Включение нестраховых периодов в страховой стаж
Подборка наиболее важных документов по запросу Включение нестраховых периодов в страховой стаж (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 23 "Сроки перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""Установив, что с заявлением о перерасчете размера пенсии за спорные периоды с 01.08.2009 года по 15.01.2010 года, с 01.03.2010 года по 31.03.2010 года Ю. обратилась в УПФР в Советском районе г. Нижнего Новгорода лишь 20.10.2020 года, одновременно с подачей заявления о включении в страховой стаж нестраховых периодов, а также учитывая отсутствие доказательств того, что в распоряжении ответчика имелись соответствующие заявления Ю. от 23.12.2019 года о включении данных периодов, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку действия ответчика в произведении перерасчета страховой пенсии с 01 ноября 2020 года, т.е. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии (Ю. подано заявление о перерасчете 20.10.2020 года), соответствуют требования предусмотренным ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с этим оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет размера пенсии Ю. с 01.01.2020 года не имеется."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитать страховой стаж работника для оплаты больничного листа
(КонсультантПлюс, 2025)При решении вопроса о включении нестрахового периода в страховой стаж работника для оплаты больничного ориентируйтесь на представленные им документы, подтверждающие военную (иную засчитываемую в страховой стаж) службу, пребывание в добровольческом формировании или уплату платежей на социальное страхование. О таких документах расскажем ниже.
(КонсультантПлюс, 2025)При решении вопроса о включении нестрахового периода в страховой стаж работника для оплаты больничного ориентируйтесь на представленные им документы, подтверждающие военную (иную засчитываемую в страховой стаж) службу, пребывание в добровольческом формировании или уплату платежей на социальное страхование. О таких документах расскажем ниже.
Ситуация: Какие нестраховые периоды учитываются при назначении пенсии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали страховые периоды. В случае совпадения по времени страховых и нестраховых периодов при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии (ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона N 400-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали страховые периоды. В случае совпадения по времени страховых и нестраховых периодов при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии (ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона N 400-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.03.2005 N 18-ФЗ
(ред. от 28.12.2022)
"О средствах федерального бюджета, выделяемых Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан"2. Годовой объем средств федерального бюджета, выделяемых Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, включая расходы на доставку трудовых пенсий, утверждается федеральными законами о федеральном бюджете и о бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
(ред. от 28.12.2022)
"О средствах федерального бюджета, выделяемых Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан"2. Годовой объем средств федерального бюджета, выделяемых Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, включая расходы на доставку трудовых пенсий, утверждается федеральными законами о федеральном бюджете и о бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Статья: Особенности механизма правового регулирования социально-трудовых отношений
(Корсаненкова Ю.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 1)В ст. 10 Закона о страховых пенсиях круг нетрудоспособных субъектов определен относительно их права на страховую пенсию по случаю потери кормильца. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 10 несовершеннолетние (не достигшие 18 лет) отнесены к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца. Однако согласно ч. 1 ст. 63 ТК РФ дети, достигшие возраста 16 лет, обладают полной трудовой правосубъектностью. Возникает коллизия: нормами какой отрасли права следует руководствоваться правоприменителю при решении вопроса о включении в страховой стаж шестнадцатилетнего лица периода ухода за матерью - инвалидом I группы при назначении ему в будущем страховой пенсии по старости. Так как речь идет о праве лица на включение в страховой стаж (разновидности трудового стажа) нестраховых периодов с целью придания им той же юридической силы, что и периодам трудовой деятельности, логичным представляется использование понятия трудоспособности, выработанного в трудовом праве.
(Корсаненкова Ю.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 1)В ст. 10 Закона о страховых пенсиях круг нетрудоспособных субъектов определен относительно их права на страховую пенсию по случаю потери кормильца. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 10 несовершеннолетние (не достигшие 18 лет) отнесены к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца. Однако согласно ч. 1 ст. 63 ТК РФ дети, достигшие возраста 16 лет, обладают полной трудовой правосубъектностью. Возникает коллизия: нормами какой отрасли права следует руководствоваться правоприменителю при решении вопроса о включении в страховой стаж шестнадцатилетнего лица периода ухода за матерью - инвалидом I группы при назначении ему в будущем страховой пенсии по старости. Так как речь идет о праве лица на включение в страховой стаж (разновидности трудового стажа) нестраховых периодов с целью придания им той же юридической силы, что и периодам трудовой деятельности, логичным представляется использование понятия трудоспособности, выработанного в трудовом праве.
Статья: Как учитывать период военной службы в страховом стаже работника
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)Обратите внимание! Все нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали периоды работы, за которые уплачивались страховые взносы.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)Обратите внимание! Все нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали периоды работы, за которые уплачивались страховые взносы.
