Виды дисциплинарных взысканий военнослужащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды дисциплинарных взысканий военнослужащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Результат такого разбирательства оформляется протоколом, который вместе с результатами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему и с предложением о сроке дисциплинарного ареста или о применении к военнослужащему иного вида дисциплинарного взыскания направляется командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) для рассмотрения.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Результат такого разбирательства оформляется протоколом, который вместе с результатами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему и с предложением о сроке дисциплинарного ареста или о применении к военнослужащему иного вида дисциплинарного взыскания направляется командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) для рассмотрения.
Статья: Материальная ответственность военнослужащих за ущерб имуществу воинской части, ее основания, условия: практика военных судов
(Леонтьев В.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 4)Привлечению к материальной ответственности за незаконное увольнение военнослужащего с военной службы подлежит командир, издавший приказ о применении к военнослужащему дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
(Леонтьев В.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 4)Привлечению к материальной ответственности за незаконное увольнение военнослужащего с военной службы подлежит командир, издавший приказ о применении к военнослужащему дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8
(ред. от 28.10.2025)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"При этом суды не вправе определять вид дисциплинарного взыскания, которое надлежит применить к военнослужащему.
(ред. от 28.10.2025)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"При этом суды не вправе определять вид дисциплинарного взыскания, которое надлежит применить к военнослужащему.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Согласно пп. 1 - 3 ст. 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ст. 99 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, совершение военнослужащим дисциплинарного проступка может повлечь применение к нему установленной государством меры ответственности - дисциплинарного взыскания, одним из видов которого является досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, применяемое к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за исключением высших офицеров и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Согласно пп. 1 - 3 ст. 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ст. 99 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, совершение военнослужащим дисциплинарного проступка может повлечь применение к нему установленной государством меры ответственности - дисциплинарного взыскания, одним из видов которого является досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, применяемое к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за исключением высших офицеров и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования.
Статья: Роль и место военных судов в судебной системе России
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 7)Обозначенные выше особенности юридической конструкции системы военных судов и статуса судей военных судов, а также избыточность некоторых гарантий при применении к военнослужащим мер процессуального принуждения иллюстрирует проект федерального закона N 289614-8 "О некоторых особенностях применения дисциплинарного взыскания - дисциплинарный арест в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время" <30>.
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 7)Обозначенные выше особенности юридической конструкции системы военных судов и статуса судей военных судов, а также избыточность некоторых гарантий при применении к военнослужащим мер процессуального принуждения иллюстрирует проект федерального закона N 289614-8 "О некоторых особенностях применения дисциплинарного взыскания - дисциплинарный арест в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время" <30>.
Статья: О классификации административных деликтов, выявляемых в правовой системе Российской Федерации
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Административно-дисциплинарный деликт - правонарушение с отдельными признаками административного правонарушения, в том числе грубое нарушение служебной дисциплины, коррупционное правонарушение, а именно противоправное, виновное деяние в форме действия или бездействия специального субъекта (военнослужащего, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, и др.), влекущее по общему правилу в силу ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ применение мер административно-дисциплинарного правового принуждения (дисциплинарных взысканий) и сопутствующих им дополнительных мер административно-процессуального принуждения по обеспечению административно-дисциплинарного производства в специальном внесудебном административно-процессуальном порядке, урегулированном федеральными законами о прохождении службы <23>. В обобщенном виде дисциплинарные взыскания, применяемые в установленном специальном порядке за совершение административно-дисциплинарного деликта, предлагается называть специальными внесудебными административно-дисциплинарными мерами правового принуждения.