Виды Государственного (муниципального) финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды Государственного (муниципального) финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 265 "Виды государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФСТАТЬЯ 265 "ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Формы и виды финансового контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)"Административное и муниципальное право", 2023, N 6
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)"Административное и муниципальное право", 2023, N 6
Статья: Туристический налог и связанные с ним вопросы без законодательного ответа
(Гузанова М.М.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)Один из вариантов решения данной проблемы видится в создании федерального закона, содержащего основные направления деятельности специальных внебюджетных фондов для поступления целевых налогов, ограничители, которые позволят не "расплодить" такие фонды, правила их создания и дальнейшей деятельности на федеральном, региональном, муниципальном уровнях по основным направлениям, под налоговые цели, ради которых они создавались (очевидно, туристическая деятельность могла бы относиться к одному из таких направлений). В отношении данных фондов должны осуществляться основные виды государственного (муниципального) финансового контроля: внешний государственный или муниципальный финансовый контроль, а также внутренний государственный или публичный, вневедомственный муниципальный финансовый контроль и внутренний непубличный, внутриведомственный финансовый контроль. В связи с тем что данные фонды имеют обособленный характер и их введение требует внесения дополнительных изменений в Бюджетный кодекс РФ, вопрос возможности и адекватности применения основных начал бюджетного контроля возможно закрепить на уровне отдельной главы данного Кодекса.
(Гузанова М.М.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)Один из вариантов решения данной проблемы видится в создании федерального закона, содержащего основные направления деятельности специальных внебюджетных фондов для поступления целевых налогов, ограничители, которые позволят не "расплодить" такие фонды, правила их создания и дальнейшей деятельности на федеральном, региональном, муниципальном уровнях по основным направлениям, под налоговые цели, ради которых они создавались (очевидно, туристическая деятельность могла бы относиться к одному из таких направлений). В отношении данных фондов должны осуществляться основные виды государственного (муниципального) финансового контроля: внешний государственный или муниципальный финансовый контроль, а также внутренний государственный или публичный, вневедомственный муниципальный финансовый контроль и внутренний непубличный, внутриведомственный финансовый контроль. В связи с тем что данные фонды имеют обособленный характер и их введение требует внесения дополнительных изменений в Бюджетный кодекс РФ, вопрос возможности и адекватности применения основных начал бюджетного контроля возможно закрепить на уровне отдельной главы данного Кодекса.
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера бюджетной организации"Новый метод контроля и минимум для резервного фонда: изменения в БК РФ прошли третье чтение (25.11.2025)
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля
(ред. от 31.07.2025)Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля
Статья: Внутренний бюджетный контроль и внутренний бюджетный аудит публичных расходов: соотношение и особенности правового регулирования
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)В этой связи заслуживает внимание дефиниция, предложенная Х.В. Белогорцевой: "Бюджетный контроль - это вид государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляемый в лице уполномоченных органов, учреждений, направленный на анализ законности и обеспечение соблюдения финансовой дисциплины в рамках бюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетов бюджетной системы" <10>.
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)В этой связи заслуживает внимание дефиниция, предложенная Х.В. Белогорцевой: "Бюджетный контроль - это вид государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляемый в лице уполномоченных органов, учреждений, направленный на анализ законности и обеспечение соблюдения финансовой дисциплины в рамках бюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетов бюджетной системы" <10>.
Статья: Неопределенности бюджетного законодательства
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)В рамках рассматриваемых в данной статье проблем можно также указать на закрепленные в ст. 265 БК РФ виды государственного (муниципального) финансового контроля, где законодателем дается определение внешнему и внутреннему контролю (они являются контрольной деятельностью Счетной палаты и Казначейства), а содержание предварительного контроля и последующего контроля не раскрывается (предварительный - "осуществляется в целях", последующий - "по результатам...").
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)В рамках рассматриваемых в данной статье проблем можно также указать на закрепленные в ст. 265 БК РФ виды государственного (муниципального) финансового контроля, где законодателем дается определение внешнему и внутреннему контролю (они являются контрольной деятельностью Счетной палаты и Казначейства), а содержание предварительного контроля и последующего контроля не раскрывается (предварительный - "осуществляется в целях", последующий - "по результатам...").
Статья: К вопросу об оценке эффективности внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Во-вторых, стоит отметить, что авторы в отобранных для анализа исследованиях рассматривают порядок оценки эффективности различных видов контроля, включая внутренний контроль экономического субъекта, внешний и внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль. Учитывая недостаточную степень регламентации внутреннего контроля, ориентация на практику внешних органов контроля становится объективно необходимой [13].
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Во-вторых, стоит отметить, что авторы в отобранных для анализа исследованиях рассматривают порядок оценки эффективности различных видов контроля, включая внутренний контроль экономического субъекта, внешний и внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль. Учитывая недостаточную степень регламентации внутреннего контроля, ориентация на практику внешних органов контроля становится объективно необходимой [13].
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Известно, что контроль, выступая одновременно и функцией управления, и формой обратной связи, обеспечивает выработку и реализацию оптимальных управленческих решений. В связи с этим государственный (муниципальный) финансовый контроль не может находиться в стороне от цифрового формата. Цифровизация управления осуществляется как на федеральном, так и региональном и местном уровнях, что оказывает влияние на деятельность контрольных органов всех уровней и видов. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль представлен в России Счетной палатой Российской Федерации (далее - СП РФ) и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - КСО), ориентированными на контроль средств бюджетов и иного имущества соответствующих публично-правовых образований. Несмотря на эффект, стимулирующий к более активному использованию цифровых технологий, связанный с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, с которой столкнулся весь мир, Российская Федерация в целом и государственный аппарат в частности, было бы ошибочным считать, что модернизация инструментария внешнего государственного (муниципального) финансового контроля обусловлена исключительно необходимостью работы в условиях ограничительных мер. Еще в Лимской декларации руководящих принципов контроля INTOSAI <1> 1977 г. подчеркивалось, что методы контроля следует совершенствовать, опираясь на достижения научно-технического прогресса в сфере управления финансами (ст. 13). Необходимость реагирования на изменение практик государственного управления, важность сочетания выездных, удаленных и комбинированных методов получения данных отмечались в Московской декларации <2>, принятой на XXIII конгрессе INTOSAI в 2019 г.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Известно, что контроль, выступая одновременно и функцией управления, и формой обратной связи, обеспечивает выработку и реализацию оптимальных управленческих решений. В связи с этим государственный (муниципальный) финансовый контроль не может находиться в стороне от цифрового формата. Цифровизация управления осуществляется как на федеральном, так и региональном и местном уровнях, что оказывает влияние на деятельность контрольных органов всех уровней и видов. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль представлен в России Счетной палатой Российской Федерации (далее - СП РФ) и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - КСО), ориентированными на контроль средств бюджетов и иного имущества соответствующих публично-правовых образований. Несмотря на эффект, стимулирующий к более активному использованию цифровых технологий, связанный с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, с которой столкнулся весь мир, Российская Федерация в целом и государственный аппарат в частности, было бы ошибочным считать, что модернизация инструментария внешнего государственного (муниципального) финансового контроля обусловлена исключительно необходимостью работы в условиях ограничительных мер. Еще в Лимской декларации руководящих принципов контроля INTOSAI <1> 1977 г. подчеркивалось, что методы контроля следует совершенствовать, опираясь на достижения научно-технического прогресса в сфере управления финансами (ст. 13). Необходимость реагирования на изменение практик государственного управления, важность сочетания выездных, удаленных и комбинированных методов получения данных отмечались в Московской декларации <2>, принятой на XXIII конгрессе INTOSAI в 2019 г.
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Фактически норма ст. 265 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) отражает закрепленный в ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей. При этом данные виды государственного (муниципального) финансового контроля не подменяют друг друга, а, наоборот, дополняют, демонстрируя значимость каждого из них.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Фактически норма ст. 265 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) отражает закрепленный в ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей. При этом данные виды государственного (муниципального) финансового контроля не подменяют друг друга, а, наоборот, дополняют, демонстрируя значимость каждого из них.
Статья: Государственный финансовый контроль в социальной сфере: теория и практика правоприменения
(Забралова О.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Исходя из обозначенной системы финансового контроля в социальной сфере, считаем, что преобладающим видом является государственный (муниципальный) финансовый контроль, регламентированный бюджетным законодательством.
(Забралова О.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Исходя из обозначенной системы финансового контроля в социальной сфере, считаем, что преобладающим видом является государственный (муниципальный) финансовый контроль, регламентированный бюджетным законодательством.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<398> БК РФ оперирует терминами "контроль за исполнением бюджетов" (ст. 1) и "государственный (муниципальный) финансовый контроль" (глава 26), но рассматриваемый вид контроля в сфере бюджетного права может быть обозначен также традиционным и устоявшимся в научно-практическом обиходе термином "бюджетный контроль".
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<398> БК РФ оперирует терминами "контроль за исполнением бюджетов" (ст. 1) и "государственный (муниципальный) финансовый контроль" (глава 26), но рассматриваемый вид контроля в сфере бюджетного права может быть обозначен также традиционным и устоявшимся в научно-практическом обиходе термином "бюджетный контроль".