Утрата статуса сельхозтоваропроизводителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Утрата статуса сельхозтоваропроизводителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 346.2 "Налогоплательщики" главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")С учетом этого, несмотря на формальный характер сделок между налогоплательщиком и спорными контрагентами, разделение деятельности налогоплательщика не повлекло утрату им статуса сельскохозяйственного производителя.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")С учетом этого, несмотря на формальный характер сделок между налогоплательщиком и спорными контрагентами, разделение деятельности налогоплательщика не повлекло утрату им статуса сельскохозяйственного производителя.
Перспективы и риски арбитражного спора: Транспортный налог: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый орган исчислил (доначислил, взыскал) транспортный налог, признав плательщиком лицо, считавшее себя утратившим этот статус до снятия ТС с регистрации
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый орган исчислил (доначислил, взыскал) транспортный налог, признав плательщиком лицо, считавшее себя утратившим этот статус до снятия ТС с регистрации
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие специальные налоговые режимы применяют организации
(КонсультантПлюс, 2025)Плательщики ЕСХН не утрачивают статус сельхозпроизводителя из-за отсутствия деятельности в 2024 - 2026 гг., если имели такой статус на конец 2023 г. и пострадали от действий вооруженных формирований и (или) террористических актов и (или) не могут осуществлять хозяйственную деятельность из-за этих обстоятельств. К пострадавшим их относят по месту нахождения организации (месту жительства ИП) и месту осуществления предпринимательской деятельности в соответствующем субъекте РФ в порядке, установленном его высшим исполнительным органом (пп. 4 п. 2 ст. 346.2 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Плательщики ЕСХН не утрачивают статус сельхозпроизводителя из-за отсутствия деятельности в 2024 - 2026 гг., если имели такой статус на конец 2023 г. и пострадали от действий вооруженных формирований и (или) террористических актов и (или) не могут осуществлять хозяйственную деятельность из-за этих обстоятельств. К пострадавшим их относят по месту нахождения организации (месту жительства ИП) и месту осуществления предпринимательской деятельности в соответствующем субъекте РФ в порядке, установленном его высшим исполнительным органом (пп. 4 п. 2 ст. 346.2 НК РФ).
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)С учетом этого, несмотря на формальный характер сделок между налогоплательщиком и спорными контрагентами, разделение деятельности налогоплательщика не повлекло утрату им статуса сельскохозяйственного производителя (Постановление АС ЗСО от 16.03.2023 N Ф04-514/2023 по делу N А70-6293/2022).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)С учетом этого, несмотря на формальный характер сделок между налогоплательщиком и спорными контрагентами, разделение деятельности налогоплательщика не повлекло утрату им статуса сельскохозяйственного производителя (Постановление АС ЗСО от 16.03.2023 N Ф04-514/2023 по делу N А70-6293/2022).
Нормативные акты
Письмо ФНС РФ от 24.11.2010 N ШС-37-3/16198@
"Об утрате статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя"ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
"Об утрате статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя"ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 06.02.2020 N АПЛ19-552
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 29.10.2019 N АКПИ19-686, которым был признан не действующим со дня принятия пп. "з" п. 3.7 порядка включения сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, содержащихся в реестре потенциальных заемщиков, в реестр заемщиков.., утв. Приказом Минсельхоза России от 16.08.2017 N 410>Решением Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено. Подпункт "з" пункта 3.7 Порядка в части, не допускающей замену заемщика в случае реорганизации в форме присоединения или преобразования при условии сохранения присоединяющей или преобразованной организацией статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя или статуса организации, осуществляющей первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, признан не действующим со дня принятия.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 29.10.2019 N АКПИ19-686, которым был признан не действующим со дня принятия пп. "з" п. 3.7 порядка включения сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, содержащихся в реестре потенциальных заемщиков, в реестр заемщиков.., утв. Приказом Минсельхоза России от 16.08.2017 N 410>Решением Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено. Подпункт "з" пункта 3.7 Порядка в части, не допускающей замену заемщика в случае реорганизации в форме присоединения или преобразования при условии сохранения присоединяющей или преобразованной организацией статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя или статуса организации, осуществляющей первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, признан не действующим со дня принятия.
Статья: Объективность причин банкротства как основание для отказа в привлечении к субсидиарной ответственности
(Журиков И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 2)Должник являлся поставщиком в Российской Федерации иностранного котельного оборудования, закупаемого в евро через посредника. В 2014 году в результате роста курса валюты должник понес убытки в виде курсовой разницы - поднять резко цены в рублях не удалось, также к моменту роста курса большая партия котлов была реализована по прежним ценам, не обеспечивающим приобретение необходимой суммы в евро для расчетов. Компания не смогла корректно рассчитаться с поставщиком, утратила статус эксклюзивного поставщика польской марки котлов в Российской Федерации, что в совокупности повлекло ее банкротство. Суды отказали в привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности.
(Журиков И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 2)Должник являлся поставщиком в Российской Федерации иностранного котельного оборудования, закупаемого в евро через посредника. В 2014 году в результате роста курса валюты должник понес убытки в виде курсовой разницы - поднять резко цены в рублях не удалось, также к моменту роста курса большая партия котлов была реализована по прежним ценам, не обеспечивающим приобретение необходимой суммы в евро для расчетов. Компания не смогла корректно рассчитаться с поставщиком, утратила статус эксклюзивного поставщика польской марки котлов в Российской Федерации, что в совокупности повлекло ее банкротство. Суды отказали в привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности.
Статья: Критерии банкротства физических лиц: проблемы теории и практики применения
(Абдуллаев К.А.)
("Право и экономика", 2022, N 2)д) особая последовательность (сначала предприятие должника, затем производственно-технологический комплекс) продажи имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства, причем преимущество к покупке имеют соседние сельскохозяйственные производители, а количество проводимых торгов увеличивается до семи (п. п. 1 - 2 ст. 222 Закона N 127-ФЗ);
(Абдуллаев К.А.)
("Право и экономика", 2022, N 2)д) особая последовательность (сначала предприятие должника, затем производственно-технологический комплекс) продажи имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства, причем преимущество к покупке имеют соседние сельскохозяйственные производители, а количество проводимых торгов увеличивается до семи (п. п. 1 - 2 ст. 222 Закона N 127-ФЗ);
Статья: Служебное жилье - новые споры
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 4)Отметим, что Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 содержит прямой запрет на приватизацию служебного жилья, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Однако приватизация служебного жилья (жилья, утратившего статус служебного) возможна в следующих случаях (ст. 4, 18 Закона от 04.07.1991 N 1541-1; ч. 1 ст. 7 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ):
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 4)Отметим, что Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 содержит прямой запрет на приватизацию служебного жилья, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Однако приватизация служебного жилья (жилья, утратившего статус служебного) возможна в следующих случаях (ст. 4, 18 Закона от 04.07.1991 N 1541-1; ч. 1 ст. 7 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ):
Статья: Развитие учетно-аналитического обеспечения деятельности сельскохозяйственных организаций на основе аутсорсинга
(Широбоков В.Г., Бабичева Н.Э., Созонов А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)В составе мегаферм, сформированных путем слияния хозяйств, утративших статус отдельных юридических лиц, функционирует значительное количество обособленных подразделений. Несмотря на территориальную разобщенность, эти подразделения не выделяются на самостоятельный баланс. В структурных единицах, ранее представлявших полную отчетность, характерную для сельского хозяйства, сохранились только функции первичного учета и контроля за сохранностью активов и осуществлением бизнес-процессов. В таких организациях функционирует общая бухгалтерия. Централизованная бухгалтерия предоставляет информацию руководству компании и сотрудникам отдельных подразделений (бывших сельскохозяйственных предприятий). Руководителям подразделений доводятся сметы доходов и расходов, аналитическая информация о соблюдении смет и выполнении контрольных показателей; сотрудникам подразделений рассчитываются отпускные, премии и т.п. Внутренние сети позволяют руководителю подразделения получить сведения об остатке ресурсов (удобрений, семян, ядохимикатов, медикаментов и т.п.), находящихся не только на подконтрольных ему складах, но и в других структурных единицах мегафермы. При необходимости формируется заявка о передаче необходимых ресурсов со складов других подразделений для выполнения срочных технологических операций (например, средств борьбы с вредителями; медикаментов во время эпизоотии). Такую организацию учета можно рассматривать как форму внутреннего аутсорсинга. Возможно заключение договоров с внешними аутсорсинговыми компаниями для получения бухгалтерских консультаций по отдельным вопросам отражения фактов хозяйственной жизни и формирования отчетности (например, консультирование по методике отражения фактов хозяйственной жизни в переходный период в связи с изменением законодательства).
(Широбоков В.Г., Бабичева Н.Э., Созонов А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)В составе мегаферм, сформированных путем слияния хозяйств, утративших статус отдельных юридических лиц, функционирует значительное количество обособленных подразделений. Несмотря на территориальную разобщенность, эти подразделения не выделяются на самостоятельный баланс. В структурных единицах, ранее представлявших полную отчетность, характерную для сельского хозяйства, сохранились только функции первичного учета и контроля за сохранностью активов и осуществлением бизнес-процессов. В таких организациях функционирует общая бухгалтерия. Централизованная бухгалтерия предоставляет информацию руководству компании и сотрудникам отдельных подразделений (бывших сельскохозяйственных предприятий). Руководителям подразделений доводятся сметы доходов и расходов, аналитическая информация о соблюдении смет и выполнении контрольных показателей; сотрудникам подразделений рассчитываются отпускные, премии и т.п. Внутренние сети позволяют руководителю подразделения получить сведения об остатке ресурсов (удобрений, семян, ядохимикатов, медикаментов и т.п.), находящихся не только на подконтрольных ему складах, но и в других структурных единицах мегафермы. При необходимости формируется заявка о передаче необходимых ресурсов со складов других подразделений для выполнения срочных технологических операций (например, средств борьбы с вредителями; медикаментов во время эпизоотии). Такую организацию учета можно рассматривать как форму внутреннего аутсорсинга. Возможно заключение договоров с внешними аутсорсинговыми компаниями для получения бухгалтерских консультаций по отдельным вопросам отражения фактов хозяйственной жизни и формирования отчетности (например, консультирование по методике отражения фактов хозяйственной жизни в переходный период в связи с изменением законодательства).
Вопрос: В каких случаях ИП можно не учитывать доход от продажи автомобиля в рамках применяемого специального режима налогообложения?
(Консультация эксперта, Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, 2025)Вместе с тем существует позиция, согласно которой несистематическая, разовая реализация имущества не может рассматриваться как самостоятельный вид деятельности и поэтому доходы от такой реализации не могут учитываться в составе доходов от реализации товаров (работ, услуг) при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя (см., например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.11.2014 N Ф09-7705/14).
(Консультация эксперта, Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, 2025)Вместе с тем существует позиция, согласно которой несистематическая, разовая реализация имущества не может рассматриваться как самостоятельный вид деятельности и поэтому доходы от такой реализации не могут учитываться в составе доходов от реализации товаров (работ, услуг) при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя (см., например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.11.2014 N Ф09-7705/14).
Статья: Правовые коллизии законодательства о племенном животноводстве
(Шевякова П.М.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Указанные абзацы представляются противоречащими друг другу, поскольку, исходя из данных норм, реализовать племенную продукцию можно любым сельскохозяйственным производителям, к которым относятся как организации по племенному животноводству, так и иные, а принадлежать она может исключительно тем организациям, которые разводят племенных животных.
(Шевякова П.М.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Указанные абзацы представляются противоречащими друг другу, поскольку, исходя из данных норм, реализовать племенную продукцию можно любым сельскохозяйственным производителям, к которым относятся как организации по племенному животноводству, так и иные, а принадлежать она может исключительно тем организациям, которые разводят племенных животных.
Ситуация: Как приватизировать служебное жилое помещение?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу не подлежат приватизации служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Однако приватизация служебного жилья (жилья, утратившего статус служебного) возможна в следующих случаях (ст. ст. 4, 18 Закона от 04.07.1991 N 1541-1; ч. 1 ст. 7 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ; Обзор, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу не подлежат приватизации служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Однако приватизация служебного жилья (жилья, утратившего статус служебного) возможна в следующих случаях (ст. ст. 4, 18 Закона от 04.07.1991 N 1541-1; ч. 1 ст. 7 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ; Обзор, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013):
Вопрос: Как перейти с ЕСХН на ОСН?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Рекомендуемая форма сообщения об утрате права на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма 26.1-2) утверждена названным Приказом ФНС России (Приложение N 2 к Приказу).
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Рекомендуемая форма сообщения об утрате права на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма 26.1-2) утверждена названным Приказом ФНС России (Приложение N 2 к Приказу).
Статья: Региональное законодательство об органической продукции: состояние и проблемы
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)В соответствии с Законом Краснодарского края от 1 ноября 2013 года N 2826-КЗ "О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае" (утратил силу) дефиниции получили следующие правовые понятия: "органическая сельскохозяйственная продукция", "органические пищевые продукты", "производитель органической продукции", "производство органической продукции" и ряд других связанных с ними понятий. В нормах этого Закона определялись цели и основные направления государственной политики в сфере производства органической продукции в регионе, были выделены и закреплены полномочия Законодательного Собрания и уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в сфере производства органической продукции. В Законе были указаны принципы производства органической продукции и требования к ее производству в растениеводстве, животноводстве, при органическом производстве продукции аквакультуры. В этом же нормативном акте были установлены правила формирования системы добровольной сертификации производства органической продукции и маркировки такой продукции, ведения реестра производителей органической продукции, осуществления государственной поддержки производителей органической продукции, их информационного и методического обеспечения.
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)В соответствии с Законом Краснодарского края от 1 ноября 2013 года N 2826-КЗ "О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае" (утратил силу) дефиниции получили следующие правовые понятия: "органическая сельскохозяйственная продукция", "органические пищевые продукты", "производитель органической продукции", "производство органической продукции" и ряд других связанных с ними понятий. В нормах этого Закона определялись цели и основные направления государственной политики в сфере производства органической продукции в регионе, были выделены и закреплены полномочия Законодательного Собрания и уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в сфере производства органической продукции. В Законе были указаны принципы производства органической продукции и требования к ее производству в растениеводстве, животноводстве, при органическом производстве продукции аквакультуры. В этом же нормативном акте были установлены правила формирования системы добровольной сертификации производства органической продукции и маркировки такой продукции, ведения реестра производителей органической продукции, осуществления государственной поддержки производителей органической продукции, их информационного и методического обеспечения.
Статья: Обзор практики споров о взыскании финансовых потерь (убытков) по НДС с контрагентов
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Раздел "заверения и гарантии" состоит из обязательств, нарушение которых, как правило, приводит к возникновению налоговых убытков. К примеру, по договору поставки сельскохозяйственного производства предусмотрено условие, что товар, поставляемый по договору, является товаром собственного производства поставщика, который имеет статус сельскохозяйственного товаропроизводителя. И если отказ в применении налогового вычета по НДС с указанным контрагентом возник вследствие установления налоговым органом обстоятельств, подтверждающих, что контрагент не является производителем продукции, покупатель при заявлении требований к поставщику будет ссылаться на то, что контрагентом были нарушены условия договора.
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Раздел "заверения и гарантии" состоит из обязательств, нарушение которых, как правило, приводит к возникновению налоговых убытков. К примеру, по договору поставки сельскохозяйственного производства предусмотрено условие, что товар, поставляемый по договору, является товаром собственного производства поставщика, который имеет статус сельскохозяйственного товаропроизводителя. И если отказ в применении налогового вычета по НДС с указанным контрагентом возник вследствие установления налоговым органом обстоятельств, подтверждающих, что контрагент не является производителем продукции, покупатель при заявлении требований к поставщику будет ссылаться на то, что контрагентом были нарушены условия договора.