Вексель валютный контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Вексель валютный контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вексель как инструмент международных расчетов в национальной валюте в рамках Евразийского экономического союза
(Козачук Ю.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 6)В ст. 41 ЕВЗ ничего не говорится о наличии у держателя векселя в иностранной валюте с оговоркой эффективного платежа права требовать от должника уплаты суммы в национальной валюте по курсу. Между тем необходимость предъявления подобных требований может возникнуть у вексельного кредитора в связи с действующими или временно введенными в месте платежа валютными ограничениями, устанавливающими запрет на проведение валютных расчетов. Представляется, что в случае судебного разбирательства, связанного с невозможностью исполнения должником вексельных обязательств в иностранной валюте вследствие существующих валютных ограничений, суд (арбитражный суд), исходя из положений ст. 7 приложения II к Женевской конвенции N 358, должен будет применить к спорным правоотношениям не норму абз. 3 ст. 41 ЕВЗ, а публично-правовые предписания в области валютного контроля, основываясь на которых и взыскать в пользу держателя сумму векселя в национальной валюте по курсу. Применение государством правил валютного контроля к вексельным обязательствам в иностранной валюте допускается и другими унифицированными актами в сфере вексельного права, в частности нормами ст. 76 Конвенции ООН 1988 г.
(Козачук Ю.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 6)В ст. 41 ЕВЗ ничего не говорится о наличии у держателя векселя в иностранной валюте с оговоркой эффективного платежа права требовать от должника уплаты суммы в национальной валюте по курсу. Между тем необходимость предъявления подобных требований может возникнуть у вексельного кредитора в связи с действующими или временно введенными в месте платежа валютными ограничениями, устанавливающими запрет на проведение валютных расчетов. Представляется, что в случае судебного разбирательства, связанного с невозможностью исполнения должником вексельных обязательств в иностранной валюте вследствие существующих валютных ограничений, суд (арбитражный суд), исходя из положений ст. 7 приложения II к Женевской конвенции N 358, должен будет применить к спорным правоотношениям не норму абз. 3 ст. 41 ЕВЗ, а публично-правовые предписания в области валютного контроля, основываясь на которых и взыскать в пользу держателя сумму векселя в национальной валюте по курсу. Применение государством правил валютного контроля к вексельным обязательствам в иностранной валюте допускается и другими унифицированными актами в сфере вексельного права, в частности нормами ст. 76 Конвенции ООН 1988 г.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В Великобритании, США и других странах системы общего права, где кодексы континентального типа отсутствуют, а основными внешними формами выражения права выступают судебные прецеденты (Case Law), предпринимательские отношения также регулируются системой законодательных актов (Statute Law). Например, система предпринимательского права Великобритании представлена такими законодательными актами, как законы о продаже товаров, о векселях, о собственности, о компаниях, о валютном контроле, о справедливой торговле, о неплатежеспособности и др. В США основу предпринимательского законодательства составляет Единый торговый кодекс (Uniform Commercial Code) 1968 г. Некоторые сферы торгового оборота регулируются отдельными законами: Законом о тарифах 1930 г., Законом о торговле 1974 г., Законом о банкротстве 1978 г. и некоторыми другими. На уровне штатов также действуют законы, регулирующие торговый оборот.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В Великобритании, США и других странах системы общего права, где кодексы континентального типа отсутствуют, а основными внешними формами выражения права выступают судебные прецеденты (Case Law), предпринимательские отношения также регулируются системой законодательных актов (Statute Law). Например, система предпринимательского права Великобритании представлена такими законодательными актами, как законы о продаже товаров, о векселях, о собственности, о компаниях, о валютном контроле, о справедливой торговле, о неплатежеспособности и др. В США основу предпринимательского законодательства составляет Единый торговый кодекс (Uniform Commercial Code) 1968 г. Некоторые сферы торгового оборота регулируются отдельными законами: Законом о тарифах 1930 г., Законом о торговле 1974 г., Законом о банкротстве 1978 г. и некоторыми другими. На уровне штатов также действуют законы, регулирующие торговый оборот.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 33, Пленума ВАС РФ N 14 от 04.12.2000
"О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей"При рассмотрении требования о взыскании иностранной валюты по векселю с оговоркой эффективного платежа судам следует учитывать требования законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
"О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей"При рассмотрении требования о взыскании иностранной валюты по векселю с оговоркой эффективного платежа судам следует учитывать требования законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 98-О
"По жалобе общества с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "ЛАГОМ" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации"По мнению заявителя, пункт 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 8 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 3), 46 (часть 1), 55 и 57, поскольку ограничивает возможность налогоплательщика, получившего оплату товара векселем, плательщиком по которому является третье лицо - резидент Российской Федерации, подтвердить обоснованность применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость документами, свидетельствующими в совокупности о факте реального поступления выручки от иностранного покупателя товара по контракту с ним на счет налогоплательщика в российском банке, чем нарушает принципы всеобщности налогообложения, определенности норм налогового законодательства, право на судебную защиту и ограничивает суд в возможности выбора способов доказывания поступления на счет налогоплательщика выручки от реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Заявитель утверждает, что неопределенность положений пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации не позволяет налогоплательщикам, получившим оплату векселями, - в отличие от налогоплательщиков, получивших оплату товара в денежной форме, другим товаром в случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций либо без оплаты в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, - реализовать предоставленное им налоговым законодательством право на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, что приводит к неравенству налогообложения и нарушению конституционного принципа равенства всех перед законом и судом.
"По жалобе общества с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "ЛАГОМ" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации"По мнению заявителя, пункт 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 8 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 3), 46 (часть 1), 55 и 57, поскольку ограничивает возможность налогоплательщика, получившего оплату товара векселем, плательщиком по которому является третье лицо - резидент Российской Федерации, подтвердить обоснованность применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость документами, свидетельствующими в совокупности о факте реального поступления выручки от иностранного покупателя товара по контракту с ним на счет налогоплательщика в российском банке, чем нарушает принципы всеобщности налогообложения, определенности норм налогового законодательства, право на судебную защиту и ограничивает суд в возможности выбора способов доказывания поступления на счет налогоплательщика выручки от реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Заявитель утверждает, что неопределенность положений пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации не позволяет налогоплательщикам, получившим оплату векселями, - в отличие от налогоплательщиков, получивших оплату товара в денежной форме, другим товаром в случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций либо без оплаты в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, - реализовать предоставленное им налоговым законодательством право на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, что приводит к неравенству налогообложения и нарушению конституционного принципа равенства всех перед законом и судом.
"Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие"
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)- покупку свободно конвертируемой валюты, векселей и отвлечение средств в другие операции краткосрочного характера;
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)- покупку свободно конвертируемой валюты, векселей и отвлечение средств в другие операции краткосрочного характера;
Путеводитель по ИБ "Корреспонденция счетов"3. Валютные средства в случаях и в порядке, установленном Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- осуществляет куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- осуществляет куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
Статья: Особенности надзора за исполнением законов в кредитно-банковской сфере в условиях цифровой экономики
(Бут Н.Д., Фомичев А.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 1)Между тем нельзя не принимать во внимание фактическое наличие цифровых валют, которое с учетом рисков их криминального использования должно контролироваться государством. Поэтому полагаем, что необходимо их жесткое регулирование, но не полный запрет.
(Бут Н.Д., Фомичев А.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 1)Между тем нельзя не принимать во внимание фактическое наличие цифровых валют, которое с учетом рисков их криминального использования должно контролироваться государством. Поэтому полагаем, что необходимо их жесткое регулирование, но не полный запрет.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Следует отметить, что в своей деятельности ВЭБ.РФ руководствуется не только ФЗ "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" и комментируемым Законом, но и ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также - в части, не противоречащей ФЗ "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", - банковским законодательством (на ВЭБ.РФ не распространяются те нормы, которые устанавливают порядок государственной регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензий на осуществление деятельности, и др.), общими нормами гражданского законодательства.
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Следует отметить, что в своей деятельности ВЭБ.РФ руководствуется не только ФЗ "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" и комментируемым Законом, но и ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также - в части, не противоречащей ФЗ "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", - банковским законодательством (на ВЭБ.РФ не распространяются те нормы, которые устанавливают порядок государственной регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензий на осуществление деятельности, и др.), общими нормами гражданского законодательства.
Статья: Правовые модели включения криптовалюты в национальную платежную систему как способ противодействия экономическим санкциям
(Крохина Ю.А.)
("Банковское право", 2024, N 3)Следует согласиться, что если криптовалюта находится не в правовом поле, то называть ее валютой некорректно <12>. Хотя в Федеральном законе N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" не приводится формулировка валюты, под валютой можно понимать денежную единицу, находящуюся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории государства, подлежащую обмену или изъятию из обращения, способную к банковскому и международному обращению. Согласно экономическому подходу валюта - это национальная денежная единица государства или денежный знак иностранного государства, а также кредитные и платежные документы в виде векселей, чеков, банкнот, используемые в международных расчетах <13>.
(Крохина Ю.А.)
("Банковское право", 2024, N 3)Следует согласиться, что если криптовалюта находится не в правовом поле, то называть ее валютой некорректно <12>. Хотя в Федеральном законе N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" не приводится формулировка валюты, под валютой можно понимать денежную единицу, находящуюся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории государства, подлежащую обмену или изъятию из обращения, способную к банковскому и международному обращению. Согласно экономическому подходу валюта - это национальная денежная единица государства или денежный знак иностранного государства, а также кредитные и платежные документы в виде векселей, чеков, банкнот, используемые в международных расчетах <13>.
Статья: Банки как участники налоговых правоотношений
(Киселева Н.В.)
("Банковское право", 2021, N 3)18) при уплате банком налога на прибыль. Согласно ст. 284 НК РФ прибыль, полученная Центральным банком РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон, "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), облагается налогом по налоговой ставке 0%. Прибыль же, полученная Центральным банком РФ от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке 20%. Банки обязаны осуществлять уплату налогов в результате получения дохода, который детально определен в ст. 290 НК РФ (например, от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов, по операциям купли-продажи драгоценных металлов в виде положительной (отрицательной) разницы, от операций по предоставлению банковских гарантий, от предоставления в аренду специально оборудованных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей, в виде платы, получаемой банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля и доходов от многих других видов деятельности). По правилам ст. 346.12 НК РФ банки, будучи налогоплательщиками, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Налогообложение банков сопряжено с ведением налогового учета доходов и расходов банков. Статья 331 НК РФ гласит, что "налогоплательщики-банки ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных от (понесенных при) осуществления банковской деятельности, на основании отражения операций и сделок в аналитическом учете";
(Киселева Н.В.)
("Банковское право", 2021, N 3)18) при уплате банком налога на прибыль. Согласно ст. 284 НК РФ прибыль, полученная Центральным банком РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон, "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), облагается налогом по налоговой ставке 0%. Прибыль же, полученная Центральным банком РФ от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке 20%. Банки обязаны осуществлять уплату налогов в результате получения дохода, который детально определен в ст. 290 НК РФ (например, от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов, по операциям купли-продажи драгоценных металлов в виде положительной (отрицательной) разницы, от операций по предоставлению банковских гарантий, от предоставления в аренду специально оборудованных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей, в виде платы, получаемой банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля и доходов от многих других видов деятельности). По правилам ст. 346.12 НК РФ банки, будучи налогоплательщиками, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Налогообложение банков сопряжено с ведением налогового учета доходов и расходов банков. Статья 331 НК РФ гласит, что "налогоплательщики-банки ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных от (понесенных при) осуществления банковской деятельности, на основании отражения операций и сделок в аналитическом учете";
Вопрос: Какие правила существуют при перемещении физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов внутри ЕАЭС?
("Официальный сайт ФТС России", 2023)Ответ: Между территориями государств - членов ЕАЭС (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Республика Армения) осуществляется свободное перемещение товаров (включая наличные денежные средства и денежные инструменты) без применения таможенного декларирования и государственного контроля.
("Официальный сайт ФТС России", 2023)Ответ: Между территориями государств - членов ЕАЭС (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Республика Армения) осуществляется свободное перемещение товаров (включая наличные денежные средства и денежные инструменты) без применения таможенного декларирования и государственного контроля.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Части 6 и 7 комментируемой статьи введены с 27 октября 2019 г. Федеральным законом от 16 октября 2019 г. N 341-ФЗ <254>, которым соответственно положениям данных частей установленный в ч. 4 ст. 23 комментируемого Закона перечень документов, которые агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать для целей осуществления валютного контроля, дополнен следующими документами:
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Части 6 и 7 комментируемой статьи введены с 27 октября 2019 г. Федеральным законом от 16 октября 2019 г. N 341-ФЗ <254>, которым соответственно положениям данных частей установленный в ч. 4 ст. 23 комментируемого Закона перечень документов, которые агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать для целей осуществления валютного контроля, дополнен следующими документами:
Вопрос: Банк включил в расходы по налогу на прибыль проценты, уплаченные по своему процентному валютному векселю взаимозависимому лицу. Процентная ставка ниже максимального значения интервала предельных значений. Необходимо ли наличие экономического обоснования на соответствие уплаченных процентов ст. ст. 54.1, 252 НК РФ?
(Консультация эксперта, 2024)Абзацами 2 и 3 п. 1.1 и п. 1.2 ст. 269 НК РФ законодатель, установив пределы учета в целях налогообложения прибыли расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим в результате совершения сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, определил таким образом специальные по отношению к правилам разд. V.1 НК РФ правила определения для целей налогообложения прибыли цены долговых обязательств, возникших в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками.
(Консультация эксперта, 2024)Абзацами 2 и 3 п. 1.1 и п. 1.2 ст. 269 НК РФ законодатель, установив пределы учета в целях налогообложения прибыли расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим в результате совершения сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, определил таким образом специальные по отношению к правилам разд. V.1 НК РФ правила определения для целей налогообложения прибыли цены долговых обязательств, возникших в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками.