Увеличение требований в упрощенном производстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Увеличение требований в упрощенном производстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Переход из упрощенного в исковое производство в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства истец заявит ходатайство об увеличении размера исковых требований, в результате чего цена иска превысит пределы, установленные пунктом 1 части первой статьи 232.2 ГПК РФ... суд переходит к рассмотрению дела по общим правилам искового производства..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства истец заявит ходатайство об увеличении размера исковых требований, в результате чего цена иска превысит пределы, установленные пунктом 1 части первой статьи 232.2 ГПК РФ... суд переходит к рассмотрению дела по общим правилам искового производства..."
Последние изменения: Изменение иска в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ разъяснил последствия увеличения размера исковых требований при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
(КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ разъяснил последствия увеличения размера исковых требований при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как увеличить исковые требования в арбитражном суде
(КонсультантПлюс, 2025)Если дело рассматривается в порядке упрощенного производства и после увеличения требований цена иска превысит допустимые для такого производства пределы, суд рассмотрит дело по общим правилам искового производства (п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10).
(КонсультантПлюс, 2025)Если дело рассматривается в порядке упрощенного производства и после увеличения требований цена иска превысит допустимые для такого производства пределы, суд рассмотрит дело по общим правилам искового производства (п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10).
Статья: Изменения в АПК РФ: подсудность, процессуальные сроки, приказное производство
(Вялых Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 1)Значительная доля изменений направлена на расширение сферы применения упрощенного производства. В частности, законопроект предполагает повышение максимального размера требований, рассматриваемых в порядке упрощенного производства, ровно в два раза по сравнению с установленным действующим законодательством в ст. 227 АПК РФ. Например, по требованиям юридических лиц цена иска не должна превышать 1 600 000 руб.; по требованиям индивидуальных предпринимателей - 800 000 руб.
(Вялых Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 1)Значительная доля изменений направлена на расширение сферы применения упрощенного производства. В частности, законопроект предполагает повышение максимального размера требований, рассматриваемых в порядке упрощенного производства, ровно в два раза по сравнению с установленным действующим законодательством в ст. 227 АПК РФ. Например, по требованиям юридических лиц цена иска не должна превышать 1 600 000 руб.; по требованиям индивидуальных предпринимателей - 800 000 руб.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10
(ред. от 05.04.2022)
"О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве"32. Если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства истец заявит ходатайство об увеличении размера исковых требований, в результате чего цена иска превысит пределы, установленные пунктом 1 части первой статьи 232.2 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 227 АПК РФ, суд переходит к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
(ред. от 05.04.2022)
"О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве"32. Если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства истец заявит ходатайство об увеличении размера исковых требований, в результате чего цена иска превысит пределы, установленные пунктом 1 части первой статьи 232.2 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 227 АПК РФ, суд переходит к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2020 N 42
"О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства"12. Принимая во внимание отсутствие устного судебного разбирательства при рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а также необходимость обеспечения права административного ответчика на защиту от предъявленных требований в случаях изменения административным истцом при рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства основания или предмета административного иска, увеличения им размера заявленных требований, суд вправе, руководствуясь частью 5.1 статьи 292 КАС РФ, установить новые сроки для представления доказательств, возражений, документов при условии, что размер измененных требований не превышает двадцати тысяч рублей, или вынести определение о рассмотрении административного дела по общим правилам административного судопроизводства.
"О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства"12. Принимая во внимание отсутствие устного судебного разбирательства при рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а также необходимость обеспечения права административного ответчика на защиту от предъявленных требований в случаях изменения административным истцом при рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства основания или предмета административного иска, увеличения им размера заявленных требований, суд вправе, руководствуясь частью 5.1 статьи 292 КАС РФ, установить новые сроки для представления доказательств, возражений, документов при условии, что размер измененных требований не превышает двадцати тысяч рублей, или вынести определение о рассмотрении административного дела по общим правилам административного судопроизводства.
"Упрощенные производства в гражданском судопроизводстве"
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) в рамках упрощенного производства не должны быть заявлены (рассмотрены) требования, которые не могут быть рассмотрены по правилам упрощенного производства (за исключением п. 6 ст. 232.2 ГПК РФ), в том числе встречные исковые требования, а также первоначальные исковые требования, если после увеличения их размера, изменения, дополнения взаимосвязанными способами защиты первоначальные исковые требования не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства;
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) в рамках упрощенного производства не должны быть заявлены (рассмотрены) требования, которые не могут быть рассмотрены по правилам упрощенного производства (за исключением п. 6 ст. 232.2 ГПК РФ), в том числе встречные исковые требования, а также первоначальные исковые требования, если после увеличения их размера, изменения, дополнения взаимосвязанными способами защиты первоначальные исковые требования не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства;
"Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография"
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)Упрощение судопроизводства продолжает оставаться приоритетом для ВС РФ, который ставит его во главу угла инициированного им очередного этапа процессуальной реформы, нашедшей отражение в Федеральном законе от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ. Не столь заметное в сравнении с планировавшимся отказом от мотивированных решений по делам, рассматриваемым в общем порядке, повышение суммы требований, рассматриваемых в упрощенном порядке, до сумм, охватывающих широкий круг дел (800 и 400 тыс. руб. - арбитражный процесс), фактически преследует ту же цель - отказ от мотивированных решений, поскольку по делам, рассматриваемым в упрощенном порядке, они и так не принимаются. Одно только это хорошо демонстрирует всю неоднозначность и опасность распространения упрощенных производств, не просто без учета особенностей отдельных категорий дел, но без поддержания основ процесса.
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)Упрощение судопроизводства продолжает оставаться приоритетом для ВС РФ, который ставит его во главу угла инициированного им очередного этапа процессуальной реформы, нашедшей отражение в Федеральном законе от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ. Не столь заметное в сравнении с планировавшимся отказом от мотивированных решений по делам, рассматриваемым в общем порядке, повышение суммы требований, рассматриваемых в упрощенном порядке, до сумм, охватывающих широкий круг дел (800 и 400 тыс. руб. - арбитражный процесс), фактически преследует ту же цель - отказ от мотивированных решений, поскольку по делам, рассматриваемым в упрощенном порядке, они и так не принимаются. Одно только это хорошо демонстрирует всю неоднозначность и опасность распространения упрощенных производств, не просто без учета особенностей отдельных категорий дел, но без поддержания основ процесса.
Статья: О перспективах перераспределения судебной компетенции по делам приказного производства
(Фокин Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Приказное производство широко востребовано в правоприменительной практике, особенно по делам о взыскании штрафов, задолженностей по налогам, кредитам и оплате услуг ЖКХ. Официальная статистика выданных судебных приказов Судебным департаментом при Верховном Суде РФ не ведется, однако из заявлений руководства судебной системы можно сделать вывод, что эта процедура используется российскими судами в большинстве рассматриваемых дел. Так, в 2020 г. судами общей юрисдикции в процедуре приказного производства было рассмотрено 85% гражданских дел, арбитражными судами - 16% экономических споров <2>. В 2021 г. приказное производство было применено судами общей юрисдикции в 84% дел, арбитражными судами - в 17% <3>. Такое положение вещей фактически подтверждает ранее сформулированный Д.И. Крымским тезис о том, что "упрощенные производства приобретают de facto характер "общего" порядка судопроизводства" <4>. В настоящее время Верховным Судом РФ анонсировано дальнейшее расширение применения сферы приказного производства. В частности, предлагается увеличить размеры требований, подлежащих рассмотрению в этой процедуре арбитражными судами, с 500 тыс. руб. до 1 млн руб. <5>.
(Фокин Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Приказное производство широко востребовано в правоприменительной практике, особенно по делам о взыскании штрафов, задолженностей по налогам, кредитам и оплате услуг ЖКХ. Официальная статистика выданных судебных приказов Судебным департаментом при Верховном Суде РФ не ведется, однако из заявлений руководства судебной системы можно сделать вывод, что эта процедура используется российскими судами в большинстве рассматриваемых дел. Так, в 2020 г. судами общей юрисдикции в процедуре приказного производства было рассмотрено 85% гражданских дел, арбитражными судами - 16% экономических споров <2>. В 2021 г. приказное производство было применено судами общей юрисдикции в 84% дел, арбитражными судами - в 17% <3>. Такое положение вещей фактически подтверждает ранее сформулированный Д.И. Крымским тезис о том, что "упрощенные производства приобретают de facto характер "общего" порядка судопроизводства" <4>. В настоящее время Верховным Судом РФ анонсировано дальнейшее расширение применения сферы приказного производства. В частности, предлагается увеличить размеры требований, подлежащих рассмотрению в этой процедуре арбитражными судами, с 500 тыс. руб. до 1 млн руб. <5>.
