Ведение работ, связанных с пользованием недрами
Подборка наиболее важных документов по запросу Ведение работ, связанных с пользованием недрами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны объектов культурного наследия, водных объектов, земельных участков, недр, животного мира, а также в области управления и пользования жилым фондом: Организация (Должностное лицо, ИП, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за пользование недрами без лицензии либо нарушение ее условий и (или) требований технического проекта
(КонсультантПлюс, 2025)нарушены условия лицензии: в срок не предоставлены данные мониторинга или не выполнены работы, предусмотренные лицензией (в т.ч. когда отклонен довод о том, что скважина не используется, т.к. в суд не представлены доказательства ее консервации), или не выполнены требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами и др.
(КонсультантПлюс, 2025)нарушены условия лицензии: в срок не предоставлены данные мониторинга или не выполнены работы, предусмотренные лицензией (в т.ч. когда отклонен довод о том, что скважина не используется, т.к. в суд не представлены доказательства ее консервации), или не выполнены требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами и др.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.23 "Основания для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФ"Указание в статье 39.23 ЗК РФ на заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в трех приведенных случаях (размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; проведение изыскательских работ; ведение работ, связанных с пользованием недрами) не означает ограничение возможности установления сервитута только тремя этими случаями.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 24. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 24. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами
Статья: Предоставление прав на земельные участки в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Предоставление в аренду земельных участков в целях образования ООГО. Реализации права пользования недрами способствует ряд "предоставляемых пользователям недр преференций при возникновении прав на земли и земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами" <33>. К числу таких преимуществ относится возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и необходимых для пользования недрами, в аренду без проведения торгов <34>. Отмеченное позволяет рассматривать заключение договора аренды в качестве наиболее оптимального и распространенного способа приобретения пользователями недр прав на землю <35>. Вместе с тем анализ действующего законодательства не позволяет согласиться с данной точкой зрения применительно к пользователям недр, осуществляющим образование ООГО.
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Предоставление в аренду земельных участков в целях образования ООГО. Реализации права пользования недрами способствует ряд "предоставляемых пользователям недр преференций при возникновении прав на земли и земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами" <33>. К числу таких преимуществ относится возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и необходимых для пользования недрами, в аренду без проведения торгов <34>. Отмеченное позволяет рассматривать заключение договора аренды в качестве наиболее оптимального и распространенного способа приобретения пользователями недр прав на землю <35>. Вместе с тем анализ действующего законодательства не позволяет согласиться с данной точкой зрения применительно к пользователям недр, осуществляющим образование ООГО.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 24. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 24. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, федеральный государственный горный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении или о повреждении маркшейдерских знаков, знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов), частью 2 статьи 7.3 (в части нарушения требований утвержденного в установленном порядке технического проекта по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, а также планов и схем развития горных работ), статьей 7.4 (в части необеспечения требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами), статьей 7.7 (в части повреждения гидротехнических сооружений, за исключением судоходных гидротехнических сооружений), частями 1 и 2 статьи 8.7 (в части невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, за исключением земель сельскохозяйственного назначения), частью 2 статьи 8.10, частями 1 и 3 статьи 8.17, статьей 8.19 (в пределах своих полномочий), статьей 8.39 (об административных правонарушениях, совершенных на территориях санитарных (горно-санитарных) зон и округов), частями 1, 2, частью 3 (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), частями 3.1 и 4 статьи 9.1, частью 1 статьи 9.1.1, статьей 9.2 (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), статьей 9.10 (за исключением случаев повреждения тепловых сетей либо их оборудования), статьей 9.19, частью 7 статьи 9.22, статьей 10.10 (в части гидротехнических сооружений, за исключением судоходных гидротехнических сооружений), частями 2 и 3 статьи 11.6 (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), статьей 11.14 (в части перевозки опасных веществ), статьями 11.20, 11.20.1, 14.26, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьей 14.44, частями 1 - 4 статьи 14.46.2, статьей 14.61 (в части нарушения установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, сопряженного с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по его оплате), статьей 19.2, частью 11 статьи 19.5, частью 1 статьи 19.22 настоящего Кодекса.
(ред. от 04.11.2025)1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, федеральный государственный горный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении или о повреждении маркшейдерских знаков, знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов), частью 2 статьи 7.3 (в части нарушения требований утвержденного в установленном порядке технического проекта по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, а также планов и схем развития горных работ), статьей 7.4 (в части необеспечения требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами), статьей 7.7 (в части повреждения гидротехнических сооружений, за исключением судоходных гидротехнических сооружений), частями 1 и 2 статьи 8.7 (в части невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, за исключением земель сельскохозяйственного назначения), частью 2 статьи 8.10, частями 1 и 3 статьи 8.17, статьей 8.19 (в пределах своих полномочий), статьей 8.39 (об административных правонарушениях, совершенных на территориях санитарных (горно-санитарных) зон и округов), частями 1, 2, частью 3 (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), частями 3.1 и 4 статьи 9.1, частью 1 статьи 9.1.1, статьей 9.2 (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), статьей 9.10 (за исключением случаев повреждения тепловых сетей либо их оборудования), статьей 9.19, частью 7 статьи 9.22, статьей 10.10 (в части гидротехнических сооружений, за исключением судоходных гидротехнических сооружений), частями 2 и 3 статьи 11.6 (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), статьей 11.14 (в части перевозки опасных веществ), статьями 11.20, 11.20.1, 14.26, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьей 14.44, частями 1 - 4 статьи 14.46.2, статьей 14.61 (в части нарушения установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, сопряженного с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по его оплате), статьей 19.2, частью 11 статьи 19.5, частью 1 статьи 19.22 настоящего Кодекса.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)21.9. Пользование недрами предполагает получение специальной лицензии (п. 15 ч. 2 ст. 1 Закона о лицензировании). Если такая лицензия будет переоформлена на нового пользователя, то согласно ч. 21.9 комментируемой статьи новый пользователь недр вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с ранее выданным разрешением на пользование недрами.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)21.9. Пользование недрами предполагает получение специальной лицензии (п. 15 ч. 2 ст. 1 Закона о лицензировании). Если такая лицензия будет переоформлена на нового пользователя, то согласно ч. 21.9 комментируемой статьи новый пользователь недр вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с ранее выданным разрешением на пользование недрами.
Статья: Правовые способы обеспечения прав недропользователей на землю: проблемы современной практики
(Шепелева Н.М.)
("Закон", 2024, N 5)Следующим этапом государственного регулирования отношений по использованию земель для недропользования стало исключение из горного Закона каких-либо положений об оформлении земель для указанных целей. Однако Закон не отказался от соответствующей нормы (хоть и отсылочной) - ст. 25.1 Закона о недрах в редакции Закона N 118-ФЗ предусматривала предоставление земель, необходимых для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством. С 2008 года из Закона о недрах исключается требование о согласовании с землевладельцами предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с использованием недр <6>, а в ЗК РФ активно вносятся положения, устанавливающие особенности предоставления земельных участков, необходимых для недропользования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом оставалось множество разночтений и отраслевых несоответствий в части оформления прав на землю недропользователем. Например, согласно действовавшей в тот период редакции ст. 12 Закона о недрах в состав лицензии должны были вноситься сведения о границах земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами; или размер возмещения, выплачиваемого собственнику земель, определяемый в соответствии с ЗК РФ, не соответствовал нормам того же Закона о недрах. Впоследствии это привело к появлению ч. 1 ст. 25.1 Закона о недрах в ее действующей редакции. В 2011 году в Закон о недрах были снова внесены положения, регламентирующие порядок оформления земель для недропользования, а также закреплены важные нормы, которые в последующем нашли отражение и в земельном законодательстве: предоставление земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов; предоставление указанных земельных участков после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд по ходатайствам пользователей недр. Однако законодатель пошел еще дальше и закрепил за горным Законом возможность регулирования земельных отношений в части образования земельных участков и прекращения прав недропользователей на предоставленные им земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами <7>, не раскрывая по существу, какие именно факты для недропользователей будут служить соответствующими основаниями. В настоящее время указанные положения также не конкретизированы в Законе о недрах, отсутствует надлежащая их регламентация и в земельном законодательстве. Тем не менее развитие правового регулирования использования земель для целей недропользования существенно продвинулось в смысле обеспечения доступа недропользователя к участку недр: введена возможность использования свободного земельного участка на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления; установлен порядок перевода земель из одной категории в другую для целей, связанных с пользованием недрами <8>; предусмотрен особый порядок использования лесных участков в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (ст. 43 Лесного кодекса РФ); предложен механизм изъятия земель для целей недропользования (ст. 56.3 ЗК РФ, ч. 2 ст. 25.2 Закона о недрах). Здесь важно отметить, что за почти десятилетний опыт реализации Роснедрами <9> их полномочий по рассмотрению ходатайств недропользователей об изъятии земель споры по указанному направлению не прекращаются, все чаще возникают и вопросы по поводу обеспечения межотраслевых приоритетов <10>.
(Шепелева Н.М.)
