Включение в реестр объектов культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Включение в реестр объектов культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. По результатам проведения экспертизы принимается решение о включении объекта культурного наследия в Реестр:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. По результатам проведения экспертизы принимается решение о включении объекта культурного наследия в Реестр:
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 29. Особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 29. Особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 18. Порядок включения объектов культурного наследия в реестр
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 18. Порядок включения объектов культурного наследия в реестр
Приказ Минкультуры России от 03.10.2011 N 954
(ред. от 05.03.2024)
"Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2011 N 22670)4. Основанием для регистрации Минкультуры России объектов культурного наследия в Едином реестре являются решения органов государственной власти о включении объектов культурного наследия в реестр (решения о принятии объектов культурного наследия на государственную охрану).
(ред. от 05.03.2024)
"Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2011 N 22670)4. Основанием для регистрации Минкультуры России объектов культурного наследия в Едином реестре являются решения органов государственной власти о включении объектов культурного наследия в реестр (решения о принятии объектов культурного наследия на государственную охрану).
Статья: Об уточнении подхода к разработке мер административного регулирования, применяемых в целях охраны объектов культурного наследия
(Прокошева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)3) несовершенство методов проведения и критериев историко-культурной экспертизы, проводимой в целях включения объектов культурного наследия в единый реестр;
(Прокошева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)3) несовершенство методов проведения и критериев историко-культурной экспертизы, проводимой в целях включения объектов культурного наследия в единый реестр;
Готовое решение: Чем отличается акт выполненных работ от акта оказанных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)по результатам приемки работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, или выявленного объекта культурного наследия оформляется акт по форме согласно Приложению N 4 к Приказу Минкультуры России от 25.06.2015 N 1840 (п. 6 указанного Приказа).
(КонсультантПлюс, 2025)по результатам приемки работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, или выявленного объекта культурного наследия оформляется акт по форме согласно Приложению N 4 к Приказу Минкультуры России от 25.06.2015 N 1840 (п. 6 указанного Приказа).
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Критерии отнесения объектов культурного наследия, включенных в реестр, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии, установлены Постановлением Правительства РФ от 29.06.2015 N 646 "Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истерии и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии". В соответствии с п. 2 для объекта культурного наследия, не являющегося многоквартирным жилым домом, критериями неудовлетворительного состояния являются:
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Критерии отнесения объектов культурного наследия, включенных в реестр, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии, установлены Постановлением Правительства РФ от 29.06.2015 N 646 "Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истерии и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии". В соответствии с п. 2 для объекта культурного наследия, не являющегося многоквартирным жилым домом, критериями неудовлетворительного состояния являются:
Статья: Споры, возникающие из охранных обязательств
(Александрова М.А., Киселев А.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Судами было установлено, что в составленном в 1973 году паспорте на памятник истории и культуры "Жилой дом, середина XIX века" описаны особенности объекта культурного наследия, послужившие основанием для его включения в реестр и подлежащие обязательному сохранению. Раздел 8 охранного обязательства "Описание предмета охраны объекта культурного наследия" содержит указание на соответствие предмета охраны объекта культурного наследия паспорту объекта культурного наследия от 01.10.1973. Как указали суды, "при отсутствии разработанного и утвержденного в соответствии с действующим законодательством предмета охраны объекта культурного наследия необходимо руководствоваться паспортом объекта в части описания всех особенностей данного объекта, послуживших основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и подлежащих обязательному сохранению при производстве работ". Суды также отметили, что отсутствие акта об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия, составление которого предусмотрено действующим законодательством, не является основанием для признания оспариваемого охранного обязательства недействительным (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.12.2020 по делу N А31-15575/2019).
(Александрова М.А., Киселев А.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Судами было установлено, что в составленном в 1973 году паспорте на памятник истории и культуры "Жилой дом, середина XIX века" описаны особенности объекта культурного наследия, послужившие основанием для его включения в реестр и подлежащие обязательному сохранению. Раздел 8 охранного обязательства "Описание предмета охраны объекта культурного наследия" содержит указание на соответствие предмета охраны объекта культурного наследия паспорту объекта культурного наследия от 01.10.1973. Как указали суды, "при отсутствии разработанного и утвержденного в соответствии с действующим законодательством предмета охраны объекта культурного наследия необходимо руководствоваться паспортом объекта в части описания всех особенностей данного объекта, послуживших основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и подлежащих обязательному сохранению при производстве работ". Суды также отметили, что отсутствие акта об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия, составление которого предусмотрено действующим законодательством, не является основанием для признания оспариваемого охранного обязательства недействительным (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.12.2020 по делу N А31-15575/2019).
Готовое решение: Как составить договор купли-продажи здания
(КонсультантПлюс, 2025)Если здание продается/приобретается исключительно с целью сноса, учтите, что в нормативных правовых актах могут быть запреты на снос отдельных видов объектов. Например, запрещен снос объектов культурного наследия, как уже включенных в соответствующий реестр, так и выявленных (п. 10 ст. 16.1, п. 13 ст. 18 Закона об объектах культурного наследия). В интересах покупателя проверить статус здания до заключения сделки, а также предложить дополнить текст договора соответствующим заверением продавца об обстоятельствах, чтобы была возможность привлечь его к ответственности за дачу недостоверных заверений, если окажется, что здание сносить/разбирать запрещено (п. 1 ст. 431.2 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если здание продается/приобретается исключительно с целью сноса, учтите, что в нормативных правовых актах могут быть запреты на снос отдельных видов объектов. Например, запрещен снос объектов культурного наследия, как уже включенных в соответствующий реестр, так и выявленных (п. 10 ст. 16.1, п. 13 ст. 18 Закона об объектах культурного наследия). В интересах покупателя проверить статус здания до заключения сделки, а также предложить дополнить текст договора соответствующим заверением продавца об обстоятельствах, чтобы была возможность привлечь его к ответственности за дачу недостоверных заверений, если окажется, что здание сносить/разбирать запрещено (п. 1 ст. 431.2 ГК РФ).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под историческим поселением понимаются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты капитального строительства, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения (п. 1 ст. 59 Закона N 73-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1095 установлены Требования к определению границ территории исторического поселения. В частности, границы территории исторического поселения определяются на основании материалов по обоснованию границ территории исторического поселения, в том числе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований. Разработка проектов границ территории исторического поселения должна осуществляться проектной, научно-исследовательской или другой организацией, обладающей опытом работы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, по инициативе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под историческим поселением понимаются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты капитального строительства, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения (п. 1 ст. 59 Закона N 73-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1095 установлены Требования к определению границ территории исторического поселения. В частности, границы территории исторического поселения определяются на основании материалов по обоснованию границ территории исторического поселения, в том числе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований. Разработка проектов границ территории исторического поселения должна осуществляться проектной, научно-исследовательской или другой организацией, обладающей опытом работы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, по инициативе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)- справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)- справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 8 ст. 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сведения об установленных п. п. 3 и 4 ст. 34.1 указанного Закона защитных зонах объектов культурного наследия, включенных в реестр до 1 января 2018 года, направляются региональным органом охраны объектов культурного наследия в орган регистрации прав в срок до 1 января 2020 года. Тогда как сведения об установленных п. п. 3 и 4 ст. 34.1 указанного Федерального закона защитных зонах объектов культурного наследия, включенных в реестр с 1 января 2018 года, направляются региональным органом охраны объектов культурного наследия в орган регистрации прав в течение шести месяцев со дня принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 8 ст. 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сведения об установленных п. п. 3 и 4 ст. 34.1 указанного Закона защитных зонах объектов культурного наследия, включенных в реестр до 1 января 2018 года, направляются региональным органом охраны объектов культурного наследия в орган регистрации прав в срок до 1 января 2020 года. Тогда как сведения об установленных п. п. 3 и 4 ст. 34.1 указанного Федерального закона защитных зонах объектов культурного наследия, включенных в реестр с 1 января 2018 года, направляются региональным органом охраны объектов культурного наследия в орган регистрации прав в течение шести месяцев со дня принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр.
Вопрос: Запрос разъяснения по вопросу возможности объединения в один предмет продажи объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, и иного муниципального имущества путем проведения конкурса в рамках Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022