Ветви власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Ветви власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Задачи судопроизводства в арбитражных судах" АПК РФ"Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что по смыслу статьи 2 АПК РФ арбитражный суд не вправе подменять функции уполномоченного органа (ФНС России), в компетенции которого в силу закона находится внесение сведений о юридических лицах в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в противном случае это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4 "Право на обращение в суд с административным исковым заявлением" КАС РФ"Поскольку по смыслу статей 3, 4, 226, 227 КАС РФ судебные акты не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда, на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, вопреки доводам кассационной жалобы, суды пришли к обоснованному выводу о возложении на департамент обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административных истцов путем повторного рассмотрения заявления о формировании земельного участка под многоквартирным домом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Президентская власть как самостоятельная ветвь власти: конституционная и публично-правовая реальность
(Исмаилова Х.Ч.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5
(Исмаилова Х.Ч.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статья: Право и политика: история и современность. К вопросу о роли суда в формировании норм реального уголовного и уголовно-процессуального права
(Грязнова Т.Е., Поляков С.Б.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)С сожалением мы вынуждены констатировать, что многие ученые, а вместе с ними и практики, по меткому выражению академика В.Н. Кудрявцева, "примитивно понимают концепцию разделения властей" <1>. На самом деле "суд (и не только Конституционный Суд РФ) в текущий момент времени выступает в роли координирующего центра" <2> "вырабатываемой всеми ветвями власти уголовно-правовой и уголовно-процессуальной политики" <3>.
(Грязнова Т.Е., Поляков С.Б.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)С сожалением мы вынуждены констатировать, что многие ученые, а вместе с ними и практики, по меткому выражению академика В.Н. Кудрявцева, "примитивно понимают концепцию разделения властей" <1>. На самом деле "суд (и не только Конституционный Суд РФ) в текущий момент времени выступает в роли координирующего центра" <2> "вырабатываемой всеми ветвями власти уголовно-правовой и уголовно-процессуальной политики" <3>.
Статья: Современное государство и эволюция конституционализма (к юбилею Н.С. Бондаря)
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)В плане теоретических концепций судебного права очевидный интерес привлекают концепции судебного конституционализма, одним из авторов которых является Н.С. Бондарь. Его фундаментальный труд о судебном конституционализме <20> стал важной вехой в разработке проблематики российского конституционализма. Говоря о судебном конституционализме как новом политико-правовом явлении в становлении в России демократического правового государства, Н.С. Бондарь, как и его коллега Г.А. Гаджиев <21>, подчеркивает, что судебная власть - это самостоятельная равновеликая ветвь власти; в Конституции ветви власти представлены в алфавитном порядке, а не в порядке приоритетности <22>, что подчеркивает "равновеликий" статус судебной власти и ее независимость.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)В плане теоретических концепций судебного права очевидный интерес привлекают концепции судебного конституционализма, одним из авторов которых является Н.С. Бондарь. Его фундаментальный труд о судебном конституционализме <20> стал важной вехой в разработке проблематики российского конституционализма. Говоря о судебном конституционализме как новом политико-правовом явлении в становлении в России демократического правового государства, Н.С. Бондарь, как и его коллега Г.А. Гаджиев <21>, подчеркивает, что судебная власть - это самостоятельная равновеликая ветвь власти; в Конституции ветви власти представлены в алфавитном порядке, а не в порядке приоритетности <22>, что подчеркивает "равновеликий" статус судебной власти и ее независимость.