Готовое решение: Как работодателю заполнить больничный лист
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что в страховой стаж работника для больничного также входят "нестраховые периоды" (ч. 1.1 ст. 16 Закона N 255-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что в страховой стаж работника для больничного также входят "нестраховые периоды" (ч. 1.1 ст. 16 Закона N 255-ФЗ);
Статья: Зачет нестраховых периодов, имевших место за границей, в страховой стаж для назначения страховой пенсии
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)Правовая позиция страховщика базируется на предполагаемой взаимосвязи положений ст. 11 и 12 Закона о страховых пенсиях (до 1 января 2015 г. - ст. 10 и 11 Закона о трудовых пенсиях). Однако ст. 11 Закона о страховых пенсиях, требующая в качестве общего правила осуществления деятельности на территории России, посвящена страховым периодам. Основой для экстраполяции этого требования на "иные" периоды, вероятно, служит формулировка нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях: "иные" периоды засчитываются в страховой стаж "наравне с периодами работы и (или) иной деятельности". Указанную формулировку отечественный законодатель использовал еще в ст. 92 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 (в ред. от 27 ноября 2001 г.) "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в которой слово "наравне" было употреблено в значении "на тех же условиях". Однако после 1 января 2002 г., с введением в правовое регулирование дополнительного условия для зачета иных периодов в страховой стаж (п. 2 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях), утверждение о том, что страховые и нестраховые периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж на одинаковых условиях, перестало быть истинным <14>. Очевидно, что в новом правовом контексте изменился и смысл слова "наравне", которое теперь используется в значении "наряду с чем-то". Другие правовые нормы, которые бы expressis verbis обусловливали зачет периода ухода за ребенком в страховой стаж осуществлением такого ухода на территории России, в Законе о страховых пенсиях отсутствуют <15>.
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)Правовая позиция страховщика базируется на предполагаемой взаимосвязи положений ст. 11 и 12 Закона о страховых пенсиях (до 1 января 2015 г. - ст. 10 и 11 Закона о трудовых пенсиях). Однако ст. 11 Закона о страховых пенсиях, требующая в качестве общего правила осуществления деятельности на территории России, посвящена страховым периодам. Основой для экстраполяции этого требования на "иные" периоды, вероятно, служит формулировка нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях: "иные" периоды засчитываются в страховой стаж "наравне с периодами работы и (или) иной деятельности". Указанную формулировку отечественный законодатель использовал еще в ст. 92 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 (в ред. от 27 ноября 2001 г.) "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в которой слово "наравне" было употреблено в значении "на тех же условиях". Однако после 1 января 2002 г., с введением в правовое регулирование дополнительного условия для зачета иных периодов в страховой стаж (п. 2 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях), утверждение о том, что страховые и нестраховые периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж на одинаковых условиях, перестало быть истинным <14>. Очевидно, что в новом правовом контексте изменился и смысл слова "наравне", которое теперь используется в значении "наряду с чем-то". Другие правовые нормы, которые бы expressis verbis обусловливали зачет периода ухода за ребенком в страховой стаж осуществлением такого ухода на территории России, в Законе о страховых пенсиях отсутствуют <15>.
Статья: Правовые вопросы обеспечения адресности при предоставлении единого пособия на ребенка
(Курченко О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Могут ли названные изменения способствовать сокращению числа случаев, когда оформление ухода за нетрудоспособным лицом используется для обхода одного из условий получения единого пособия? Процедура подтверждения факта осуществления ухода несколько усложнится: период ухода за инвалидом I группы и гражданином, достигшим возраста 80 лет, по-прежнему признается нестраховым периодом, засчитываемым в страховой стаж по законодательству об обязательном пенсионном страховании (п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <13>), а значит, при отсутствии специальных правовых норм осуществление ухода может быть подтверждено в порядке, установленном для подтверждения страхового стажа (п. 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа <14>), то есть на основании заявления, поданного в территориальный орган СФР лицом, осуществлявшим уход, по завершении соответствующего периода ухода. Сохраняется и формально-юридическая возможность проведения территориальным органом СФР так называемого обследования в целях установления фактических обстоятельств осуществления ухода. Однако отсутствие надлежащей правовой регламентации порядка проведения обследования и организационно-финансовых ресурсов для реализации проверочных мероприятий на системной основе не позволяют рассматривать это полномочие органов СФР как эффективный инструмент выявления случаев, когда уход фактически не осуществлялся.
(Курченко О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Могут ли названные изменения способствовать сокращению числа случаев, когда оформление ухода за нетрудоспособным лицом используется для обхода одного из условий получения единого пособия? Процедура подтверждения факта осуществления ухода несколько усложнится: период ухода за инвалидом I группы и гражданином, достигшим возраста 80 лет, по-прежнему признается нестраховым периодом, засчитываемым в страховой стаж по законодательству об обязательном пенсионном страховании (п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <13>), а значит, при отсутствии специальных правовых норм осуществление ухода может быть подтверждено в порядке, установленном для подтверждения страхового стажа (п. 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа <14>), то есть на основании заявления, поданного в территориальный орган СФР лицом, осуществлявшим уход, по завершении соответствующего периода ухода. Сохраняется и формально-юридическая возможность проведения территориальным органом СФР так называемого обследования в целях установления фактических обстоятельств осуществления ухода. Однако отсутствие надлежащей правовой регламентации порядка проведения обследования и организационно-финансовых ресурсов для реализации проверочных мероприятий на системной основе не позволяют рассматривать это полномочие органов СФР как эффективный инструмент выявления случаев, когда уход фактически не осуществлялся.