Статья: Вопросы участия адвоката (представителя) в приказном производстве гражданского процесса
(Громошина Н.А.)
("Адвокатская практика", 2021, N 3)- увеличение числа (видов) требований, по которым может быть выдан судебный приказ;
(Громошина Н.А.)
("Адвокатская практика", 2021, N 3)- увеличение числа (видов) требований, по которым может быть выдан судебный приказ;
Статья: Упрощенные производства по гражданским делам в зарубежном законодательстве и судебной практике
(Крымский Д.И.)
("Российский судья", 2020, N 12)Дальнейшее реформирование упрощенных производств в мировой практике происходит по целому ряду направлений, однако в значительной степени они развиваются по схожему пути.
(Крымский Д.И.)
("Российский судья", 2020, N 12)Дальнейшее реформирование упрощенных производств в мировой практике происходит по целому ряду направлений, однако в значительной степени они развиваются по схожему пути.
"Упрощенное производство в гражданском и арбитражном процессе: Монография"
(Жукова Ю.А.)
("Зерцало-М", 2022)Следует также остановиться на еще одной серьезной проблеме института упрощенного производства, лежащей несколько в иной плоскости и освещенной на совещании судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов Российской Федерации, состоявшемся в 2020 г. В своем докладе, подводящем итоги 2019 г., Председатель ВС РФ уделил внимание развитию институтов приказного и упрощенного производства. Так, количество экономических споров, рассмотренных в упрощенном порядке, увеличилось до 671 000, что составляет 35% от всех рассмотренных дел по экономическим спорам. Судами общей юрисдикции было рассмотрено в упрощенном порядке 126 795 дел - менее 1% всех гражданских дел <1> (рисунок 1). В то же время по 15 миллионам гражданских дел, 4,7 миллиона административных дел и 421 000 экономических споров вынесены судебные приказы <2>. По мнению Председателя ВС РФ, столь ограниченное применение упрощенного производства в гражданском процессе связано с отказом законодателя от предложения ВС РФ о расширении сферы его применения путем увеличения предела цены иска до 500 000 рублей, однако с этим выводом нельзя согласиться. Данная позиция была подтверждена, и дальнейшие планы о подготовке законопроектов об увеличении верхней границы размера требований, подлежащих взысканию в приказном и упрощенном производстве, были озвучены Председателем ВС РФ в докладе к совещанию судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов Российской Федерации, состоявшемся 9 февраля 2022 г. <3>.
(Жукова Ю.А.)
("Зерцало-М", 2022)Следует также остановиться на еще одной серьезной проблеме института упрощенного производства, лежащей несколько в иной плоскости и освещенной на совещании судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов Российской Федерации, состоявшемся в 2020 г. В своем докладе, подводящем итоги 2019 г., Председатель ВС РФ уделил внимание развитию институтов приказного и упрощенного производства. Так, количество экономических споров, рассмотренных в упрощенном порядке, увеличилось до 671 000, что составляет 35% от всех рассмотренных дел по экономическим спорам. Судами общей юрисдикции было рассмотрено в упрощенном порядке 126 795 дел - менее 1% всех гражданских дел <1> (рисунок 1). В то же время по 15 миллионам гражданских дел, 4,7 миллиона административных дел и 421 000 экономических споров вынесены судебные приказы <2>. По мнению Председателя ВС РФ, столь ограниченное применение упрощенного производства в гражданском процессе связано с отказом законодателя от предложения ВС РФ о расширении сферы его применения путем увеличения предела цены иска до 500 000 рублей, однако с этим выводом нельзя согласиться. Данная позиция была подтверждена, и дальнейшие планы о подготовке законопроектов об увеличении верхней границы размера требований, подлежащих взысканию в приказном и упрощенном производстве, были озвучены Председателем ВС РФ в докладе к совещанию судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов Российской Федерации, состоявшемся 9 февраля 2022 г. <3>.
Статья: Российская система законодательного регулирования отношений банкротства: состояние и тенденции развития
(Попондопуло В.Ф.)
("Юрист", 2021, N 5)Практика применения мирового соглашения показывает, что его эффективность невелика из-за участия в нем уполномоченного органа, ограниченного в возможностях заключения мирового соглашения налоговым законодательством (п. 1 ст. 156 Закона о банкротстве, гл. 9 Налогового кодекса РФ). Было бы правильным придать нормам Закона о банкротстве специальный характер по отношению к нормам налогового законодательства. Уравнивая конкурсных кредиторов и уполномоченные органы как кредиторов в деле о банкротстве, нельзя предусматривать разный правовой режим требований тех и других.
(Попондопуло В.Ф.)
("Юрист", 2021, N 5)Практика применения мирового соглашения показывает, что его эффективность невелика из-за участия в нем уполномоченного органа, ограниченного в возможностях заключения мирового соглашения налоговым законодательством (п. 1 ст. 156 Закона о банкротстве, гл. 9 Налогового кодекса РФ). Было бы правильным придать нормам Закона о банкротстве специальный характер по отношению к нормам налогового законодательства. Уравнивая конкурсных кредиторов и уполномоченные органы как кредиторов в деле о банкротстве, нельзя предусматривать разный правовой режим требований тех и других.
Статья: Экосистема предварительного расследования
(Смушкин А.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Кроме указанных, выделяется также ряд дополнительных задач реализации концепции электронного уголовного дела: "улучшение доступа к процессуальной информации всех участников уголовного судопроизводства, создание дополнительных возможностей для их взаимодействия; создание дополнительных возможностей обеспечения права на защиту соответствующих участников уголовного судопроизводства; повышение требований к качеству работы дознавателя, следователя, суда, качеству составления процессуальных документов, производства следственных и иных процессуальных действий, повышение ответственности должностных лиц, ответственных за производство по делу, и качества уголовного судопроизводства в целом; сокращение расходов в ходе производства по уголовному делу (почтовые расходы, расходы на изготовление копий материалов уголовного дела, расходы на юридическую помощь, некоторые процессуальные издержки и т.д.); организационное упрощение процесса пересмотра судебных решений вышестоящими судебными инстанциями (в части доступа к процессуальным документам и материалам, подлежащим проверке); систематизация и структурирование материалов уголовного дела, необходимых в работе дознавателя, следователя, прокурора и суда; возможность автоматизировать ведение статистики по уголовным делам; существенное снижение риска фальсификаций и исправлений в материалах уголовного дела (в первую очередь в отношении следственных и процессуальных действий, материалы которых уже помещены на электронный портал); повышение транспарентности правосудия по уголовным делам" <9>. В контексте рассматриваемых нами вопросов ведение уголовного дела в электронной форме будет также способствовать его размещению в рамках баз цифровой экосистемы правоохранительных органов, а также развитию цифровой трансформации правоохранительной деятельности.
(Смушкин А.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Кроме указанных, выделяется также ряд дополнительных задач реализации концепции электронного уголовного дела: "улучшение доступа к процессуальной информации всех участников уголовного судопроизводства, создание дополнительных возможностей для их взаимодействия; создание дополнительных возможностей обеспечения права на защиту соответствующих участников уголовного судопроизводства; повышение требований к качеству работы дознавателя, следователя, суда, качеству составления процессуальных документов, производства следственных и иных процессуальных действий, повышение ответственности должностных лиц, ответственных за производство по делу, и качества уголовного судопроизводства в целом; сокращение расходов в ходе производства по уголовному делу (почтовые расходы, расходы на изготовление копий материалов уголовного дела, расходы на юридическую помощь, некоторые процессуальные издержки и т.д.); организационное упрощение процесса пересмотра судебных решений вышестоящими судебными инстанциями (в части доступа к процессуальным документам и материалам, подлежащим проверке); систематизация и структурирование материалов уголовного дела, необходимых в работе дознавателя, следователя, прокурора и суда; возможность автоматизировать ведение статистики по уголовным делам; существенное снижение риска фальсификаций и исправлений в материалах уголовного дела (в первую очередь в отношении следственных и процессуальных действий, материалы которых уже помещены на электронный портал); повышение транспарентности правосудия по уголовным делам" <9>. В контексте рассматриваемых нами вопросов ведение уголовного дела в электронной форме будет также способствовать его размещению в рамках баз цифровой экосистемы правоохранительных органов, а также развитию цифровой трансформации правоохранительной деятельности.