Статья: Взаимодействие органов предварительного расследования и суда. Статья 1. Уголовно-судебное право о следствии предварительном и судебном: о доверии общества к результатам предварительного расследования вообще и о формах коммуникации между следователем и судом
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)9. К вопросу о неизбежности сотрудничества всех ветвей
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)9. К вопросу о неизбежности сотрудничества всех ветвей
Статья: Размышления об административном праве и государственном управлении
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Рассматриваются взгляды ученых дореволюционной России, СССР и постсоветского периода на административное право и государственное управление. Отмечается, что понимание деятельности лишь исполнительных и распорядительных органов как органов государственного управления начало меняться в середине 60-х годов прошлого века. Показано, что это было связано с развитием теории государственного управления, основанной на кибернетических информационно-управленческих подходах. Констатируется, что теперь государственное управление фактически рассматривается широко как совокупная деятельность всех ветвей власти и иных государственных органов. Однако утверждается, что широкий подход к государственному управлению трудно приживается в умах административистов. Определено, что одними из причин этого являются инерция их мышления и безусловное осуществление органами исполнительной власти основного объема всей государственно-управленческой деятельности. Но приводятся аргументы существования и иных причин отождествления органов государственного управления с органами исполнительной власти, обусловленных объективными закономерностями правовой природы государственного управления. В частности, показано, что правовая подсистема системы государственного управления нуждается в моделировании, а главным рычагом правовой модели в упрощении реальной действительности является нормативное регулирование. При этом утверждается, что подавляющее большинство административно-правовых норм являются моделями государственного управления, другими словами, управленческими нормами. На основании анализа устойчивости системы государственного управления делается вывод, что, несмотря на современный широкий подход к государственному управлению, осуществление системой исполнительной власти подавляющего объема всей государственно-управленческой деятельности является закономерным явлением. Резюмируется, что в целом административное право видится как отрасль права, которая постоянно сопровождает государственное управление, а наука административного права - как неизменный и крайне важный партнер науки государственного управления.
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Рассматриваются взгляды ученых дореволюционной России, СССР и постсоветского периода на административное право и государственное управление. Отмечается, что понимание деятельности лишь исполнительных и распорядительных органов как органов государственного управления начало меняться в середине 60-х годов прошлого века. Показано, что это было связано с развитием теории государственного управления, основанной на кибернетических информационно-управленческих подходах. Констатируется, что теперь государственное управление фактически рассматривается широко как совокупная деятельность всех ветвей власти и иных государственных органов. Однако утверждается, что широкий подход к государственному управлению трудно приживается в умах административистов. Определено, что одними из причин этого являются инерция их мышления и безусловное осуществление органами исполнительной власти основного объема всей государственно-управленческой деятельности. Но приводятся аргументы существования и иных причин отождествления органов государственного управления с органами исполнительной власти, обусловленных объективными закономерностями правовой природы государственного управления. В частности, показано, что правовая подсистема системы государственного управления нуждается в моделировании, а главным рычагом правовой модели в упрощении реальной действительности является нормативное регулирование. При этом утверждается, что подавляющее большинство административно-правовых норм являются моделями государственного управления, другими словами, управленческими нормами. На основании анализа устойчивости системы государственного управления делается вывод, что, несмотря на современный широкий подход к государственному управлению, осуществление системой исполнительной власти подавляющего объема всей государственно-управленческой деятельности является закономерным явлением. Резюмируется, что в целом административное право видится как отрасль права, которая постоянно сопровождает государственное управление, а наука административного права - как неизменный и крайне важный партнер науки государственного управления.
Статья: Производство по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в цивилистическом процессе: проверка или пересмотр (в контексте судебной ошибки)?
(Афанасьев С.Ф., Ермаков А.Н.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 2)Обращает на себя внимание то, что, во-первых, контекст, из которого в русскоязычное правовое поле экстраполируется понятие "судебная ошибка", ограничен сугубо уголовно-правовой областью (a person has by a final decision been convicted of a criminal offence - лицо, которое окончательным решением было осуждено за уголовное преступление). Очевидный упор на уголовном преследовании здесь неслучаен: в границах именно этих правоотношений риски каких-либо судебных ошибок достаточно велики, а иногда могут быть необратимы в плоскости базовых прав человека и гражданина (среди прочего права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность и т.д.), определяющих суть деятельности государства в лице любой ветви власти.
(Афанасьев С.Ф., Ермаков А.Н.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 2)Обращает на себя внимание то, что, во-первых, контекст, из которого в русскоязычное правовое поле экстраполируется понятие "судебная ошибка", ограничен сугубо уголовно-правовой областью (a person has by a final decision been convicted of a criminal offence - лицо, которое окончательным решением было осуждено за уголовное преступление). Очевидный упор на уголовном преследовании здесь неслучаен: в границах именно этих правоотношений риски каких-либо судебных ошибок достаточно велики, а иногда могут быть необратимы в плоскости базовых прав человека и гражданина (среди прочего права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность и т.д.), определяющих суть деятельности государства в лице любой ветви власти.
Статья: Понятие и виды судебного контроля
(Шестало С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Судебная власть является независимой ветвью власти, имеющей свои принципы и направления деятельности. Судебная власть предполагает рассмотрение гражданских, уголовных, административных и иных видов дел, итогом которого служит принятие судебного решения. Однако в ряде случаев суд является контролирующим органом, наделенным полномочиями по ревизии нормативных и ненормативных актов, а при наличии соответствующих предписаний процессуального закона - органом, осуществляющим согласование проведения тех или иных процессуальных действий.
