В каких случаях государственный служащий не может находиться на гражданской службе
Подборка наиболее важных документов по запросу В каких случаях государственный служащий не может находиться на гражданской службе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2024 по делу N 88-3126/2024, 2-496/2023 (УИД 77RS0003-02-2022-012997-04)
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: 1) О нечинении препятствий в пользовании квартирой.
Требования уполномоченных органов и лиц: 2) О признании утратившим право пользования помещением; 3) О снятии с регистрационного учета.
Обстоятельства: Жилое помещение было предоставлено работнику для временного проживания и подлежало освобождению после окончания служебного контракта. Ответчица уволена с государственной гражданской службы, но спорное жилое помещение не освободила.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Доводы, изложенные в кассационной жалобе о несогласии с приведенными выводами суда апелляционной инстанции, в том числе, об отсутствии оснований для выселения У. из спорного жилого помещения, поскольку У. состояла на учете для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, проверены судом кассационной инстанции и признаны необоснованными, поскольку не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления. При этом суд кассационной инстанции учитывает, что У. снята с учета для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения; в соответствии с пунктом 4 статьи 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", указанная субсидия является дополнительной государственной гарантией и предоставляется гражданским служащим один раз в период прохождения ими гражданской службы, а не после увольнения со службы; нахождение У. на учете для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в период нахождения У. на государственной гражданской службе не свидетельствует о нахождении У. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии со статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: 1) О нечинении препятствий в пользовании квартирой.
Требования уполномоченных органов и лиц: 2) О признании утратившим право пользования помещением; 3) О снятии с регистрационного учета.
Обстоятельства: Жилое помещение было предоставлено работнику для временного проживания и подлежало освобождению после окончания служебного контракта. Ответчица уволена с государственной гражданской службы, но спорное жилое помещение не освободила.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Доводы, изложенные в кассационной жалобе о несогласии с приведенными выводами суда апелляционной инстанции, в том числе, об отсутствии оснований для выселения У. из спорного жилого помещения, поскольку У. состояла на учете для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, проверены судом кассационной инстанции и признаны необоснованными, поскольку не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления. При этом суд кассационной инстанции учитывает, что У. снята с учета для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения; в соответствии с пунктом 4 статьи 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", указанная субсидия является дополнительной государственной гарантией и предоставляется гражданским служащим один раз в период прохождения ими гражданской службы, а не после увольнения со службы; нахождение У. на учете для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в период нахождения У. на государственной гражданской службе не свидетельствует о нахождении У. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии со статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридическая ответственность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
(Фирсов М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)Законодательством о государственной службе предусмотрено, что установление судом факта совершения руководителем ТО уголовного преступления и вынесение обвинительного приговора является основанием для расторжения служебного контракта по инициативе нанимателя либо по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и увольнения с государственной службы. Даже в том случае, если суд в соответствии со ст. 47 УК РФ, установил наказание, не исключающее возможность замещать должность государственной гражданской службы, в силу п. 2 ч. 1 ст. 16 ФЗ-79 "гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости".
(Фирсов М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)Законодательством о государственной службе предусмотрено, что установление судом факта совершения руководителем ТО уголовного преступления и вынесение обвинительного приговора является основанием для расторжения служебного контракта по инициативе нанимателя либо по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и увольнения с государственной службы. Даже в том случае, если суд в соответствии со ст. 47 УК РФ, установил наказание, не исключающее возможность замещать должность государственной гражданской службы, в силу п. 2 ч. 1 ст. 16 ФЗ-79 "гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости".
Статья: К вопросу установления сроков в отношении ограничений, возникающих после увольнения государственных гражданских служащих в связи с утратой доверия
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)На момент подготовки статьи в Реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, находилось 2 663 записи. При этом нигде законодательно не устанавливается срок действия последствий увольнения в связи с утратой доверия, и данная норма во взаимосвязи с п. 10 ч. 1 ст. 16 N 79-ФЗ, который предусматривает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему, приводит к тому, что государственный гражданский служащий, когда-либо уволенный с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия, больше никогда не сможет поступить на государственную гражданскую службу. Причем такая ситуация возникает по результатам привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)На момент подготовки статьи в Реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, находилось 2 663 записи. При этом нигде законодательно не устанавливается срок действия последствий увольнения в связи с утратой доверия, и данная норма во взаимосвязи с п. 10 ч. 1 ст. 16 N 79-ФЗ, который предусматривает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему, приводит к тому, что государственный гражданский служащий, когда-либо уволенный с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия, больше никогда не сможет поступить на государственную гражданскую службу. Причем такая ситуация возникает по результатам привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.
Нормативные акты
"ОК 018-2014. Общероссийский классификатор информации о населении"
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст)
(ред. от 25.06.2025)Фасет 101 Обстоятельства, при которых гражданин Российской Федерации не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на государственной гражданской службе
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст)
(ред. от 25.06.2025)Фасет 101 Обстоятельства, при которых гражданин Российской Федерации не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на государственной гражданской службе
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2014 N 26-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики"1. Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" часть 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" дополнена пунктом 11, согласно которому гражданин Российской Федерации не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на государственной гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики"1. Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" часть 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" дополнена пунктом 11, согласно которому гражданин Российской Федерации не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на государственной гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
Статья: Понятие конфликта интересов. Порядок и способы урегулирования в государственных структурах Российской Федерации и опыт зарубежных стран
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)Однако изменению должностного либо служебного положения являющегося стороной конфликта интересов государственного служащего вплоть до отстранения его от исполнения должностных (служебных) обязанностей препятствуют отдельные сложные моменты практической реализации данного способа, поскольку само понятие "изменение должностного или служебного положения государственного служащего" в действующем законодательстве не нашло своего отражения <13>. Исходя из положений научной литературы под изменением должностного (служебного) положения понимается перевод служащего на иную должность государственной службы либо увольнение с гражданской службы. В законодательстве о государственной службе отсутствует такое основание для расторжения служебного контракта, как участие в конфликте интересов.
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)Однако изменению должностного либо служебного положения являющегося стороной конфликта интересов государственного служащего вплоть до отстранения его от исполнения должностных (служебных) обязанностей препятствуют отдельные сложные моменты практической реализации данного способа, поскольку само понятие "изменение должностного или служебного положения государственного служащего" в действующем законодательстве не нашло своего отражения <13>. Исходя из положений научной литературы под изменением должностного (служебного) положения понимается перевод служащего на иную должность государственной службы либо увольнение с гражданской службы. В законодательстве о государственной службе отсутствует такое основание для расторжения служебного контракта, как участие в конфликте интересов.
Статья: Отражение расходов КУ на диспансеризацию госслужащих
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 2)В силу п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Аналогичные нормы установлены в отношении государственных служащих п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ).
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 2)В силу п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Аналогичные нормы установлены в отношении государственных служащих п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ).
Вопрос: Допустимо ли прохождение службы государственными служащими в одном государственном органе, в том числе в территориальном органе МЧС России, родственниками (свойственниками)?
("Официальный сайт МЧС России", 2022)Ответ: Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на государственной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
("Официальный сайт МЧС России", 2022)Ответ: Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на государственной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Статья: Представление недостоверных сведений о доходах - основание для увольнения госслужащего
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (п. 10 ч. 1 ст. 16 Закона N 79-ФЗ).
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (п. 10 ч. 1 ст. 16 Закона N 79-ФЗ).
Готовое решение: Как оформить поступление на государственную гражданскую службу
(КонсультантПлюс, 2025)госслужащему необходимо постоянно ухаживать за отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, которые проживают отдельно, не находятся на полном гособеспечении и по заключению медико-социальной экспертизы нуждаются в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
(КонсультантПлюс, 2025)госслужащему необходимо постоянно ухаживать за отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, которые проживают отдельно, не находятся на полном гособеспечении и по заключению медико-социальной экспертизы нуждаются в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
Вопрос: Что такое непосредственная подчиненность?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, такой запрет установлен п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации": гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Исключения установлены лишь для гражданской службы в уполномоченных в сфере лесных отношений исполнительных органах субъектов РФ на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, такой запрет установлен п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации": гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Исключения установлены лишь для гражданской службы в уполномоченных в сфере лесных отношений исполнительных органах субъектов РФ на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Похожий вопрос - о возможности распространения на государственных гражданских служащих гарантий, предусмотренных для лиц, работающих по трудовому договору, - возник и у гражданки Л.А. Пугиевой, которая также проходила государственную гражданскую службу и, будучи беременной, была уволена за прогул. Заявительница обратилась в суд с иском о восстановлении на службе, сославшись в обоснование своих требований на часть первую статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, которая запрещает увольнять беременных женщин по инициативе работодателя практически по любым основаниям. Однако суд посчитал, что часть 3 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает исчерпывающий перечень гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим при расторжении трудового договора по инициативе представителя нанимателя, не содержит запрета на увольнение беременных женщин, не находящихся в отпуске по беременности и родам, а норма Трудового кодекса Российской Федерации, не допускающая увольнение беременных женщин, на государственных гражданских служащих не распространяется.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Похожий вопрос - о возможности распространения на государственных гражданских служащих гарантий, предусмотренных для лиц, работающих по трудовому договору, - возник и у гражданки Л.А. Пугиевой, которая также проходила государственную гражданскую службу и, будучи беременной, была уволена за прогул. Заявительница обратилась в суд с иском о восстановлении на службе, сославшись в обоснование своих требований на часть первую статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, которая запрещает увольнять беременных женщин по инициативе работодателя практически по любым основаниям. Однако суд посчитал, что часть 3 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает исчерпывающий перечень гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим при расторжении трудового договора по инициативе представителя нанимателя, не содержит запрета на увольнение беременных женщин, не находящихся в отпуске по беременности и родам, а норма Трудового кодекса Российской Федерации, не допускающая увольнение беременных женщин, на государственных гражданских служащих не распространяется.
Статья: Государственная и муниципальная служба на новых территориях Российской Федерации
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Указанное выше Положение распространяется на всех государственных и муниципальных служащих новых территорий, и его авторы избрали в качестве единого образца законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации. В соответствии с п. "б" п. 5 Положения "гражданин... не может быть принят на государственную или муниципальную службу, государственный или муниципальный служащий не может находиться на государственной или муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения полномочий (должностных обязанностей), по приговору суда Российской Федерации, Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, вступившему в законную силу, а также наличия судимости, не снятой или не погашенной в порядке, установленном федеральным законом, законодательством Донецкой Народной Республики или законодательством Луганской Народной Республики". Таким образом, Положение устанавливает более жесткое ограничение для лиц, поступающих или уже находящихся на муниципальной службе: в отличие от всей иной территории Российской Федерации, на новых территориях любой обвинительный приговор суда делает невозможным существование муниципально-служебных отношений - до тех пор, пока не будет снята или погашена судимость.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Указанное выше Положение распространяется на всех государственных и муниципальных служащих новых территорий, и его авторы избрали в качестве единого образца законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации. В соответствии с п. "б" п. 5 Положения "гражданин... не может быть принят на государственную или муниципальную службу, государственный или муниципальный служащий не может находиться на государственной или муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения полномочий (должностных обязанностей), по приговору суда Российской Федерации, Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, вступившему в законную силу, а также наличия судимости, не снятой или не погашенной в порядке, установленном федеральным законом, законодательством Донецкой Народной Республики или законодательством Луганской Народной Республики". Таким образом, Положение устанавливает более жесткое ограничение для лиц, поступающих или уже находящихся на муниципальной службе: в отличие от всей иной территории Российской Федерации, на новых территориях любой обвинительный приговор суда делает невозможным существование муниципально-служебных отношений - до тех пор, пока не будет снята или погашена судимость.