Вид разрешенного использования земельного участка определяется
Подборка наиболее важных документов по запросу Вид разрешенного использования земельного участка определяется (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ "Самовольная постройка"5.5.7. Право собственности на самовольную постройку, возведенную с нарушением вида разрешенного использования земельного участка, может быть признано без определения назначения такой постройки (позиция ВАС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 15 ГК РФ "Возмещение убытков"1.1.10.2. Убытки, вызванные изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются исходя из вида разрешенного использования, который был установлен в отношении участка на момент начала процедуры его изъятия (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В. Определение вида разрешенного использования
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В. Определение вида разрешенного использования
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
(ред. от 31.07.2025)2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> Законопроект N 496293-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/496293-7 (дата обращения: 01.09.2024).
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> Законопроект N 496293-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/496293-7 (дата обращения: 01.09.2024).
Статья: Правовые проблемы установления вида разрешенного использования первично образуемых земельных участков, расположенных в сфере градостроительного зонирования
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)В свою очередь, п. 52 Приказа Росреестра от 14 декабря 2021 года N П/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" предусматривает, что сведения о виде (видах) разрешенного использования указываются на основании градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок. Понять из норм действующего законодательства, каким образом кадастровый инженер при подготовке межевого плана образуемого земельного участка должен определить вид разрешенного использования земельного участка, руководствуясь исключительно градостроительным регламентом, не представляется возможным.
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)В свою очередь, п. 52 Приказа Росреестра от 14 декабря 2021 года N П/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" предусматривает, что сведения о виде (видах) разрешенного использования указываются на основании градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок. Понять из норм действующего законодательства, каким образом кадастровый инженер при подготовке межевого плана образуемого земельного участка должен определить вид разрешенного использования земельного участка, руководствуясь исключительно градостроительным регламентом, не представляется возможным.
Статья: Публично-правовые пределы использования земельного участка
(Болтанова Е.С.)
("Экологическое право", 2023, N 2)<7> Необходимо учитывать и специальное законодательство. Например, на территориях опережающего развития виды разрешенного использования земельных участков определяются утвержденной документацией по планировке территории опережающего развития. См.: Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации". Часть 5 ст. 26 // СЗ РФ. 2015. N 1 (часть I). Ст. 26.
(Болтанова Е.С.)
("Экологическое право", 2023, N 2)<7> Необходимо учитывать и специальное законодательство. Например, на территориях опережающего развития виды разрешенного использования земельных участков определяются утвержденной документацией по планировке территории опережающего развития. См.: Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации". Часть 5 ст. 26 // СЗ РФ. 2015. N 1 (часть I). Ст. 26.
Статья: Изменение подхода к делению земель на категории в условиях развития городских агломераций
(Лисина Н.Л., Баев В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)На смену отклоненному указанному законопроекту в Государственную Думу ФС РФ был внесен проект федерального закона N 496293-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)". Данным проектом закона принцип деления земель на категории все же сохраняется, а правовые нормы о разрешенном использовании совершенствуются. В частности, предлагается ввести в Земельный кодекс РФ отдельную главу "Разрешенное использование земельных участков", которая предусматривает следующие основные положения:
(Лисина Н.Л., Баев В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)На смену отклоненному указанному законопроекту в Государственную Думу ФС РФ был внесен проект федерального закона N 496293-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)". Данным проектом закона принцип деления земель на категории все же сохраняется, а правовые нормы о разрешенном использовании совершенствуются. В частности, предлагается ввести в Земельный кодекс РФ отдельную главу "Разрешенное использование земельных участков", которая предусматривает следующие основные положения:
Статья: Правовые позиции судов по экономическим спорам в примерах из судебной практики
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)На собственников (правообладателей) земельных участков не может быть возложена обязанность вносить какие-либо сведения в Единый государственный реестр недвижимости в случае выбора ими вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка (Определение СКЭС ВС РФ от 08.02.2021 N 305-ЭС20-15622).
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)На собственников (правообладателей) земельных участков не может быть возложена обязанность вносить какие-либо сведения в Единый государственный реестр недвижимости в случае выбора ими вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка (Определение СКЭС ВС РФ от 08.02.2021 N 305-ЭС20-15622).
Статья: Перевод земель сельскохозяйственного назначения для целей недропользования: правоприменительная практика
(Салиева Р.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)1) о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Например, в Верховном Суде РФ рассмотрена кассационная жалоба Министерства имущественных отношений Амурской области о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования <4>. Верховным Судом отказано Министерству имущественных отношений Амурской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, так как предприниматель является надлежащим лицом, которое вправе обратиться за переводом земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Также признан незаконным отказ в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования" по ряду других требований, при этом выявлены разные основания признания отказа незаконным: а) Департамент не доказал наличие оснований, препятствующих переводу участков в иную категорию при фактическом наличии на данных участках месторождения строительных песков <5>; б) правообладатель лицензии на право пользования недрами вправе требовать перевода участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории, предполагающей реализацию права пользования недрами, актуальными документами территориального планирования в отношении спорных участков установлена производственная зона для дальнейшего перевода участков в иные категории земель; в) Генеральным планом в отношении спорного земельного участка установлена территориальная зона - недропользование, определены виды разрешенного использования земельного участка <6> и другие <7>;
(Салиева Р.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)1) о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Например, в Верховном Суде РФ рассмотрена кассационная жалоба Министерства имущественных отношений Амурской области о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования <4>. Верховным Судом отказано Министерству имущественных отношений Амурской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, так как предприниматель является надлежащим лицом, которое вправе обратиться за переводом земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Также признан незаконным отказ в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования" по ряду других требований, при этом выявлены разные основания признания отказа незаконным: а) Департамент не доказал наличие оснований, препятствующих переводу участков в иную категорию при фактическом наличии на данных участках месторождения строительных песков <5>; б) правообладатель лицензии на право пользования недрами вправе требовать перевода участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории, предполагающей реализацию права пользования недрами, актуальными документами территориального планирования в отношении спорных участков установлена производственная зона для дальнейшего перевода участков в иные категории земель; в) Генеральным планом в отношении спорного земельного участка установлена территориальная зона - недропользование, определены виды разрешенного использования земельного участка <6> и другие <7>;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ изменение градостроительного регламента также является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки. Следует учитывать, что в соответствии с п. 9 ст. 1, п. п. 2 и 6 ст. 30 комментируемого Кодекса виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки. В связи с этим для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 33 Кодекса изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ изменение градостроительного регламента также является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки. Следует учитывать, что в соответствии с п. 9 ст. 1, п. п. 2 и 6 ст. 30 комментируемого Кодекса виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки. В связи с этим для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 33 Кодекса изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки.
Статья: Установление особенностей регулирования земельных и градостроительных отношений на отдельных территориях России как фактор развития земельного и градостроительного законодательства
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Исходя из результатов проведенного анализа, можно отметить, что установление отдельными законами, а также нормами новой главы 10 ГрК РФ, направленными на регулирование градостроительных отношений применительно к территориям комплексного развития, правила о том, что виды разрешенного использования земельных участков определяются (устанавливаются) документацией по планировке территорий (в том числе проектами планировки территорий), входит в противоречие с существующей иерархией градостроительной документации, установленной самим же ГрК РФ. По сути, такой подход ставит такие долгосрочные документы, как генеральные планы поселений и городских округов, а также достаточно стабильные правила землепользования и застройки, в зависимость от сиюминутных решений органов государственной власти, принятых с подачи инвесторов, реализуемых через документацию по планировке территории. Опять же возникает вопрос: если общий порядок утверждения градостроительной документации, ее иерархия не являются оптимальными, то почему эти нормы в принципе существуют, а для определенных случаев законодательно устанавливаются исключения из этого общего порядка?
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Исходя из результатов проведенного анализа, можно отметить, что установление отдельными законами, а также нормами новой главы 10 ГрК РФ, направленными на регулирование градостроительных отношений применительно к территориям комплексного развития, правила о том, что виды разрешенного использования земельных участков определяются (устанавливаются) документацией по планировке территорий (в том числе проектами планировки территорий), входит в противоречие с существующей иерархией градостроительной документации, установленной самим же ГрК РФ. По сути, такой подход ставит такие долгосрочные документы, как генеральные планы поселений и городских округов, а также достаточно стабильные правила землепользования и застройки, в зависимость от сиюминутных решений органов государственной власти, принятых с подачи инвесторов, реализуемых через документацию по планировке территории. Опять же возникает вопрос: если общий порядок утверждения градостроительной документации, ее иерархия не являются оптимальными, то почему эти нормы в принципе существуют, а для определенных случаев законодательно устанавливаются исключения из этого общего порядка?
Ситуация: Когда могут изъять земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При определении размера возмещения учитывается вид разрешенного использования земельного участка (п. п. 1, 2, 3, 5 ст. 56.8 ЗК РФ; ст. ст. 2, 5, ч. 1 ст. 8 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ; п. 8 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При определении размера возмещения учитывается вид разрешенного использования земельного участка (п. п. 1, 2, 3, 5 ст. 56.8 ЗК РФ; ст. ст. 2, 5, ч. 1 ст. 8 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ; п. 8 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)На основании абз. 4 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который предусматривает такие виды разрешенного использования земельных участков, как:
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)На основании абз. 4 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который предусматривает такие виды разрешенного использования земельных участков, как: