Увеличение педагогической нагрузки
Подборка наиболее важных документов по запросу Увеличение педагогической нагрузки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 15.12.2022 по делу N 33-39370/2022, 2-3826/2022 (УИД 77RS0015-02-2022-002370-15)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что никаких дисциплинарных проступков он не совершал, действовал в соответствии с трудовым договором, должностной инструкцией и учебным планом, служебные проверки проведены формально, без установления всех обстоятельств и вины, не учтена тяжесть совершенных нарушений.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части; 3) Отказано; 4) Удовлетворено.Само по себе увеличение педагогической нагрузки по занимаемой Л. должности с установлением размера оплаты указанной работы, учитывая особый характер деятельности педагогических работников, не свидетельствует об исполнении им обязанности по должности педагога дополнительного образования на условиях совместительства, поскольку трудовой договор с истцом не заключался, соответствующий приказ о приеме на работу Л. на должность педагога дополнительного образования по внутреннему совместительству не издавался, что сторонами по делу не оспаривается.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что никаких дисциплинарных проступков он не совершал, действовал в соответствии с трудовым договором, должностной инструкцией и учебным планом, служебные проверки проведены формально, без установления всех обстоятельств и вины, не учтена тяжесть совершенных нарушений.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части; 3) Отказано; 4) Удовлетворено.Само по себе увеличение педагогической нагрузки по занимаемой Л. должности с установлением размера оплаты указанной работы, учитывая особый характер деятельности педагогических работников, не свидетельствует об исполнении им обязанности по должности педагога дополнительного образования на условиях совместительства, поскольку трудовой договор с истцом не заключался, соответствующий приказ о приеме на работу Л. на должность педагога дополнительного образования по внутреннему совместительству не издавался, что сторонами по делу не оспаривается.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отличие неполного рабочего времени от сокращенного
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)- связано с особенностями выполняемой работы (для уменьшения длительности нахождения во вредных и опасных условиях труда, при повышенных психоэмоциональных нагрузках для медицинских и педагогических работников);
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)- связано с особенностями выполняемой работы (для уменьшения длительности нахождения во вредных и опасных условиях труда, при повышенных психоэмоциональных нагрузках для медицинских и педагогических работников);
Статья: Понятие "педагогическая деятельность" в законодательстве и правоприменительной практике: комплексный анализ содержания
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)2) в соответствии с данной целью сформулирован базовый отраслевой признак педагогической деятельности - повышенные психофизиологические нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности факторов;
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)2) в соответствии с данной целью сформулирован базовый отраслевой признак педагогической деятельности - повышенные психофизиологические нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности факторов;
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2025 N 10-П
"По делу о проверке конституционности абзаца пятого части первой статьи 21, абзаца седьмого части второй статьи 22, части четвертой статьи 60.2, части третьей статьи 93, статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1, а также частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Неверова"абзац пятый части первой статьи 21, абзац седьмой части второй статьи 22, статья 129 и части первая и вторая статьи 135 не обязывают работодателя увеличивать по инициативе педагогического работника установленный ему объем учебной нагрузки, если на начало учебного года она составляла менее 18 часов учебной (преподавательской) работы в неделю, допускают возможность произвольного определения работодателем размера заработной платы работника (в том числе размера оклада и иных составных частей заработной платы) и позволяют работодателю не выплачивать работнику в полном размере предусмотренную трудовым договором и дополнительным соглашением к нему заработную плату с учетом объема учебной нагрузки;
"По делу о проверке конституционности абзаца пятого части первой статьи 21, абзаца седьмого части второй статьи 22, части четвертой статьи 60.2, части третьей статьи 93, статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1, а также частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Неверова"абзац пятый части первой статьи 21, абзац седьмой части второй статьи 22, статья 129 и части первая и вторая статьи 135 не обязывают работодателя увеличивать по инициативе педагогического работника установленный ему объем учебной нагрузки, если на начало учебного года она составляла менее 18 часов учебной (преподавательской) работы в неделю, допускают возможность произвольного определения работодателем размера заработной платы работника (в том числе размера оклада и иных составных частей заработной платы) и позволяют работодателю не выплачивать работнику в полном размере предусмотренную трудовым договором и дополнительным соглашением к нему заработную плату с учетом объема учебной нагрузки;
Приказ Минпросвещения России от 04.04.2025 N 269
"О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, и о Порядке определения учебной нагрузки указанных педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основаниях ее изменения и случаях установления верхнего предела указанной учебной нагрузки"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2025 N 82070)7. Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения, предусмотренного пунктами 5 и 6 Порядка.
