Входит ли в стаж период безработицы
Подборка наиболее важных документов по запросу Входит ли в стаж период безработицы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 30 "Оценка пенсионных прав застрахованных лиц" Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации""Перечень периодов, подлежащих включению в общий трудовой стаж, зависит от выбора застрахованным лицом варианта конвертации пенсионных прав либо по пункту 3 статьи 30 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ с учетом общего трудового стажа, учитываемого в календарном порядке по их фактической продолжительности, при этом периоды обучения, периоды ухода за ребенком в общий трудовой стаж не включаются, либо по пункту 4 статьи 30 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ с учетом общего трудового стажа, при подсчете которого в общий трудовой стаж подлежат зачету иные периоды, в том числе период обучения, период ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности. Органы ОСФР осуществляют расчет по обоим вариантам исчисления, но к выплате принимается наиболее выгодный."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13 "Порядок исчисления страхового стажа" Федерального закона "О страховых пенсиях"Отвечая на данный довод, суды правильно исходили из того, что в стаж по указанному основанию не могут включаться периоды обучения в ВУЗе и получения пособия по безработице (часть 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях", где исчерпывающе поименованы подлежащие учету периоды и не названы заявленные истцом периоды. Соответственно, стаж истца по правилам части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" определен пенсионным органом верно и составил 32 года 05 месяцев 10 дней, что менее требуемых по части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" 37 лет стажа."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Лицам предпенсионного возраста, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, период выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Лицам предпенсионного возраста, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, период выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
Ситуация: Как сокращаемому работнику досрочно выйти на пенсию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, период осуществления которой включается в страховой стаж, выплата пенсии безработным гражданам прекращается. После прекращения этой работы (деятельности) выплата пенсии возобновляется (ч. 10 ст. 51 Закона N 565-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, период осуществления которой включается в страховой стаж, выплата пенсии безработным гражданам прекращается. После прекращения этой работы (деятельности) выплата пенсии возобновляется (ч. 10 ст. 51 Закона N 565-ФЗ).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2022 N 11-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"3.1. Само по себе упоминание о лицах предпенсионного возраста как одной из категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы и потому особо нуждающихся в социальной защите, содержалось еще в первоначальной редакции Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". При этом обеспечение дополнительных гарантий содействия занятости таких граждан осуществлялось, в частности, путем создания для них дополнительных рабочих мест, а также организации их обучения по специальным программам (пункт 1 статьи 13). Кроме того, для граждан, общий трудовой стаж которых давал право на пенсию по старости (включая пенсии на льготных условиях), продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивалась на две календарные недели сверх установленных 12 месяцев за каждый год работы, превышающий требуемый стаж, а по предложению государственной службы занятости населения им предоставлялась также возможность досрочного, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока, выхода на пенсию (статья 35). В то же время критерии отнесения граждан к лицам предпенсионного возраста данным Законом Российской Федерации изначально установлены не были.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"3.1. Само по себе упоминание о лицах предпенсионного возраста как одной из категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы и потому особо нуждающихся в социальной защите, содержалось еще в первоначальной редакции Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". При этом обеспечение дополнительных гарантий содействия занятости таких граждан осуществлялось, в частности, путем создания для них дополнительных рабочих мест, а также организации их обучения по специальным программам (пункт 1 статьи 13). Кроме того, для граждан, общий трудовой стаж которых давал право на пенсию по старости (включая пенсии на льготных условиях), продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивалась на две календарные недели сверх установленных 12 месяцев за каждый год работы, превышающий требуемый стаж, а по предложению государственной службы занятости населения им предоставлялась также возможность досрочного, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока, выхода на пенсию (статья 35). В то же время критерии отнесения граждан к лицам предпенсионного возраста данным Законом Российской Федерации изначально установлены не были.
Статья: Об отчетности для СФР
(Давыдова Е.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 2)При этом убрали графу 14 "Сведения об увольнении застрахованного лица/сведения о периодах, засчитываемых в страховой стаж безработным".
(Давыдова Е.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 2)При этом убрали графу 14 "Сведения об увольнении застрахованного лица/сведения о периодах, засчитываемых в страховой стаж безработным".
Ситуация: Как подтвердить стаж для назначения страховой пенсии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Стаж для назначения страховой пенсии подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а при их отсутствии или неполноте - документами о работе, периодах военной службы, ухода за ребенком, получения пособия по безработице и др.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Стаж для назначения страховой пенсии подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а при их отсутствии или неполноте - документами о работе, периодах военной службы, ухода за ребенком, получения пособия по безработице и др.
Статья: Учет при назначении страховой пенсии нестраховых периодов, имевших место за границей: международно-правовой аспект
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)При отсутствии прямо выраженных ограничений в национальном законодательстве положения международных договоров территориального типа (например, п. 2 ст. 6 Соглашения СНГ) позволяют органам страховщика засчитывать в страховой стаж имевшие место в государствах - участниках таких договоров периоды получения социально-страховых пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, период получения пособия по безработице, а также периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период ухода за гражданином, достигшим 80-летнего возраста <19>. Как видим, зачет в страховой стаж двух последних периодов, с точки зрения органов страховщика, становится возможным только при наличии международного договора, что, как было продемонстрировано при обсуждении российского законодательства, de lege lata не является единственно возможным вариантом толкования релевантных правовых норм. Положения применяемых в России международных договоров формально открывают путь и к зачету в страховой стаж периодов, связанных с незаконным (необоснованным) уголовным преследованием на территории государств - участников таких договоров. Данный подход с учетом особенностей правовой природы указанных периодов может показаться алогичным, однако отсутствие в российском законодательстве прямо выраженных ограничений не позволяет считать его категорически недопустимым.
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)При отсутствии прямо выраженных ограничений в национальном законодательстве положения международных договоров территориального типа (например, п. 2 ст. 6 Соглашения СНГ) позволяют органам страховщика засчитывать в страховой стаж имевшие место в государствах - участниках таких договоров периоды получения социально-страховых пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, период получения пособия по безработице, а также периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период ухода за гражданином, достигшим 80-летнего возраста <19>. Как видим, зачет в страховой стаж двух последних периодов, с точки зрения органов страховщика, становится возможным только при наличии международного договора, что, как было продемонстрировано при обсуждении российского законодательства, de lege lata не является единственно возможным вариантом толкования релевантных правовых норм. Положения применяемых в России международных договоров формально открывают путь и к зачету в страховой стаж периодов, связанных с незаконным (необоснованным) уголовным преследованием на территории государств - участников таких договоров. Данный подход с учетом особенностей правовой природы указанных периодов может показаться алогичным, однако отсутствие в российском законодательстве прямо выраженных ограничений не позволяет считать его категорически недопустимым.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пунктом 30 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства от 2 октября 2014 г. N 1015, определено, что период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства подтверждаются справкой государственного учреждения службы занятости населения по установленной форме.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пунктом 30 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства от 2 октября 2014 г. N 1015, определено, что период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства подтверждаются справкой государственного учреждения службы занятости населения по установленной форме.
Ситуация: Какие особенности имеет постановка на учет в службе занятости и трудоустройство лиц, достигших предпенсионного или пенсионного возраста?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)для указанных лиц, имеющих страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин либо имеющих такой стаж и необходимый стаж на работах, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости, 12-месячный период выплаты пособия увеличивается на две недели за каждый год страхового стажа сверх указанного, но не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)для указанных лиц, имеющих страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин либо имеющих такой стаж и необходимый стаж на работах, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости, 12-месячный период выплаты пособия увеличивается на две недели за каждый год страхового стажа сверх указанного, но не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
Статья: Какие секреты хранит пенсионная система? За что и как начисляют пенсию в ПФР и какие споры чаще решают суды?
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2023, N 3)В обоснование иска указывается на то, что истцом в Левашинский центр занятости передан пакет копий документов для постановки на учет в качестве безработного. Истец указывает на то, что на учет его не поставили, работу не нашли, что не позволяет ему досрочно выйти на пенсию. Также истец указывает на то, что при подсчете общего стажа работы в его стаж не были включены периоды его трудовой деятельности, в том числе учебы, расчет стажа произведен ответчиком неверно. Им в ГУ ОПФР по РД направлена жалоба, ответ на которую истец до сих пор не получил.
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2023, N 3)В обоснование иска указывается на то, что истцом в Левашинский центр занятости передан пакет копий документов для постановки на учет в качестве безработного. Истец указывает на то, что на учет его не поставили, работу не нашли, что не позволяет ему досрочно выйти на пенсию. Также истец указывает на то, что при подсчете общего стажа работы в его стаж не были включены периоды его трудовой деятельности, в том числе учебы, расчет стажа произведен ответчиком неверно. Им в ГУ ОПФР по РД направлена жалоба, ответ на которую истец до сих пор не получил.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Супругам военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 г. вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 г. - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих - граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению медицинской организации их дети нуждались в постороннем уходе. В указанные периоды супругам военнослужащих - граждан, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячное пособие в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Супругам военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 г. вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 г. - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих - граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению медицинской организации их дети нуждались в постороннем уходе. В указанные периоды супругам военнослужащих - граждан, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячное пособие в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Вопрос: Надо ли работнику при увольнении выдать сведения по форме СЗВ-СТАЖ и как заполнить графу 14 данной формы?
(Консультация эксперта, 2022)Графа 14 "Сведения об увольнении застрахованного лица / сведения о периодах, засчитываемых в страховой стаж безработным" разд. 3 формы СЗВ-СТАЖ заполняется значением "31.12.гггг." только по застрахованным лицам, дата увольнения которых приходится на 31 декабря календарного года, за который представляется форма СЗВ-СТАЖ (п. п. 2.3.37 и 6.6.6 Порядка заполнения формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", утвержденного Постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 N 507п (применяется с отчетности за 2018 г.)).
(Консультация эксперта, 2022)Графа 14 "Сведения об увольнении застрахованного лица / сведения о периодах, засчитываемых в страховой стаж безработным" разд. 3 формы СЗВ-СТАЖ заполняется значением "31.12.гггг." только по застрахованным лицам, дата увольнения которых приходится на 31 декабря календарного года, за который представляется форма СЗВ-СТАЖ (п. п. 2.3.37 и 6.6.6 Порядка заполнения формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", утвержденного Постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 N 507п (применяется с отчетности за 2018 г.)).