Виды публичных сервитутов
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды публичных сервитутов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.37 "Цели установления публичного сервитута" ЗК РФ"Таким образом, применение статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации для строительства инженерных сетей направлено на создание условий реализации субъектами естественных монополий возложенных на них задач, в связи с чем подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения следует рассматривать в качестве самостоятельной цели установления публичного сервитута, независимо от вида лица, в отношении которого осуществляется присоединение. С ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий (пункт 1 статьи 39.40 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.36 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации" ЗК РФ"Статьями 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) предусмотрена возможность использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе, для размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может устанавливаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Перечень N 1300).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблема обеспечения баланса частных и публичных интересов при определении срока публичного сервитута
(Кокурин В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 4)Следует отметить, что публичные сервитуты для отдельных целей также регулируются статьей 23 ЗК РФ, так как они указаны в этой статье в качестве одного из видов публичных сервитутов. Однако при этом в главе V.7 содержатся особые правила в отношении инфраструктурных публичных сервитутов, которые в том числе касаются порядка установления публичного сервитута и вопросов платы за него. Следовательно, при разрешении вопросов правового регулирования публичных сервитутов для отдельных целей статья 23 ЗК РФ является общей, а нормы главы V.7 - специальными.
(Кокурин В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 4)Следует отметить, что публичные сервитуты для отдельных целей также регулируются статьей 23 ЗК РФ, так как они указаны в этой статье в качестве одного из видов публичных сервитутов. Однако при этом в главе V.7 содержатся особые правила в отношении инфраструктурных публичных сервитутов, которые в том числе касаются порядка установления публичного сервитута и вопросов платы за него. Следовательно, при разрешении вопросов правового регулирования публичных сервитутов для отдельных целей статья 23 ЗК РФ является общей, а нормы главы V.7 - специальными.
Статья: Государственное управление на стадии установления публичного сервитута
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Исследуется процедура установления публичного сервитута для размещения отдельных видов объектов с позиций оценки необходимости государственного управления в данной сфере. Автор приходит к выводу, что государственное управление оказывает серьезное воздействие на рассматриваемые правоотношения, видоизменяя их и придавая им новые свойства. Показывается перспективность государственного управления для решения ряда существующих практических проблем. Среди них проблема завышения цены использования земельного участка в результате злоупотреблений со стороны собственников участка, вопросы образования земельных участков и выявления их собственников. Также в статье уделяется внимание специфике условий эффективности государственного управления применительно к рассматриваемой сфере. Подчеркивается, что государственное управление не может сводиться только к формальному следованию предусмотренной законодательством процедуре, требуется тщательное рассмотрение предлагаемого заявителем проектного решения по существу.
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Исследуется процедура установления публичного сервитута для размещения отдельных видов объектов с позиций оценки необходимости государственного управления в данной сфере. Автор приходит к выводу, что государственное управление оказывает серьезное воздействие на рассматриваемые правоотношения, видоизменяя их и придавая им новые свойства. Показывается перспективность государственного управления для решения ряда существующих практических проблем. Среди них проблема завышения цены использования земельного участка в результате злоупотреблений со стороны собственников участка, вопросы образования земельных участков и выявления их собственников. Также в статье уделяется внимание специфике условий эффективности государственного управления применительно к рассматриваемой сфере. Подчеркивается, что государственное управление не может сводиться только к формальному следованию предусмотренной законодательством процедуре, требуется тщательное рассмотрение предлагаемого заявителем проектного решения по существу.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1.1. До выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения подготовительные работы, не причиняющие существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, могут выполняться со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации либо в случае, предусмотренном частью 15.5 статьи 48 настоящего Кодекса, - со дня согласования органом исполнительной власти или организацией, уполномоченными на проведение экспертизы проектной документации, разделов проектной документации, изменений в них. Выполнение таких подготовительных работ допускается в отношении земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута). Перечень видов таких работ, порядок их выполнения, экологические требования к их выполнению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)1.1. До выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения подготовительные работы, не причиняющие существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, могут выполняться со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации либо в случае, предусмотренном частью 15.5 статьи 48 настоящего Кодекса, - со дня согласования органом исполнительной власти или организацией, уполномоченными на проведение экспертизы проектной документации, разделов проектной документации, изменений в них. Выполнение таких подготовительных работ допускается в отношении земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута). Перечень видов таких работ, порядок их выполнения, экологические требования к их выполнению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 254-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)"1.1. До выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения подготовительные работы, не причиняющие существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, могут выполняться со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации. Выполнение таких подготовительных работ допускается в отношении земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута). Перечень видов таких работ, порядок их выполнения, экологические требования к их выполнению устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)"1.1. До выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения подготовительные работы, не причиняющие существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, могут выполняться со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации. Выполнение таких подготовительных работ допускается в отношении земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута). Перечень видов таких работ, порядок их выполнения, экологические требования к их выполнению устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Существует два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, попасть на общественный пляж можно только через конкретный земельный участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Существует два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, попасть на общественный пляж можно только через конкретный земельный участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу.
