Виды ответственности по 44-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды ответственности по 44-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Неустойка по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...В силу закона и условий контрактов, которые по существу дублировали нормативные предписания, установленные в частях 6 - 8 статьи 34 Федерального закона... N 44-ФЗ... просрочка исполнения обязательства не являлась основанием для взыскания штрафа, так как для этого вида нарушения установлен специальный вид ответственности - пеня, размер которой поставлен в зависимость от периода просрочки... Условия государственных контрактов и перечисленные правовые нормы однозначно указывают на то, что за просрочку исполнения обязательств штраф не начисляется..."
(КонсультантПлюс, 2025)...В силу закона и условий контрактов, которые по существу дублировали нормативные предписания, установленные в частях 6 - 8 статьи 34 Федерального закона... N 44-ФЗ... просрочка исполнения обязательства не являлась основанием для взыскания штрафа, так как для этого вида нарушения установлен специальный вид ответственности - пеня, размер которой поставлен в зависимость от периода просрочки... Условия государственных контрактов и перечисленные правовые нормы однозначно указывают на то, что за просрочку исполнения обязательств штраф не начисляется..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Неустойка за просрочку поставки товара по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Полагая, что удержание ответчиком одновременно суммы сумм пени и штрафа является применением к истцу двойной меры ответственности за одно и то же нарушение, истец обратился с настоящими исковыми требованиями в суд.
(КонсультантПлюс, 2025)Полагая, что удержание ответчиком одновременно суммы сумм пени и штрафа является применением к истцу двойной меры ответственности за одно и то же нарушение, истец обратился с настоящими исковыми требованиями в суд.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какая административная ответственность установлена за нарушения Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какие штрафы и другие виды административной ответственности предусмотрены за нарушения в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какие штрафы и другие виды административной ответственности предусмотрены за нарушения в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
Готовое решение: Как создать контрактную службу для закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если в рамках контроля выявлены нарушения законодательства РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок, виновные работники контрактной службы несут следующие виды ответственности (ч. 1 ст. 107 Закона N 44-ФЗ):
(КонсультантПлюс, 2025)Если в рамках контроля выявлены нарушения законодательства РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок, виновные работники контрактной службы несут следующие виды ответственности (ч. 1 ст. 107 Закона N 44-ФЗ):
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)б) ответственность производителя товара за превышение указанного в подпункте "а" настоящего пункта совокупного количества товара в виде штрафа, размер которого составляет пятьдесят процентов стоимости такого превышения;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)б) ответственность производителя товара за превышение указанного в подпункте "а" настоящего пункта совокупного количества товара в виде штрафа, размер которого составляет пятьдесят процентов стоимости такого превышения;
<Письмо> ФАС России от 25.07.2022 N МШ/70010/22
"О рассмотрении жалоб и применении мер административной ответственности в отношении отдельных видов юридических лиц при нарушении ими законодательства о контрактной системе"Во исполнение пункта 24 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2022 году, утвержденного приказом ФАС России от 02.06.2022 N 423/22, ФАС России на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, направляет территориальным органам ФАС России для использования в работе разъяснение о порядке осуществления процедуры принятия и рассмотрения жалоб на действия (бездействие) отдельных видов юридических лиц при проведении закупок в соответствии с положениями частей 4, 4.1, 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и применения мер административной ответственности к отдельным видам юридических лиц при нарушении последними законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
"О рассмотрении жалоб и применении мер административной ответственности в отношении отдельных видов юридических лиц при нарушении ими законодательства о контрактной системе"Во исполнение пункта 24 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2022 году, утвержденного приказом ФАС России от 02.06.2022 N 423/22, ФАС России на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, направляет территориальным органам ФАС России для использования в работе разъяснение о порядке осуществления процедуры принятия и рассмотрения жалоб на действия (бездействие) отдельных видов юридических лиц при проведении закупок в соответствии с положениями частей 4, 4.1, 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и применения мер административной ответственности к отдельным видам юридических лиц при нарушении последними законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Готовое решение: Какой срок установлен для хранения документов о закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)К какой ответственности привлекается заказчик в случае нарушения правил и сроков хранения документов в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)К какой ответственности привлекается заказчик в случае нарушения правил и сроков хранения документов в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
Статья: Реестр недобросовестных поставщиков: требуется совершенствование
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)При этом включение поставщика в РНП представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение, являясь санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений, влечет для него негативные последствия в виде фактического (как показано выше) лишения возможности в течение двух лет участвовать в закупочных процедурах по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)При этом включение поставщика в РНП представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение, являясь санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений, влечет для него негативные последствия в виде фактического (как показано выше) лишения возможности в течение двух лет участвовать в закупочных процедурах по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.
