Валютный контроль: какие сведения представить в банк
Подборка наиболее важных документов по запросу Валютный контроль: какие сведения представить в банк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики: Руководитель организации (иное лицо) привлекается к ответственности за совершение валютных операций по переводу денежных средств нерезиденту с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)при переводе средств на счета нерезидента агенту валютного контроля (банку) предоставлены документы, содержащие недостоверные сведения об основаниях, целях, назначении перевода
(КонсультантПлюс, 2025)при переводе средств на счета нерезидента агенту валютного контроля (банку) предоставлены документы, содержащие недостоверные сведения об основаниях, целях, назначении перевода
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Представление сведений о валютных операциях и подтверждающих документов в банк для валютного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)5. Особенности представления в банк для валютного контроля документов и информации по наличным расчетам
(КонсультантПлюс, 2025)5. Особенности представления в банк для валютного контроля документов и информации по наличным расчетам
Вопрос: Обязана ли организация N 1 в целях валютного контроля предоставлять в банк информацию об уменьшении долга перед иностранной организацией? Обязана ли организация N 2 ставить на учет в банке договор цессии? Нужно ли ей подавать сведения в банк?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Иностранная организация предоставила заем российской организации N 1, договор поставлен на учет в уполномоченном банке. Другая российская организация N 2 по договору цессии выкупает часть долга у иностранной организации (цедента).
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Иностранная организация предоставила заем российской организации N 1, договор поставлен на учет в уполномоченном банке. Другая российская организация N 2 по договору цессии выкупает часть долга у иностранной организации (цедента).
Нормативные акты
Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И
(ред. от 06.08.2024)
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)Раздел III. Взаимодействие резидентов (нерезидентов) с уполномоченными банками при представлении документов и информации. Осуществление уполномоченными банками проверки представленных резидентами (нерезидентами) документов и информации. Досье валютного контроля
(ред. от 06.08.2024)
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)Раздел III. Взаимодействие резидентов (нерезидентов) с уполномоченными банками при представлении документов и информации. Осуществление уполномоченными банками проверки представленных резидентами (нерезидентами) документов и информации. Досье валютного контроля
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"15. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями информацию о соответствии (несоответствии) сведений в представленных резидентами в уполномоченный банк или государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ" таможенных декларациях на товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, сведениям о совершении таможенных операций в отношении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный настоящей частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"15. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями информацию о соответствии (несоответствии) сведений в представленных резидентами в уполномоченный банк или государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ" таможенных декларациях на товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, сведениям о совершении таможенных операций в отношении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный настоящей частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушение валютного законодательства?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет (ч. 1 ст. 193.1 УК РФ).
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет (ч. 1 ст. 193.1 УК РФ).
Статья: Процессуальные причины "неустойчивости" обвинительных решений по делам об уклонении от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств
(Печегин Д.А.)
("Уголовное право", 2024, N 3)В Апелляционном постановлении Свердловского областного суда по делу в отношении Б., подозреваемой в совершении в период с 1 сентября 2017 г. по 20 ноября 2017 г. валютных операций по переводу денежных средств со счета ООО "З." в иностранной валюте в сумме рублевого эквивалента 36 368 657,45 руб. на банковские счета нескольких нерезидентов (КНР) с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, в крупном размере, обращено внимание на недопустимость неверного толкования уголовного и уголовно-процессуального законов, повлекшего отмену принятого судом первой инстанции решения.
(Печегин Д.А.)
("Уголовное право", 2024, N 3)В Апелляционном постановлении Свердловского областного суда по делу в отношении Б., подозреваемой в совершении в период с 1 сентября 2017 г. по 20 ноября 2017 г. валютных операций по переводу денежных средств со счета ООО "З." в иностранной валюте в сумме рублевого эквивалента 36 368 657,45 руб. на банковские счета нескольких нерезидентов (КНР) с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, в крупном размере, обращено внимание на недопустимость неверного толкования уголовного и уголовно-процессуального законов, повлекшего отмену принятого судом первой инстанции решения.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)проект Указания Банка России "О критериях формирования Банком России перечня резидентов, которые обязаны представлять информацию, указанную в абзаце пятом части 6 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", и порядке доведения до сведения резидентов информации об их включении в перечень" <283> (ID проекта: 04/15/12-23/00144576).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)проект Указания Банка России "О критериях формирования Банком России перечня резидентов, которые обязаны представлять информацию, указанную в абзаце пятом части 6 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", и порядке доведения до сведения резидентов информации об их включении в перечень" <283> (ID проекта: 04/15/12-23/00144576).
Статья: Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК)
(Кубанцева О.О.)
("Законность", 2022, N 5)В то же время диспозиция ст. 193.1 УК предусматривает конкретный способ нарушения валютного законодательства, а именно представление кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода.
(Кубанцева О.О.)
("Законность", 2022, N 5)В то же время диспозиция ст. 193.1 УК предусматривает конкретный способ нарушения валютного законодательства, а именно представление кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода.
Статья: К вопросу о квалификации преступления, предусмотренного ст. 193.1 УК РФ
(Савченко М.М.)
("Российский следователь", 2022, N 12)Резюмируя, представляется целесообразным отметить, что объективной стороной преступления, предусмотренного ст. 193.1 УК РФ, является деяние по совершению валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов, с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода. Использование документации, включающей в себя заведомо недостоверную информацию, обусловливает квалификацию по совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 327 УК РФ. Прогрессирующая динамика размера причиненного общего ущерба свидетельствует о серьезном повышении степени общественной опасности преступления, предусмотренного ст. 193.1 УК РФ.
(Савченко М.М.)
("Российский следователь", 2022, N 12)Резюмируя, представляется целесообразным отметить, что объективной стороной преступления, предусмотренного ст. 193.1 УК РФ, является деяние по совершению валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов, с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода. Использование документации, включающей в себя заведомо недостоверную информацию, обусловливает квалификацию по совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 327 УК РФ. Прогрессирующая динамика размера причиненного общего ущерба свидетельствует о серьезном повышении степени общественной опасности преступления, предусмотренного ст. 193.1 УК РФ.
Статья: Валютный состав преступления по ст. 193.1 УК РФ
(Пантюшов О.В.)
("Право и экономика", 2021, N 4)У валютного регулирования своя, публично-правовая цель - защита национальной валюты <1>. Состав преступления, указанный в ст. 193.1 УК РФ, представляет собой деяние по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода.
(Пантюшов О.В.)
("Право и экономика", 2021, N 4)У валютного регулирования своя, публично-правовая цель - защита национальной валюты <1>. Состав преступления, указанный в ст. 193.1 УК РФ, представляет собой деяние по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода.
Вопрос: При таможенном декларировании товаров в графе 44 декларации на товары не указан уникальный номер контракта. После выпуска товара в таможенный орган поступило обращение организации о внесении изменений в декларацию на товары. Предусмотрена ли административная ответственность за данное правонарушение?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Таким образом, организацией не были указаны в графе 44 декларации на товары под кодом вида документа 03031 сведения об уникальном номере контракта, поставленного на учет уполномоченным банком, то есть таможенному органу, осуществляющему государственный контроль, не представлены сведения, подтверждающие соблюдение требования в области валютного контроля.
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Таким образом, организацией не были указаны в графе 44 декларации на товары под кодом вида документа 03031 сведения об уникальном номере контракта, поставленного на учет уполномоченным банком, то есть таможенному органу, осуществляющему государственный контроль, не представлены сведения, подтверждающие соблюдение требования в области валютного контроля.
Статья: 4 варианта списания зависшей дебиторки по валютному контракту
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2022, N 24)Не позднее 15 рабочих дней после подписания соглашения организация должна внести изменения в раздел I ведомости банковского контроля и добавить "дружественного" нерезидента <11>. Независимо от того, в какой валюте будет оплачена уступка, организация должна не позднее 15 рабочих дней после зачисления денег на счет представить в банк сведения о валютной операции и уникальный номер, присвоенный контракту.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2022, N 24)Не позднее 15 рабочих дней после подписания соглашения организация должна внести изменения в раздел I ведомости банковского контроля и добавить "дружественного" нерезидента <11>. Независимо от того, в какой валюте будет оплачена уступка, организация должна не позднее 15 рабочих дней после зачисления денег на счет представить в банк сведения о валютной операции и уникальный номер, присвоенный контракту.
Готовое решение: НДС при экспорте в страны ЕАЭС: Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию
(КонсультантПлюс, 2025)В банк представьте сведения и (или) документы для выполнения требований валютного контроля. В определенных случаях нужно подать справку о подтверждающих документах и эти документы.
(КонсультантПлюс, 2025)В банк представьте сведения и (или) документы для выполнения требований валютного контроля. В определенных случаях нужно подать справку о подтверждающих документах и эти документы.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Объективная сторона выражается в совершении валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Объективная сторона выражается в совершении валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода.