Включение в реестр Российского по
Подборка наиболее важных документов по запросу Включение в реестр Российского по (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (лицензиат) заключило сублицензионный договор, передав сублицензиату на условиях простой (неисключительной) лицензии права на использование программ для электронно-вычислительных машин Microsoft на три лицензионных года (2020, 2021, 2022 годы). Вознаграждение по условиям договора не облагалось НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, цена договора не подлежала изменению в течение срока его действия, лицензиат принял на себя обязательство не предъявлять сублицензиату претензий по доплате впоследствии суммы НДС, в случае признания некорректной квалификации сделки относительно налоговой нормы подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. До наступления второго лицензионного года использования программного обеспечения (01.01.2021 - 31.12.2021) был принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ, изменивший порядок уплаты НДС по сделкам реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, освобождение от уплаты НДС предусматривалось только при реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Поскольку программное обеспечение Microsoft не было включено в Реестр российских программ, общество во втором лицензионному году (2021) предъявило сублицензиату документы о выплате вознаграждения, в состав которого включило НДС по ставке 20 процентов. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что в данном случае сублицензиат обязан доплатить обществу НДС, поскольку изменение цены договора обусловлено изменением налогового законодательства, подлежащего обязательному применению в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 01.01.2021, независимо от даты и условий заключения договоров о реализации указанных товаров (работ, услуг), и не предполагает обязательного внесения изменений в заключенные ранее договоры. Сторонами договора было прямо предусмотрено, что услуга не облагается НДС в силу закона, поэтому при изменении законодательства общество правомерно увеличило цену договора. Изменение цены договора связано не с ошибками общества при квалификации сделки, а исключительно с изменением условий налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (лицензиат) заключило сублицензионный договор, передав сублицензиату на условиях простой (неисключительной) лицензии права на использование программ для электронно-вычислительных машин Microsoft на три лицензионных года (2020, 2021, 2022 годы). Вознаграждение по условиям договора не облагалось НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, цена договора не подлежала изменению в течение срока его действия, лицензиат принял на себя обязательство не предъявлять сублицензиату претензий по доплате впоследствии суммы НДС, в случае признания некорректной квалификации сделки относительно налоговой нормы подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. До наступления второго лицензионного года использования программного обеспечения (01.01.2021 - 31.12.2021) был принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ, изменивший порядок уплаты НДС по сделкам реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, освобождение от уплаты НДС предусматривалось только при реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Поскольку программное обеспечение Microsoft не было включено в Реестр российских программ, общество во втором лицензионному году (2021) предъявило сублицензиату документы о выплате вознаграждения, в состав которого включило НДС по ставке 20 процентов. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что в данном случае сублицензиат обязан доплатить обществу НДС, поскольку изменение цены договора обусловлено изменением налогового законодательства, подлежащего обязательному применению в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 01.01.2021, независимо от даты и условий заключения договоров о реализации указанных товаров (работ, услуг), и не предполагает обязательного внесения изменений в заключенные ранее договоры. Сторонами договора было прямо предусмотрено, что услуга не облагается НДС в силу закона, поэтому при изменении законодательства общество правомерно увеличило цену договора. Изменение цены договора связано не с ошибками общества при квалификации сделки, а исключительно с изменением условий налогообложения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какие преференции будут у компании при включении сведений о программном обеспечении в реестр российского ПО и реестр евразийского ПО?
("Официальный сайт Минцифры России", 2021)"Официальный сайт Минцифры России digital.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минцифры России", 2021)"Официальный сайт Минцифры России digital.gov.ru", 2021
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Правила формирования и ведения реестра российского программного обеспечения, состав сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения, в том числе об основаниях возникновения исключительного права у правообладателя (правообладателей), условия включения таких сведений в реестр российского программного обеспечения и исключения их из реестра российского программного обеспечения, порядок предоставления сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения, порядок принятия решения о включении таких сведений в реестр российского программного обеспечения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Правила формирования и ведения реестра российского программного обеспечения, состав сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения, в том числе об основаниях возникновения исключительного права у правообладателя (правообладателей), условия включения таких сведений в реестр российского программного обеспечения и исключения их из реестра российского программного обеспечения, порядок предоставления сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения, порядок принятия решения о включении таких сведений в реестр российского программного обеспечения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236
(ред. от 23.12.2024)
"Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации"9. Заявление о включении сведений представляется в уполномоченный орган правообладателем (лицом, уполномоченным всеми правообладателями) программного обеспечения, производителем (лицом, уполномоченным всеми производителями) программно-аппаратного комплекса.