("Закон", 2024, N 5)Следующим этапом государственного регулирования отношений по использованию земель для недропользования стало исключение из горного Закона каких-либо положений об оформлении земель для указанных целей. Однако Закон не отказался от соответствующей нормы (хоть и отсылочной) - ст. 25.1 Закона о недрах в редакции Закона N 118-ФЗ предусматривала предоставление земель, необходимых для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством. С 2008 года из Закона о недрах исключается требование о согласовании с землевладельцами предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с использованием недр <6>, а в ЗК РФ активно вносятся положения, устанавливающие особенности предоставления земельных участков, необходимых для недропользования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом оставалось множество разночтений и отраслевых несоответствий в части оформления прав на землю недропользователем. Например, согласно действовавшей в тот период редакции ст. 12 Закона о недрах в состав лицензии должны были вноситься сведения о границах земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами; или размер возмещения, выплачиваемого собственнику земель, определяемый в соответствии с ЗК РФ, не соответствовал нормам того же Закона о недрах. Впоследствии это привело к появлению ч. 1 ст. 25.1 Закона о недрах в ее действующей редакции. В 2011 году в Закон о недрах были снова внесены положения, регламентирующие порядок оформления земель для недропользования, а также закреплены важные нормы, которые в последующем нашли отражение и в земельном законодательстве: предоставление земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов; предоставление указанных земельных участков после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд по ходатайствам пользователей недр. Однако законодатель пошел еще дальше и закрепил за горным Законом возможность регулирования земельных отношений в части образования земельных участков и прекращения прав недропользователей на предоставленные им земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами <7>, не раскрывая по существу, какие именно факты для недропользователей будут служить соответствующими основаниями. В настоящее время указанные положения также не конкретизированы в Законе о недрах, отсутствует надлежащая их регламентация и в земельном законодательстве. Тем не менее развитие правового регулирования использования земель для целей недропользования существенно продвинулось в смысле обеспечения доступа недропользователя к участку недр: введена возможность использования свободного земельного участка на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления; установлен порядок перевода земель из одной категории в другую для целей, связанных с пользованием недрами <8>; предусмотрен особый порядок использования лесных участков в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (ст. 43 Лесного кодекса РФ); предложен механизм изъятия земель для целей недропользования (ст. 56.3 ЗК РФ, ч. 2 ст. 25.2 Закона о недрах). Здесь важно отметить, что за почти десятилетний опыт реализации Роснедрами <9> их полномочий по рассмотрению ходатайств недропользователей об изъятии земель споры по указанному направлению не прекращаются, все чаще возникают и вопросы по поводу обеспечения межотраслевых приоритетов <10>.
Статья: Эколого-правовые риски при добыче полезных ископаемых (на примере добычи угля)
(Вершило Н.Д., Вершило Т.А.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Рассмотрим в первой группе, например, риск досрочного прекращения права пользования недрами по лицензиям в результате нарушения объемов добычи, указанных в календарном плане утвержденного технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых, согласованного в соответствии со ст. 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах" <13>. Для минимизации данного риска следует разработать дополнение к техническому проекту разработки месторождения <14> и направить дополнение к проектной документации на согласование в ЦКР ТПИ Роснедр с последующим получением от них протокола согласования. Или же риск досрочного прекращения права пользования недрами в результате нарушения срока предоставления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальный фонд в соответствии с требованиями к содержанию геологической информации о недрах и формой ее предоставления, порядком и сроками предоставления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в соответствии со ст. 22, 23, 27 и 27.2 Закона Российской Федерации "О недрах". Могут иметь место также риски досрочного прекращения права пользования недрами в результате нарушения требований по рациональному использованию и охране недр, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, в результате нарушения установленного проектом уровня добычи полезных ископаемых и др.
(Вершило Н.Д., Вершило Т.А.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Рассмотрим в первой группе, например, риск досрочного прекращения права пользования недрами по лицензиям в результате нарушения объемов добычи, указанных в календарном плане утвержденного технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых, согласованного в соответствии со ст. 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах" <13>. Для минимизации данного риска следует разработать дополнение к техническому проекту разработки месторождения <14> и направить дополнение к проектной документации на согласование в ЦКР ТПИ Роснедр с последующим получением от них протокола согласования. Или же риск досрочного прекращения права пользования недрами в результате нарушения срока предоставления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальный фонд в соответствии с требованиями к содержанию геологической информации о недрах и формой ее предоставления, порядком и сроками предоставления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в соответствии со ст. 22, 23, 27 и 27.2 Закона Российской Федерации "О недрах". Могут иметь место также риски досрочного прекращения права пользования недрами в результате нарушения требований по рациональному использованию и охране недр, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, в результате нарушения установленного проектом уровня добычи полезных ископаемых и др.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Статья: О совершенствовании норм об уголовной ответственности за нарушение правил охраны и использования недр
(Кулешова А.А.)
("Российский судья", 2024, N 9)Интересным представляется вопрос о квалификации данного деяния, повлекшего наступление смерти по неосторожности при указанной в ч. 1 ст. 255 УК РФ самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых. Следует согласиться с утверждением о том, что содеянное необходимо квалифицировать по ст. 109 УК РФ, основываясь на положениях федерального законодательства (ст. 24 Закона РФ "О недрах"), закрепляющих требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами <11>.
(Кулешова А.А.)
("Российский судья", 2024, N 9)Интересным представляется вопрос о квалификации данного деяния, повлекшего наступление смерти по неосторожности при указанной в ч. 1 ст. 255 УК РФ самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых. Следует согласиться с утверждением о том, что содеянное необходимо квалифицировать по ст. 109 УК РФ, основываясь на положениях федерального законодательства (ст. 24 Закона РФ "О недрах"), закрепляющих требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами <11>.