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Административно-дисциплинарный деликт - правонарушение с отдельными признаками административного правонарушения, в том числе грубое нарушение служебной дисциплины, коррупционное правонарушение, а именно противоправное, виновное деяние в форме действия или бездействия специального субъекта (военнослужащего, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, и др.), влекущее по общему правилу в силу ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ применение мер административно-дисциплинарного правового принуждения (дисциплинарных взысканий) и сопутствующих им дополнительных мер административно-процессуального принуждения по обеспечению административно-дисциплинарного производства в специальном внесудебном административно-процессуальном порядке, урегулированном федеральными законами о прохождении службы <23>. В обобщенном виде дисциплинарные взыскания, применяемые в установленном специальном порядке за совершение административно-дисциплинарного деликта, предлагается называть специальными внесудебными административно-дисциплинарными мерами правового принуждения.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Статья 44. Присвоение специальных званий гражданам, проходившим военную службу, государственную службу иных видов, гражданскую службу или муниципальную службу
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Статья 44. Присвоение специальных званий гражданам, проходившим военную службу, государственную службу иных видов, гражданскую службу или муниципальную службу
Статья: Невмешательство в управленческую деятельность поднадзорных лиц как критерий определения пределов прокурорской деятельности
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Между тем Верховный Суд РФ, проверяя законность вынесенных нижестоящими судами решений, не квалифицирует в качестве вмешательства прокурора в оперативно-хозяйственную деятельность указания на конкретные меры по устранению нарушений, содержащиеся в резолютивной части представления. Например, в оспариваемых представлениях содержались такие требования прокурора: "изменить вид разрешенного использования принадлежащего Обществу на праве собственности земельного участка и направить соответствующие документы в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" <12>; "снять наложенное на подчиненного военнослужащего дисциплинарное взыскание, о чем сообщить в письменной форме" <13>; "организовать комиссией Думы городского округа по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов проведение проверки соблюдения депутатом... требований законодательства о предотвращении и об урегулировании конфликта интересов" <14>; "прекратить несанкционированную рубку древесной растительности в полосе отвода автомобильной дороги "Нагорье - Берендеево"... возместить ущерб, причиненный компонентам природной среды" <15>; "принять меры по организации содержания дороги, очистке ее от снега, подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки дороги на учет" <16>. Более того, Верховный Суд РФ напоминает судам о необходимости сверки требований прокурора, изложенных в представлении, и вмененного лицу деяния при решении вопроса о наличии оснований для привлечения к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку таковое возможно лишь при неисполнении законного требования <17>. Изложенное позволяет говорить, что Верховный Суд РФ признает допустимыми указания прокурора на конкретные меры устранения выявленных им нарушений.
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Между тем Верховный Суд РФ, проверяя законность вынесенных нижестоящими судами решений, не квалифицирует в качестве вмешательства прокурора в оперативно-хозяйственную деятельность указания на конкретные меры по устранению нарушений, содержащиеся в резолютивной части представления. Например, в оспариваемых представлениях содержались такие требования прокурора: "изменить вид разрешенного использования принадлежащего Обществу на праве собственности земельного участка и направить соответствующие документы в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" <12>; "снять наложенное на подчиненного военнослужащего дисциплинарное взыскание, о чем сообщить в письменной форме" <13>; "организовать комиссией Думы городского округа по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов проведение проверки соблюдения депутатом... требований законодательства о предотвращении и об урегулировании конфликта интересов" <14>; "прекратить несанкционированную рубку древесной растительности в полосе отвода автомобильной дороги "Нагорье - Берендеево"... возместить ущерб, причиненный компонентам природной среды" <15>; "принять меры по организации содержания дороги, очистке ее от снега, подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки дороги на учет" <16>. Более того, Верховный Суд РФ напоминает судам о необходимости сверки требований прокурора, изложенных в представлении, и вмененного лицу деяния при решении вопроса о наличии оснований для привлечения к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку таковое возможно лишь при неисполнении законного требования <17>. Изложенное позволяет говорить, что Верховный Суд РФ признает допустимыми указания прокурора на конкретные меры устранения выявленных им нарушений.
Статья: Соотношение зарплат в учреждении: что учесть руководителю?
(Смолева М.Е.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 2)Комиссия предложила главному распорядителю средств бюджета принять меры по устранению превышения предельного порога, а также взыскать с руководителя учреждения ущерб, образовавшийся из-за переплат, в сумме свыше 7,2 млн руб. Главный распорядитель наложил на начальника военного вуза дисциплинарное взыскание в виде выговора и привлек его за причинение ущерба к материальной ответственности на основании ст. 277 ТК РФ.
(Смолева М.Е.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 2)Комиссия предложила главному распорядителю средств бюджета принять меры по устранению превышения предельного порога, а также взыскать с руководителя учреждения ущерб, образовавшийся из-за переплат, в сумме свыше 7,2 млн руб. Главный распорядитель наложил на начальника военного вуза дисциплинарное взыскание в виде выговора и привлек его за причинение ущерба к материальной ответственности на основании ст. 277 ТК РФ.
Статья: О вопросах прохождения военной службы в контексте требований законности (по материалам судебной практики)
(Ефимкин Ю.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 5)Вместе с тем в соответствии с подп. "е" п. 1.1 ст. 22 Положения очередное воинское звание не присваивается военнослужащему до истечения срока, в течение которого он считается имеющим дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
(Ефимкин Ю.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 5)Вместе с тем в соответствии с подп. "е" п. 1.1 ст. 22 Положения очередное воинское звание не присваивается военнослужащему до истечения срока, в течение которого он считается имеющим дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Первые три вида административно-юрисдикционных производств могут осуществляться в двух формах - несудебной и судебной, а два последних - только во внесудебной (за исключением дисциплинарного производства, связанного с применением дисциплинарного ареста в отношении военнослужащего, которое осуществляется только в судебном порядке). При всем этом, однако, в ходе юрисдикционной деятельности административных органов возможно возникновение административно-правовых споров, например, при обжаловании действий и (или) решений судебного пристава-исполнителя или приказа должностного лица о наложении дисциплинарного взыскания, которые подлежат разрешению как в несудебном, так и в судебном порядке.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Первые три вида административно-юрисдикционных производств могут осуществляться в двух формах - несудебной и судебной, а два последних - только во внесудебной (за исключением дисциплинарного производства, связанного с применением дисциплинарного ареста в отношении военнослужащего, которое осуществляется только в судебном порядке). При всем этом, однако, в ходе юрисдикционной деятельности административных органов возможно возникновение административно-правовых споров, например, при обжаловании действий и (или) решений судебного пристава-исполнителя или приказа должностного лица о наложении дисциплинарного взыскания, которые подлежат разрешению как в несудебном, так и в судебном порядке.
Статья: Субъект дисциплинарной юрисдикции в служебных отношениях: концентрированная и распределительная системы дисциплинарной власти
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)В то же время в российском законодательстве, регулирующем некоторые другие виды государственной службы, можно увидеть и принципиально иные подходы к организации дисциплинарной власти, основанные на распределении полномочий. К примеру, на военной службе как вышестоящие, так и нижестоящие командиры обладают определенными полномочиями (объем которых регламентируется общевоинскими уставами) по применению к военнослужащим дисциплинарных взысканий (ст. 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)В то же время в российском законодательстве, регулирующем некоторые другие виды государственной службы, можно увидеть и принципиально иные подходы к организации дисциплинарной власти, основанные на распределении полномочий. К примеру, на военной службе как вышестоящие, так и нижестоящие командиры обладают определенными полномочиями (объем которых регламентируется общевоинскими уставами) по применению к военнослужащим дисциплинарных взысканий (ст. 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Статья: О двойственности правового регулирования некоторых аспектов деятельности федеральных органов исполнительной власти в результате их преобразования (на примере Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации)
(Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 6)В соответствии со ст. 28 Кодекса профессиональной этики военнослужащих внутренних войск МВД России, утвержденного Приказом МВД России от 23 августа 2011 г. N 969 и не утратившего своего юридического значения, соблюдение его правовых предписаний учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на высшие воинские должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
(Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 6)В соответствии со ст. 28 Кодекса профессиональной этики военнослужащих внутренних войск МВД России, утвержденного Приказом МВД России от 23 августа 2011 г. N 969 и не утратившего своего юридического значения, соблюдение его правовых предписаний учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на высшие воинские должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
Статья: Отдельные проблемы соблюдения права человека на достоинство личности на государственной службе
(Винокуров В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)В то же время в некоторых видах федеральной государственной службы действуют правовые нормы, устанавливающие дисциплинарную, а в ряде случаев - уголовную ответственность за унижение подчиненных. Так, ст. 28.4 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к военнослужащим или гражданам, призванным на военные сборы, а также закрепляет, что полномочия командиров по применению дисциплинарных взысканий определяются общевоинскими уставами. Устав внутренней службы Вооруженных сил РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495, в п. 19 фиксирует, что, с одной стороны, военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, а с другой стороны, "за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства, издевательством или сопряженное с насилием, а также за оскорбление одним военнослужащим другого виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, а при установлении в их действиях состава преступления - к уголовной ответственности".
(Винокуров В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)В то же время в некоторых видах федеральной государственной службы действуют правовые нормы, устанавливающие дисциплинарную, а в ряде случаев - уголовную ответственность за унижение подчиненных. Так, ст. 28.4 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к военнослужащим или гражданам, призванным на военные сборы, а также закрепляет, что полномочия командиров по применению дисциплинарных взысканий определяются общевоинскими уставами. Устав внутренней службы Вооруженных сил РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495, в п. 19 фиксирует, что, с одной стороны, военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, а с другой стороны, "за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства, издевательством или сопряженное с насилием, а также за оскорбление одним военнослужащим другого виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, а при установлении в их действиях состава преступления - к уголовной ответственности".