Уведомление налоговой для дачи пояснений
Подборка наиболее важных документов по запросу Уведомление налоговой для дачи пояснений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 76 "Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам общества в банках и обязании инспекции выплатить обществу проценты, предусмотренные п. 9.2 ст. 76 НК РФ. Суд установил, что в ходе проверки налоговым органом были выявлены основания для применения обеспечительных мер. Для выяснения имущественного положения налогоплательщика налоговый орган направил уведомление о вызове руководителя общества для дачи пояснений по вопросу имущественного положения общества. Представитель общества в инспекцию не явился, ввиду чего налоговый орган посчитал, что сведения о составе имущества предприятия не представлены, следовательно, общество не имеет достаточного имущества, что при наличии задолженности по налогам может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения. Вышестоящий налоговый орган отменил решение о принятии обеспечительных мер, указав, что исходя из данных бухгалтерского баланса можно было установить, что на момент вынесения решения у общества имелось имущество, которое должно было быть учтено в целях обеспечения исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Суд отклонил ссылку налогового органа на наличие оснований для прекращения производства по делу ввиду отмены оспариваемого решения вышестоящим налоговым органом, так как оспаривание обществом решения инспекции о принятии обеспечительных мер связано в том числе с восстановлением прав налогоплательщика путем взыскания процентов. Суд пришел к выводу о правомерности заявленных обществом требований, так как взыскание с налогового органа установленных абз. 2 п. 9.2 ст. 76 НК РФ процентов носит компенсационный характер и не связано с необходимостью доказывания налогоплательщиком причиненного ему прямого ущерба.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам общества в банках и обязании инспекции выплатить обществу проценты, предусмотренные п. 9.2 ст. 76 НК РФ. Суд установил, что в ходе проверки налоговым органом были выявлены основания для применения обеспечительных мер. Для выяснения имущественного положения налогоплательщика налоговый орган направил уведомление о вызове руководителя общества для дачи пояснений по вопросу имущественного положения общества. Представитель общества в инспекцию не явился, ввиду чего налоговый орган посчитал, что сведения о составе имущества предприятия не представлены, следовательно, общество не имеет достаточного имущества, что при наличии задолженности по налогам может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения. Вышестоящий налоговый орган отменил решение о принятии обеспечительных мер, указав, что исходя из данных бухгалтерского баланса можно было установить, что на момент вынесения решения у общества имелось имущество, которое должно было быть учтено в целях обеспечения исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Суд отклонил ссылку налогового органа на наличие оснований для прекращения производства по делу ввиду отмены оспариваемого решения вышестоящим налоговым органом, так как оспаривание обществом решения инспекции о принятии обеспечительных мер связано в том числе с восстановлением прав налогоплательщика путем взыскания процентов. Суд пришел к выводу о правомерности заявленных обществом требований, так как взыскание с налогового органа установленных абз. 2 п. 9.2 ст. 76 НК РФ процентов носит компенсационный характер и не связано с необходимостью доказывания налогоплательщиком причиненного ему прямого ущерба.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 32 "Обязанности налоговых органов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, ему неправомерно направлено уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений, при этом не представлены материалы камеральной проверки декларации.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, ему неправомерно направлено уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений, при этом не представлены материалы камеральной проверки декларации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений (уточнения информации) в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Дата явки не указана, только время работы налогового органа. Установлен ли срок явки? Могут ли быть применены меры ответственности в случае неявки в течение месяца?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Вопрос: Налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений (уточнения информации) в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Дата явки не указана, только время работы налогового органа. Установлен ли срок явки? Могут ли быть применены меры ответственности в случае неявки в течение месяца?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Вопрос: Налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений (уточнения информации) в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Дата явки не указана, только время работы налогового органа. Установлен ли срок явки? Могут ли быть применены меры ответственности в случае неявки в течение месяца?
Статья: Ознакомление с материалами налогового контроля при вызове для дачи пояснений
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 23)В адрес компании было направлено уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений в связи с имеющейся у налогового органа информацией о возможном занижении базы для начисления страховых взносов за период 2020 - 2021 г. и девять месяцев 2022 г. и выплаты заработной платы в "конвертах".
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 23)В адрес компании было направлено уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений в связи с имеющейся у налогового органа информацией о возможном занижении базы для начисления страховых взносов за период 2020 - 2021 г. и девять месяцев 2022 г. и выплаты заработной платы в "конвертах".
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
Статья: Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)Складывается более сложная ситуация, когда налоговые органы, имея на это предоставленные им законодательством полномочия, проводят отдельные контрольные мероприятия вне рамок системных детально урегулированных форм контроля. В частности, к подобным мероприятиям, которые могут проводиться налоговыми органами вне системной взаимосвязи с иными контрольными действиями, относятся такие, как истребование документов (информации) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ), истребование документов у банков (п. 2 ст. 86 НК РФ), приглашение налогоплательщиков на основании письменного уведомления в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ), осмотр документов и предметов (п. 2 ст. 92 НК РФ).
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)Складывается более сложная ситуация, когда налоговые органы, имея на это предоставленные им законодательством полномочия, проводят отдельные контрольные мероприятия вне рамок системных детально урегулированных форм контроля. В частности, к подобным мероприятиям, которые могут проводиться налоговыми органами вне системной взаимосвязи с иными контрольными действиями, относятся такие, как истребование документов (информации) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ), истребование документов у банков (п. 2 ст. 86 НК РФ), приглашение налогоплательщиков на основании письменного уведомления в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ), осмотр документов и предметов (п. 2 ст. 92 НК РФ).
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Описание ситуации: Общество получило уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (далее - Уведомление) для дачи пояснений по вопросу соответствия Общедоступным критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском").
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Описание ситуации: Общество получило уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (далее - Уведомление) для дачи пояснений по вопросу соответствия Общедоступным критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском").
Статья: Допрос руководителя компании в налоговом органе. Что нужно знать?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)Обратите внимание! Если компания получила из налогового органа уведомление о вызове для дачи пояснений, то после завершения встречи протокол не составляется. "Пояснения" могут быть оформлены в произвольной форме с проставлением отметки канцелярии, что документ официально принят", - говорит Юлия Баженова.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)Обратите внимание! Если компания получила из налогового органа уведомление о вызове для дачи пояснений, то после завершения встречи протокол не составляется. "Пояснения" могут быть оформлены в произвольной форме с проставлением отметки канцелярии, что документ официально принят", - говорит Юлия Баженова.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Описание ситуации: Обществом получено уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (далее - Уведомление) для дачи пояснений по вопросу соответствия общедоступным критериям оценки рисков, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Описание ситуации: Обществом получено уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (далее - Уведомление) для дачи пояснений по вопросу соответствия общедоступным критериям оценки рисков, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском).
Статья: Пределы цифровизации: опыт России и Франции в сборе информации о налогоплательщике в социальных сетях
(Василишина П.Ю.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Так, в России бывший глава ФНС Михаил Мишустин заявил, что "ФНС России стремится стать незаметной для налогоплательщиков", говоря о необходимости использования цифровых технологий во взаимодействии с налогоплательщиками и сборе налоговозначимой информации <3>. В России процедура сбора информации из сети Интернет как форма налогового контроля не закреплена на законодательном уровне. Перечень форм налогового контроля носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. В Налоговом кодексе РФ (НК РФ) лишь закреплено право налоговых органов вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой налога или проведением налоговой проверки, а также требовать с налогоплательщиков документы, на основании которых к налогоплательщику предъявляются требования об уплате сборов и налогов.
(Василишина П.Ю.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Так, в России бывший глава ФНС Михаил Мишустин заявил, что "ФНС России стремится стать незаметной для налогоплательщиков", говоря о необходимости использования цифровых технологий во взаимодействии с налогоплательщиками и сборе налоговозначимой информации <3>. В России процедура сбора информации из сети Интернет как форма налогового контроля не закреплена на законодательном уровне. Перечень форм налогового контроля носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. В Налоговом кодексе РФ (НК РФ) лишь закреплено право налоговых органов вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой налога или проведением налоговой проверки, а также требовать с налогоплательщиков документы, на основании которых к налогоплательщику предъявляются требования об уплате сборов и налогов.
Статья: Налоговые комиссии как скрытая форма налогового контроля
(Колозина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Вместе с тем существует юридическая проблема - отсутствие четкого регулирования деятельности таких комиссий в налоговом законодательстве Российской Федерации. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) имеются лишь две нормы, косвенно касающиеся их функционирования. Одна устанавливает, что налоговые органы на основании письменного уведомления вправе вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ <4>). Согласно другой норме (п. 1 ст. 82 НК РФ <5>) налоговый контроль может проводиться в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков.
(Колозина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Вместе с тем существует юридическая проблема - отсутствие четкого регулирования деятельности таких комиссий в налоговом законодательстве Российской Федерации. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) имеются лишь две нормы, косвенно касающиеся их функционирования. Одна устанавливает, что налоговые органы на основании письменного уведомления вправе вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ <4>). Согласно другой норме (п. 1 ст. 82 НК РФ <5>) налоговый контроль может проводиться в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков.