Увеличение срока уплаты административных штрафов
Подборка наиболее важных документов по запросу Увеличение срока уплаты административных штрафов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Отсрочка и рассрочка по уплате административного штрафа
(КонсультантПлюс, 2025)На основании определения от 18.11.2022... была предоставлена отсрочка уплаты административного штрафа...
(КонсультантПлюс, 2025)На основании определения от 18.11.2022... была предоставлена отсрочка уплаты административного штрафа...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Помимо названных мер государственной финансовой поддержки субъектам МСП на федеральном уровне были предоставлены и иные возможности: рассрочка погашения долгов <20>; увеличение срока уплаты административных штрафов <21>; отсрочка уплаты выкупных платежей <22>; арендные каникулы <23>; мораторий на банкротство <24>; снижение тарифа на эквайринг <25> и т.д.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Помимо названных мер государственной финансовой поддержки субъектам МСП на федеральном уровне были предоставлены и иные возможности: рассрочка погашения долгов <20>; увеличение срока уплаты административных штрафов <21>; отсрочка уплаты выкупных платежей <22>; арендные каникулы <23>; мораторий на банкротство <24>; снижение тарифа на эквайринг <25> и т.д.
Статья: Актуальная методология понимания административной ответственности
(Коблева М.М., Лусегенова З.С.)
("Мировой судья", 2022, N 12)В Постановлении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2017 г. N 35-П <19> о возможности продления 20-дневного срока, установленного для оплаты административного штрафа в размере половины назначенной суммы, суд, на основе конституционных принципов правового государства (верховенство закона, юридического равенства и справедливости) и конституционных параметров (красных линий) допустимых ограничений прав и свобод граждан, отступление от которых связано с рисками произвольного применения административного принуждения, а также процессуальных принципов производства по делам об административных правонарушениях (всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела), сформулировал в отношении оснований, условий и сроков административной ответственности доктринальный принцип административно-деликтного законодательства - принцип баланса прав и свобод граждан, юридических лиц и общественного (публичного) интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от правонарушений. Конституционный Суд признал право автовладельцев на восстановление 20-дневного срока уплаты штрафа в случае его просрочки по уважительной причине, при назначении штрафа в особом порядке за административное правонарушение, зафиксированное в автоматическом режиме специальных технических средств.
(Коблева М.М., Лусегенова З.С.)
("Мировой судья", 2022, N 12)В Постановлении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2017 г. N 35-П <19> о возможности продления 20-дневного срока, установленного для оплаты административного штрафа в размере половины назначенной суммы, суд, на основе конституционных принципов правового государства (верховенство закона, юридического равенства и справедливости) и конституционных параметров (красных линий) допустимых ограничений прав и свобод граждан, отступление от которых связано с рисками произвольного применения административного принуждения, а также процессуальных принципов производства по делам об административных правонарушениях (всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела), сформулировал в отношении оснований, условий и сроков административной ответственности доктринальный принцип административно-деликтного законодательства - принцип баланса прав и свобод граждан, юридических лиц и общественного (публичного) интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от правонарушений. Конституционный Суд признал право автовладельцев на восстановление 20-дневного срока уплаты штрафа в случае его просрочки по уважительной причине, при назначении штрафа в особом порядке за административное правонарушение, зафиксированное в автоматическом режиме специальных технических средств.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.12.2017 N 35-П
"По делу о проверке конституционности части 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина Ю.А. Рейнхиммеля"Ю.А. Рейнхиммель, будучи лишенным по не зависящим от него причинам (из-за позднего получения указанного постановления) возможности уплатить в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации наложенный административный штраф в размере половины назначенный суммы, обратился в Центр видеофиксации ГИБДД ГУ МВД России по Московской области с ходатайством о восстановлении (продлении) срока, допускающего уплату административного штрафа в половинном размере, однако временно исполняющий обязанности начальника Центра отказал в удовлетворении данного ходатайства со ссылкой на то, что постановление о назначении административного штрафа направлено в его адрес своевременно - на следующий день после вынесения и, кроме того, законодательство об административных правонарушениях не предусматривает возможность продления срока, установленного для уплаты административного штрафа в размере половины назначенной суммы (письмо от 9 сентября 2016 года).
"По делу о проверке конституционности части 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина Ю.А. Рейнхиммеля"Ю.А. Рейнхиммель, будучи лишенным по не зависящим от него причинам (из-за позднего получения указанного постановления) возможности уплатить в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации наложенный административный штраф в размере половины назначенный суммы, обратился в Центр видеофиксации ГИБДД ГУ МВД России по Московской области с ходатайством о восстановлении (продлении) срока, допускающего уплату административного штрафа в половинном размере, однако временно исполняющий обязанности начальника Центра отказал в удовлетворении данного ходатайства со ссылкой на то, что постановление о назначении административного штрафа направлено в его адрес своевременно - на следующий день после вынесения и, кроме того, законодательство об административных правонарушениях не предусматривает возможность продления срока, установленного для уплаты административного штрафа в размере половины назначенной суммы (письмо от 9 сентября 2016 года).
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 N 1-П
"По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт"Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца, а также с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, рассрочить уплату административного штрафа на срок до трех месяцев (статья 31.5). Однако применительно к случаям возложения на юридические лица значительных по размеру административных штрафов, уплатить которые в установленные законом сроки они не в состоянии по объективным причинам, указанные сроки отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа могут быть недостаточными, притом что возможность их продления данным Кодексом не предусмотрена. В случае же неуплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, в течение тридцати дней со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки данное лицо подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП Российской Федерации, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа. Применение такого недифференцированного по размеру штрафа в случаях, когда сумма первоначально назначенного административного штрафа уже является для привлекаемого к административной ответственности лица весьма обременительной, может приобретать характер чрезмерного административного взыскания.
"По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт"Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца, а также с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, рассрочить уплату административного штрафа на срок до трех месяцев (статья 31.5). Однако применительно к случаям возложения на юридические лица значительных по размеру административных штрафов, уплатить которые в установленные законом сроки они не в состоянии по объективным причинам, указанные сроки отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа могут быть недостаточными, притом что возможность их продления данным Кодексом не предусмотрена. В случае же неуплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, в течение тридцати дней со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки данное лицо подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП Российской Федерации, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа. Применение такого недифференцированного по размеру штрафа в случаях, когда сумма первоначально назначенного административного штрафа уже является для привлекаемого к административной ответственности лица весьма обременительной, может приобретать характер чрезмерного административного взыскания.
Статья: Правовые коллизии механизмов реализации мер бюджетного принуждения в условиях финансовой нестабильности
(Лапина М.А., Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)- предоставления отсрочки по исполнению обязательств по субсидиям для промышленных компаний в совокупности с пролонгацией их сроков без применения мер бюджетного принуждения, направленных на возврат субсидии с приостановкой оплаты штрафных санкций <32>.
(Лапина М.А., Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)- предоставления отсрочки по исполнению обязательств по субсидиям для промышленных компаний в совокупности с пролонгацией их сроков без применения мер бюджетного принуждения, направленных на возврат субсидии с приостановкой оплаты штрафных санкций <32>.
Статья: 7 ответов на вопросы о подаче и заполнении ЕФС-1
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)- по ч. 22 ст. 17 Закона N 27-ФЗ составляет 3 года со дня, когда территориальный орган СФР узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности (ч. 22 ст. 17 Закона N 27-ФЗ). При этом, по мнению Верховного Суда РФ, если фонд пропустит срок составления акта о нарушении и выставлении требования об уплате штрафа, то это не будет продлевать срока давности (определение ВС РФ от 13.01.2020 N 309-ЭС19-24792);
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)- по ч. 22 ст. 17 Закона N 27-ФЗ составляет 3 года со дня, когда территориальный орган СФР узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности (ч. 22 ст. 17 Закона N 27-ФЗ). При этом, по мнению Верховного Суда РФ, если фонд пропустит срок составления акта о нарушении и выставлении требования об уплате штрафа, то это не будет продлевать срока давности (определение ВС РФ от 13.01.2020 N 309-ЭС19-24792);
Ситуация: Что грозит за управление автомобилем без прав?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)лица, подвергнутые административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами и не выполнившие установленных законодательством условий (в частности, о проверке знаний ПДД, уплате штрафов) после истечения срока наказания.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)лица, подвергнутые административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами и не выполнившие установленных законодательством условий (в частности, о проверке знаний ПДД, уплате штрафов) после истечения срока наказания.
Статья: Оперативный контроль в системе государственного контроля (надзора): проблемы реализации и пути повышения эффективности
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)- увеличивается срок отсрочки исполнения постановления о назначении административного наказания с одного до шести месяцев (ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ);
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)- увеличивается срок отсрочки исполнения постановления о назначении административного наказания с одного до шести месяцев (ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ);
Статья: Нарушение срока технологического присоединения к электрическим сетям: новые риски для сетевых организаций
(Бауэр Р.Э.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)В свете новых разъяснений Обзора ВС РФ стоит ожидать увеличения случаев привлечения сетевых организаций в сфере электроэнергетики к административной ответственности, а как следствие - увеличения финансовой нагрузки на них из-за уплаты штрафов. Развитие подобного сценария не является позитивным ни для сетевых организаций, ни для государства в целом. Меры административного воздействия на правонарушителя Правил N 861 направлены прежде всего на защиту интересов конкретного субъекта - потребителя в части возможности потребления электрической энергии как первичного энергетического ресурса, а охраняемые ст. 9.21 КоАП РФ общественные интересы в конечном счете должны способствовать стимулированию экономического роста в Российской Федерации <13>.
(Бауэр Р.Э.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)В свете новых разъяснений Обзора ВС РФ стоит ожидать увеличения случаев привлечения сетевых организаций в сфере электроэнергетики к административной ответственности, а как следствие - увеличения финансовой нагрузки на них из-за уплаты штрафов. Развитие подобного сценария не является позитивным ни для сетевых организаций, ни для государства в целом. Меры административного воздействия на правонарушителя Правил N 861 направлены прежде всего на защиту интересов конкретного субъекта - потребителя в части возможности потребления электрической энергии как первичного энергетического ресурса, а охраняемые ст. 9.21 КоАП РФ общественные интересы в конечном счете должны способствовать стимулированию экономического роста в Российской Федерации <13>.
Статья: Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении изменился
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 1)Приведенное нововведение увеличило не только срок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, но и связанные с ним сроки, в частности сроки на уплату административных штрафов. Штраф до решения по жалобе можно не платить, принудительно его взыскивать не будут <6>.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 1)Приведенное нововведение увеличило не только срок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, но и связанные с ним сроки, в частности сроки на уплату административных штрафов. Штраф до решения по жалобе можно не платить, принудительно его взыскивать не будут <6>.
Статья: Современное развитие учения И.И. Веремеенко о воспитательной цели административного наказания за нарушения в области дорожного движения
(Майоров В.И.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)В настоящее время для оказания превентивного и дисциплинирующего воздействия на правонарушителей в области дорожного движения принят Федеральный закон от 26 декабря 2024 г. N 490-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" [5], вступивший в силу с 1 января 2025 года.
(Майоров В.И.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)В настоящее время для оказания превентивного и дисциплинирующего воздействия на правонарушителей в области дорожного движения принят Федеральный закон от 26 декабря 2024 г. N 490-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" [5], вступивший в силу с 1 января 2025 года.
Статья: Особенности применения административной преюдиции за ненасильственное хищение чужого имущества
(Таскаев Н.Н., Якимова Е.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)В данном случае логичным и обоснованным представляется исходить из того, что, согласно ст. 4.6 КоАП РФ, лицо считается подвергнутым наказанию в течение одного года с момента исполнения наказания. Исполнением административного штрафа считается его полная оплата в течение 60 дней (ст. 32.2 КоАП РФ), административного ареста - окончание установленного срока содержания лица под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел, или удовлетворение судом письменного заявления лица, подвергнутого административному аресту, в случае возникновения исключительных личных обстоятельств. Отсрочка или рассрочка оплаты административного штрафа, а также приостановление исполнения административного ареста не изменяют общие правила исполнения административных наказаний <14>, лишь продлевают сроки исполнения обязанности по претерпеванию административного наказания. В целях обеспечения единообразия правоприменительной практики стоило бы обозначить позицию Верховного Суда Российской Федерации по вопросу исчислений срока подвергнутости административному наказанию в случае предоставления отсрочки или рассрочки в его исполнении.
(Таскаев Н.Н., Якимова Е.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)В данном случае логичным и обоснованным представляется исходить из того, что, согласно ст. 4.6 КоАП РФ, лицо считается подвергнутым наказанию в течение одного года с момента исполнения наказания. Исполнением административного штрафа считается его полная оплата в течение 60 дней (ст. 32.2 КоАП РФ), административного ареста - окончание установленного срока содержания лица под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел, или удовлетворение судом письменного заявления лица, подвергнутого административному аресту, в случае возникновения исключительных личных обстоятельств. Отсрочка или рассрочка оплаты административного штрафа, а также приостановление исполнения административного ареста не изменяют общие правила исполнения административных наказаний <14>, лишь продлевают сроки исполнения обязанности по претерпеванию административного наказания. В целях обеспечения единообразия правоприменительной практики стоило бы обозначить позицию Верховного Суда Российской Федерации по вопросу исчислений срока подвергнутости административному наказанию в случае предоставления отсрочки или рассрочки в его исполнении.
Статья: Принудительные работы для иностранных граждан и лиц без гражданства как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
(Пацевич В.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Ранее Президиум Верховного Суда РФ указывал на то, что суд вправе отказать в удовлетворении административного искового заявления о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении, когда данный гражданин находится в этом учреждении длительный период, а уполномоченный орган не представляет сведения о возможности исполнения решения о депортации в ближайшее время, равно в случае отсутствия данных о том, что депортируемое лицо может скрыться или уклониться от исполнения соответствующего решения <19>. Аналогичный смысл прослеживается сейчас в новой статье КоАП РФ - 27.19.1, ч. 17 которой предоставляет право выдворяемому лицу, помещенному в специальное учреждение, по истечении месячного срока со дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении рассматриваемого вида наказания при наличии обстоятельств, указывающих на невозможность реализации процедуры выдворения, обратиться в суд с ходатайством о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в таком учреждении. В связи с чем возникает вопрос о контроле за пребыванием иностранного гражданина, в отношении которого имеется вступившее в законную силу постановление о принудительном административном выдворении и не содержащегося в специальном учреждении. Полагаем, что таким лицам с целью предупреждения совершения ими новых правонарушений в период до реализации процедуры административного выдворения должен устанавливаться не только режим контролируемого пребывания, но и предоставляться возможность осуществлять трудовую деятельность. Данное предложение видится нам вполне целесообразным, поскольку в случае получения дохода иностранный правонарушитель сможет не только самостоятельно оплатить расходы по своему административному выдворению, но также исполнить другие имущественные обязательства, включая выплату административного штрафа.
(Пацевич В.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Ранее Президиум Верховного Суда РФ указывал на то, что суд вправе отказать в удовлетворении административного искового заявления о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении, когда данный гражданин находится в этом учреждении длительный период, а уполномоченный орган не представляет сведения о возможности исполнения решения о депортации в ближайшее время, равно в случае отсутствия данных о том, что депортируемое лицо может скрыться или уклониться от исполнения соответствующего решения <19>. Аналогичный смысл прослеживается сейчас в новой статье КоАП РФ - 27.19.1, ч. 17 которой предоставляет право выдворяемому лицу, помещенному в специальное учреждение, по истечении месячного срока со дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении рассматриваемого вида наказания при наличии обстоятельств, указывающих на невозможность реализации процедуры выдворения, обратиться в суд с ходатайством о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в таком учреждении. В связи с чем возникает вопрос о контроле за пребыванием иностранного гражданина, в отношении которого имеется вступившее в законную силу постановление о принудительном административном выдворении и не содержащегося в специальном учреждении. Полагаем, что таким лицам с целью предупреждения совершения ими новых правонарушений в период до реализации процедуры административного выдворения должен устанавливаться не только режим контролируемого пребывания, но и предоставляться возможность осуществлять трудовую деятельность. Данное предложение видится нам вполне целесообразным, поскольку в случае получения дохода иностранный правонарушитель сможет не только самостоятельно оплатить расходы по своему административному выдворению, но также исполнить другие имущественные обязательства, включая выплату административного штрафа.
Статья: Нарушение и наказание: новшества в сфере ККТ-проверок с 2023 года
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2023, N 3)Отсрочка по уплате штрафа. Напомним, что уплатить административный штраф нужно в течение 60 дней со дня, когда постановление о его наложении вступило в законную силу (это произойдет после истечения 10 суток со дня, как вы его получили, если за это время вы не обжалуете его) <23>. Если у компании (ИП) нет возможности сделать это в отведенное время, она может попросить отсрочку. Ранее срок отсрочки мог быть не больше месяца, с июля 2022 г. его продлили до 6 месяцев <24>. В связи с этим ФНС напомнила пользователям ККТ, что должностное лицо, вынесшее постановление о назначении штрафа за кассовые нарушения, может на полгода отсрочить исполнение постановления при наличии у нарушителя уважительных причин <25>. Перечня оснований для предоставления отсрочки в КоАП РФ нет. Поэтому, чтобы отсрочить наказание, нужно подать соответствующее заявление (ходатайство), а также доказать контролерам наличие обстоятельств, затрудняющих уплату штрафа.
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2023, N 3)Отсрочка по уплате штрафа. Напомним, что уплатить административный штраф нужно в течение 60 дней со дня, когда постановление о его наложении вступило в законную силу (это произойдет после истечения 10 суток со дня, как вы его получили, если за это время вы не обжалуете его) <23>. Если у компании (ИП) нет возможности сделать это в отведенное время, она может попросить отсрочку. Ранее срок отсрочки мог быть не больше месяца, с июля 2022 г. его продлили до 6 месяцев <24>. В связи с этим ФНС напомнила пользователям ККТ, что должностное лицо, вынесшее постановление о назначении штрафа за кассовые нарушения, может на полгода отсрочить исполнение постановления при наличии у нарушителя уважительных причин <25>. Перечня оснований для предоставления отсрочки в КоАП РФ нет. Поэтому, чтобы отсрочить наказание, нужно подать соответствующее заявление (ходатайство), а также доказать контролерам наличие обстоятельств, затрудняющих уплату штрафа.