Утрата груза перевозчиком
Подборка наиболее важных документов по запросу Утрата груза перевозчиком (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
(ред. от 24.06.2025)Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"5. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"5. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1. В комментируемой статье регламентировано уведомление получателем груза экспедитора об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза. Положения данной статьи закреплены по аналогии с положениями ст. 162 "Заявление об утрате или о повреждении груза" КТМ РФ, регламентирующими заявление получателем груза перевозчику об утрате или о повреждении груза.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1. В комментируемой статье регламентировано уведомление получателем груза экспедитора об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза. Положения данной статьи закреплены по аналогии с положениями ст. 162 "Заявление об утрате или о повреждении груза" КТМ РФ, регламентирующими заявление получателем груза перевозчику об утрате или о повреждении груза.
Статья: Возмещение убытков, возникших вследствие действий третьего лица: российская и международная практика
(Канашевский В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)Вопросы ответственности за действия третьего лица в договорах перевозки и страхования. В практике международной торговли существует тесная взаимосвязь между договорами страхования, перевозки грузов и купли-продажи. По договору транспортного страхования груза срок страхования обычно охватывает нахождение груза на всем пути следования от склада отправителя до склада получателя. Если утрата застрахованного груза произошла в период перевозки, страховщик в порядке суброгации вправе предъявить требование к перевозчику, если в утрате груза имеется его (перевозчика) вина. При этом перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки (п. 2 ст. 965 ГК РФ). Это означает, что перевозчик будет отвечать перед страховщиком в пределах, предусмотренных транспортным законодательством и международными конвенциями.
(Канашевский В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)Вопросы ответственности за действия третьего лица в договорах перевозки и страхования. В практике международной торговли существует тесная взаимосвязь между договорами страхования, перевозки грузов и купли-продажи. По договору транспортного страхования груза срок страхования обычно охватывает нахождение груза на всем пути следования от склада отправителя до склада получателя. Если утрата застрахованного груза произошла в период перевозки, страховщик в порядке суброгации вправе предъявить требование к перевозчику, если в утрате груза имеется его (перевозчика) вина. При этом перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки (п. 2 ст. 965 ГК РФ). Это означает, что перевозчик будет отвечать перед страховщиком в пределах, предусмотренных транспортным законодательством и международными конвенциями.
Статья: Для признания возмещения ущерба перевозчику не нужны документы о наличии или отсутствии виновных лиц
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 49)Таким образом, обстоятельства утраты груза, как и ответственность перевозчика в утрате груза путем возмещения ущерба заказчику подтверждены документально и отражены в материалах проверки. Доказательства того, что утраты груза не было, инспекция не представила.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 49)Таким образом, обстоятельства утраты груза, как и ответственность перевозчика в утрате груза путем возмещения ущерба заказчику подтверждены документально и отражены в материалах проверки. Доказательства того, что утраты груза не было, инспекция не представила.
Статья: О характере обязательства по грузовой перевозке, в котором грузоотправитель не является получателем груза
(Романов О.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)По обобщенным суждениям сторонников анализируемой концепции, грузополучатель становится стороной договора перевозки с момента заключения договора на станции отправления, и его участие в обязательстве на одной стороне с грузоотправителем выражается далее: а) в наличии у него права передать грузоотправителю свои требования к перевозчику; б) в его праве предъявить соответствующие требования перевозчику при утрате груза и при переплате за перевозку (притом, что такое же право принадлежит и грузоотправителю, вследствие чего реализуется оно тем, у кого находятся нужные для этого документы); в) в ответственности перед перевозчиком после прибытия груза на станцию назначения <8>.
(Романов О.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)По обобщенным суждениям сторонников анализируемой концепции, грузополучатель становится стороной договора перевозки с момента заключения договора на станции отправления, и его участие в обязательстве на одной стороне с грузоотправителем выражается далее: а) в наличии у него права передать грузоотправителю свои требования к перевозчику; б) в его праве предъявить соответствующие требования перевозчику при утрате груза и при переплате за перевозку (притом, что такое же право принадлежит и грузоотправителю, вследствие чего реализуется оно тем, у кого находятся нужные для этого документы); в) в ответственности перед перевозчиком после прибытия груза на станцию назначения <8>.
Готовое решение: Как грузоотправителю предъявить претензию к перевозчику о возмещении ущерба
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли грузоотправитель предъявить претензию перевозчику, если при составлении акта об утрате или повреждении груза перевозчик (его представитель) не присутствовал
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли грузоотправитель предъявить претензию перевозчику, если при составлении акта об утрате или повреждении груза перевозчик (его представитель) не присутствовал
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Монреальская конвенция регламентирует выдачу груза. Согласно ее ст. 13 получатель имеет право требовать от перевозчика с момента прибытия груза в пункт назначения выдачи ему груза после уплаты причитающихся платежей и выполнения условий перевозки. Если не оговорено иное, перевозчик обязан известить получателя немедленно по прибытии груза. Если перевозчик признал утрату груза или если груз не прибыл по истечении семидневного срока со дня, когда он должен был прибыть, получатель вправе осуществить по отношению к перевозчику права, вытекающие из договора перевозки.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Монреальская конвенция регламентирует выдачу груза. Согласно ее ст. 13 получатель имеет право требовать от перевозчика с момента прибытия груза в пункт назначения выдачи ему груза после уплаты причитающихся платежей и выполнения условий перевозки. Если не оговорено иное, перевозчик обязан известить получателя немедленно по прибытии груза. Если перевозчик признал утрату груза или если груз не прибыл по истечении семидневного срока со дня, когда он должен был прибыть, получатель вправе осуществить по отношению к перевозчику права, вытекающие из договора перевозки.
Вопрос: Вправе ли экспедитор, заключивший договор с перевозчиком в отношении груза клиента, требовать от перевозчика стоимость утраченного груза, если экспедитор еще не возместил клиенту стоимость утраченного груза?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Вправе ли экспедитор, заключивший договор с перевозчиком в отношении груза клиента, требовать от перевозчика стоимость утраченного груза, если экспедитор еще не возместил клиенту стоимость утраченного груза?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Вправе ли экспедитор, заключивший договор с перевозчиком в отношении груза клиента, требовать от перевозчика стоимость утраченного груза, если экспедитор еще не возместил клиенту стоимость утраченного груза?
Готовое решение: Как составить договор перевозки груза автомобильным транспортом
(КонсультантПлюс, 2025)3) уточнить условия, при которых наступает ответственность. Например, при междугородней перевозке отправитель может потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если перевозчик не выдал его в течение 30 дней. В договоре можно увеличить или уменьшить этот срок (ч. 3 ст. 14 Устава автомобильного транспорта).
(КонсультантПлюс, 2025)3) уточнить условия, при которых наступает ответственность. Например, при междугородней перевозке отправитель может потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если перевозчик не выдал его в течение 30 дней. В договоре можно увеличить или уменьшить этот срок (ч. 3 ст. 14 Устава автомобильного транспорта).