Устав фонда
Подборка наиболее важных документов по запросу Устав фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Дивиденды по привилегированным акциям
(КонсультантПлюс, 2025)Формирование в АО фонда для выплаты дивидендов по привилегированным акциям за счет части нераспределенной прибыли не признается злоупотреблением правом, направленным на лишение владельцев таких акций права голосовать при принятии решения общим собранием, даже если наличие такого фонда уставом не предусмотрено
(КонсультантПлюс, 2025)Формирование в АО фонда для выплаты дивидендов по привилегированным акциям за счет части нераспределенной прибыли не признается злоупотреблением правом, направленным на лишение владельцев таких акций права голосовать при принятии решения общим собранием, даже если наличие такого фонда уставом не предусмотрено
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 6 "Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов" Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей""При этом судом принято во внимание, что из смысла пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением решений об учреждении личных фондов и уставов таких фондов, сведений об учредителях личных фондов, а также сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта и Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как создать благотворительный фонд
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как составить устав благотворительного фонда
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как составить устав благотворительного фонда
Статья: Распределение полномочий в уставе наследственного фонда
(Конончук М.И.)
("Наследственное право", 2022, N 1)"Наследственное право", 2022, N 1
(Конончук М.И.)
("Наследственное право", 2022, N 1)"Наследственное право", 2022, N 1
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд" или слова "общественно полезный фонд", месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд" или слова "общественно полезный фонд", месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)3. В части 3 комментируемой статьи предусмотрены особенности выплаты страхового возмещения наследственному фонду. Создание наследственного фонда и управление им регламентированы статьей 123.20-8 части первой ГК РФ (статья введена Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ), согласно абз. 1 п. 1 которой после смерти гражданина, который предусмотрел в своем завещании создание наследственного фонда, такой наследственный фонд подлежит созданию по заявлению, направляемому в уполномоченный государственный орган нотариусом, ведущим наследственное дело, с приложением к заявлению составленного при жизни указанного гражданина его решения об учреждении наследственного фонда и утвержденного этим гражданином устава фонда и после его создания призывается к наследованию по завещанию в порядке, предусмотренном разделом V "Наследственное право" части третьей ГК РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)3. В части 3 комментируемой статьи предусмотрены особенности выплаты страхового возмещения наследственному фонду. Создание наследственного фонда и управление им регламентированы статьей 123.20-8 части первой ГК РФ (статья введена Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 287-ФЗ), согласно абз. 1 п. 1 которой после смерти гражданина, который предусмотрел в своем завещании создание наследственного фонда, такой наследственный фонд подлежит созданию по заявлению, направляемому в уполномоченный государственный орган нотариусом, ведущим наследственное дело, с приложением к заявлению составленного при жизни указанного гражданина его решения об учреждении наследственного фонда и утвержденного этим гражданином устава фонда и после его создания призывается к наследованию по завещанию в порядке, предусмотренном разделом V "Наследственное право" части третьей ГК РФ.
Готовое решение: Каков общий порядок ликвидации фонда (как формы некоммерческой организации)
(КонсультантПлюс, 2025)при ликвидации общественно полезного фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, когда законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям (п. 3 ст. 123.20 ГК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)при ликвидации общественно полезного фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, когда законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям (п. 3 ст. 123.20 ГК РФ);
Готовое решение: Как предоставляются сведения и копии документов из ЕГРЮЛ
(КонсультантПлюс, 2025)к решениям об учреждении личных фондов, уставам таких фондов, сведениям об учредителях личных фондов;
(КонсультантПлюс, 2025)к решениям об учреждении личных фондов, уставам таких фондов, сведениям об учредителях личных фондов;
Вопрос: Если в уставе ООО отсутствуют положения о резервном фонде (порядок образования, размер и т.д.), может ли ООО создать такой резервный фонд на основании решения общего собрания участников? Или в данном случае для создания резервного фонда необходимо вносить изменения в устав ООО?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Если в уставе ООО отсутствуют положения о резервном фонде (порядок образования, размер и т.д.), может ли ООО создать такой резервный фонд на основании решения общего собрания участников? Или в данном случае для создания резервного фонда необходимо вносить изменения в устав ООО?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Если в уставе ООО отсутствуют положения о резервном фонде (порядок образования, размер и т.д.), может ли ООО создать такой резервный фонд на основании решения общего собрания участников? Или в данном случае для создания резервного фонда необходимо вносить изменения в устав ООО?
Статья: Должностное лицо или управленец в организации?
(Яни П.С.)
("Законность", 2024, N 12)Анализ разд. 3 Методических рекомендаций (цели, функции и полномочия регионального оператора), а также уставов фондов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов показывает, что названные фонды не являются (и не выполняют их функций) государственным органом, органом местного самоуправления. Напротив, в многочисленных нормативных актах и судебных решениях, в том числе содержащих правовую позицию, названные субъекты и их функции однозначно разграничиваются <1>.
(Яни П.С.)
("Законность", 2024, N 12)Анализ разд. 3 Методических рекомендаций (цели, функции и полномочия регионального оператора), а также уставов фондов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов показывает, что названные фонды не являются (и не выполняют их функций) государственным органом, органом местного самоуправления. Напротив, в многочисленных нормативных актах и судебных решениях, в том числе содержащих правовую позицию, названные субъекты и их функции однозначно разграничиваются <1>.
Статья: Правовой порядок назначения и освобождения от исполнения обязанностей исполнителя завещания
(Слободян С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В свою очередь, пункт 2 данной статьи предусматривает, что наследственный фонд подлежит созданию после смерти гражданина, который предусмотрел в своем завещании создание наследственного фонда, по заявлению, направляемому в уполномоченный государственный орган нотариусом, ведущим наследственное дело, с приложением к заявлению составленного при жизни указанного гражданина его решения об учреждении наследственного фонда и утвержденного этим гражданином устава фонда и после его создания призывается к наследованию по завещанию в порядке, предусмотренном разделом V настоящего Кодекса.
(Слободян С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В свою очередь, пункт 2 данной статьи предусматривает, что наследственный фонд подлежит созданию после смерти гражданина, который предусмотрел в своем завещании создание наследственного фонда, по заявлению, направляемому в уполномоченный государственный орган нотариусом, ведущим наследственное дело, с приложением к заявлению составленного при жизни указанного гражданина его решения об учреждении наследственного фонда и утвержденного этим гражданином устава фонда и после его создания призывается к наследованию по завещанию в порядке, предусмотренном разделом V настоящего Кодекса.
Статья: Государственные внебюджетные фонды как субъекты публичного управления
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Очевидно, что этот Фонд, как и Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, не будучи государственным органом и не входя в систему публичной власти, реализует значительный объем публично-управленческой деятельности. В Федеральном законе N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в котором административно-правовой статус и деятельность данного Фонда рассматриваются косвенно, как лишь одного из элементов всей системы обязательного медицинского страхования, его роль в интегральном государственном (публичном) управлении в этой сфере в полной мере там не обозначена. Между тем в ст. 1 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования <11> уже определяется, что он реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Естественно, в Уставе Фонда более рельефно представлены также его функции и полномочия.
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Очевидно, что этот Фонд, как и Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, не будучи государственным органом и не входя в систему публичной власти, реализует значительный объем публично-управленческой деятельности. В Федеральном законе N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в котором административно-правовой статус и деятельность данного Фонда рассматриваются косвенно, как лишь одного из элементов всей системы обязательного медицинского страхования, его роль в интегральном государственном (публичном) управлении в этой сфере в полной мере там не обозначена. Между тем в ст. 1 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования <11> уже определяется, что он реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Естественно, в Уставе Фонда более рельефно представлены также его функции и полномочия.