Вид разрешенного использования это
Подборка наиболее важных документов по запросу Вид разрешенного использования это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Не допускается изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду, в одностороннем порядке
Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением и использованием публичных земельных участков для целей строительства, и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 615 ГК РФ, ст. 85 ЗК РФ, п. 3 ст. 37 ГрК РФАрендодатель не имеет права в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду. При решении вопроса о возможности изменить вид разрешенного использования земельного участка, который указан в договоре, арендодатель должен руководствоваться установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования. Арендатор не вправе изменять договор в одностороннем порядке и не может обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка. Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иначе, нежели установлено в договоре, в том числе с изменением вида разрешенного использования этого участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений ст. 85 ЗК РФ противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.
Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением и использованием публичных земельных участков для целей строительства, и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 615 ГК РФ, ст. 85 ЗК РФ, п. 3 ст. 37 ГрК РФАрендодатель не имеет права в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду. При решении вопроса о возможности изменить вид разрешенного использования земельного участка, который указан в договоре, арендодатель должен руководствоваться установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования. Арендатор не вправе изменять договор в одностороннем порядке и не может обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка. Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иначе, нежели установлено в договоре, в том числе с изменением вида разрешенного использования этого участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений ст. 85 ЗК РФ противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 396 "Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил письмо ФНС России от 16.11.2023 N БС-4-21/14484@ "Об условиях применения при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации" в той мере, в которой ФНС России обязывает применять повышающий коэффициент, предусмотренный п. 15 ст. 396 НК РФ, в случае исчисления налога по налоговой ставке в размере, не превышающем 1,5 процента, установленной в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ для прочих земельных участков. По мнению налогоплательщика, поскольку налоговая льгота в виде налоговой ставки 0,3 процента не подлежит применению в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, положения п. 15 ст. 396 НК РФ, касающиеся повышающих коэффициентов, к таким участкам не применимы, следовательно, в отношении указанных земельных участков подлежит применению ставка налога, установленная для прочих земельных участков, которая не может превышать 1,5 процента, что прямо закреплено в п. 1 ст. 394 НК РФ. Верховный Суд РФ отказал в признании письма недействующим, поскольку по смыслу п. 15 ст. 396 НК РФ коэффициент 2, увеличивающий исчисленную сумму земельного налога, применяется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, которые могут облагаться земельным налогом как по ставке 0,3 процента (применительно к физическим лицам, не использующим участки в предпринимательских целях), так и по ставке 1,5 процента (применительно к организациям, использующим участки в предпринимательских целях). Применение повышающего коэффициента зависит от критерия, определяющего связь земельного участка с жилищным строительством, которым в соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ является вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство, при этом отнесение земельных участков к "прочим земельным участкам" в целях применения налоговой ставки 1,5 процента не влечет изменения вида разрешенного использования этих участков.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил письмо ФНС России от 16.11.2023 N БС-4-21/14484@ "Об условиях применения при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации" в той мере, в которой ФНС России обязывает применять повышающий коэффициент, предусмотренный п. 15 ст. 396 НК РФ, в случае исчисления налога по налоговой ставке в размере, не превышающем 1,5 процента, установленной в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ для прочих земельных участков. По мнению налогоплательщика, поскольку налоговая льгота в виде налоговой ставки 0,3 процента не подлежит применению в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, положения п. 15 ст. 396 НК РФ, касающиеся повышающих коэффициентов, к таким участкам не применимы, следовательно, в отношении указанных земельных участков подлежит применению ставка налога, установленная для прочих земельных участков, которая не может превышать 1,5 процента, что прямо закреплено в п. 1 ст. 394 НК РФ. Верховный Суд РФ отказал в признании письма недействующим, поскольку по смыслу п. 15 ст. 396 НК РФ коэффициент 2, увеличивающий исчисленную сумму земельного налога, применяется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, которые могут облагаться земельным налогом как по ставке 0,3 процента (применительно к физическим лицам, не использующим участки в предпринимательских целях), так и по ставке 1,5 процента (применительно к организациям, использующим участки в предпринимательских целях). Применение повышающего коэффициента зависит от критерия, определяющего связь земельного участка с жилищным строительством, которым в соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ является вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство, при этом отнесение земельных участков к "прочим земельным участкам" в целях применения налоговой ставки 1,5 процента не влечет изменения вида разрешенного использования этих участков.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В каких случаях следует менять вид разрешенного использования земельного участка и как это сделать?
("Официальный сайт Росреестра", 2021)"Официальный сайт Росреестра rosreestr.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Росреестра", 2021)"Официальный сайт Росреестра rosreestr.gov.ru", 2021
Ситуация: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В данном случае правообладатель земельного участка должен получить разрешение на изменение вида разрешенного использования. Для этого ему необходимо направить заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в уполномоченный орган (например, Комиссию по подготовке проекта единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования городского округа и по подготовке проекта ПЗЗ в Московской области). Необходимость представления дополнительных документов целесообразно уточнить в уполномоченном органе. Порядок направления такого заявления, как правило, устанавливается ПЗЗ (ч. 6 ст. 31, ч. 1 ст. 39 ГрК РФ; ч. 1 ст. 8, ч. 5 ст. 14 ПЗЗ N 2709).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В данном случае правообладатель земельного участка должен получить разрешение на изменение вида разрешенного использования. Для этого ему необходимо направить заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в уполномоченный орган (например, Комиссию по подготовке проекта единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования городского округа и по подготовке проекта ПЗЗ в Московской области). Необходимость представления дополнительных документов целесообразно уточнить в уполномоченном органе. Порядок направления такого заявления, как правило, устанавливается ПЗЗ (ч. 6 ст. 31, ч. 1 ст. 39 ГрК РФ; ч. 1 ст. 8, ч. 5 ст. 14 ПЗЗ N 2709).
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
(ред. от 31.07.2025)Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендодатель в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Приняв на себя права и обязанности по указанному договору, общество как арендатор выразило свое согласие на использование земельного участка в соответствии с этим видом разрешенного использования.
Вправе ли арендодатель в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Приняв на себя права и обязанности по указанному договору, общество как арендатор выразило свое согласие на использование земельного участка в соответствии с этим видом разрешенного использования.
Статья: Проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение вида разрешенного использования земельного участка: анализ судебной практики
(Ястребов А.Е., Малявкина Н.В., Алексикова О.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Рассмотрим, какое влияние может оказать это решение на правоприменительную практику. К настоящему времени подход, согласно которому изменение основного вида разрешенного использования земельного участка должно найти отражение в сведениях кадастра недвижимости, закреплен в законодательстве и стал общепринятым. При этом соответствие выбранного вида деятельности градостроительному регламенту не снимает обязанности с правообладателя внести информацию об этом в ЕГРН, а отсутствие данных действий влечет административную ответственность. Новая позиция ВС РФ не только идет вразрез с действующими правовыми нормами, но и фактически ликвидирует необходимость кадастрового учета вида разрешенного использования <15>. При этом будут затронуты интересы государства, поскольку в подобных случаях данные реестра могут оказаться не вполне недостоверными, а это ставит вопрос об эффективности осуществления многих государственных функций, таких как земельный контроль и налогообложение. Ведь от внесенных сведений о виде разрешенного использования участка зависят установленная кадастровая стоимость и определяемые в соответствии с ней размер земельного налога и арендной платы. Можно предположить, что многие собственники будут сообщать в Росреестр о виде использования с минимальной кадастровой стоимостью, что повлечет занижение поступлений земельных платежей в бюджет, а возможностей выявить нарушения законодательства в рамках земельного контроля, учитывая тенденцию на сокращение количества проводимых проверок, будет немного.
(Ястребов А.Е., Малявкина Н.В., Алексикова О.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Рассмотрим, какое влияние может оказать это решение на правоприменительную практику. К настоящему времени подход, согласно которому изменение основного вида разрешенного использования земельного участка должно найти отражение в сведениях кадастра недвижимости, закреплен в законодательстве и стал общепринятым. При этом соответствие выбранного вида деятельности градостроительному регламенту не снимает обязанности с правообладателя внести информацию об этом в ЕГРН, а отсутствие данных действий влечет административную ответственность. Новая позиция ВС РФ не только идет вразрез с действующими правовыми нормами, но и фактически ликвидирует необходимость кадастрового учета вида разрешенного использования <15>. При этом будут затронуты интересы государства, поскольку в подобных случаях данные реестра могут оказаться не вполне недостоверными, а это ставит вопрос об эффективности осуществления многих государственных функций, таких как земельный контроль и налогообложение. Ведь от внесенных сведений о виде разрешенного использования участка зависят установленная кадастровая стоимость и определяемые в соответствии с ней размер земельного налога и арендной платы. Можно предположить, что многие собственники будут сообщать в Росреестр о виде использования с минимальной кадастровой стоимостью, что повлечет занижение поступлений земельных платежей в бюджет, а возможностей выявить нарушения законодательства в рамках земельного контроля, учитывая тенденцию на сокращение количества проводимых проверок, будет немного.
Статья: Налог на недвижимость по-новому с 1 января 2025 года нужно будет платить при продаже земли
(Плотникова Д., Гребнева Н.)
("Жилищное право", 2025, N 2)Стоит отметить, что формально изменения затрагивают только собственников земельных участков для ИЖС, ЛПХ, размещения гаражей, садоводства и огородничества. Законодатель однозначно не установил, распространяется ли льгота на налогоплательщиков, которые преобразовали земельные участки с другими видами разрешенного использования. При этом судебная практика может пойти по разным путям: суды могут как буквально толковать положения законодательства и отказывать в налоговой льготе собственникам участков с другими видами разрешенного использования, так и распространить действие льготы на всех налогоплательщиков.
