Виды разрешенного использования оопт
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды разрешенного использования оопт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 2 "Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития" Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях""Вместе с тем, суд пришел к выводу о том, что Постановление 101-п в части описания границ Кластера 1 государственного комплексного заказника краевого значения "Красноярский", приведенных в пункте 4.1. Положения о государственном комплексном заказнике краевого значения "Красноярский", включающего территории земельных участков с кадастровыми номерами N, противоречит требованиям пунктов 12 и 13 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ, пункта 5 статьи 5 Закона края N 7-175, поскольку не содержит перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, основных видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 65 "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Закрытый перечень ограничений для водоохранной зоны отражен в ч. 16 ст. 65 ВК РФ, а для прибрежной защитной полосы - в ч. 17 ст. 65 ВК РФ. Соблюдение ограничений обязательно для всех хозяйствующих субъектов, независимо от категории земель и вида разрешенного использования, на которые режим распространяется. При этом, прибрежная защитная полоса не является особо охраняемой природной территорией, как утверждает Истец и не включена в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в порядке, предусмотренном статьей 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4) до установления в положении об особо охраняемой природной территории видов разрешенного использования земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, но не позднее 01.07.2020 указанные виды разрешенного использования, параметры определяются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория (п. 6 ст. 26 Закона N 342-ФЗ);
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4) до установления в положении об особо охраняемой природной территории видов разрешенного использования земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, но не позднее 01.07.2020 указанные виды разрешенного использования, параметры определяются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория (п. 6 ст. 26 Закона N 342-ФЗ);
Статья: Правовой режим природоохранных зон
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 14 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 14 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
Нормативные акты
Паспорт проекта Федерального закона N 914555-8
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части изменения видов разрешенного использования земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий)"
(внесен Законодательным Собранием Вологодской области, депутатом Государственной Думы ФС РФ В.Н. Артамоновой)ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 914555-8
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части изменения видов разрешенного использования земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий)"
(внесен Законодательным Собранием Вологодской области, депутатом Государственной Думы ФС РФ В.Н. Артамоновой)ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 914555-8
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
Статья: Судебная неустойка как способ повышения эффективности исполнения судебных постановлений, принятых по требованиям прокурора
(Сенотрусова Е.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Например, решением суда в сентябре 2020 г. удовлетворены требования прокурора к Б. о признании объектов капитального строительства самовольными постройками, об обязании их снести и освободить самовольно занятый земельный участок. В ноябре 2022 г. в связи с неисполнением судебного акта истец обратился в суд с требованием о взыскании астрента в размере 2 млн единовременно и 300 000 руб. ежемесячно. В обоснование истребуемого размера неустойки указано, что постройки расположены в границах водоохранной зоны озера Байкал и особо охраняемой природной территории федерального значения, возведены с нарушением разрешенного вида использования земельного участка, строительных норм и требований, фактически используются для гостиничного обслуживания. Кроме того, приняты во внимание неоднократное привлечение должника к административной ответственности за неисполнение требований исполнительного документа, предпринимаемые им попытки отменить обеспечительные меры и реализовать участок с расположенными на нем самовольными постройками. Вместе с тем суд, ограничиваясь ссылкой на недопустимость создания на стороне истца необоснованного извлечения выгоды, снизил размер неустойки до 200 руб. в день. Судом апелляционной инстанции размер неустойки повышен до 1 000 руб. за каждый календарный день. Думается, неустойка в таком размере, учитывая высокую стоимость работ по сносу построек и приведению участка в первоначальное состояние, предпринимательский характер деятельности ответчика, а также неисполнение им акта в течение трех лет, не способна оказать необходимое стимулирующее воздействие.
(Сенотрусова Е.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Например, решением суда в сентябре 2020 г. удовлетворены требования прокурора к Б. о признании объектов капитального строительства самовольными постройками, об обязании их снести и освободить самовольно занятый земельный участок. В ноябре 2022 г. в связи с неисполнением судебного акта истец обратился в суд с требованием о взыскании астрента в размере 2 млн единовременно и 300 000 руб. ежемесячно. В обоснование истребуемого размера неустойки указано, что постройки расположены в границах водоохранной зоны озера Байкал и особо охраняемой природной территории федерального значения, возведены с нарушением разрешенного вида использования земельного участка, строительных норм и требований, фактически используются для гостиничного обслуживания. Кроме того, приняты во внимание неоднократное привлечение должника к административной ответственности за неисполнение требований исполнительного документа, предпринимаемые им попытки отменить обеспечительные меры и реализовать участок с расположенными на нем самовольными постройками. Вместе с тем суд, ограничиваясь ссылкой на недопустимость создания на стороне истца необоснованного извлечения выгоды, снизил размер неустойки до 200 руб. в день. Судом апелляционной инстанции размер неустойки повышен до 1 000 руб. за каждый календарный день. Думается, неустойка в таком размере, учитывая высокую стоимость работ по сносу построек и приведению участка в первоначальное состояние, предпринимательский характер деятельности ответчика, а также неисполнение им акта в течение трех лет, не способна оказать необходимое стимулирующее воздействие.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В п. 12 ч. 1 комментируемой статьи указан перечень видов разрешенного использования объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренные градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, положением об особо охраняемой природной территории. Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об особо охраняемых природных территориях" основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются соответствующим положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В п. 12 ч. 1 комментируемой статьи указан перечень видов разрешенного использования объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренные градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, положением об особо охраняемой природной территории. Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об особо охраняемых природных территориях" основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются соответствующим положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
Статья: Применение исковой давности к искам о признании права отсутствующим: комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 28 января 2025 года N 3-П
(Айрапетян Г.В.)
("Закон", 2025, N 4)Из конституционного принципа использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ) следует, что государственный интерес в нахождении определенных земель в публичной собственности выходит за рамки экономической выгоды. Это предполагает ограничение или запрет хозяйственной деятельности, включая использование земель в частных целях, чтобы предотвратить нарушение природного баланса. Ограничение или изъятие таких земель из оборота соответствует конституционным нормам, включая право собственности на землю и его возможное ограничение в интересах общества и будущих поколений. Если участок по закону может находиться только в публичной собственности (например, в границах ООПТ федерального значения), то право частной собственности на него возникнуть не может независимо от способа приобретения. Защита прав добросовестных приобретателей (ст. 35 Конституции РФ) применима только к имуществу, которое может находиться в частной собственности (там, где есть субъективные права частной собственности). Если участок изъят из оборота, его использование в частных интересах невозможно, даже если право было ошибочно зарегистрировано. Это означает, что, по сути, между публично-правовым субъектом и частным лицом не возникает спорного материального правоотношения. Вид разрешенного использования таких участков строго ограничен законодательством об ООПТ, что делает их частное владение/использование бессмысленным в практическом и экономическом смыслах. Органы власти не обязаны выдавать разрешения на строительство или иное использование, противоречащее установленному режиму.
(Айрапетян Г.В.)
("Закон", 2025, N 4)Из конституционного принципа использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ) следует, что государственный интерес в нахождении определенных земель в публичной собственности выходит за рамки экономической выгоды. Это предполагает ограничение или запрет хозяйственной деятельности, включая использование земель в частных целях, чтобы предотвратить нарушение природного баланса. Ограничение или изъятие таких земель из оборота соответствует конституционным нормам, включая право собственности на землю и его возможное ограничение в интересах общества и будущих поколений. Если участок по закону может находиться только в публичной собственности (например, в границах ООПТ федерального значения), то право частной собственности на него возникнуть не может независимо от способа приобретения. Защита прав добросовестных приобретателей (ст. 35 Конституции РФ) применима только к имуществу, которое может находиться в частной собственности (там, где есть субъективные права частной собственности). Если участок изъят из оборота, его использование в частных интересах невозможно, даже если право было ошибочно зарегистрировано. Это означает, что, по сути, между публично-правовым субъектом и частным лицом не возникает спорного материального правоотношения. Вид разрешенного использования таких участков строго ограничен законодательством об ООПТ, что делает их частное владение/использование бессмысленным в практическом и экономическом смыслах. Органы власти не обязаны выдавать разрешения на строительство или иное использование, противоречащее установленному режиму.