Статья: Канун великого перемола
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2020, N 12)<64> Имеются в виду публичные сервитуты, введенные Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ. Этот Закон внес изменения в Земельный, Жилищный, Лесной, Градостроительный кодексы и другие федеральные законы.
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2020, N 12)<64> Имеются в виду публичные сервитуты, введенные Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ. Этот Закон внес изменения в Земельный, Жилищный, Лесной, Градостроительный кодексы и другие федеральные законы.
Ситуация: Как получить градостроительный план земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для застройки земельного участка необходимо получить градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ). В нем содержится информация о земельном участке, в частности о его границах, границах зон действия публичных сервитутов, видах разрешенного использования, предельных параметрах застройки участка, требованиях к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства (при наличии) (ч. 1, 3 ст. 57.3 ГрК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для застройки земельного участка необходимо получить градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ). В нем содержится информация о земельном участке, в частности о его границах, границах зон действия публичных сервитутов, видах разрешенного использования, предельных параметрах застройки участка, требованиях к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства (при наличии) (ч. 1, 3 ст. 57.3 ГрК РФ).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Выполнение таких подготовительных работ допускается в отношении земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута). Перечень видов таких работ, порядок их выполнения, экологические требования к их выполнению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Выполнение таких подготовительных работ допускается в отношении земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута). Перечень видов таких работ, порядок их выполнения, экологические требования к их выполнению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья: О месте общественных обсуждений, публичных слушаний в системе регулирования публичного сервитута для отдельных целей
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Более того, рассматривая отдельно такое право, можно заключить, что оно не только обременяет чужое право собственности на земельный участок, но и меняет природу права собственности на землю, имманентным свойством которой в правопорядке России является отнесение к категории и использование по разрешенному виду использования. Публичный сервитут в отдельных целях позволяет осуществлять использование участка не в соответствии с его категорией и разрешенным видом использования, а согласно цели установления публичного сервитута. Использование земель, земельного участка не в соответствии с той категорией, к которым они отнесены и не в соответствии с закрепленным видом использования может осуществляться заинтересованным в использовании лицом - обладателем публичного сервитута, который вопреки названию не относится к органам публично-правовой организации, а может являться автономным от публично-правового образования хозяйствующим субъектом, получающим возможность обладания публичным сервитутом. Осмысление изложенного регулирования означает необходимость доведения правового режима публичного сервитута до логического завершения: факт его установления необходимо отражать не только в качестве обременения в ЕГРН, но и указывать в качестве учетного параметра применительно к классификатору видов разрешенного использования земельных участков, закрепленного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540.