"О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, и о Порядке определения учебной нагрузки указанных педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основаниях ее изменения и случаях установления верхнего предела указанной учебной нагрузки"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2025 N 82070)7. Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения, предусмотренного пунктами 5 и 6 Порядка.
Статья: Правоведение в годы Великой Отечественной войны: о науке в экстремальных условиях (на основе архивных материалов)
(Зипунникова Н.Н., Калинина А.В.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)В конце 1930-х гг. СЮИ испытывал существенную нехватку научно-педагогических кадров, что не раз подчеркивалось в переписке с Управлением учебными заведениями НКЮ РСФСР. Отмечалась повышенная нагрузка на преподавательский состав, из-за которой работники вуза не могли проводить полноценные научные исследования. Руководство вуза указывало, что ждать специалистов из других центров юридического образования не представлялось возможным, поэтому институту нужно было обходиться внутренними ресурсами и самим начать готовить будущие научно-педагогические кадры в аспирантуре <10>.
(Зипунникова Н.Н., Калинина А.В.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)В конце 1930-х гг. СЮИ испытывал существенную нехватку научно-педагогических кадров, что не раз подчеркивалось в переписке с Управлением учебными заведениями НКЮ РСФСР. Отмечалась повышенная нагрузка на преподавательский состав, из-за которой работники вуза не могли проводить полноценные научные исследования. Руководство вуза указывало, что ждать специалистов из других центров юридического образования не представлялось возможным, поэтому институту нужно было обходиться внутренними ресурсами и самим начать готовить будущие научно-педагогические кадры в аспирантуре <10>.
Статья: Долгие споры
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2025, N 5)- Работодатель не допустил Ш. к образовательному процессу, поскольку должность тренера, в которой он восстановлен, не наделяет Ш. правом осуществления педагогической деятельности тренера-преподавателя.
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2025, N 5)- Работодатель не допустил Ш. к образовательному процессу, поскольку должность тренера, в которой он восстановлен, не наделяет Ш. правом осуществления педагогической деятельности тренера-преподавателя.
Статья: Конституционный Суд РФ разъяснил порядок определения заработной платы педагогов при неполной учебной нагрузке
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)Педагогические работники относятся к категории лиц, чья деятельность обладает спецификой, позволяющей устанавливать особенности регулирования их труда. Выполнение педагогическим работником нормы часов учебной (преподавательской) работы (в частности, 18 часов в неделю) должно гарантировать выплату ему заработной платы в размере не ниже МРОТ с соблюдением требования об обеспечении повышенной оплаты труда сверх этого размера в случаях работы в особых условиях или условиях, отклоняющихся от нормальных. При неполной учебной нагрузке зарплата педагога рассчитывается исходя из размера оплаты труда по данной должности за полное рабочее время пропорционально количеству фактически отработанных работником часов. При этом оплата за полное рабочее время, из которой производится расчет, должна быть не менее МРОТ с начислением сверх этого - в установленных случаях - дополнительных выплат. Если структура оплаты труда педагога, помимо оклада и иных выплат, включает так называемую доплату до МРОТ, то при исчислении зарплаты работника, учебная нагрузка которого составляет менее установленной нормы часов, данная доплата также подлежит включению в оплату за полное рабочее время, из которой производится расчет. Тем самым обеспечивается соответствие размера оплаты труда такого работника минимальному гарантированному размеру заработной платы.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)Педагогические работники относятся к категории лиц, чья деятельность обладает спецификой, позволяющей устанавливать особенности регулирования их труда. Выполнение педагогическим работником нормы часов учебной (преподавательской) работы (в частности, 18 часов в неделю) должно гарантировать выплату ему заработной платы в размере не ниже МРОТ с соблюдением требования об обеспечении повышенной оплаты труда сверх этого размера в случаях работы в особых условиях или условиях, отклоняющихся от нормальных. При неполной учебной нагрузке зарплата педагога рассчитывается исходя из размера оплаты труда по данной должности за полное рабочее время пропорционально количеству фактически отработанных работником часов. При этом оплата за полное рабочее время, из которой производится расчет, должна быть не менее МРОТ с начислением сверх этого - в установленных случаях - дополнительных выплат. Если структура оплаты труда педагога, помимо оклада и иных выплат, включает так называемую доплату до МРОТ, то при исчислении зарплаты работника, учебная нагрузка которого составляет менее установленной нормы часов, данная доплата также подлежит включению в оплату за полное рабочее время, из которой производится расчет. Тем самым обеспечивается соответствие размера оплаты труда такого работника минимальному гарантированному размеру заработной платы.
