Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного производства
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного производства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу, что общество не использует для сельскохозяйственной деятельности принадлежащий ему земельный участок с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", поэтому исчислил земельный налог по общей ставке 1,5 процента вместо пониженной ставки 0,3 процента. Налогоплательщик оспорил применение ставки 1,5 процента, указав, что налоговый орган не доказал факт нарушения разрешенного вида использования участка. Суд признал действия инспекции правомерными, поскольку в отношении спорного земельного участка Россельхознадзор выявил нарушения, а именно зарастание сорной растительностью, порослью деревьев и кустарниковой растительностью, что подтверждает отсутствие условий для применения в отношении земельного участка налоговой ставки 0,3 процента на основании абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ. Налогоплательщик не представил доказательств, подтверждающих использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением, не оспорил акты Россельхознадзора, в которых были зафиксированы нарушения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу, что общество не использует для сельскохозяйственной деятельности принадлежащий ему земельный участок с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", поэтому исчислил земельный налог по общей ставке 1,5 процента вместо пониженной ставки 0,3 процента. Налогоплательщик оспорил применение ставки 1,5 процента, указав, что налоговый орган не доказал факт нарушения разрешенного вида использования участка. Суд признал действия инспекции правомерными, поскольку в отношении спорного земельного участка Россельхознадзор выявил нарушения, а именно зарастание сорной растительностью, порослью деревьев и кустарниковой растительностью, что подтверждает отсутствие условий для применения в отношении земельного участка налоговой ставки 0,3 процента на основании абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ. Налогоплательщик не представил доказательств, подтверждающих использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением, не оспорил акты Россельхознадзора, в которых были зафиксированы нарушения.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды при обращении с отходами, в том числе строительными
(КонсультантПлюс, 2025)"...общество при исполнении государственного контракта заключило... с К. (арендодатель, собственник) договор аренды части земельного участка... по условиям которого общество принимает во временное пользование за плату часть земельного участка... категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для производственной деятельности...
(КонсультантПлюс, 2025)"...общество при исполнении государственного контракта заключило... с К. (арендодатель, собственник) договор аренды части земельного участка... по условиям которого общество принимает во временное пользование за плату часть земельного участка... категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для производственной деятельности...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конкуренция процедур пересмотра кадастровой стоимости: статьи 16 и 21 Закона о кадастровой оценке
(Савиных В.А.)
("Закон", 2025, N 4)По своему буквальному смыслу процедура пересмотра кадастровой стоимости, урегулированная ст. 16 Закона о кадастровой оценке <1>, вводилась законодателем в целях актуализации кадастровой стоимости, т.е. приведения ее в соответствие с изменившимся экономическим основанием налога на недвижимость <2>. Например, изменение вида разрешенного использования земельного участка с сельскохозяйственного производства на жилищное строительство меняет потенциальную доходность объекта недвижимости как экономического основания налогов на недвижимость. Если кадастровая стоимость будет нечувствительной к таким изменениям, то это приведет к нарушению принципа равенства налогообложения, поскольку объект, фактически имеющий более высокую потенциальную доходность, будет облагаться налогом как имеющий низкую доходность. Поэтому региональное бюджетное учреждение, уполномоченное на определение кадастровой стоимости (далее - учреждение), в инициативном порядке осуществляет пересмотр кадастровой стоимости участка в соответствии со ст. 16 Закона о кадастровой оценке, получив сведения об изменении "качественных и (или) количественных характеристик" облагаемого налогом объекта недвижимости. Такая процедура пересмотра учитывает изменения лишь тех характеристик, сведения о которых содержатся в ЕГРН и в отношении которых, соответственно, действует презумпция достоверности <3>.
(Савиных В.А.)
("Закон", 2025, N 4)По своему буквальному смыслу процедура пересмотра кадастровой стоимости, урегулированная ст. 16 Закона о кадастровой оценке <1>, вводилась законодателем в целях актуализации кадастровой стоимости, т.е. приведения ее в соответствие с изменившимся экономическим основанием налога на недвижимость <2>. Например, изменение вида разрешенного использования земельного участка с сельскохозяйственного производства на жилищное строительство меняет потенциальную доходность объекта недвижимости как экономического основания налогов на недвижимость. Если кадастровая стоимость будет нечувствительной к таким изменениям, то это приведет к нарушению принципа равенства налогообложения, поскольку объект, фактически имеющий более высокую потенциальную доходность, будет облагаться налогом как имеющий низкую доходность. Поэтому региональное бюджетное учреждение, уполномоченное на определение кадастровой стоимости (далее - учреждение), в инициативном порядке осуществляет пересмотр кадастровой стоимости участка в соответствии со ст. 16 Закона о кадастровой оценке, получив сведения об изменении "качественных и (или) количественных характеристик" облагаемого налогом объекта недвижимости. Такая процедура пересмотра учитывает изменения лишь тех характеристик, сведения о которых содержатся в ЕГРН и в отношении которых, соответственно, действует презумпция достоверности <3>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В Москве городская администрация пыталась в судебном порядке осуществить снос строений, используемых для организации рынка. Был нарушен вид разрешенного использования спорного земельного участка - для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Суд признал, что размещение зданий, сооружений, иных строений для розничной реализации строительной продукции на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения не допускается, а также что является нарушением осуществление предпринимательской (коммерческой) деятельности на данном земельном участке - торговли и складирования строительных материалов. Несмотря на это, судом было отказано в удовлетворении требований о сносе объектов лишь по тому основанию, что они не являются недвижимым имуществом: была назначена строительно-техническая экспертиза, которая установила, что строения являются движимыми и некапитальными объектами <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В Москве городская администрация пыталась в судебном порядке осуществить снос строений, используемых для организации рынка. Был нарушен вид разрешенного использования спорного земельного участка - для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Суд признал, что размещение зданий, сооружений, иных строений для розничной реализации строительной продукции на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения не допускается, а также что является нарушением осуществление предпринимательской (коммерческой) деятельности на данном земельном участке - торговли и складирования строительных материалов. Несмотря на это, судом было отказано в удовлетворении требований о сносе объектов лишь по тому основанию, что они не являются недвижимым имуществом: была назначена строительно-техническая экспертиза, которая установила, что строения являются движимыми и некапитальными объектами <1>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)М. обратился в Управление Росреестра по области с заявлениями об осуществлении государственной регистрации права на 2/108 доли в праве собственности на земельный участок (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства) и на 1/8 доли в праве собственности на земельный участок (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)М. обратился в Управление Росреестра по области с заявлениями об осуществлении государственной регистрации права на 2/108 доли в праве собственности на земельный участок (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства) и на 1/8 доли в праве собственности на земельный участок (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)При проведении основной экспертизы по установлению рыночной стоимости изымаемых для государственных нужд двух спорных земельных участков площадью 6508 кв. м, 23 469 кв. м, расположенных в Раменском районе Московской области, экспертами были использованы объекты-аналоги - земельные участки площадью 156 000 кв. м, 223 000 кв. м, 91 000 кв. м, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющие вид разрешенного использования "сельскохозяйственное производство", находящиеся в Раменском районе Московской области, на удаленности 26, 50 и 29 км от МКАД, предложенные к продаже по состоянию на март 2017 года.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)При проведении основной экспертизы по установлению рыночной стоимости изымаемых для государственных нужд двух спорных земельных участков площадью 6508 кв. м, 23 469 кв. м, расположенных в Раменском районе Московской области, экспертами были использованы объекты-аналоги - земельные участки площадью 156 000 кв. м, 223 000 кв. м, 91 000 кв. м, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющие вид разрешенного использования "сельскохозяйственное производство", находящиеся в Раменском районе Московской области, на удаленности 26, 50 и 29 км от МКАД, предложенные к продаже по состоянию на март 2017 года.
Статья: Есть ли место экономическому анализу в теории и практике конституционного правосудия?
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2020, N 12)Как следовало из жалобы и правоприменительных актов, в 2017 г. суд удовлетворил исковые требования государственной компании "Автодор" к заявителю об изъятии земельного участка площадью 109 761 кв. м для строительства автомобильной дороги общего пользования с возмещением рыночной стоимости этого участка, определенной в отчете оценщика в размере 59 710 000 руб. При этом, отклоняя заключения судебной экспертизы, отражавшие более высокую стоимость участка, суд учитывал, что в 2012 г. заявителем был изменен вид разрешенного использования (далее также - ВРИ) земельного участка с "сельскохозяйственное производство" на "размещение объектов оптовой торговли", что является ценообразующим фактором. Как указал суд, во-первых, изменение ВРИ состоялось спустя несколько месяцев после того, как органом местного самоуправления заявитель был уведомлен о возможном изъятии участка в связи с планируемым строительством автодороги. Во-вторых, каких-либо действий, направленных на получение разрешительных документов для строительства объектов торговли, заявитель не совершал, не начал осваивать участок в соответствии с новым ВРИ, что было учтено оценщиком <21>.
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2020, N 12)Как следовало из жалобы и правоприменительных актов, в 2017 г. суд удовлетворил исковые требования государственной компании "Автодор" к заявителю об изъятии земельного участка площадью 109 761 кв. м для строительства автомобильной дороги общего пользования с возмещением рыночной стоимости этого участка, определенной в отчете оценщика в размере 59 710 000 руб. При этом, отклоняя заключения судебной экспертизы, отражавшие более высокую стоимость участка, суд учитывал, что в 2012 г. заявителем был изменен вид разрешенного использования (далее также - ВРИ) земельного участка с "сельскохозяйственное производство" на "размещение объектов оптовой торговли", что является ценообразующим фактором. Как указал суд, во-первых, изменение ВРИ состоялось спустя несколько месяцев после того, как органом местного самоуправления заявитель был уведомлен о возможном изъятии участка в связи с планируемым строительством автодороги. Во-вторых, каких-либо действий, направленных на получение разрешительных документов для строительства объектов торговли, заявитель не совершал, не начал осваивать участок в соответствии с новым ВРИ, что было учтено оценщиком <21>.
Статья: Правовое обеспечение строительства жилого дома на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2023, N 1)После издания Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" был в некоторой степени определен порядок передачи земельных долей, а также актуализировано ранее действовавшее законодательство <3>, однако введение земель сельскохозяйственного назначения в полноценный оборот в тот момент не было произведено. Только с появлением Земельного кодекса РФ, а также принятого на его основе Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" было введено понятие "земельная доля", кроме того, появилась возможность для осуществления сделок с земельными долями и проведения выдела земельных участков в счет земельных долей, определены особенности и ограничения при использовании и образовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения <4>. Однако и после вступления в силу указанных документов остался нерешенным один из важнейших для сельхозтоваропроизводителей вопрос: возможность строительства жилого дома на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения. Данная проблема была обусловлена тем, что перечень видов разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения был минимален и подразумевал приоритетное использование сельскохозяйственных земель для производства сельскохозяйственной продукции в связи с их высокой ценностью и с учетом применения приоритетного принципа неукоснительной сохранности сельскохозяйственных земель возможность строительства каких-либо объектов недвижимости, за исключением тех, которые необходимы для производства сельскохозяйственной продукции (а для некоторых видов разрешенного использования и всех объектов капитального строительства), не предусматривалась.
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2023, N 1)После издания Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" был в некоторой степени определен порядок передачи земельных долей, а также актуализировано ранее действовавшее законодательство <3>, однако введение земель сельскохозяйственного назначения в полноценный оборот в тот момент не было произведено. Только с появлением Земельного кодекса РФ, а также принятого на его основе Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" было введено понятие "земельная доля", кроме того, появилась возможность для осуществления сделок с земельными долями и проведения выдела земельных участков в счет земельных долей, определены особенности и ограничения при использовании и образовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения <4>. Однако и после вступления в силу указанных документов остался нерешенным один из важнейших для сельхозтоваропроизводителей вопрос: возможность строительства жилого дома на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения. Данная проблема была обусловлена тем, что перечень видов разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения был минимален и подразумевал приоритетное использование сельскохозяйственных земель для производства сельскохозяйственной продукции в связи с их высокой ценностью и с учетом применения приоритетного принципа неукоснительной сохранности сельскохозяйственных земель возможность строительства каких-либо объектов недвижимости, за исключением тех, которые необходимы для производства сельскохозяйственной продукции (а для некоторых видов разрешенного использования и всех объектов капитального строительства), не предусматривалась.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Во-первых, закон не лишает возможности именно гражданина приобретать права на земельные участки, имеющие один из видов разрешенного использования, относящихся к сельскохозяйственному производству (см. выводы судебной практики о соотносимости вида разрешенного использования земельного участка "для сельскохозяйственного производства" в виду разрешенного использования по коду 1.0 классификатора, утв. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июля 2018 г. N Ф04-2371/18 по делу N А46-13895/2017, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2018 г. N 08АП-16950/17).
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Во-первых, закон не лишает возможности именно гражданина приобретать права на земельные участки, имеющие один из видов разрешенного использования, относящихся к сельскохозяйственному производству (см. выводы судебной практики о соотносимости вида разрешенного использования земельного участка "для сельскохозяйственного производства" в виду разрешенного использования по коду 1.0 классификатора, утв. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июля 2018 г. N Ф04-2371/18 по делу N А46-13895/2017, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2018 г. N 08АП-16950/17).
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)(-) 2. По мнению налогоплательщика, он вправе применять пониженную ставку земельного налога в отношении участка, который относится к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)(-) 2. По мнению налогоплательщика, он вправе применять пониженную ставку земельного налога в отношении участка, который относится к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Статья: Правовые позиции по налогу на имущество и земельному налогу, которые взяли на вооружение налоговики
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 7)Налоговики привели в Обзоре Определение Верховного Суда РФ от 01.10.2024 N 305-ЭС24-16380, касающееся применения ставки земельного налога 0,3% в отношении земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "Для сельскохозяйственного производства". Компания считала, что нужно применять ставку 0,3%, а налоговики применили ставку 1,5%.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 7)Налоговики привели в Обзоре Определение Верховного Суда РФ от 01.10.2024 N 305-ЭС24-16380, касающееся применения ставки земельного налога 0,3% в отношении земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "Для сельскохозяйственного производства". Компания считала, что нужно применять ставку 0,3%, а налоговики применили ставку 1,5%.
Статья: Применение пониженной ставки земельного налога: приоритет фактического использования над формальным видом разрешенного использования
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 33)Указание в выписках из ЕГРН ВРИ земельных участков "для размещения производственного объекта" не опровергает отнесение этих земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения и их фактическое использование для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель, и, как следствие, не исключает возможности применения пониженной ставки земельного налога. "Размещение производственного объекта", указанное в ЕГРН как вид разрешенного использования спорных земельных участков, может быть произведено и для сельскохозяйственного производства.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 33)Указание в выписках из ЕГРН ВРИ земельных участков "для размещения производственного объекта" не опровергает отнесение этих земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения и их фактическое использование для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель, и, как следствие, не исключает возможности применения пониженной ставки земельного налога. "Размещение производственного объекта", указанное в ЕГРН как вид разрешенного использования спорных земельных участков, может быть произведено и для сельскохозяйственного производства.