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Более того, рассматривая отдельно такое право, можно заключить, что оно не только обременяет чужое право собственности на земельный участок, но и меняет природу права собственности на землю, имманентным свойством которой в правопорядке России является отнесение к категории и использование по разрешенному виду использования. Публичный сервитут в отдельных целях позволяет осуществлять использование участка не в соответствии с его категорией и разрешенным видом использования, а согласно цели установления публичного сервитута. Использование земель, земельного участка не в соответствии с той категорией, к которым они отнесены и не в соответствии с закрепленным видом использования может осуществляться заинтересованным в использовании лицом - обладателем публичного сервитута, который вопреки названию не относится к органам публично-правовой организации, а может являться автономным от публично-правового образования хозяйствующим субъектом, получающим возможность обладания публичным сервитутом. Осмысление изложенного регулирования означает необходимость доведения правового режима публичного сервитута до логического завершения: факт его установления необходимо отражать не только в качестве обременения в ЕГРН, но и указывать в качестве учетного параметра применительно к классификатору видов разрешенного использования земельных участков, закрепленного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540.
Путеводитель. Что нужно знать о сервитуте на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Есть отдельный вид публичных сервитутов, которые устанавливаются в специальном порядке по ходатайству отдельных лиц, к примеру, для строительства линейных объектов ЖКХ.
(КонсультантПлюс, 2025)Есть отдельный вид публичных сервитутов, которые устанавливаются в специальном порядке по ходатайству отдельных лиц, к примеру, для строительства линейных объектов ЖКХ.
Статья: Особенности размещения линейных объектов на основании публичного сервитута
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Таким образом, к числу нерешенных вопросов, связанных с размещением линейных объектов на основании публичного сервитута, можно отнести вопрос применения в совокупности норм гл. V.7 ЗК РФ и Федерального закона N 257-ФЗ. Устранение правовой неопределенности возможно в рамках проекта федерального закона N 1056281-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования регулирования отдельных вопросов установления сервитута)" <14>, внесенного в Государственную Думу Законодательным Собранием Оренбургской области, - Правительством Российской Федерации законопроект поддержан с учетом его доработки путем внесения изменений в ч. 4.3, 4.4 и 4.7 ст. 25 Федерального закона N 257-ФЗ, уточняющих вид устанавливаемого сервитута - публичного сервитута <15>.
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Таким образом, к числу нерешенных вопросов, связанных с размещением линейных объектов на основании публичного сервитута, можно отнести вопрос применения в совокупности норм гл. V.7 ЗК РФ и Федерального закона N 257-ФЗ. Устранение правовой неопределенности возможно в рамках проекта федерального закона N 1056281-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования регулирования отдельных вопросов установления сервитута)" <14>, внесенного в Государственную Думу Законодательным Собранием Оренбургской области, - Правительством Российской Федерации законопроект поддержан с учетом его доработки путем внесения изменений в ч. 4.3, 4.4 и 4.7 ст. 25 Федерального закона N 257-ФЗ, уточняющих вид устанавливаемого сервитута - публичного сервитута <15>.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Сервитуты как основания приобретения прав на часть "чужого" земельного участка наряду с положениями ЗК РФ и ГК РФ устанавливаются в соответствии с федеральными законами, правила которых (по сравнению с ЗК РФ и ГК РФ) могут характеризоваться определенной спецификой. Так, ст. 15.2 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ <1> предусматривает, что сервитут устанавливается соглашением между заинтересованными лицами, но в соответствии с решением об установлении сервитута, принятым уполномоченным органом. Из положений данной статьи не понятно, какой документ является основанием для возникновения права на часть земельного участка, например, с целью возведения объекта инженерной инфраструктуры: акт уполномоченного органа или соглашение о сервитуте; остался также открытым вопрос о виде устанавливаемого сервитута (частный или публичный).
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Сервитуты как основания приобретения прав на часть "чужого" земельного участка наряду с положениями ЗК РФ и ГК РФ устанавливаются в соответствии с федеральными законами, правила которых (по сравнению с ЗК РФ и ГК РФ) могут характеризоваться определенной спецификой. Так, ст. 15.2 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ <1> предусматривает, что сервитут устанавливается соглашением между заинтересованными лицами, но в соответствии с решением об установлении сервитута, принятым уполномоченным органом. Из положений данной статьи не понятно, какой документ является основанием для возникновения права на часть земельного участка, например, с целью возведения объекта инженерной инфраструктуры: акт уполномоченного органа или соглашение о сервитуте; остался также открытым вопрос о виде устанавливаемого сервитута (частный или публичный).