Утверждение проекта рекультивации
Подборка наиболее важных документов по запросу Утверждение проекта рекультивации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7 "Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию" Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую""Из изложенных норм следует, что действующим законодательством допускается перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий в случае добычи на земельном участке полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 78 "Использование земель сельскохозяйственного назначения" ЗК РФ"Поскольку карьер по добыче песка не подпадает под перечень объектов, указанных, в пункте 2 статьи 78 ЗК РФ, то недропользование без перевода земель в иную категорию является невозможным. Общество, исполняя обязанность по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением, предприняло все необходимые меры по обеспечению перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности; в отношении участка утвержден проект рекультивации земель."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести рекультивацию земель
(КонсультантПлюс, 2025)5.3. Как утвердить проект рекультивации земель
(КонсультантПлюс, 2025)5.3. Как утвердить проект рекультивации земель
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В указанных случаях до утверждения проект рекультивации земель проходит процедуру согласования, после утверждения - процедуру уведомления об утверждении проекта рекультивации земель. В последнем случае утвержденный проект направляется не только лицам и органам, с которым он согласовывался, но также в Россельхознадзор (если речь идет о землях сельхозназначения), либо в Росприроднадзор (в остальных случаях).
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В указанных случаях до утверждения проект рекультивации земель проходит процедуру согласования, после утверждения - процедуру уведомления об утверждении проекта рекультивации земель. В последнем случае утвержденный проект направляется не только лицам и органам, с которым он согласовывался, но также в Россельхознадзор (если речь идет о землях сельхозназначения), либо в Росприроднадзор (в остальных случаях).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.05.2025 N 781
"Об утверждении Правил проведения рекультивации и консервации земель"30. Лицо, обеспечивающее рекультивацию земель (лицо, обеспечивающее консервацию земель), утверждает проект рекультивации земель (проект консервации земель) не позднее 20-го рабочего дня со дня поступления уведомления о согласовании такого проекта или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и в течение 10 рабочих дней направляет способами, указанными в пункте 20 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) лицу, согласовавшему проект рекультивации земель (проект консервации земель), а также в следующие федеральные органы исполнительной власти:
"Об утверждении Правил проведения рекультивации и консервации земель"30. Лицо, обеспечивающее рекультивацию земель (лицо, обеспечивающее консервацию земель), утверждает проект рекультивации земель (проект консервации земель) не позднее 20-го рабочего дня со дня поступления уведомления о согласовании такого проекта или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и в течение 10 рабочих дней направляет способами, указанными в пункте 20 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) лицу, согласовавшему проект рекультивации земель (проект консервации земель), а также в следующие федеральные органы исполнительной власти:
Статья: Снятие плодородного слоя почвы недропользователем: концептуальные правовые вопросы
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Важно учесть, что при создании ряда объектов капитального строительства (в том числе необходимых для пользования недрами) рекультивация земель под ними объективно невозможна. Кроме того, сроки пользования недрами нередко предполагают десятки лет, необходимые, например, для отработки крупного месторождения полезных ископаемых. Насколько велика вероятность, что лет через 40 - 50, когда завершатся работы по пользованию участком недр, ответственные лица будут действовать при совершенно ином состоянии качества окружающей среды в соответствующей местности, столкнутся с иными планами развития территории? Они к тому же должны будут соблюдать актуальные на тот момент правовые нормы (только за 2023 г. в ЗК РФ 17 раз внесены изменения и дополнения!), другие нормативы качества, стандарты и т.д. На наш взгляд, эта точка зрения имеет полное право на освещение при оценке планируемой рекультивации в соответствии с проектом, разрабатываемым задолго до реального осуществления таковой. Ответ на обоснованные вопросы теряется в настолько далеком будущем, что делает перспективу рекультивации несколько отвлеченной от реальности. Необходимость разработки, согласования и утверждения проекта рекультивации при этом, в сущности, становится в какой-то степени именно формальным условием для начала деятельности недропользователя. В таких случаях, безусловно, необходимы унифицированные правила по дальнейшему обращению со снятым плодородным слоем почвы исходя из того, что он никогда не вернется на свое исходное место либо обречен на длительный этап хранения.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Важно учесть, что при создании ряда объектов капитального строительства (в том числе необходимых для пользования недрами) рекультивация земель под ними объективно невозможна. Кроме того, сроки пользования недрами нередко предполагают десятки лет, необходимые, например, для отработки крупного месторождения полезных ископаемых. Насколько велика вероятность, что лет через 40 - 50, когда завершатся работы по пользованию участком недр, ответственные лица будут действовать при совершенно ином состоянии качества окружающей среды в соответствующей местности, столкнутся с иными планами развития территории? Они к тому же должны будут соблюдать актуальные на тот момент правовые нормы (только за 2023 г. в ЗК РФ 17 раз внесены изменения и дополнения!), другие нормативы качества, стандарты и т.д. На наш взгляд, эта точка зрения имеет полное право на освещение при оценке планируемой рекультивации в соответствии с проектом, разрабатываемым задолго до реального осуществления таковой. Ответ на обоснованные вопросы теряется в настолько далеком будущем, что делает перспективу рекультивации несколько отвлеченной от реальности. Необходимость разработки, согласования и утверждения проекта рекультивации при этом, в сущности, становится в какой-то степени именно формальным условием для начала деятельности недропользователя. В таких случаях, безусловно, необходимы унифицированные правила по дальнейшему обращению со снятым плодородным слоем почвы исходя из того, что он никогда не вернется на свое исходное место либо обречен на длительный этап хранения.
Статья: Методика оценки земельных участков, предоставленных для пользования недрами
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)- для предоставления земельных участков для целей недропользования предварительно требуются оформление горного отвода с соответствующей технической документацией по освоению месторождения и выполнению условий лицензионного соглашения, а также предварительная разработка и утверждение проекта рекультивации земель. Сами границы горного отвода не тождественны пространственным контурам месторождения полезных ископаемых и площади залегания полезных ископаемых;
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)- для предоставления земельных участков для целей недропользования предварительно требуются оформление горного отвода с соответствующей технической документацией по освоению месторождения и выполнению условий лицензионного соглашения, а также предварительная разработка и утверждение проекта рекультивации земель. Сами границы горного отвода не тождественны пространственным контурам месторождения полезных ископаемых и площади залегания полезных ископаемых;
Статья: Перевод земель промышленности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- перевод земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- перевод земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;