Ветхое и аварийное жилье
Подборка наиболее важных документов по запросу Ветхое и аварийное жилье (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 57 "Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях" ЖК РФ"Действующее жилищное законодательство (п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от сроков расселения ветхо-аварийного дома.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Права собственников и проживающих с ними лиц на жилое помещение: Уполномоченный орган хочет принудительно изъять у Собственника жилое помещение с предоставлением другого жилого помещения
(КонсультантПлюс, 2025)вынесение решения об изъятии земельного участка, на котором расположено жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд или признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу (решением Уполномоченного органа, выпиской из ЕГРН о внесении сведений об изъятии в отношении объекта недвижимости, заключением межведомственной комиссии, программой переселения из аварийного и ветхого жилья и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)вынесение решения об изъятии земельного участка, на котором расположено жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд или признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу (решением Уполномоченного органа, выпиской из ЕГРН о внесении сведений об изъятии в отношении объекта недвижимости, заключением межведомственной комиссии, программой переселения из аварийного и ветхого жилья и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
(ред. от 04.11.2025)10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных жилищным законодательством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)2. Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных жилищным законодательством Российской Федерации.
Статья: О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с поставкой коммунальных ресурсов на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Вместе с тем при поставке электрической энергии на ОДН в ветхие, аварийные дома при наличии исправного прибора учета объем переданного коммунального ресурса определяется с учетом норматива потребления.
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Вместе с тем при поставке электрической энергии на ОДН в ветхие, аварийные дома при наличии исправного прибора учета объем переданного коммунального ресурса определяется с учетом норматива потребления.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ ввел в Градостроительный кодекс РФ новую гл. 10 "Комплексное развитие территорий" (КРТ), которой регулируется единый механизм КРТ и сноса аварийного и ветхого жилья. Комплексное развитие территорий - одно из важнейших направлений социально-экономического развития Российской Федерации. В течение длительного времени жилищное строительство не сопровождалось развитием соответствующей инфраструктуры. При бурно развивающемся строительстве возникает много как правовых, так и социальных проблемных вопросов, которые надо решать в комплексе, что собственно и вызвало необходимость в соответствующем изменении законодательства. Оно включает строительство новых объектов, в том числе многоквартирных домов, объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктуры, и благоустройство территории по единому проекту.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ ввел в Градостроительный кодекс РФ новую гл. 10 "Комплексное развитие территорий" (КРТ), которой регулируется единый механизм КРТ и сноса аварийного и ветхого жилья. Комплексное развитие территорий - одно из важнейших направлений социально-экономического развития Российской Федерации. В течение длительного времени жилищное строительство не сопровождалось развитием соответствующей инфраструктуры. При бурно развивающемся строительстве возникает много как правовых, так и социальных проблемных вопросов, которые надо решать в комплексе, что собственно и вызвало необходимость в соответствующем изменении законодательства. Оно включает строительство новых объектов, в том числе многоквартирных домов, объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктуры, и благоустройство территории по единому проекту.
Информация: Заседание Президиума Госсовета по вопросу развития инфраструктуры для жизни
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)А если говорить о динамике, то в 2017 году мы начинали с 70 процентов аварийных и ветхих домов, сейчас это уже 50 процентов. Динамика есть, но, как сказала Ирина Альфредовна, безусловно, темпы желательно, чтобы были лучше. Думаю, если [построить] еще 10 таких новых домов, которые будут формировать совершенно другую атмосферу в городе и соответствовать всем тем мастер-планам, которые разработаны, и благодаря как раз Вашему решению по включению Нарьян-Мара в сеть опорных пунктов, будущее у Арктики и Ненецкого округа оптимистично. И мы обязательно будем его развивать.
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)А если говорить о динамике, то в 2017 году мы начинали с 70 процентов аварийных и ветхих домов, сейчас это уже 50 процентов. Динамика есть, но, как сказала Ирина Альфредовна, безусловно, темпы желательно, чтобы были лучше. Думаю, если [построить] еще 10 таких новых домов, которые будут формировать совершенно другую атмосферу в городе и соответствовать всем тем мастер-планам, которые разработаны, и благодаря как раз Вашему решению по включению Нарьян-Мара в сеть опорных пунктов, будущее у Арктики и Ненецкого округа оптимистично. И мы обязательно будем его развивать.