Статья: Модернизация производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, осуществляемого судами общей юрисдикции
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Судопроизводство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций осуществляется в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (гл. 11.1, 32, 33 КАС РФ), который устанавливает принципы судопроизводства; последовательность и сроки выполнения процессуальных действий; приказной, упрощенный (письменный) и исковой порядок производства. В целях сокращения сроков принятия и исполнения решений, повышения эффективности судебного правоприменения необходимо в приказном производстве предусмотреть возможность направления по подсудности заявлений о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций для случаев обращения с нарушением правил территориальной подсудности, в исковом производстве - установить беззаявительный порядок перехода к упрощенному, при наличии оснований, или общему исковому порядку рассмотрения заявленных требований, когда отмена судебных приказов осуществляется в отсутствие доказательств погашения задолженности по обязательным платежам и санкциям. Для обеспечения исполнения судебных актов дополнительной гарантией соблюдения разумного срока могут стать процессуальные сроки обращения к исполнению судебных приказов. В сфере цифровизации правосудия невозможны дальнейшие шаги без формирования электронного дела как основы производства на всех стадиях правоприменения. К материалам электронных дел должны иметь доступ должностные лица и участники, к итоговым актам, подлежащим размещению в сети Интернет, в деперсонифицированном виде все пользователи, а доступ к информации должен быть обеспечен инструментами поиска и анализа <5>.
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Судопроизводство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций осуществляется в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (гл. 11.1, 32, 33 КАС РФ), который устанавливает принципы судопроизводства; последовательность и сроки выполнения процессуальных действий; приказной, упрощенный (письменный) и исковой порядок производства. В целях сокращения сроков принятия и исполнения решений, повышения эффективности судебного правоприменения необходимо в приказном производстве предусмотреть возможность направления по подсудности заявлений о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций для случаев обращения с нарушением правил территориальной подсудности, в исковом производстве - установить беззаявительный порядок перехода к упрощенному, при наличии оснований, или общему исковому порядку рассмотрения заявленных требований, когда отмена судебных приказов осуществляется в отсутствие доказательств погашения задолженности по обязательным платежам и санкциям. Для обеспечения исполнения судебных актов дополнительной гарантией соблюдения разумного срока могут стать процессуальные сроки обращения к исполнению судебных приказов. В сфере цифровизации правосудия невозможны дальнейшие шаги без формирования электронного дела как основы производства на всех стадиях правоприменения. К материалам электронных дел должны иметь доступ должностные лица и участники, к итоговым актам, подлежащим размещению в сети Интернет, в деперсонифицированном виде все пользователи, а доступ к информации должен быть обеспечен инструментами поиска и анализа <5>.
Статья: Особенности применения норм арбитражного и гражданского процесса как инструмента защиты нарушенных прав участников экономических отношений
(Коваль В.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 2)Данный институт направлен на сокращение сроков рассмотрения (по данной категории дел: отсутствие требования о проведении предварительного судебного заседания; отсутствие требования относительно вызова сторон в суд, а решение дела по представленным сторонами документам; отсутствие правила о ведении протокола), экономию затрат времени и финансов для сторон процесса, а также значительное повышение оперативности исполнения вынесенных решений.
(Коваль В.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 2)Данный институт направлен на сокращение сроков рассмотрения (по данной категории дел: отсутствие требования о проведении предварительного судебного заседания; отсутствие требования относительно вызова сторон в суд, а решение дела по представленным сторонами документам; отсутствие правила о ведении протокола), экономию затрат времени и финансов для сторон процесса, а также значительное повышение оперативности исполнения вынесенных решений.