ВИД РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ
Подборка наиболее важных документов по запросу ВИД РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Разрешая спор, суд ФИО2 инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 1, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", установив, что спорный земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>. Красноармейский муниципальный район, Карамышское сельское поселение, имеет вид разрешенного использования - недропользование, при этом не обладает статусом места накопления отходов и не соответствует по санитарным требованиям местам временного накопления отходов, в связи с чем не может использоваться для данных целей, а потому является местом несанкционированного размещения отходов, учитывая, что выявленная по результатам проверки несанкционированная свалка отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и является следствием невыполнения арендатором ФИО1 обязанностей по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением, пришел к обоснованному выводу об обязанности ответчика ликвидировать свалку на арендуемом земельном участке."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 7 "Состав земель в Российской Федерации" ЗК РФУстановив указанные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии у администрации правовых оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков на "недропользование", в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Методика оценки земельных участков, предоставленных для пользования недрами
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Расчет стоимости земельных участков возможен только в составе всего комплекса участков, используемых в процессе добычи и первичной переработки полезных ископаемых, в том числе расположенных вне горного отвода и зарегистрированных с иным видом использования, даже если это не оформлено лицензией на разработку недр <9>. В соответствии с Классификатором ВРИ (код 6.1) к виду разрешенного использования "недропользование" в том числе относятся земельные участки, на которых проводится подготовка добываемых полезных ископаемых к их транспортировке, а также участки, предназначенные для размещения объектов капитального строительства для складирования отходов, и т.п. (см. рис. на с. 28).
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Расчет стоимости земельных участков возможен только в составе всего комплекса участков, используемых в процессе добычи и первичной переработки полезных ископаемых, в том числе расположенных вне горного отвода и зарегистрированных с иным видом использования, даже если это не оформлено лицензией на разработку недр <9>. В соответствии с Классификатором ВРИ (код 6.1) к виду разрешенного использования "недропользование" в том числе относятся земельные участки, на которых проводится подготовка добываемых полезных ископаемых к их транспортировке, а также участки, предназначенные для размещения объектов капитального строительства для складирования отходов, и т.п. (см. рис. на с. 28).
Статья: Разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых: история, проблемы и перспективы конфликтного института законодательства
(Гончаров П.П.)
("Закон", 2024, N 5)б) но возможно иное прочтение соответствующих норм, приводящее к применению перспективной редакции ст. 25 Закона о недрах только в отношении сформированных земельных участков с закреплением за их пользователями конкретного вида разрешенного использования (недропользование).
(Гончаров П.П.)
("Закон", 2024, N 5)б) но возможно иное прочтение соответствующих норм, приводящее к применению перспективной редакции ст. 25 Закона о недрах только в отношении сформированных земельных участков с закреплением за их пользователями конкретного вида разрешенного использования (недропользование).
Статья: Земельно-правовое регулирование как инструмент обеспечения пользования недрами
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Надо отметить, что правовое регулирование горных отношений занимает ведущее положение по отношению к земельно-правовому регулированию. Оно основано на закрепленной в законодательстве первичности получения права пользования недрами перед возникновением правового основания использования земельного участка или земель. При этом предоставление лицу участка недр в пользование логично предполагает создание и применение правовых условий, обеспечивающих юридическую возможность такого лица использовать соответствующие части земной поверхности. Подчиненное в этом аспекте положение земельно-правового регулирования, однако, должно проявляться исключительно в случаях, когда целевое назначение земель и разрешенный вид использования земельного участка допускают осуществление недропользования либо когда юридически возможно изменить правовой режим земель и земельных участков так, чтобы недропользование в их границах становилось бы правомерным. Иная трактовка искажала бы смысл существующего системного правового регулирования горных и земельных отношений. Если же предположить, что не каждый случай недропользования представляет собой основание для предоставления земельного участка, когда законодательством это предусмотрено, получения иной возможности использования земель и земельных участков, что недропользование не всегда составляет тот исключительный случай, который обусловливает перевод земель в другую категорию, изъятие земельных участков, то пользование предоставленным участком недр становится невозможным. В то же время государство в лице своих уполномоченных органов, выдавая лицензию на пользование недрами, несомненно, рассчитывает, что ее условия должны быть выполнены.
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Надо отметить, что правовое регулирование горных отношений занимает ведущее положение по отношению к земельно-правовому регулированию. Оно основано на закрепленной в законодательстве первичности получения права пользования недрами перед возникновением правового основания использования земельного участка или земель. При этом предоставление лицу участка недр в пользование логично предполагает создание и применение правовых условий, обеспечивающих юридическую возможность такого лица использовать соответствующие части земной поверхности. Подчиненное в этом аспекте положение земельно-правового регулирования, однако, должно проявляться исключительно в случаях, когда целевое назначение земель и разрешенный вид использования земельного участка допускают осуществление недропользования либо когда юридически возможно изменить правовой режим земель и земельных участков так, чтобы недропользование в их границах становилось бы правомерным. Иная трактовка искажала бы смысл существующего системного правового регулирования горных и земельных отношений. Если же предположить, что не каждый случай недропользования представляет собой основание для предоставления земельного участка, когда законодательством это предусмотрено, получения иной возможности использования земель и земельных участков, что недропользование не всегда составляет тот исключительный случай, который обусловливает перевод земель в другую категорию, изъятие земельных участков, то пользование предоставленным участком недр становится невозможным. В то же время государство в лице своих уполномоченных органов, выдавая лицензию на пользование недрами, несомненно, рассчитывает, что ее условия должны быть выполнены.
Статья: Перевод земель сельскохозяйственного назначения для целей недропользования: правоприменительная практика
(Салиева Р.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)1) о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Например, в Верховном Суде РФ рассмотрена кассационная жалоба Министерства имущественных отношений Амурской области о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования <4>. Верховным Судом отказано Министерству имущественных отношений Амурской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, так как предприниматель является надлежащим лицом, которое вправе обратиться за переводом земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Также признан незаконным отказ в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования" по ряду других требований, при этом выявлены разные основания признания отказа незаконным: а) Департамент не доказал наличие оснований, препятствующих переводу участков в иную категорию при фактическом наличии на данных участках месторождения строительных песков <5>; б) правообладатель лицензии на право пользования недрами вправе требовать перевода участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории, предполагающей реализацию права пользования недрами, актуальными документами территориального планирования в отношении спорных участков установлена производственная зона для дальнейшего перевода участков в иные категории земель; в) Генеральным планом в отношении спорного земельного участка установлена территориальная зона - недропользование, определены виды разрешенного использования земельного участка <6> и другие <7>;
(Салиева Р.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)1) о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Например, в Верховном Суде РФ рассмотрена кассационная жалоба Министерства имущественных отношений Амурской области о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования <4>. Верховным Судом отказано Министерству имущественных отношений Амурской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, так как предприниматель является надлежащим лицом, которое вправе обратиться за переводом земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Также признан незаконным отказ в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования" по ряду других требований, при этом выявлены разные основания признания отказа незаконным: а) Департамент не доказал наличие оснований, препятствующих переводу участков в иную категорию при фактическом наличии на данных участках месторождения строительных песков <5>; б) правообладатель лицензии на право пользования недрами вправе требовать перевода участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории, предполагающей реализацию права пользования недрами, актуальными документами территориального планирования в отношении спорных участков установлена производственная зона для дальнейшего перевода участков в иные категории земель; в) Генеральным планом в отношении спорного земельного участка установлена территориальная зона - недропользование, определены виды разрешенного использования земельного участка <6> и другие <7>;