В каких случаях перевозчик должен возместить вред, причиненный при перевозке багажа

Подборка наиболее важных документов по запросу В каких случаях перевозчик должен возместить вред, причиненный при перевозке багажа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиция ВС РФ, ВАС РФ: В отношении перевозчика или экспедитора не применяются общие основания привлечения к ответственности
Определение Верховного Суда РФ от 15.12.2020 N 45-КГ20-18-К7, 2-1691/2019 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 401, п. 1 ст. 796 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ
По смыслу п. 1 ст. 796 ГК РФ, п. 3 ст. 401 ГК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, ДТП по вине третьих лиц, хищение и др.). Он освобождается от обязанности возместить ущерб, если имеются обстоятельства непреодолимой силы и иные обстоятельства, предусмотренные законом.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 796 "Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа" ГК РФ"Из п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" следует, что по смыслу пункта 1 статьи 796 ГК РФ, пункта 3 статьи 401 ГК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, дорожно-транспортное происшествие по вине третьих лиц, хищение и т.п.). Основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа является наличие обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)
Варшавская система предусматривает, что перевозчик несет ответственность за вред, произошедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа. Из анализа ст. ст. 19, 20 Варшавской конвенции следует, что ответственность авиаперевозчика за задержку при перевозке пассажира основана на вине. В деле Tours c.s. v. Transavia, рассмотренном судом Нидерландов 18 декабря 2001 г., истец требовал возмещения расходов, связанных с приобретением билетов на другой рейс, а также возмещения морального вреда, причиненного в результате задержки самолета. Суд постановил, что авиаперевозчик Transavia не может ссылаться на освобождение от ответственности, предусмотренное его Общими условиями перевозок, потому что такое освобождение от ответственности недействительно согласно ст. 23 Варшавской конвенции. Согласно Варшавской системе авиаперевозчик несет ответственность за опоздание, если только перевозчик не докажет, что он и его агенты приняли все необходимые меры для того, чтобы избежать задержки или что было невозможно предпринять такие меры. Суд постановил, что ответчик Transavia не принял всех таких необходимых мер и расходы, связанные с приобретением билетов на другой рейс, подлежат возмещению. Однако суд отказал в возмещении морального вреда <1>.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)
1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет основания и период ответственности перевозчика за несохранность (утрату, недостачу, порчу) груза или багажа. Таким образом, устанавливается единое регулирование ответственности за утрату вверенного перевозчику имущества по двум видам договоров перевозки - по договору перевозки груза и договору перевозки пассажира и багажа. Поскольку профессиональный перевозчик является субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства он независимо от наличия или отсутствия вины несет гражданско-правовую ответственность. Таким образом, перевозчик отвечает и за случайное причинение вреда (например, ДТП по вине третьих лиц, хищение и др.). Он освобождается от обязанности возместить ущерб, если имеются обстоятельства непреодолимой силы и иные обстоятельства, которые перевозчик при всей заботливости и осмотрительности не мог предотвратить. Перечни возможных обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности включены в транспортные уставы и кодексы (п. 1 ст. 166 КТМ, ст. 118 КВВТ, ст. 95 УЖТ, ст. 36 УАТГНЭТ). Бремя доказывания наличия соответствующих обстоятельств лежит на перевозчике.

Нормативные акты

Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 19.10.2023)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Статья 113. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади, определяется международными договорами Российской Федерации либо, если настоящим Уставом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ
(ред. от 19.10.2023)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
14. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади, определяется международными договорами Российской Федерации либо, если настоящим Уставом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.