Вещественное доказательство оружие



Подборка наиболее важных документов по запросу Вещественное доказательство оружие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2024 N 77-867/2024 (УИД 55RS0003-01-2022-007649-61)
Приговор: По ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов).
Постановление: Приговор изменен, вещественные доказательства переданы в территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Вместе с тем суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судебные решения в части разрешения вопроса о судьбе признанного вещественным доказательством огнестрельного оружия и боеприпасов подлежат отмене на основании ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, ввиду существенных нарушений уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход дела.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Квалификация фальсификации результатов оперативно-разыскной деятельности, сопряженной с другими преступлениями
(Борков В.Н.)
("Уголовное право", 2023, N 8)
Между тем "сотрудники оперативно-разыскных органов в ходе проведения некоторых ОРМ - оперативного эксперимента, обследования помещений, транспортных средств и других объектов, - пишет Г.А. Кокурин, - могут подбрасывать предметы, документы или иные объекты: наркотические средства и психотропные вещества, предметы взятки; денежные средства, банковские карты на их получение, золотые украшения, драгоценные камни, огнестрельное оружие, взрывчатые вещества, боеприпасы, поддельные документы, письма, вещи и предметы, разыскиваемые по конкретным уголовным делам" <3>. Ранее, до разъяснений высшей судебной инстанции, Е.Г. Быкова и А.А. Казаков под фальсификацией результатов ОРД в числе прочего предлагали понимать фабрикацию предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами (например, подбрасывание наркотиков, оружия или боеприпасов в квартиру, ложных документов в организацию или квартиру) <4>. Не возражая против фабрикации представляемых следователю предметов, подтверждающих результаты ОРД, уже после проведенных мероприятий или в случае, когда последние вообще не проводились, сложно согласиться с приведенными авторами примерами. Описанные в них действия в объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 303 УК РФ, не входят, а создают условия для последующей фальсификации. По этой же причине спорным является утверждение Е.Г. Быковой и С.А. Яшкова о том, что "...подбрасывание должностным лицом субъекту наркотических средств... надлежит оценивать по совокупности двух преступлений - как превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) либо фальсификацию результатов ОРД (ч. 4 ст. 303 УК РФ) и как соответствующее преступление против здоровья населения и общественной нравственности" <5>.
Статья: Эволюционирование порядка хранения вещественных доказательств
(Федорова П.Э., Зашляпин Л.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)
Подзаконное нормотворчество было не только общереспубликанским, но присутствовало и на уровне регионально-ведомственного конструирования соответствующих правил. Примером являлась Инструкция о порядке хранения вещественных доказательств при Управлениях РК милиции (далее - Инструкция 1933 г.), опубликованная в 1933 году в Казани <5> [15]. Уровень юридической техники данного документа виделся весьма низким. Так, с одной стороны, он запрещал хранение вещественных доказательств вне соответствующих камер подразделений милиции, допуская хранение при делах только "всякого рода переписки и документов" (п. 4), а с другой стороны, предусматривал передачу для хранение громоздких вещественных доказательств колхозам, сельсоветам, потерпевшим и т.п. (п. 22, 26, 29). Содержание Инструкции проявляло доминирующее понимание хранения вещественных доказательств как вещей (товаров). При этом, однако, всякое доказательство должно было сохранять свои относительно неизменные качества (свойства) уголовно-процессуального доказательства. В этом должна быть сущность процессуальных процедур. Инструкция 1933 г. допускала воздействие на эти доказательства, различные формы их использования. Правила п. 17 Инструкции 1933 г. разрешали пересмотр вещественных доказательств не следователем, а лицом, осуществляющим их хранение, проверку пригодности вещей и оружия, исправности часов и инструментов, что предполагало какие-то манипуляции с этими вещественными доказательствами лицом, не формирующим доказательства (не следователем). Более того, положениями п. 19 предполагалось воздействие на вещественные доказательства: периодическая чистка и смазка оружия, обработка нафталином меховых и шерстяных изделий. Парадоксально, но вещественные доказательства, имевшие явные следы преступного события, предписывалось хранить "в таком же виде, в каком были взяты на месте преступления" (п. 19). Такой порядок так же мог приводить к утрате вещественных доказательств, если они, например, были изъяты во влажном состоянии или содержали биологические следы.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 28.09.2023 N 1589
"Об утверждении Правил учета и хранения изъятых в ходе досудебного производства, но не признанных вещественными доказательствами по уголовным делам предметов и документов до признания их вещественными доказательствами по уголовным делам или до их возврата лицам, у которых они были изъяты, и арестованного имущества, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, а также возврата вещественных доказательств по уголовным делам в виде денег их законному владельцу и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации"
9. Изъятые предметы, вещественные доказательства, арестованное имущество в виде гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, радиоактивных материалов передаются на хранение в государственные органы, имеющие условия для их хранения и наделенные правом в соответствии с законодательством Российской Федерации на их хранение, а при отсутствии такой возможности - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющим условия для их хранения и наделенным правом в соответствии с законодательством Российской Федерации на их хранение, на основании договора хранения.
показать больше документов