Статья: Развитие учетной практики применения оценочных значений в фокусе раскрытия отчетной информации о ESG-факторах и рисках
(Сафонова И.В., Карташов В.С.)
("Аудитор", 2023, N 6)Отдельные компании выделяют в отчетности социальные обязательства, связанные со спецификой их геолокации или самой деятельности. Например, de France S.A. в консолидированном балансе показывает сумму обязательств по специальным концессионным договорам на поставку электроэнергии населению. Эти обязательства представляют собой права органа, предоставляющего концессию, на существующие активы, то есть право вернуть все концессионные активы, и права органа, предоставляющего концессию, на активы, подлежащие замене, то есть обязательства оператора, относящиеся к активам, подлежащим замене. Наличие такого вида оценочных значений позволяет сделать вывод о страновой специфике оценочных значений и, в частности, оценочных и условных обязательств. ПАО "АК "Алроса" признает социальные обязательства в соответствии с заключенными в 2012 году с Правительством Республики Саха (Якутия) договорами, согласно которым компания приняла на себя обязательства по ремонту объектов социальной инфраструктуры, принадлежащих местным муниципалитетам, сносу ветхого и аварийного жилья и прочие.
(Сафонова И.В., Карташов В.С.)
("Аудитор", 2023, N 6)Отдельные компании выделяют в отчетности социальные обязательства, связанные со спецификой их геолокации или самой деятельности. Например, de France S.A. в консолидированном балансе показывает сумму обязательств по специальным концессионным договорам на поставку электроэнергии населению. Эти обязательства представляют собой права органа, предоставляющего концессию, на существующие активы, то есть право вернуть все концессионные активы, и права органа, предоставляющего концессию, на активы, подлежащие замене, то есть обязательства оператора, относящиеся к активам, подлежащим замене. Наличие такого вида оценочных значений позволяет сделать вывод о страновой специфике оценочных значений и, в частности, оценочных и условных обязательств. ПАО "АК "Алроса" признает социальные обязательства в соответствии с заключенными в 2012 году с Правительством Республики Саха (Якутия) договорами, согласно которым компания приняла на себя обязательства по ремонту объектов социальной инфраструктуры, принадлежащих местным муниципалитетам, сносу ветхого и аварийного жилья и прочие.
Статья: Публично-правовое регулирование отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Левушкин А.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Еще одним из важнейших направлений деятельности выступает программа реновации (деятельность по переселению из аварийного жилья и ликвидации ветхого и аварийного жилья). В рамках программы реновации пристальное внимание уделяется и качеству нового жилья, вводимого в эксплуатацию. Увеличивается численность проверочных мероприятий по вводу жилья в эксплуатацию и контроль за осуществлением софинансирования таких мероприятий со стороны субъекта РФ.
(Левушкин А.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Еще одним из важнейших направлений деятельности выступает программа реновации (деятельность по переселению из аварийного жилья и ликвидации ветхого и аварийного жилья). В рамках программы реновации пристальное внимание уделяется и качеству нового жилья, вводимого в эксплуатацию. Увеличивается численность проверочных мероприятий по вводу жилья в эксплуатацию и контроль за осуществлением софинансирования таких мероприятий со стороны субъекта РФ.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)3. В ч. 3 комментируемой статьи указано, что возможно установить с помощью других федеральных законов иные категории граждан, имеющих право получить жилые помещения по договору социального найма. В частности, речь идет о детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей, семьях, пострадавшим от стихии или иной чрезвычайной ситуации, жильцах ветхих и аварийных домов, подлежащих отселению, военнослужащим, сотрудниках органов внутренних дел и др.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)3. В ч. 3 комментируемой статьи указано, что возможно установить с помощью других федеральных законов иные категории граждан, имеющих право получить жилые помещения по договору социального найма. В частности, речь идет о детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей, семьях, пострадавшим от стихии или иной чрезвычайной ситуации, жильцах ветхих и аварийных домов, подлежащих отселению, военнослужащим, сотрудниках органов внутренних дел и др.