Готовое решение: Как заказчику по Закону N 44-ФЗ провести экспертизу с привлечением сторонних экспертов или экспертных организаций
(КонсультантПлюс, 2025)условие об ответственности эксперта, экспертной организации, ее уполномоченного представителя и должностных лиц, в частности, если предоставлены недостоверные результаты экспертизы, недостоверное или заведомо ложное экспертное заключение, эксперт не уведомил заказчика о наличии оснований для отстранения от экспертизы (ч. 4 ст. 34, ч. 7 ст. 41 Закона N 44-ФЗ). За предоставление заведомо ложного экспертного заключения предусмотрена как административная ответственность в виде штрафа или дисквалификации, так и уголовная ответственность вплоть до лишения свободы (ст. 7.32.6 КоАП РФ, ст. 200.6 УК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)условие об ответственности эксперта, экспертной организации, ее уполномоченного представителя и должностных лиц, в частности, если предоставлены недостоверные результаты экспертизы, недостоверное или заведомо ложное экспертное заключение, эксперт не уведомил заказчика о наличии оснований для отстранения от экспертизы (ч. 4 ст. 34, ч. 7 ст. 41 Закона N 44-ФЗ). За предоставление заведомо ложного экспертного заключения предусмотрена как административная ответственность в виде штрафа или дисквалификации, так и уголовная ответственность вплоть до лишения свободы (ст. 7.32.6 КоАП РФ, ст. 200.6 УК РФ).
Статья: О некоторых вопросах, связанных с начислением неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) контракта
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 8)Пример правовой оценки. Условие о неустойке может быть признано согласованным сторонами или установленным в законе только в том случае, когда в договоре или законе четко определены размер такой неустойки и конкретное правонарушение, совершение которого влечет наступление гражданско-правовой ответственности в виде взыскания неустойки; в ином случае основания для начисления неустойки отсутствуют. В ст. 34 Закона N 44-ФЗ содержится только общее указание на взыскание штрафа за ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств по контракту, не связанное с просрочкой, что не позволяет установить конкретное правонарушение, влекущее начисление неустойки <31>.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 8)Пример правовой оценки. Условие о неустойке может быть признано согласованным сторонами или установленным в законе только в том случае, когда в договоре или законе четко определены размер такой неустойки и конкретное правонарушение, совершение которого влечет наступление гражданско-правовой ответственности в виде взыскания неустойки; в ином случае основания для начисления неустойки отсутствуют. В ст. 34 Закона N 44-ФЗ содержится только общее указание на взыскание штрафа за ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств по контракту, не связанное с просрочкой, что не позволяет установить конкретное правонарушение, влекущее начисление неустойки <31>.
Статья: Актуальные вопросы противодействия коррупции при осуществлении публичных и корпоративных закупок
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)В статье анализируются основные механизмы противодействия коррупции, предусмотренные Федеральными законами N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". При этом рассмотрение вопросов административной и уголовной ответственности за коррупцию не входит в предмет исследования в рамках настоящей статьи.
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)В статье анализируются основные механизмы противодействия коррупции, предусмотренные Федеральными законами N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". При этом рассмотрение вопросов административной и уголовной ответственности за коррупцию не входит в предмет исследования в рамках настоящей статьи.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Рассмотрение и оценка заявок на участие в закупке по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли по Закону N 44-ФЗ отклонить заявку, если соответствие доптребованиям о наличии опыта подтверждено договором субподряда
(КонсультантПлюс, 2025)Опыт по отдельным видам работ можно подтвердить только контрактом, заключенным по Закону N 44-ФЗ, или договором, заключенным по Закону N 223-ФЗ. Генеральный подрядчик несет ответственность перед заказчиком по контракту независимо от того, привлекались ли субподрядчики. Результат работ субподрядчика должен соответствовать лишь условиям договора, заключенного между генподрядчиком и субподрядчиком, а не основного контракта. Субподрядчик, выполняющий строительно-монтажные работы на объекте капстроительства, не имеет опыта строительства (реконструкции) объекта капстроительства в совокупном объеме возникающих обязательств.
Можно ли по Закону N 44-ФЗ отклонить заявку, если соответствие доптребованиям о наличии опыта подтверждено договором субподряда
(КонсультантПлюс, 2025)Опыт по отдельным видам работ можно подтвердить только контрактом, заключенным по Закону N 44-ФЗ, или договором, заключенным по Закону N 223-ФЗ. Генеральный подрядчик несет ответственность перед заказчиком по контракту независимо от того, привлекались ли субподрядчики. Результат работ субподрядчика должен соответствовать лишь условиям договора, заключенного между генподрядчиком и субподрядчиком, а не основного контракта. Субподрядчик, выполняющий строительно-монтажные работы на объекте капстроительства, не имеет опыта строительства (реконструкции) объекта капстроительства в совокупном объеме возникающих обязательств.
Вопрос: Об изменении сроков окончания оказания услуг и исполнения госконтракта при нарушении исполнителем установленного срока.
(Письмо Минфина России от 10.02.2025 N 02-11-09/11748)<2> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 10.02.2025 N 02-11-09/11748)<2> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 15.07.2024 N 24-06-09/65733 <Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 16)Условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств включается в контракт в обязательном порядке (п. 8.1 ч. 1 ст. 3, ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ). Санкции предусмотрены Федеральным законом N 44-ФЗ в виде:
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 16)Условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств включается в контракт в обязательном порядке (п. 8.1 ч. 1 ст. 3, ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ). Санкции предусмотрены Федеральным законом N 44-ФЗ в виде:
Статья: Организация предпринимательской деятельности с учетом новых подходов судов к субсидиарной ответственности
(Лагода М.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 4)И заключительный совет, который многими подвергается критике: подумайте над переводом бизнеса в статус индивидуального предпринимателя - так вы точно будете уверены в личной ответственности. Ограничения по видам деятельности минимальные. Участие в тендерах (если вы готовы нести соответствующие риски) гарантировано положениями статьи 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которыми малому бизнесу отдают достаточно заказов (в процентном отношении от общего числа государственных и муниципальных заказов). Деятельность в форме ООО и АО создает иллюзию личной безопасности, но далеко не всегда удается обеспечить реальное ограничение личной ответственности в предпринимательской деятельности ввиду того, что участие в бизнесе может осуществляться и за счет паевых фондов.
(Лагода М.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 4)И заключительный совет, который многими подвергается критике: подумайте над переводом бизнеса в статус индивидуального предпринимателя - так вы точно будете уверены в личной ответственности. Ограничения по видам деятельности минимальные. Участие в тендерах (если вы готовы нести соответствующие риски) гарантировано положениями статьи 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которыми малому бизнесу отдают достаточно заказов (в процентном отношении от общего числа государственных и муниципальных заказов). Деятельность в форме ООО и АО создает иллюзию личной безопасности, но далеко не всегда удается обеспечить реальное ограничение личной ответственности в предпринимательской деятельности ввиду того, что участие в бизнесе может осуществляться и за счет паевых фондов.
Статья: Корпоративные преступления в уголовном законодательстве КНР
(Рудый Н.К., Никонова Н.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 1)В действующем законодательстве Российской Федерации уголовная ответственность юридических лиц не предусмотрена, и в случае совершения противоправных действий организация подлежит административной ответственности. Помимо этого, например, в случае неисполнения обязательств при заключении и исполнении государственных контрактов и договоров в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <28> и Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <29>, что, как правило, приводит к негативным последствиям для государства и общественных интересов, законодателем предусмотрена ответственность в виде включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реестр недобросовестных поставщиков. Включение в указанный реестр на два года лишает возможности принятия участия в торговых процедурах, предусмотренных вышеуказанными Федеральными законами. Помимо невозможности быть участниками торгов и заключать контракты, юридические лица на два года утрачивают возможность накапливать опыт исполнения контрактов, который является ключевым при участии в торгах (конкурсных процедурах), где при отборе поставщика помимо ценового критерия используются различные квалификационные критерии <30>. Полагаем, что создание подобного реестра недобросовестных юридических лиц в КНР в случае совершения ими противоправных действий могло бы способствовать профилактике корпоративной преступности, особенно учитывая тот факт, что деловая репутация в Китае является базовой ценностью и одним из важнейших элементов деятельности любого предприятия.
(Рудый Н.К., Никонова Н.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 1)В действующем законодательстве Российской Федерации уголовная ответственность юридических лиц не предусмотрена, и в случае совершения противоправных действий организация подлежит административной ответственности. Помимо этого, например, в случае неисполнения обязательств при заключении и исполнении государственных контрактов и договоров в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <28> и Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <29>, что, как правило, приводит к негативным последствиям для государства и общественных интересов, законодателем предусмотрена ответственность в виде включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реестр недобросовестных поставщиков. Включение в указанный реестр на два года лишает возможности принятия участия в торговых процедурах, предусмотренных вышеуказанными Федеральными законами. Помимо невозможности быть участниками торгов и заключать контракты, юридические лица на два года утрачивают возможность накапливать опыт исполнения контрактов, который является ключевым при участии в торгах (конкурсных процедурах), где при отборе поставщика помимо ценового критерия используются различные квалификационные критерии <30>. Полагаем, что создание подобного реестра недобросовестных юридических лиц в КНР в случае совершения ими противоправных действий могло бы способствовать профилактике корпоративной преступности, особенно учитывая тот факт, что деловая репутация в Китае является базовой ценностью и одним из важнейших элементов деятельности любого предприятия.