Ведение архивного дела
Подборка наиболее важных документов по запросу Ведение архивного дела (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности организации архивного дела в судах России и Беларуси
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 2)Перспективы ведения архивного дела России и Беларуси были определены на совместном заседании коллегий Федерального архивного агентства Российской Федерации и Департамента по архивам и делопроизводству Республики Белоруссия, которое состоялось 28 октября 2020 г. <1>. Сотрудничество в архивной сфере осуществляется в постоянном формате. В этой связи изучение особенностей организации архивного делопроизводства в судах России и Белоруссии представляется актуальным в целях изучения имеющегося опыта работы в данном направлении организационного обеспечения судопроизводства.
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 2)Перспективы ведения архивного дела России и Беларуси были определены на совместном заседании коллегий Федерального архивного агентства Российской Федерации и Департамента по архивам и делопроизводству Республики Белоруссия, которое состоялось 28 октября 2020 г. <1>. Сотрудничество в архивной сфере осуществляется в постоянном формате. В этой связи изучение особенностей организации архивного делопроизводства в судах России и Белоруссии представляется актуальным в целях изучения имеющегося опыта работы в данном направлении организационного обеспечения судопроизводства.
Статья: Электронный архив суда
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Переход на использование электронных технологий в судах создает новые задачи в рамках организационного обеспечения судебной деятельности. Судебное администрирование процессов информатизации в ведении архивного дела в судах осуществляется на основе исполнения нормативных актов, издаваемых федеральным органом исполнительной власти специальной компетенции - Федеральным архивным агентством. Формирование потребности ведения в судах России электронных архивов в условиях цивилизационного скачка, в связи с применением систем искусственного интеллекта, зафиксировано в ряде решений органов судейского сообщества, в том числе в Постановлении X Всероссийского съезда судей от 1 декабря 2022 г. N 1 "О развитии судебной системы Российской Федерации" <1>. В то же время объем передаваемых на хранение документов в электронном виде остается незначительным.
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Переход на использование электронных технологий в судах создает новые задачи в рамках организационного обеспечения судебной деятельности. Судебное администрирование процессов информатизации в ведении архивного дела в судах осуществляется на основе исполнения нормативных актов, издаваемых федеральным органом исполнительной власти специальной компетенции - Федеральным архивным агентством. Формирование потребности ведения в судах России электронных архивов в условиях цивилизационного скачка, в связи с применением систем искусственного интеллекта, зафиксировано в ряде решений органов судейского сообщества, в том числе в Постановлении X Всероссийского съезда судей от 1 декабря 2022 г. N 1 "О развитии судебной системы Российской Федерации" <1>. В то же время объем передаваемых на хранение документов в электронном виде остается незначительным.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по созданию и развитию официальных сайтов и официальных страниц органов управления архивным делом, государственных и муниципальных архивов Российской Федерации"
(разработаны ВНИИДАД, 2023)Раздел содержит общий обзор состава и содержания документов Архивного фонда субъекта Российской Федерации (включая документы, хранящиеся в музеях, библиотеках, учреждениях системы Российской академии наук (РАН), архивах организаций), объемы хранящихся документов, основные показатели ведения архивного дела в регионе: количество государственных и муниципальных архивов, общая посещаемость читальных залов и выставок и др.
(разработаны ВНИИДАД, 2023)Раздел содержит общий обзор состава и содержания документов Архивного фонда субъекта Российской Федерации (включая документы, хранящиеся в музеях, библиотеках, учреждениях системы Российской академии наук (РАН), архивах организаций), объемы хранящихся документов, основные показатели ведения архивного дела в регионе: количество государственных и муниципальных архивов, общая посещаемость читальных залов и выставок и др.
Статья: Некоторые особенности ведения делопроизводства в судах Российской Федерации и Республики Беларусь при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) ребенка
(Латышева Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 3)Организация архивного делопроизводства в судах России и Белоруссии осуществляется на единых принципах, имеющих историческую преемственность регулирования ведения архивного дела советского периода. Изменениями, внесенными в 2019 г. в Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков их хранения <14>, определен новый срок хранения дел об усыновлении в Российской Федерации - 25 лет ЭПК (до указанных изменений срок хранения дел об усыновлении был постоянным, без передачи дел в государственные архивы). Хранение дел данной категории должно осуществляться в металлических сейфах (шкафах) в условиях, исключающих доступ посторонних лиц. Согласно Перечню документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в деятельности судов общей юрисдикции <15>, срок хранения для дел об усыновлении (удочерении) ребенка составляет 75 лет (ЭПК). Это единственная категория гражданских дел, хранящаяся в судах Беларуси столь длительный срок.
(Латышева Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 3)Организация архивного делопроизводства в судах России и Белоруссии осуществляется на единых принципах, имеющих историческую преемственность регулирования ведения архивного дела советского периода. Изменениями, внесенными в 2019 г. в Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков их хранения <14>, определен новый срок хранения дел об усыновлении в Российской Федерации - 25 лет ЭПК (до указанных изменений срок хранения дел об усыновлении был постоянным, без передачи дел в государственные архивы). Хранение дел данной категории должно осуществляться в металлических сейфах (шкафах) в условиях, исключающих доступ посторонних лиц. Согласно Перечню документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в деятельности судов общей юрисдикции <15>, срок хранения для дел об усыновлении (удочерении) ребенка составляет 75 лет (ЭПК). Это единственная категория гражданских дел, хранящаяся в судах Беларуси столь длительный срок.
Готовое решение: Как предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работнику
(КонсультантПлюс, 2025)Срок исчисляйте с 1 января, следующего за годом, в котором соответствующий документ был закончен делопроизводством, а если речь о журнале - за годом, в котором было завершено его ведение (ч. 2 ст. 21.1 Закона об архивном деле, п. 4.1 Инструкции, утвержденной Приказом Росархива от 20.12.2019 N 237).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок исчисляйте с 1 января, следующего за годом, в котором соответствующий документ был закончен делопроизводством, а если речь о журнале - за годом, в котором было завершено его ведение (ч. 2 ст. 21.1 Закона об архивном деле, п. 4.1 Инструкции, утвержденной Приказом Росархива от 20.12.2019 N 237).
Статья: Архивы судов в условиях цифровой трансформации
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 3)Однако при анализе технологических новаций Росархива в первую очередь необходимо учитывать потребность в нивелировании пробелов в ведомственном нормативно-правовом регулировании об обеспечении судопроизводства. До настоящего времени сохраняется острейшая ситуация отсутствия правовой определенности (формальной определенности) <7> в организации архивного дела в процессе функционирования судебной системы Российской Федерации (ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" <8>). Не регламентированы: принципы ведения архивного дела в судах Российской Федерации <9>; понятийный аппарат <10>; особенности реализации полномочий Росархива (уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства), органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере архивного дела; формы взаимодействия государственных (муниципальных) архивов с федеральными судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающими деятельность мировых судей в соответствующих субъектах, включая организацию передачи документов постоянного срока хранения по истечении временного, 15-летнего срока хранения в судах <11>; содержание договоров о сотрудничестве и партнерских отношениях судов (мировых судей) с государственными (муниципальными) архивами; использование документов, относящихся к фондам судов, в государственных (муниципальных) архивах, в том числе с применением онлайновых технологий; организация деятельности объединенных архивов судов <12> и т.д. При разработке проекта предлагаемого к разработке закона необходимо учитывать результаты состоявшихся дискуссий и новых концепций в архивоведении. В частности, в судебной деятельности представляется актуальным установление периода жизненного цикла документа в условиях электронного документооборота (СЭД) в архивах, применения усиленной квалифицированной электронной подписи <13> (УКЭП) и системах хранения электронных документов (СХЭД) на базе ГАС "Правосудие". Ведомственное обсуждение необходимо также для введения новых терминов (таких, как "документообразование" <14>, включающее в себя известное "документирование" <15>), фиксации перехода от "дела" как основной единицы учета, хранения, классификации, систематизации к "документу" и т.д. <16>. Разработка данного акта на уровне закона позволит кардинально улучшить состояние архивного дела, снять многочисленные противоречия, имеющиеся в судах в субъектах Российской Федерации при взаимодействии с уполномоченными органами исполнительной власти и государственными архивами в ходе текущего консультирования и передачи установленных документов судов на постоянное хранение. При этом закрепление механизмов передачи документов на постоянное государственное хранение будет иметь вполне очевидные особенности исходя из компетенции судов. Например, Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, как следует из содержания Инструкций по делопроизводству в данных судах <17>, являются источниками комплектования для Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Или организация деятельности мировых судей в сфере хранения документов прошлых периодов, в силу требований ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" <18>, находится в сфере ведения органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом порядок взаимоотношений государственных архивов субъектов РФ с судебными участками мировых судей (консультирование, организация периодических проверок, согласование текстов номенклатуры дел один раз в пять лет, ежегодное предоставление паспорта архива и т.п.) не унифицирован.
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 3)Однако при анализе технологических новаций Росархива в первую очередь необходимо учитывать потребность в нивелировании пробелов в ведомственном нормативно-правовом регулировании об обеспечении судопроизводства. До настоящего времени сохраняется острейшая ситуация отсутствия правовой определенности (формальной определенности) <7> в организации архивного дела в процессе функционирования судебной системы Российской Федерации (ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" <8>). Не регламентированы: принципы ведения архивного дела в судах Российской Федерации <9>; понятийный аппарат <10>; особенности реализации полномочий Росархива (уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства), органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере архивного дела; формы взаимодействия государственных (муниципальных) архивов с федеральными судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающими деятельность мировых судей в соответствующих субъектах, включая организацию передачи документов постоянного срока хранения по истечении временного, 15-летнего срока хранения в судах <11>; содержание договоров о сотрудничестве и партнерских отношениях судов (мировых судей) с государственными (муниципальными) архивами; использование документов, относящихся к фондам судов, в государственных (муниципальных) архивах, в том числе с применением онлайновых технологий; организация деятельности объединенных архивов судов <12> и т.д. При разработке проекта предлагаемого к разработке закона необходимо учитывать результаты состоявшихся дискуссий и новых концепций в архивоведении. В частности, в судебной деятельности представляется актуальным установление периода жизненного цикла документа в условиях электронного документооборота (СЭД) в архивах, применения усиленной квалифицированной электронной подписи <13> (УКЭП) и системах хранения электронных документов (СХЭД) на базе ГАС "Правосудие". Ведомственное обсуждение необходимо также для введения новых терминов (таких, как "документообразование" <14>, включающее в себя известное "документирование" <15>), фиксации перехода от "дела" как основной единицы учета, хранения, классификации, систематизации к "документу" и т.д. <16>. Разработка данного акта на уровне закона позволит кардинально улучшить состояние архивного дела, снять многочисленные противоречия, имеющиеся в судах в субъектах Российской Федерации при взаимодействии с уполномоченными органами исполнительной власти и государственными архивами в ходе текущего консультирования и передачи установленных документов судов на постоянное хранение. При этом закрепление механизмов передачи документов на постоянное государственное хранение будет иметь вполне очевидные особенности исходя из компетенции судов. Например, Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, как следует из содержания Инструкций по делопроизводству в данных судах <17>, являются источниками комплектования для Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Или организация деятельности мировых судей в сфере хранения документов прошлых периодов, в силу требований ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" <18>, находится в сфере ведения органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом порядок взаимоотношений государственных архивов субъектов РФ с судебными участками мировых судей (консультирование, организация периодических проверок, согласование текстов номенклатуры дел один раз в пять лет, ежегодное предоставление паспорта архива и т.п.) не унифицирован.
Статья: Содержание деятельности администратора суда в организации ведения архивного делопроизводства в районных судах Российской Федерации
(Жолобов Я.Б., Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2021, N 4)Администраторы в судах общей юрисдикции являются субъектами, уполномоченными в организации ведения судебного делопроизводства, в том числе в сфере архивного дела. Введение данной должности государственной гражданской службы стало возможно в результате претворения в жизнь идеи судебного реформирования о перераспределении внутренних организационных функций и разработки отечественной концепции судебного администрирования в составе организационного обеспечения деятельности судов. Действующим федеральным законодательством закреплено полномочие администратора суда по организации ведения архивного дела, которое является одним из широчайшего перечня направлений его деятельности. Практическая реализация данного полномочия имеет разнообразные проявления в судах Российской Федерации, с очевидным трендом материально-технической составляющей.
(Жолобов Я.Б., Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2021, N 4)Администраторы в судах общей юрисдикции являются субъектами, уполномоченными в организации ведения судебного делопроизводства, в том числе в сфере архивного дела. Введение данной должности государственной гражданской службы стало возможно в результате претворения в жизнь идеи судебного реформирования о перераспределении внутренних организационных функций и разработки отечественной концепции судебного администрирования в составе организационного обеспечения деятельности судов. Действующим федеральным законодательством закреплено полномочие администратора суда по организации ведения архивного дела, которое является одним из широчайшего перечня направлений его деятельности. Практическая реализация данного полномочия имеет разнообразные проявления в судах Российской Федерации, с очевидным трендом материально-технической составляющей.
Готовое решение: Как вести трудовую книжку в бумажном виде
(КонсультантПлюс, 2025)Трудовые книжки и их дубликаты, не полученные работниками при увольнении либо в случае смерти работника его ближайшими родственниками, храните до востребования в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ об архивном деле (п. 43 Порядка ведения и хранения трудовых книжек).
(КонсультантПлюс, 2025)Трудовые книжки и их дубликаты, не полученные работниками при увольнении либо в случае смерти работника его ближайшими родственниками, храните до востребования в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ об архивном деле (п. 43 Порядка ведения и хранения трудовых книжек).