(Шестало С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Судебная власть является независимой ветвью власти, имеющей свои принципы и направления деятельности. Судебная власть предполагает рассмотрение гражданских, уголовных, административных и иных видов дел, итогом которого служит принятие судебного решения. Однако в ряде случаев суд является контролирующим органом, наделенным полномочиями по ревизии нормативных и ненормативных актов, а при наличии соответствующих предписаний процессуального закона - органом, осуществляющим согласование проведения тех или иных процессуальных действий.
Статья: Финансовый суверенитет государства: проблемы актуального правового контента
(Омелехина Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Что касается внутригосударственного структурирования суверенных полномочий в финансовой сфере между уровнями государственного устройства и между ветвями власти, то здесь актами Конституционного Суда РФ однозначно определено, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации, который исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ <26>.
(Омелехина Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Что касается внутригосударственного структурирования суверенных полномочий в финансовой сфере между уровнями государственного устройства и между ветвями власти, то здесь актами Конституционного Суда РФ однозначно определено, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации, который исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ <26>.
Статья: Порядок введения и прекращения режима контртеррористической операции
(Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Таким образом, несмотря на оперативную эффективность режима КТО, его правовое регулирование требует системной доработки. Устранение терминологических противоречий, усиление контроля со стороны законодательной и судебной ветвей власти, а также обеспечение прозрачности процедур позволят достичь баланса между обеспечением безопасности и соблюдением конституционных гарантий личности. Это не только повысит легитимность действий государства, но и укрепит доверие граждан к антитеррористической политике.
(Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Таким образом, несмотря на оперативную эффективность режима КТО, его правовое регулирование требует системной доработки. Устранение терминологических противоречий, усиление контроля со стороны законодательной и судебной ветвей власти, а также обеспечение прозрачности процедур позволят достичь баланса между обеспечением безопасности и соблюдением конституционных гарантий личности. Это не только повысит легитимность действий государства, но и укрепит доверие граждан к антитеррористической политике.
Статья: Миграционный контроль в Российской Федерации: новеллы законодательства и особенности развития правоприменительной практики
(Советов Д.И.)
("Миграционное право", 2025, N 3)Отсюда и государственная политика в сфере миграции формируется при участии и взаимодействии различных правоохранительных органов, включая МВД РФ, ФСБ РФ, Минтруд России и другие субъекты исполнительной ветви власти. Эффективная миграционная политика требует постоянного совершенствования законодательства, укрепления международного сотрудничества и активного взаимодействия между всеми правоохранительными органами.
(Советов Д.И.)
("Миграционное право", 2025, N 3)Отсюда и государственная политика в сфере миграции формируется при участии и взаимодействии различных правоохранительных органов, включая МВД РФ, ФСБ РФ, Минтруд России и другие субъекты исполнительной ветви власти. Эффективная миграционная политика требует постоянного совершенствования законодательства, укрепления международного сотрудничества и активного взаимодействия между всеми правоохранительными органами.
Статья: Ответственность транснациональных корпораций за нарушения экологических прав детей
(Моисеев К.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Первая инстанция в Орегоне признала право истцов на судебное разбирательство. Суд постановил, что право на стабильный климат может быть рассмотрено как часть фундаментального права на жизнь: "Право на климатическую систему, способную поддерживать человеческую жизнь, является фундаментальным для свободного и упорядоченного общества". Позже апелляционный суд по 9-му округу вынес решение в пользу правительства, отклонив иск. Суд постановил, что вопрос изменения климата и регулирования выбросов требует вмешательства законодательной и исполнительной ветвей власти, а не суда.
(Моисеев К.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Первая инстанция в Орегоне признала право истцов на судебное разбирательство. Суд постановил, что право на стабильный климат может быть рассмотрено как часть фундаментального права на жизнь: "Право на климатическую систему, способную поддерживать человеческую жизнь, является фундаментальным для свободного и упорядоченного общества". Позже апелляционный суд по 9-му округу вынес решение в пользу правительства, отклонив иск. Суд постановил, что вопрос изменения климата и регулирования выбросов требует вмешательства законодательной и исполнительной ветвей власти, а не суда.