В каких случаях перевозчик должен возместить вред, причиненный при перевозке багажа
Подборка наиболее важных документов по запросу В каких случаях перевозчик должен возместить вред, причиненный при перевозке багажа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: В отношении перевозчика или экспедитора не применяются общие основания привлечения к ответственности
Определение Верховного Суда РФ от 15.12.2020 N 45-КГ20-18-К7, 2-1691/2019 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 401, п. 1 ст. 796 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗПо смыслу п. 1 ст. 796 ГК РФ, п. 3 ст. 401 ГК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, ДТП по вине третьих лиц, хищение и др.). Он освобождается от обязанности возместить ущерб, если имеются обстоятельства непреодолимой силы и иные обстоятельства, предусмотренные законом.
Определение Верховного Суда РФ от 15.12.2020 N 45-КГ20-18-К7, 2-1691/2019 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 401, п. 1 ст. 796 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗПо смыслу п. 1 ст. 796 ГК РФ, п. 3 ст. 401 ГК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, ДТП по вине третьих лиц, хищение и др.). Он освобождается от обязанности возместить ущерб, если имеются обстоятельства непреодолимой силы и иные обстоятельства, предусмотренные законом.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.11.2024 N Ф01-4843/2024 по делу N А11-13500/2022
Требование: О взыскании в порядке суброгации ущерба, причиненного в связи с повреждением перевозимого груза.
Обстоятельства: Перевозимый груз был поврежден. Страховщик возместил выгодоприобретателю причиненный ущерб и потребовал, чтобы понесенные им убытки возместил ему перевозчик.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что груз был поврежден в тот период, когда в соответствии с заключенным договором-заявкой за его сохранность отвечал перевозчик; размер ущерба не оспорен, контррасчет не представлен; доказательства принятия перевозчиком мер к обеспечению сохранности груза либо наличия непреодолимых препятствий к обеспечению его сохранности, которые перевозчик не мог предвидеть, не представлены.Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" по смыслу пункта 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, дорожно-транспортное происшествие по вине третьих лиц, хищение и т.п.). Основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа является наличие обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств.
Требование: О взыскании в порядке суброгации ущерба, причиненного в связи с повреждением перевозимого груза.
Обстоятельства: Перевозимый груз был поврежден. Страховщик возместил выгодоприобретателю причиненный ущерб и потребовал, чтобы понесенные им убытки возместил ему перевозчик.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что груз был поврежден в тот период, когда в соответствии с заключенным договором-заявкой за его сохранность отвечал перевозчик; размер ущерба не оспорен, контррасчет не представлен; доказательства принятия перевозчиком мер к обеспечению сохранности груза либо наличия непреодолимых препятствий к обеспечению его сохранности, которые перевозчик не мог предвидеть, не представлены.Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" по смыслу пункта 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, дорожно-транспортное происшествие по вине третьих лиц, хищение и т.п.). Основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа является наличие обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое прямые смешанные перевозки и единый транспортный документ (ЕТД)
(КонсультантПлюс, 2025)вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, его ручной клади, багажу, грузобагажу;
(КонсультантПлюс, 2025)вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, его ручной клади, багажу, грузобагажу;
Ситуация: Каков порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в рамках обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Страховое возмещение выплачивается при наступлении страхового случая, то есть тогда, когда у перевозчика возникли обязательства возместить причиненный при перевозке вред пассажиру (п. 10 ст. 3 Закона N 67-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Страховое возмещение выплачивается при наступлении страхового случая, то есть тогда, когда у перевозчика возникли обязательства возместить причиненный при перевозке вред пассажиру (п. 10 ст. 3 Закона N 67-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 113. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади, определяется международными договорами Российской Федерации либо, если настоящим Уставом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 113. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади, определяется международными договорами Российской Федерации либо, если настоящим Уставом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.
Федеральный закон от 08.08.2024 N 288-ФЗ
"О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7. В случаях, предусмотренных статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, пассажир, грузоотправитель, грузополучатель вправе предъявить перевозчику того вида транспорта, которым непосредственно осуществлялась перевозка в момент причинения вреда, ущерба, требование о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира, его ручной клади, багажу, грузобагажу, ущерба, причиненного грузоотправителю, грузополучателю. В этом случае предъявление таких требований к перевозчику, заключившему договор перевозки в прямом смешанном сообщении, не осуществляется.
