Виды знаков дорожного движения
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды знаков дорожного движения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДД РФ (пересечение сплошной линии, двойной сплошной линии)
(КонсультантПлюс, 2025)...в том случае, если объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ, выражается в выезде на полосу, предназначенную для встречного движения, в нарушение требований дорожного знака или дорожной разметки, при рассмотрении дела необходимо иметь в виду, что такой знак/разметка (в том числе временные) должен/должна быть установлен/нанесена в соответствии с законодательством Российской Федерации и зафиксирован/зафиксирована на схеме (в проекте) организации дорожного движения (в том числе временных).
(КонсультантПлюс, 2025)...в том случае, если объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ, выражается в выезде на полосу, предназначенную для встречного движения, в нарушение требований дорожного знака или дорожной разметки, при рассмотрении дела необходимо иметь в виду, что такой знак/разметка (в том числе временные) должен/должна быть установлен/нанесена в соответствии с законодательством Российской Федерации и зафиксирован/зафиксирована на схеме (в проекте) организации дорожного движения (в том числе временных).
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.05.2025 по делу N 33-5725/2025 (УИД 66RS0020-01-2023-001857-78)
Категория спора: 1) ОСАГО; 2) Причинение вреда имуществу.
Требования истца-1: 1) О взыскании страхового возмещения, неустойки, штрафа; 2) О взыскании ущерба в сумме, не покрытой суммой страхового возмещения.
Требования истца-2: 3) О взыскании ущерба в сумме, не покрытой суммой страхового возмещения.
Обстоятельства: Истцы считают друг друга виновниками ДТП.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении в пользу истца-1 расходов на оплату услуг представителя, госпошлины, почтовых услуг - удовлетворено в части; 2) О возмещении в пользу истца-2 расходов на оплату услуг представителя, оценщика, госпошлины - удовлетворено в части.Данное заключение суд первой инстанции признал надлежащим доказательством по гражданскому делу и пришел к выводу о том, что несоответствие действий водителя Б.Е.БА., управлявшей автомобилем "Рено Симбол" не выполнено, требования п. 8.1 абзац 1 Правил дорожного движения РФ и требования установленного дорожного знака 2.4 ПДД РФ находились в причинно-следственной связи с наступившими последствиями в виде ДТП, при этом нарушений водителем автомобиля "Ниссан Сентра" Ш.А.АВ. требований ПДД, взаимосвязанных с наступившими последствиями в виде причинения ущерба транспортному средству истца, суд не усмотрел.
Категория спора: 1) ОСАГО; 2) Причинение вреда имуществу.
Требования истца-1: 1) О взыскании страхового возмещения, неустойки, штрафа; 2) О взыскании ущерба в сумме, не покрытой суммой страхового возмещения.
Требования истца-2: 3) О взыскании ущерба в сумме, не покрытой суммой страхового возмещения.
Обстоятельства: Истцы считают друг друга виновниками ДТП.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении в пользу истца-1 расходов на оплату услуг представителя, госпошлины, почтовых услуг - удовлетворено в части; 2) О возмещении в пользу истца-2 расходов на оплату услуг представителя, оценщика, госпошлины - удовлетворено в части.Данное заключение суд первой инстанции признал надлежащим доказательством по гражданскому делу и пришел к выводу о том, что несоответствие действий водителя Б.Е.БА., управлявшей автомобилем "Рено Симбол" не выполнено, требования п. 8.1 абзац 1 Правил дорожного движения РФ и требования установленного дорожного знака 2.4 ПДД РФ находились в причинно-следственной связи с наступившими последствиями в виде ДТП, при этом нарушений водителем автомобиля "Ниссан Сентра" Ш.А.АВ. требований ПДД, взаимосвязанных с наступившими последствиями в виде причинения ущерба транспортному средству истца, суд не усмотрел.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Индивидуальные правовые предписания как средства юридической техники
(Ходукин Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Чтобы стать юридическим фактом, индивидуальное предписание должно быть внешне выражено. Внешняя форма индивидуального предписания выступает технико-юридическим условием, посредством которого должностное лицо фиксирует и доносит содержание своих правовых установлений, а адресаты получают юридическую информацию в официальном виде <8>. Индивидуальное предписание должно быть выражено в понятном, полном и четком виде. В современной юридической практике используются речевой и наглядный способы изложения индивидуальных предписаний. Речевой является доминирующим и применяется в форме письменных текстов и устной речи <9>. Наглядный применяется в отдельных институтах административного регулирования путем использования символов, звуковых и световых сигналов, конклюдентных действий, передающих информацию о правовом предписании в образно-наглядном виде <10>. Изложение определенного правового предписания в виде символов широко используется в регулировании дорожного движения (знаки ПДД). В данном случае имеет место нетипичная форма изложения административных норм. Символы адресованы всем участникам дорожного движения и обладают признаками нормативности.
(Ходукин Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Чтобы стать юридическим фактом, индивидуальное предписание должно быть внешне выражено. Внешняя форма индивидуального предписания выступает технико-юридическим условием, посредством которого должностное лицо фиксирует и доносит содержание своих правовых установлений, а адресаты получают юридическую информацию в официальном виде <8>. Индивидуальное предписание должно быть выражено в понятном, полном и четком виде. В современной юридической практике используются речевой и наглядный способы изложения индивидуальных предписаний. Речевой является доминирующим и применяется в форме письменных текстов и устной речи <9>. Наглядный применяется в отдельных институтах административного регулирования путем использования символов, звуковых и световых сигналов, конклюдентных действий, передающих информацию о правовом предписании в образно-наглядном виде <10>. Изложение определенного правового предписания в виде символов широко используется в регулировании дорожного движения (знаки ПДД). В данном случае имеет место нетипичная форма изложения административных норм. Символы адресованы всем участникам дорожного движения и обладают признаками нормативности.
Статья: Механизм правового регулирования организации и осуществления дорожного движения (приоритеты и преимущества, связанные с участием в дорожном движении)
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Не будем останавливаться на детальном анализе данного решения с учетом того, что в одной из статей автора настоящей работы негативная оценка приведенной новеллы была обоснована достаточно подробно, в том числе с учетом соответствующих международных норм (имеются в виду Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах) <4>.
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Не будем останавливаться на детальном анализе данного решения с учетом того, что в одной из статей автора настоящей работы негативная оценка приведенной новеллы была обоснована достаточно подробно, в том числе с учетом соответствующих международных норм (имеются в виду Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах) <4>.
Нормативные акты
Статья: Перевозка детей автобусами
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)"Ограничение скорости" - в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 с указанием разрешенной скорости (диаметр знака - не менее 160 мм, ширина каймы - 1/10 диаметра) - на задней стороне кузова слева у механических транспортных средств, осуществляющих организованные перевозки групп детей, у тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, а также в случаях, когда максимальная скорость транспортного средства по технической характеристике ниже определенной п. 10.3 Правил дорожного движения (абзац "Ограничение скорости" п. 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)"Ограничение скорости" - в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 с указанием разрешенной скорости (диаметр знака - не менее 160 мм, ширина каймы - 1/10 диаметра) - на задней стороне кузова слева у механических транспортных средств, осуществляющих организованные перевозки групп детей, у тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, а также в случаях, когда максимальная скорость транспортного средства по технической характеристике ниже определенной п. 10.3 Правил дорожного движения (абзац "Ограничение скорости" п. 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации).
Статья: Запрещение эксплуатации транспортного средства как индивидуальный правовой акт, направленный на предупреждение дорожно-транспортных происшествий
(Баканов К.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Выше отмечалось, что действующее законодательство не проводит различия между неисправностями, существенно влияющими на безопасность дорожного движения, и неисправностями, риски влияния которых на безопасность в процессе эксплуатации ТС незначительны (отсутствие медицинской аптечки, неисправных, противоугонного устройства, отсутствие опознавательных знаков, характеризующих вид перевозки ТС ("крупногабаритный груз", "ограничение скорости" и др.)).
(Баканов К.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Выше отмечалось, что действующее законодательство не проводит различия между неисправностями, существенно влияющими на безопасность дорожного движения, и неисправностями, риски влияния которых на безопасность в процессе эксплуатации ТС незначительны (отсутствие медицинской аптечки, неисправных, противоугонного устройства, отсутствие опознавательных знаков, характеризующих вид перевозки ТС ("крупногабаритный груз", "ограничение скорости" и др.)).
Статья: Некоторые проблемы правового регулирования эксплуатации средств индивидуальной мобильности
(Трусов А.И.)
("Юрист", 2023, N 10)Таким образом, считаем, что новые правила должны включать в себя: постановку СИМ на регистрационный учет, получение регистрационных знаков и страхование гражданской ответственности управляющих ими лиц или собственников СИМ; деление таких технических устройств на различные виды (категории) по способу управления, наличию тормоза, наличию руля, мощности двигателя, максимальной скорости, габаритам и массе; пересмотр возрастных ограничений по допуску лиц, использующих средства индивидуальной мобильности, к участию в дорожном движении; следует дополнительно предусмотреть наличие защитной амуниции в зависимости от характеристик и видов (категории) таких технических устройств; предусматривать другие ограничения по месту передвижения, скорости передвижения в конкретных местах и наличию дополнительного оборудования. Предложенные изменения позволят выделить лиц, использующих СИМ, в качестве самостоятельных участников дорожного движения, а не сопоставлять их с другими участниками, что, на наш взгляд, более правильно.
(Трусов А.И.)
("Юрист", 2023, N 10)Таким образом, считаем, что новые правила должны включать в себя: постановку СИМ на регистрационный учет, получение регистрационных знаков и страхование гражданской ответственности управляющих ими лиц или собственников СИМ; деление таких технических устройств на различные виды (категории) по способу управления, наличию тормоза, наличию руля, мощности двигателя, максимальной скорости, габаритам и массе; пересмотр возрастных ограничений по допуску лиц, использующих средства индивидуальной мобильности, к участию в дорожном движении; следует дополнительно предусмотреть наличие защитной амуниции в зависимости от характеристик и видов (категории) таких технических устройств; предусматривать другие ограничения по месту передвижения, скорости передвижения в конкретных местах и наличию дополнительного оборудования. Предложенные изменения позволят выделить лиц, использующих СИМ, в качестве самостоятельных участников дорожного движения, а не сопоставлять их с другими участниками, что, на наш взгляд, более правильно.
Статья: Перспективы правового и технического регулирования использования средств индивидуальной мобильности
(Митрошин Д.В., Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 1)Однако, по нашему мнению, следует стремиться к единой форме учета СИМ как самостоятельного полноценного вида транспортных средств.
(Митрошин Д.В., Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 1)Однако, по нашему мнению, следует стремиться к единой форме учета СИМ как самостоятельного полноценного вида транспортных средств.
Вопрос: Что такое "визуальный мусор"?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: В п. 3.6 ГОСТ Р 58398-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.04.2019 N 144-ст (далее - ГОСТ Р 58398-2019)) термин "визуальный мусор" раскрывался как совокупность объектов дорожной инфраструктуры, навигации, рекламы и различных строений, располагающихся на улично-дорожной сети и приводящих к значительным ухудшениям внешнего облика окружающей среды. Данный документ утратил силу с 01.03.2021 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 01.03.2021 N 101-ст.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: В п. 3.6 ГОСТ Р 58398-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.04.2019 N 144-ст (далее - ГОСТ Р 58398-2019)) термин "визуальный мусор" раскрывался как совокупность объектов дорожной инфраструктуры, навигации, рекламы и различных строений, располагающихся на улично-дорожной сети и приводящих к значительным ухудшениям внешнего облика окружающей среды. Данный документ утратил силу с 01.03.2021 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 01.03.2021 N 101-ст.
Статья: Проект производства работ на объектах строительства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- строительный генеральный план, оформленный согласно ГОСТ Р 21.101 и включающий схему размещения бытовых помещений строителей и мобильных (инвентарных) зданий с экспликацией; схемы организации дорожного движения; схему размещения складских площадей и помещений; схемы привязки основных средств механизации; указание опасных производственных зон и зон влияния строительных машин;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- строительный генеральный план, оформленный согласно ГОСТ Р 21.101 и включающий схему размещения бытовых помещений строителей и мобильных (инвентарных) зданий с экспликацией; схемы организации дорожного движения; схему размещения складских площадей и помещений; схемы привязки основных средств механизации; указание опасных производственных зон и зон влияния строительных машин;
Статья: Правовое регулирование ответственности за превышение установленной скорости движения транспортного средства
(Королева Е.Г., Полянская Е.П., Королев А.М.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)12% опрошенных пояснили, что причиной превышения скоростного режима являлось желание проверить мощность двигателя своего транспортного средства. 58% водителей отметили, что этому способствуют хорошее качество дорожного покрытия и соответствующие погодные условия. 24% пожаловались на вынужденную спешку ввиду осуществляемой ими деятельности или складывающихся таким образом обстоятельств. 6% водителей ответили, что любят быструю езду и постоянно нарушают скоростной режим. На вопрос, при какой обычно скорости водители управляют транспортным средством при знаке "Ограничение максимальной скорости" 60 км/ч, 93% ответили, что обычно едут со скоростью 75 - 79, чтобы не выйти за пределы нештрафуемого порога превышения скоростного режима. 7% опрошенных водителей ездят так, как это предписано знаком. О безопасности участников дорожного движения при этом большинство водителей либо не задумываются, либо задумываются, но относятся к этому небрежно, о чем свидетельствует высокая смертность на дорогах.
(Королева Е.Г., Полянская Е.П., Королев А.М.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)12% опрошенных пояснили, что причиной превышения скоростного режима являлось желание проверить мощность двигателя своего транспортного средства. 58% водителей отметили, что этому способствуют хорошее качество дорожного покрытия и соответствующие погодные условия. 24% пожаловались на вынужденную спешку ввиду осуществляемой ими деятельности или складывающихся таким образом обстоятельств. 6% водителей ответили, что любят быструю езду и постоянно нарушают скоростной режим. На вопрос, при какой обычно скорости водители управляют транспортным средством при знаке "Ограничение максимальной скорости" 60 км/ч, 93% ответили, что обычно едут со скоростью 75 - 79, чтобы не выйти за пределы нештрафуемого порога превышения скоростного режима. 7% опрошенных водителей ездят так, как это предписано знаком. О безопасности участников дорожного движения при этом большинство водителей либо не задумываются, либо задумываются, но относятся к этому небрежно, о чем свидетельствует высокая смертность на дорогах.
Статья: Нарушение водителем требований дорожного знака "Обгон запрещен"
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В том случае, если объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, выражается в выезде на полосу, предназначенную для встречного движения, в нарушение требований рассматриваемого дорожного знака, при рассмотрении дела необходимо иметь в виду, что такой знак (в т.ч. временный) должен быть установлен в соответствии с законодательством РФ и зафиксирован на схеме (проекте) организации дорожного движения (в т.ч. временных). При возникновении в ходе рассмотрения дела сомнений в законности установки дорожного знака рекомендовано истребовать соответствующую схему (проект).
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В том случае, если объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, выражается в выезде на полосу, предназначенную для встречного движения, в нарушение требований рассматриваемого дорожного знака, при рассмотрении дела необходимо иметь в виду, что такой знак (в т.ч. временный) должен быть установлен в соответствии с законодательством РФ и зафиксирован на схеме (проекте) организации дорожного движения (в т.ч. временных). При возникновении в ходе рассмотрения дела сомнений в законности установки дорожного знака рекомендовано истребовать соответствующую схему (проект).
Статья: Правовое регулирование проезда перекрестков, на которых организовано круговое движение
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 2)В связи с этим следует отметить, что в случае признания утратившим силу п. 13.11(1) ПДД РФ и возвращения содержания утратившего силу абз. 3 п. 13.9 ПДД РФ (имеется в виду сочетание знака 4.3 со знаком 2.4 или знаком 2.5, установленных перед перекрестком с круговым движением) целесообразно дополнить данный абзац положением, предусматривающим установку знака с указанием главной дороги на самом перекрестке с круговым движением перед въездом на него со второстепенной дороги.
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 2)В связи с этим следует отметить, что в случае признания утратившим силу п. 13.11(1) ПДД РФ и возвращения содержания утратившего силу абз. 3 п. 13.9 ПДД РФ (имеется в виду сочетание знака 4.3 со знаком 2.4 или знаком 2.5, установленных перед перекрестком с круговым движением) целесообразно дополнить данный абзац положением, предусматривающим установку знака с указанием главной дороги на самом перекрестке с круговым движением перед въездом на него со второстепенной дороги.
Статья: О некоторых вопросах, связанных с начислением неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) контракта
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 8)2) несоблюдение правил безопасности дорожного движения и охраны труда при подвозе материалов, передвижении рабочих по проезжей части автомобильной дороги; рабочие не используют специальную одежду и опознавательные знаки;
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 8)2) несоблюдение правил безопасности дорожного движения и охраны труда при подвозе материалов, передвижении рабочих по проезжей части автомобильной дороги; рабочие не используют специальную одежду и опознавательные знаки;