"Годовой отчет для учреждений образования - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Размер среднемесячной зарплаты = Размер ставки зарплаты за месяц без повышающих коэффициентов x Фактический объем педагогической нагрузки в неделю / Норма часов педагогической работы в неделю за ставку зарплаты.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Размер среднемесячной зарплаты = Размер ставки зарплаты за месяц без повышающих коэффициентов x Фактический объем педагогической нагрузки в неделю / Норма часов педагогической работы в неделю за ставку зарплаты.
Статья: Правовые особенности учета трудозатрат преподавателей высшей медицинской школы
(Седова Н.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 4)Традиционно штаты преподавателей вуза комплектуются из расчета аудиторных часов. Это закреплено в законодательных документах. В той же ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 36 часов в неделю. Учебная нагрузка педагогических работников высшего учебного заведения устанавливается учебным заведением самостоятельно. Но максимальный размер ее не должен превышать 900 часов в учебном году, как того требует п. 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264 <2>. Естественно стремление руководства вузов довести объем учебной нагрузки до максимума, причем в некоторых вузах подходят к этому недифференцированно - повышают до 900 часов всем. Но в большинстве все же сохраняется дифференцировка в зависимости от должности.
(Седова Н.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 4)Традиционно штаты преподавателей вуза комплектуются из расчета аудиторных часов. Это закреплено в законодательных документах. В той же ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 36 часов в неделю. Учебная нагрузка педагогических работников высшего учебного заведения устанавливается учебным заведением самостоятельно. Но максимальный размер ее не должен превышать 900 часов в учебном году, как того требует п. 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264 <2>. Естественно стремление руководства вузов довести объем учебной нагрузки до максимума, причем в некоторых вузах подходят к этому недифференцированно - повышают до 900 часов всем. Но в большинстве все же сохраняется дифференцировка в зависимости от должности.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
Вопрос: Какая продолжительность рабочего времени должна быть у учителя?
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)Согласно пункту 1.8 приложения N 2 к Приказу N 1601 об изменениях объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора.
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)Согласно пункту 1.8 приложения N 2 к Приказу N 1601 об изменениях объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора.
Статья: Умственная нагрузка работников образовательных организаций: вредный производственный фактор или позитивная составляющая трудовой деятельности?
(Лавров А.С.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 8)Педагогическая деятельность относится к трудовой деятельности с повышенной умственной нагрузкой. Работа преподавателей и иных работников образовательных организаций часто связана со стрессами и умственным напряжением, которые негативно влияют на их психическое и физическое здоровье. Умственный стресс и умственное напряжение относятся к стрессогенным факторам со всеми вытекающими негативными последствиями (повышение риска развития гипертонии и иных сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, ухудшение памяти, тревожность, снижение концентрации и т.д.).
(Лавров А.С.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 8)Педагогическая деятельность относится к трудовой деятельности с повышенной умственной нагрузкой. Работа преподавателей и иных работников образовательных организаций часто связана со стрессами и умственным напряжением, которые негативно влияют на их психическое и физическое здоровье. Умственный стресс и умственное напряжение относятся к стрессогенным факторам со всеми вытекающими негативными последствиями (повышение риска развития гипертонии и иных сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, ухудшение памяти, тревожность, снижение концентрации и т.д.).
Информация: Совещание с членами Правительства
("Официальный сайт Президента РФ", 2024)Также мы продолжаем снижать бюрократическую нагрузку на педагогов, и с 1 сентября вступит в силу Закон, запрещающий запрашивать другим ведомствам дополнительные отчеты у педагогов детских садов и колледжей, как это сегодня уже есть в отношении учителей.
("Официальный сайт Президента РФ", 2024)Также мы продолжаем снижать бюрократическую нагрузку на педагогов, и с 1 сентября вступит в силу Закон, запрещающий запрашивать другим ведомствам дополнительные отчеты у педагогов детских садов и колледжей, как это сегодня уже есть в отношении учителей.