Ситуация: Какие ставки и льготы по налогу на имущество физических лиц действуют в Московской области?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждан, имеющих в собственности объекты, относящиеся к категории ветхого и (или) аварийного жилищного фонда (например, на территории городского округа Орехово-Зуево) (п. 3 Решения Совета депутатов Орехово-Зуевского городского округа МО от 28.11.2019 N 73/6);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждан, имеющих в собственности объекты, относящиеся к категории ветхого и (или) аварийного жилищного фонда (например, на территории городского округа Орехово-Зуево) (п. 3 Решения Совета депутатов Орехово-Зуевского городского округа МО от 28.11.2019 N 73/6);
Статья: О заключении договора социального найма жилого помещения в случае признания его непригодным для проживания
(Древаль Л.Н., Ярославцева И.Л.)
("Современное право", 2022, N 4)Исходя из вышеизложенного считаем, что проблема могла бы быть решена на законодательном уровне. Было бы целесообразно, на наш взгляд, узаконить норму о переселении граждан из ветхого, аварийного жилого помещения в обязательном порядке, естественно, с предоставлением разумного срока. Решать эту задачу следует не только на уровне муниципального самоуправления. К ее решению необходимо подключать федеральные органы власти. В частности, следует разработать порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
(Древаль Л.Н., Ярославцева И.Л.)
("Современное право", 2022, N 4)Исходя из вышеизложенного считаем, что проблема могла бы быть решена на законодательном уровне. Было бы целесообразно, на наш взгляд, узаконить норму о переселении граждан из ветхого, аварийного жилого помещения в обязательном порядке, естественно, с предоставлением разумного срока. Решать эту задачу следует не только на уровне муниципального самоуправления. К ее решению необходимо подключать федеральные органы власти. В частности, следует разработать порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Статья: Привлечение инвестиций в развитие градостроительства: историко-правовой аспект
(Гуркина Д.С.)
("Юрист", 2025, N 1)Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был разработан договор о развитии застроенных территорий (далее - ДРЗТ) <20>, который как инструмент в большей степени был ориентирован на интересы частных инвесторов <21>, хотя интересы граждан также однозначно принимались во внимание (реставрировались ветхие и аварийные дома, принимались усилия по созданию хороших жилищных условий). Внедрение в отечественное право ДРЗТ повлекло за собой возникновение правовых споров относительно процедуры принудительного изъятия жилья у собственников, рассматриваемых в том числе Конституционным Судом Российской Федерации <22>, что создало ему не очень хорошую репутацию. Кроме того, ДРЗТ не был также в полной мере популярен среди инвесторов, несмотря на то, что призван был служить реализации именно их интересов. Так, в научной правовой литературе отмечается, что это было обусловлено разными причинами, в том числе невозможностью инвестора построить то жилье, которое было выгодно ему в целях девелопмента, ввиду недостаточности выделяемого под застройку места, существующих требований к построенным домам, включения в такие территории объектов, не отвечающих градостроительным нормам, а также тяжелой инвестиционной нагрузки <23>.
(Гуркина Д.С.)
("Юрист", 2025, N 1)Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был разработан договор о развитии застроенных территорий (далее - ДРЗТ) <20>, который как инструмент в большей степени был ориентирован на интересы частных инвесторов <21>, хотя интересы граждан также однозначно принимались во внимание (реставрировались ветхие и аварийные дома, принимались усилия по созданию хороших жилищных условий). Внедрение в отечественное право ДРЗТ повлекло за собой возникновение правовых споров относительно процедуры принудительного изъятия жилья у собственников, рассматриваемых в том числе Конституционным Судом Российской Федерации <22>, что создало ему не очень хорошую репутацию. Кроме того, ДРЗТ не был также в полной мере популярен среди инвесторов, несмотря на то, что призван был служить реализации именно их интересов. Так, в научной правовой литературе отмечается, что это было обусловлено разными причинами, в том числе невозможностью инвестора построить то жилье, которое было выгодно ему в целях девелопмента, ввиду недостаточности выделяемого под застройку места, существующих требований к построенным домам, включения в такие территории объектов, не отвечающих градостроительным нормам, а также тяжелой инвестиционной нагрузки <23>.