(ред. от 23.12.2024)
"Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации"9. Заявление о включении сведений представляется в уполномоченный орган правообладателем (лицом, уполномоченным всеми правообладателями) программного обеспечения, производителем (лицом, уполномоченным всеми производителями) программно-аппаратного комплекса.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из Российской Федерации, а также в целях оказания правообладателям программ для электронных вычислительных машин или баз данных мер государственной поддержки создается единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (ч. 1 ст. 12.1 Закона об информации). Правила формирования и ведения реестра российского программного обеспечения, состав сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения, в том числе об основаниях возникновения исключительного права у правообладателя (правообладателей), условия включения таких сведений в реестр российского программного обеспечения и исключения их из реестра российского программного обеспечения, порядок предоставления сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения, порядок принятия решения о включении таких сведений в реестр российского программного обеспечения устанавливаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 12.1 Закона об информации, см. также ч. 3 - 10 ст. 12.1 Закона об информации).
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из Российской Федерации, а также в целях оказания правообладателям программ для электронных вычислительных машин или баз данных мер государственной поддержки создается единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (ч. 1 ст. 12.1 Закона об информации). Правила формирования и ведения реестра российского программного обеспечения, состав сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения, в том числе об основаниях возникновения исключительного права у правообладателя (правообладателей), условия включения таких сведений в реестр российского программного обеспечения и исключения их из реестра российского программного обеспечения, порядок предоставления сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения, порядок принятия решения о включении таких сведений в реестр российского программного обеспечения устанавливаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 12.1 Закона об информации, см. также ч. 3 - 10 ст. 12.1 Закона об информации).
Готовое решение: Можно ли закупить компьютеры с предустановленным программным обеспечением по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)сведения о котором включены в реестр российского ПО;
(КонсультантПлюс, 2025)сведения о котором включены в реестр российского ПО;
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Более того, Постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 N 325 "Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных" утверждены Дополнительные требования к отечественному ПО. Например, в соответствии с ним офисное программное обеспечение должно обеспечивать работу пользователей на персональных электронных вычислительных машинах, устройствах терминального доступа и абонентских устройствах радиоподвижной связи без подключения к локальным вычислительным сетям, и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и (или) с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронной форме, создания, доступа, обработки, хранения и удаления электронных документов ("облачная" технология), и (или) с использованием локальных вычислительных сетей доступа пользователей к программному обеспечению, установленному на серверном оборудовании. Интерфейс офисного программного обеспечения должен быть реализован на русском языке. Интерфейс офисного программного обеспечения может быть реализован с использованием дополнительно других языков. Офисное программное обеспечение не должно требовать установки иного программного обеспечения (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего любые ограничения на его свободное распространение на территории Российской Федерации, за исключением операционных систем. Обновления офисного программного обеспечения должны выполняться только после подтверждения со стороны пользователя офисного программного обеспечения или уполномоченных сотрудников.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Более того, Постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 N 325 "Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных" утверждены Дополнительные требования к отечественному ПО. Например, в соответствии с ним офисное программное обеспечение должно обеспечивать работу пользователей на персональных электронных вычислительных машинах, устройствах терминального доступа и абонентских устройствах радиоподвижной связи без подключения к локальным вычислительным сетям, и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и (или) с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронной форме, создания, доступа, обработки, хранения и удаления электронных документов ("облачная" технология), и (или) с использованием локальных вычислительных сетей доступа пользователей к программному обеспечению, установленному на серверном оборудовании. Интерфейс офисного программного обеспечения должен быть реализован на русском языке. Интерфейс офисного программного обеспечения может быть реализован с использованием дополнительно других языков. Офисное программное обеспечение не должно требовать установки иного программного обеспечения (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего любые ограничения на его свободное распространение на территории Российской Федерации, за исключением операционных систем. Обновления офисного программного обеспечения должны выполняться только после подтверждения со стороны пользователя офисного программного обеспечения или уполномоченных сотрудников.
Статья: Изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4.3. Увеличен повышающий коэффициент на расходы на ОС,
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4.3. Увеличен повышающий коэффициент на расходы на ОС,
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)2. Если это обязательное условие, то можно ли в период с момента подготовки документов для подачи заявления для включения в Реестр российского программного обеспечения до даты включения такого обеспечения в реестр применять льготы?
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)2. Если это обязательное условие, то можно ли в период с момента подготовки документов для подачи заявления для включения в Реестр российского программного обеспечения до даты включения такого обеспечения в реестр применять льготы?
Готовое решение: Предоставление национального режима при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При закупке некоторого программного обеспечения заявка с предложением ПО, включенного в реестр российского ПО или реестр евразийского ПО, в отношении которого нет сведений о соответствии дополнительным требованиям, признается заявкой с предложением иностранного товара, если в другой заявке предлагается ПО, соответствующее таким требованиям (пп. "х" п. 4 Постановления N 1875).
(КонсультантПлюс, 2025)При закупке некоторого программного обеспечения заявка с предложением ПО, включенного в реестр российского ПО или реестр евразийского ПО, в отношении которого нет сведений о соответствии дополнительным требованиям, признается заявкой с предложением иностранного товара, если в другой заявке предлагается ПО, соответствующее таким требованиям (пп. "х" п. 4 Постановления N 1875).
Вопрос: О применении вычетов по НДС при приобретении прав на использование программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.
(Письмо Минфина России от 14.03.2024 N 03-07-08/22756)Вопрос: Лицензиар предоставляет лицензиату права использования программного обеспечения (далее - ПО) на условиях простой (неисключительной) лицензии сроком на 1 год (лицензионный срок). При этом лицензионным договором определены дата начала и дата окончания лицензионного срока, а также предусмотрена обязанность лицензиара передать права использования ПО (лицензии) в дату начала лицензионного срока. За передачу неисключительных прав на ПО договором предусмотрено единовременное вознаграждение, которое выплачивается в размере 100% не позднее 10 дней с момента передачи лицензии на ПО. Лицензионное вознаграждение облагается НДС по ставке 20%, так как ПО не включено в единый реестр российских программ.
(Письмо Минфина России от 14.03.2024 N 03-07-08/22756)Вопрос: Лицензиар предоставляет лицензиату права использования программного обеспечения (далее - ПО) на условиях простой (неисключительной) лицензии сроком на 1 год (лицензионный срок). При этом лицензионным договором определены дата начала и дата окончания лицензионного срока, а также предусмотрена обязанность лицензиара передать права использования ПО (лицензии) в дату начала лицензионного срока. За передачу неисключительных прав на ПО договором предусмотрено единовременное вознаграждение, которое выплачивается в размере 100% не позднее 10 дней с момента передачи лицензии на ПО. Лицензионное вознаграждение облагается НДС по ставке 20%, так как ПО не включено в единый реестр российских программ.
Статья: Приобретение российского ПО в 2025 году: как сэкономить на налоге на прибыль
(Фимина Н.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 9)Хотелось бы обратить внимание читателей на следующее существенное обстоятельство. Некоторые программные продукты, которые используют кредитные организации, требуют постоянного обновления, например после внесения изменений в нормативные акты. Поэтому актуален вопрос: как быть с применением льготы (коэффициента 2) в случае обновления программы? Поскольку при выпуске новой версии программы производителю не требуется повторно подавать заявку на включение в реестр российского ПО и это было подтверждено Минцифры в разъяснении на официальном сайте <3>, обновления программы никак не изменяют и не аннулируют имеющуюся запись о включении программного обеспечения в реестр российского ПО.
(Фимина Н.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 9)Хотелось бы обратить внимание читателей на следующее существенное обстоятельство. Некоторые программные продукты, которые используют кредитные организации, требуют постоянного обновления, например после внесения изменений в нормативные акты. Поэтому актуален вопрос: как быть с применением льготы (коэффициента 2) в случае обновления программы? Поскольку при выпуске новой версии программы производителю не требуется повторно подавать заявку на включение в реестр российского ПО и это было подтверждено Минцифры в разъяснении на официальном сайте <3>, обновления программы никак не изменяют и не аннулируют имеющуюся запись о включении программного обеспечения в реестр российского ПО.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)- включение в реестр российского программного обеспечения сведений, их изменение и (или) исключение из реестра российского программного обеспечения;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)- включение в реестр российского программного обеспечения сведений, их изменение и (или) исключение из реестра российского программного обеспечения;