(Плотникова Д., Гребнева Н.)
("Жилищное право", 2025, N 2)Стоит отметить, что формально изменения затрагивают только собственников земельных участков для ИЖС, ЛПХ, размещения гаражей, садоводства и огородничества. Законодатель однозначно не установил, распространяется ли льгота на налогоплательщиков, которые преобразовали земельные участки с другими видами разрешенного использования. При этом судебная практика может пойти по разным путям: суды могут как буквально толковать положения законодательства и отказывать в налоговой льготе собственникам участков с другими видами разрешенного использования, так и распространить действие льготы на всех налогоплательщиков.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В связи с утратой целевого назначения в отношении земельного участка следует установить иной вид разрешенного использования, при этом отнесение участка к землям запаса является основанием для изменения вида разрешенного использования.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В связи с утратой целевого назначения в отношении земельного участка следует установить иной вид разрешенного использования, при этом отнесение участка к землям запаса является основанием для изменения вида разрешенного использования.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9. В ч. 11 комментируемой статьи говорится о ситуации, когда условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства уже был включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. В таких случаях решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования этому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9. В ч. 11 комментируемой статьи говорится о ситуации, когда условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства уже был включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. В таких случаях решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования этому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Статья: Спорные вопросы, связанные с изменением вида разрешенного использования земель сельхозназначения: проблемы теории и практики
(Виноградова О.Б., Орлова Ю.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Государственный регистратор провела правовую экспертизу документов, представленных для государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Она проанализировала материалы Государственного фонда данных землеустройства (они ранее были получены в результате проведения землеустройства), после чего установила, что согласно проекту перераспределения сельскохозяйственных угодий, включенного в состав Государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, оспариваемый земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям (пашни). Об исключении спорного земельного участка из состава сельскохозяйственных угодий в Управление информация не поступала, на основании чего она приостановила регистрацию изменения вида разрешенного использования. Аргументируя свою позицию, административный истец указывает, что основанием для внесения изменения в вид разрешенного использования в отношении указанного участка является муниципальный правовой акт - постановление Администрации городского округа Первоуральск "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу", однако этот документ не является основанием для принятия государственным регистратором решения о внесении изменений в вид разрешенного использования этого земельного участка. При изложении своей позиции представитель ответчика, сотрудник службы, указала, что в соответствии с классификатором такой вид разрешенною использования, как "для ведения дачного строительства", не предусмотрен. Существует вид "малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)". Иной вид для разрешенного использования не предусмотрен. В связи с этим размещение дачных домов может осуществляться исключительно на земельных участках с соответствующим видом разрешенного использования. Они же законодательно отнесены к такой категории земель, как "земли населенных пунктов" со всеми вытекающими правовыми последствиями и ограничениями <13>.
(Виноградова О.Б., Орлова Ю.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Государственный регистратор провела правовую экспертизу документов, представленных для государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Она проанализировала материалы Государственного фонда данных землеустройства (они ранее были получены в результате проведения землеустройства), после чего установила, что согласно проекту перераспределения сельскохозяйственных угодий, включенного в состав Государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, оспариваемый земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям (пашни). Об исключении спорного земельного участка из состава сельскохозяйственных угодий в Управление информация не поступала, на основании чего она приостановила регистрацию изменения вида разрешенного использования. Аргументируя свою позицию, административный истец указывает, что основанием для внесения изменения в вид разрешенного использования в отношении указанного участка является муниципальный правовой акт - постановление Администрации городского округа Первоуральск "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу", однако этот документ не является основанием для принятия государственным регистратором решения о внесении изменений в вид разрешенного использования этого земельного участка. При изложении своей позиции представитель ответчика, сотрудник службы, указала, что в соответствии с классификатором такой вид разрешенною использования, как "для ведения дачного строительства", не предусмотрен. Существует вид "малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)". Иной вид для разрешенного использования не предусмотрен. В связи с этим размещение дачных домов может осуществляться исключительно на земельных участках с соответствующим видом разрешенного использования. Они же законодательно отнесены к такой категории земель, как "земли населенных пунктов" со всеми вытекающими правовыми последствиями и ограничениями <13>.
Статья: Компенсации лицам, чьи покупки в строящихся домах подтверждены, но дома решено снести
(Алексеевская А.)
("Жилищное право", 2022, N 9)В целях минимизации подобных рисков покупателю следует ознакомиться с документацией, имеющейся у застройщика, проверить, чтобы земельный участок был в собственности или принадлежал застройщику на праве аренды, обратить внимание на категорию земельного участка и вид разрешенного использования. Эти данные можно увидеть в выписке из ЕГРП, которую можно получить в органах Росреестра. Желательно, чтобы застройщик уже зарекомендовал себя на этом рынке к моменту заключения договора с ним.