"О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7. В случаях, предусмотренных статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, пассажир, грузоотправитель, грузополучатель вправе предъявить перевозчику того вида транспорта, которым непосредственно осуществлялась перевозка в момент причинения вреда, ущерба, требование о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира, его ручной клади, багажу, грузобагажу, ущерба, причиненного грузоотправителю, грузополучателю. В этом случае предъявление таких требований к перевозчику, заключившему договор перевозки в прямом смешанном сообщении, не осуществляется.
Вопрос: Поясните действия пассажира в случае неприбытия багажа или его повреждения при транспортировке?
("Официальный сайт Минтранса России", 2021)Ответ: Сообщаем, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 253-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" сертификация юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность, в том числе по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа, отменена. Росавиация не наделена полномочиями по контролю деятельности аэропорта, связанной с обеспечением процедур обслуживания багажа. Вместе с тем информируем, что в соответствии со статьей 120 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - Воздушный кодекс) за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Если зарегистрированный багаж не найден в течение двадцати одного дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа. Статьей 119 Воздушного кодекса определено, что перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире в следующих размерах: 1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности; 2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке. В соответствии со ст. 124 Воздушного кодекса по требованию пассажира и при предъявлении им перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт. Коммерческий акт составляется при выдаче багажа для удостоверения, в том числе недостачи или повреждения (порчи) багажа. Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира права на предъявление претензии или иска. Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (ст. 126 Воздушного кодекса). Перевозчик несет ответственность за повреждение (порчу) багажа после его принятия к воздушной перевозке и до выдачи в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять (ст. 118 Воздушного кодекса). При несогласии с действиями или решениями авиакомпании пассажир вправе на основании части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Возмещение морального вреда (и его размер) в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ рассматривается судом.
("Официальный сайт Минтранса России", 2021)Ответ: Сообщаем, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 253-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" сертификация юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность, в том числе по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа, отменена. Росавиация не наделена полномочиями по контролю деятельности аэропорта, связанной с обеспечением процедур обслуживания багажа. Вместе с тем информируем, что в соответствии со статьей 120 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - Воздушный кодекс) за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Если зарегистрированный багаж не найден в течение двадцати одного дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа. Статьей 119 Воздушного кодекса определено, что перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире в следующих размерах: 1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности; 2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке. В соответствии со ст. 124 Воздушного кодекса по требованию пассажира и при предъявлении им перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт. Коммерческий акт составляется при выдаче багажа для удостоверения, в том числе недостачи или повреждения (порчи) багажа. Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира права на предъявление претензии или иска. Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (ст. 126 Воздушного кодекса). Перевозчик несет ответственность за повреждение (порчу) багажа после его принятия к воздушной перевозке и до выдачи в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять (ст. 118 Воздушного кодекса). При несогласии с действиями или решениями авиакомпании пассажир вправе на основании части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Возмещение морального вреда (и его размер) в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ рассматривается судом.
Статья: Для признания возмещения ущерба перевозчику не нужны документы о наличии или отсутствии виновных лиц
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 49)По смыслу п. 1 ст. 796 и п. 3 ст. 401 ГК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, дорожно-транспортное происшествие по вине третьих лиц, хищение и т.п.). Основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа является наличие обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств (п. 11 постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции").
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 49)По смыслу п. 1 ст. 796 и п. 3 ст. 401 ГК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, дорожно-транспортное происшествие по вине третьих лиц, хищение и т.п.). Основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа является наличие обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств (п. 11 постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции").
Статья: К вопросу о правовой характеристике обязательств вследствие причинения вреда
(Кораев К.Б.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 8)Приведенная позиция представляется спорной. В данном случае, как представляется, не учитывается, что объектом причинения вреда при дарении являются жизнь, здоровье или иное имущество (не предмет дарения), а при перевозке пассажира - жизнь и здоровье. Указанные объекты не являются предметами договорных отношений сторон. Следовательно, в данном случае вред причиняется не в рамках договорных обязательств, а в связи с их исполнением. Как указывалось, к таким ситуациям подлежат применению нормы ст. 1095 ГК РФ "Основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги". Кроме того, если обратить внимание на нормы ст. 800 ГК РФ, то в качестве объекта вреда указаны только жизнь и здоровье и не указывается багаж, который может сдать пассажир перевозчику в силу п. 1 ст. 786 ГК РФ. Это делается законодателем не случайно. Багаж пассажира, в отличие от его здоровья, выступает объектом перевозочных отношений, в связи с чем при его повреждении или уничтожении должны применяться правила о договорной ответственности. Наконец, если представить себе, что в ГК РФ не было бы правил ст. ст. 580 и 800, то при описанных в них случаях все равно бы подлежали применению нормы гл. 59 ГК РФ. Следовательно, положения указанных статей не создают новых правил, а только указывают на правильность применения существующих норм;
(Кораев К.Б.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 8)Приведенная позиция представляется спорной. В данном случае, как представляется, не учитывается, что объектом причинения вреда при дарении являются жизнь, здоровье или иное имущество (не предмет дарения), а при перевозке пассажира - жизнь и здоровье. Указанные объекты не являются предметами договорных отношений сторон. Следовательно, в данном случае вред причиняется не в рамках договорных обязательств, а в связи с их исполнением. Как указывалось, к таким ситуациям подлежат применению нормы ст. 1095 ГК РФ "Основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги". Кроме того, если обратить внимание на нормы ст. 800 ГК РФ, то в качестве объекта вреда указаны только жизнь и здоровье и не указывается багаж, который может сдать пассажир перевозчику в силу п. 1 ст. 786 ГК РФ. Это делается законодателем не случайно. Багаж пассажира, в отличие от его здоровья, выступает объектом перевозочных отношений, в связи с чем при его повреждении или уничтожении должны применяться правила о договорной ответственности. Наконец, если представить себе, что в ГК РФ не было бы правил ст. ст. 580 и 800, то при описанных в них случаях все равно бы подлежали применению нормы гл. 59 ГК РФ. Следовательно, положения указанных статей не создают новых правил, а только указывают на правильность применения существующих норм;
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)За утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа перевозчик несет ответственность как за несохранность перевозимого груза.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)За утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа перевозчик несет ответственность как за несохранность перевозимого груза.
Статья: Страхование как правовое средство защиты прав потребителей на железнодорожном транспорте
(Никитина К.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)2. Ненадлежащее расследование перевозчиком (владельцем инфраструктуры) обстоятельств причинения вреда пассажиру. Согласно п. 98 Приказа Минтранса России от 5 сентября 2022 г. N 352 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом" <14> в случае причинения вреда пассажиру на железнодорожном транспорте перевозчик или владелец инфраструктуры составляет акт о несчастном случае, который вручается пассажиру или его представителю. В соответствии с п. 7 Приказа Минтранса России от 27 декабря 2017 г. N 540 "Об утверждении Порядка и требований к оформлению документа о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах для получения страхового возмещения по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров" <15> акт о несчастном случае должен содержать информацию о дате и времени составления, сведения о перевозчике, потерпевшем, произошедшем событии, договоре обязательного страхования, свидетелях и лице, составившем акт. Следовательно, надлежащее расследование перевозчиком (владельцем инфраструктуры) обстоятельств причинения вреда пассажиру не только способно сохранить ему жизнь и здоровье в случае своевременного и правильного оказания первой медицинской помощи <16>, но и выступает основанием для получения потребителем страхового возмещения.
(Никитина К.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)2. Ненадлежащее расследование перевозчиком (владельцем инфраструктуры) обстоятельств причинения вреда пассажиру. Согласно п. 98 Приказа Минтранса России от 5 сентября 2022 г. N 352 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом" <14> в случае причинения вреда пассажиру на железнодорожном транспорте перевозчик или владелец инфраструктуры составляет акт о несчастном случае, который вручается пассажиру или его представителю. В соответствии с п. 7 Приказа Минтранса России от 27 декабря 2017 г. N 540 "Об утверждении Порядка и требований к оформлению документа о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах для получения страхового возмещения по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров" <15> акт о несчастном случае должен содержать информацию о дате и времени составления, сведения о перевозчике, потерпевшем, произошедшем событии, договоре обязательного страхования, свидетелях и лице, составившем акт. Следовательно, надлежащее расследование перевозчиком (владельцем инфраструктуры) обстоятельств причинения вреда пассажиру не только способно сохранить ему жизнь и здоровье в случае своевременного и правильного оказания первой медицинской помощи <16>, но и выступает основанием для получения потребителем страхового возмещения.