указанный срок сокращается. Например, если на рабочем месте, на котором уже проведена спецоценка, произошел несчастный случай, причиной которого (одной из причин) стало воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, то в течение шести месяцев со дня происшествия необходимо провести внеплановую спецоценку (п. 6 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ). В этот же срок проводится внеплановая спецоценка, когда есть мотивированные предложения выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о ее проведении, в том числе подготовленные по поданным им замечаниям и возражениям работника относительно результатов спецоценки на его рабочем месте, представленных в письменном виде в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 426-ФЗ (п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.