(Алексеевская А.)
("Жилищное право", 2022, N 9)В целях минимизации подобных рисков покупателю следует ознакомиться с документацией, имеющейся у застройщика, проверить, чтобы земельный участок был в собственности или принадлежал застройщику на праве аренды, обратить внимание на категорию земельного участка и вид разрешенного использования. Эти данные можно увидеть в выписке из ЕГРП, которую можно получить в органах Росреестра. Желательно, чтобы застройщик уже зарекомендовал себя на этом рынке к моменту заключения договора с ним.
Готовое решение: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)если градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, которые не позволяют осуществлять деятельность согласно этому виду разрешенного использования.
(КонсультантПлюс, 2025)если градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, которые не позволяют осуществлять деятельность согласно этому виду разрешенного использования.
Статья: Коттеджи в зоне садовых товариществ - новые споры в судах
(Алексеевская А.)
("Жилищное право", 2022, N 4)Строительство жилого дома на садовом земельном участке допускается в случае, если возможность такого строительства предусмотрена градостроительным регламентом, установленным правилами землепользования и застройки для соответствующей территории. А в силу ч. 3 ст. 23 Закона N 217-ФЗ садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом". В соответствии с п. 55 Положения садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого он расположен. Этим же Постановлением установлены основания отказа, одним из которых является размещение садового дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого не предусматривают такого размещения. Несмотря на упрощенный порядок "дачной амнистии" на практике признать садовый дом жилым и зарегистрироваться в нем по месту жительства удается не всегда. Отказывая в исках, суды часто указывают, что вид использования спорного объекта недвижимости в случае его перевода из нежилого в жилое вступает в противоречие с видом разрешенного использования занятого эти объектом земельного участка. Таким образом, требуются изменения в правила землепользования и застройки. Так, Пятигорским городским судом Ставропольского края по делу N 2А-2116/2020 суд отказал в иске о признании садового дома жилым, указав, что в соответствии с правилами землепользования и застройки земельный участок истца расположен в зоне функционального зонирования "ведение садоводства". Зона коллективных садов выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов и овощей, а также отдыха при соблюдении видов и параметров разрешенного использования недвижимости. Размещение жилых помещений на земельных участках, отнесенных к данной территориальной зоне, недопустимо. В иске отказано.
(Алексеевская А.)
("Жилищное право", 2022, N 4)Строительство жилого дома на садовом земельном участке допускается в случае, если возможность такого строительства предусмотрена градостроительным регламентом, установленным правилами землепользования и застройки для соответствующей территории. А в силу ч. 3 ст. 23 Закона N 217-ФЗ садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом". В соответствии с п. 55 Положения садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого он расположен. Этим же Постановлением установлены основания отказа, одним из которых является размещение садового дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого не предусматривают такого размещения. Несмотря на упрощенный порядок "дачной амнистии" на практике признать садовый дом жилым и зарегистрироваться в нем по месту жительства удается не всегда. Отказывая в исках, суды часто указывают, что вид использования спорного объекта недвижимости в случае его перевода из нежилого в жилое вступает в противоречие с видом разрешенного использования занятого эти объектом земельного участка. Таким образом, требуются изменения в правила землепользования и застройки. Так, Пятигорским городским судом Ставропольского края по делу N 2А-2116/2020 суд отказал в иске о признании садового дома жилым, указав, что в соответствии с правилами землепользования и застройки земельный участок истца расположен в зоне функционального зонирования "ведение садоводства". Зона коллективных садов выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов и овощей, а также отдыха при соблюдении видов и параметров разрешенного использования недвижимости. Размещение жилых помещений на земельных участках, отнесенных к данной территориальной зоне, недопустимо. В иске отказано.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации за март 2025 года по вопросам частного права
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 5)В данном случае возведенные на земельном участке, расположенном в рекреационной зоне, здания не соответствуют виду разрешенного использования, при этом добросовестный застройщик должен был принять все необходимые меры к соблюдению требований земельного законодательства, в том числе к получению сведений, содержащихся в документах градостроительного планирования, и о наличии нормативных ограничений градостроительной деятельности. Вступившими в законную силу актами по иному делу была установлена недобросовестность застройщика, в том числе на основании приобретения участка по заниженной цене.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 5)В данном случае возведенные на земельном участке, расположенном в рекреационной зоне, здания не соответствуют виду разрешенного использования, при этом добросовестный застройщик должен был принять все необходимые меры к соблюдению требований земельного законодательства, в том числе к получению сведений, содержащихся в документах градостроительного планирования, и о наличии нормативных ограничений градостроительной деятельности. Вступившими в законную силу актами по иному делу была установлена недобросовестность застройщика, в том числе на основании приобретения участка по заниженной цене.