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет основания и период ответственности перевозчика за несохранность (утрату, недостачу, порчу) груза или багажа. Таким образом, устанавливается единое регулирование ответственности за утрату вверенного перевозчику имущества по двум видам договоров перевозки - по договору перевозки груза и договору перевозки пассажира и багажа. Поскольку профессиональный перевозчик является субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства он независимо от наличия или отсутствия вины несет гражданско-правовую ответственность. Таким образом, перевозчик отвечает и за случайное причинение вреда (например, ДТП по вине третьих лиц, хищение и др.). Он освобождается от обязанности возместить ущерб, если имеются обстоятельства непреодолимой силы и иные обстоятельства, которые перевозчик при всей заботливости и осмотрительности не мог предотвратить. Перечни возможных обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности включены в транспортные уставы и кодексы (п. 1 ст. 166 КТМ, ст. 118 КВВТ, ст. 95 УЖТ, ст. 36 УАТГНЭТ). Бремя доказывания наличия соответствующих обстоятельств лежит на перевозчике.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет основания и период ответственности перевозчика за несохранность (утрату, недостачу, порчу) груза или багажа. Таким образом, устанавливается единое регулирование ответственности за утрату вверенного перевозчику имущества по двум видам договоров перевозки - по договору перевозки груза и договору перевозки пассажира и багажа. Поскольку профессиональный перевозчик является субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства он независимо от наличия или отсутствия вины несет гражданско-правовую ответственность. Таким образом, перевозчик отвечает и за случайное причинение вреда (например, ДТП по вине третьих лиц, хищение и др.). Он освобождается от обязанности возместить ущерб, если имеются обстоятельства непреодолимой силы и иные обстоятельства, которые перевозчик при всей заботливости и осмотрительности не мог предотвратить. Перечни возможных обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности включены в транспортные уставы и кодексы (п. 1 ст. 166 КТМ, ст. 118 КВВТ, ст. 95 УЖТ, ст. 36 УАТГНЭТ). Бремя доказывания наличия соответствующих обстоятельств лежит на перевозчике.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Варшавская система предусматривает, что перевозчик несет ответственность за вред, произошедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа. Из анализа ст. ст. 19, 20 Варшавской конвенции следует, что ответственность авиаперевозчика за задержку при перевозке пассажира основана на вине. В деле Tours c.s. v. Transavia, рассмотренном судом Нидерландов 18 декабря 2001 г., истец требовал возмещения расходов, связанных с приобретением билетов на другой рейс, а также возмещения морального вреда, причиненного в результате задержки самолета. Суд постановил, что авиаперевозчик Transavia не может ссылаться на освобождение от ответственности, предусмотренное его Общими условиями перевозок, потому что такое освобождение от ответственности недействительно согласно ст. 23 Варшавской конвенции. Согласно Варшавской системе авиаперевозчик несет ответственность за опоздание, если только перевозчик не докажет, что он и его агенты приняли все необходимые меры для того, чтобы избежать задержки или что было невозможно предпринять такие меры. Суд постановил, что ответчик Transavia не принял всех таких необходимых мер и расходы, связанные с приобретением билетов на другой рейс, подлежат возмещению. Однако суд отказал в возмещении морального вреда <1>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Варшавская система предусматривает, что перевозчик несет ответственность за вред, произошедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа. Из анализа ст. ст. 19, 20 Варшавской конвенции следует, что ответственность авиаперевозчика за задержку при перевозке пассажира основана на вине. В деле Tours c.s. v. Transavia, рассмотренном судом Нидерландов 18 декабря 2001 г., истец требовал возмещения расходов, связанных с приобретением билетов на другой рейс, а также возмещения морального вреда, причиненного в результате задержки самолета. Суд постановил, что авиаперевозчик Transavia не может ссылаться на освобождение от ответственности, предусмотренное его Общими условиями перевозок, потому что такое освобождение от ответственности недействительно согласно ст. 23 Варшавской конвенции. Согласно Варшавской системе авиаперевозчик несет ответственность за опоздание, если только перевозчик не докажет, что он и его агенты приняли все необходимые меры для того, чтобы избежать задержки или что было невозможно предпринять такие меры. Суд постановил, что ответчик Transavia не принял всех таких необходимых мер и расходы, связанные с приобретением билетов на другой рейс, подлежат возмещению. Однако суд отказал в возмещении морального вреда <1>.
Статья: Возмещение ущерба от неудачных перевозок
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 11)Суды правильно указали, что согласно правовой позиции, содержащейся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции", перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, дорожно-транспортное происшествие по вине третьих лиц, хищение и т.п.). Основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа является наличие обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств.
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 11)Суды правильно указали, что согласно правовой позиции, содержащейся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции", перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, дорожно-транспортное происшествие по вине третьих лиц, хищение и т.п.). Основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа является наличие обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств.