Установление публичного сервитута на линейный объект
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление публичного сервитута на линейный объект (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3.6 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации""Таким образом, при введении в действие главы V.7 ЗК РФ, статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" законодатель стремился упростить механизм установления публичного сервитута для размещения линейных объектов, в том числе, за счет закрепления единых правил о полномочиях органов публичной власти на принятие таких решений по принципу: один правовой акт - один публичный сервитут на всем протяжении трассы линейного объекта вне зависимости от количества и принадлежности земельных участков, которые он обременяет."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.44 "Отказ в установлении публичного сервитута" ЗК РФМежду тем, вышеприведенные нормативные положения о правовой природе публичного сервитута, законодательные цели упрощения процедуры размещения линейных объектов и установления публичного сервитута при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции учтены не были, в том числе и положения статьи 39.44 ЗК РФ, содержащие закрытый перечень оснований для отказа в установлении публичного сервитута, в котором не предусмотрено и также исходя из части 1 статьи 11 Закона N 341-ФЗ не может быть предусмотрено такого основания для отказа как отнесение земельного участка к категории земель лесного фонда или иной категории.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Можно ли установить публичный сервитут для размещения и эксплуатации линейных объектов
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Можно ли установить публичный сервитут для размещения и эксплуатации линейных объектов
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"1. До 1 января 2027 года в порядке, установленном настоящей статьей и главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, положения которой применяются в части, не противоречащей настоящей статье, публичный сервитут может быть установлен на основании ходатайства субъекта естественной монополии для эксплуатации используемого им линейного объекта в сфере деятельности субъекта естественной монополии или на основании ходатайства оператора связи для эксплуатации линии связи, в отношении которых у таких субъекта или оператора связи отсутствуют права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и которые эксплуатируются для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения и оказания населению услуг связи. При этом предоставление правоустанавливающих документов на указанный линейный объект не требуется. Положения настоящего пункта применяются в отношении линейных объектов, созданных до 30 декабря 2004 года.
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"1. До 1 января 2027 года в порядке, установленном настоящей статьей и главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, положения которой применяются в части, не противоречащей настоящей статье, публичный сервитут может быть установлен на основании ходатайства субъекта естественной монополии для эксплуатации используемого им линейного объекта в сфере деятельности субъекта естественной монополии или на основании ходатайства оператора связи для эксплуатации линии связи, в отношении которых у таких субъекта или оператора связи отсутствуют права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и которые эксплуатируются для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения и оказания населению услуг связи. При этом предоставление правоустанавливающих документов на указанный линейный объект не требуется. Положения настоящего пункта применяются в отношении линейных объектов, созданных до 30 декабря 2004 года.
Статья: Публичный сервитут как основание использования земельных участков, занятых линейными объектами
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)Иная особенность в установлении публичного сервитута для размещения линейных объектов усматривается в подходе использования частноправовой альтернативы "классического" сервитута по отношению к публичному сервитуту.
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)Иная особенность в установлении публичного сервитута для размещения линейных объектов усматривается в подходе использования частноправовой альтернативы "классического" сервитута по отношению к публичному сервитуту.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики)"
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В то же время необходимо иметь в виду, что во многих случаях эти два рассматриваемых института "взаимозаменяемы". Так, Президиум ВС РФ в Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок <1> (п. 4) указал, что в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта. Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска собственника газопровода, обратившегося за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта данного газопровода, сочтя, что истец согласно подп. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ вправе использовать чужой земельный участок для этой цели на основании публичного сервитута. Окружной арбитражный суд направил дело на новое рассмотрение, указав, что собственник линейного объекта испрашивал сервитут в целях эксплуатации и ремонта газопровода, обратившись к собственнику земельного участка в порядке ст. 274 ГК РФ, которой, в частности, разрешается установление сервитута для эксплуатации линейных объектов. Сами по себе положения подп. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ, допускающие принятие нормативного акта об установлении публичного сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейных объектов, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В то же время необходимо иметь в виду, что во многих случаях эти два рассматриваемых института "взаимозаменяемы". Так, Президиум ВС РФ в Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок <1> (п. 4) указал, что в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта. Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска собственника газопровода, обратившегося за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта данного газопровода, сочтя, что истец согласно подп. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ вправе использовать чужой земельный участок для этой цели на основании публичного сервитута. Окружной арбитражный суд направил дело на новое рассмотрение, указав, что собственник линейного объекта испрашивал сервитут в целях эксплуатации и ремонта газопровода, обратившись к собственнику земельного участка в порядке ст. 274 ГК РФ, которой, в частности, разрешается установление сервитута для эксплуатации линейных объектов. Сами по себе положения подп. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ, допускающие принятие нормативного акта об установлении публичного сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейных объектов, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Статья: Спор об установлении сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком) (на основании судебной практики Московского городского и Московского областного судов)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта (п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 26.04.2017).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта (п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 26.04.2017).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- возможность установления публичных сервитутов для строительства линейных объектов;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- возможность установления публичных сервитутов для строительства линейных объектов;
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Минстрой России наделен полномочиями по принятию решений об установлении публичного сервитута для эксплуатации линейных объектов тепло- и водоснабжения населения, а также водоотведения.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Минстрой России наделен полномочиями по принятию решений об установлении публичного сервитута для эксплуатации линейных объектов тепло- и водоснабжения населения, а также водоотведения.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Сложно сказать, по какому пути пойдет правоприменительная практика в отношении определения размера площади публичного сервитута, однако можно предположить, что законодатель предпринял попытку сближения двух правовых институтов: ограничений прав на землю и публичного сервитута. Возможно, предполагалась оптимизация процессов оформления земельных отношений, с тем чтобы одновременно посредством принятия единого (одного) решения и установить публичный сервитут для строительства линейного объекта, и закрепить за данным объектом соответствующую площадь, необходимую для его эксплуатации, определив ее границами охранной зоны.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Сложно сказать, по какому пути пойдет правоприменительная практика в отношении определения размера площади публичного сервитута, однако можно предположить, что законодатель предпринял попытку сближения двух правовых институтов: ограничений прав на землю и публичного сервитута. Возможно, предполагалась оптимизация процессов оформления земельных отношений, с тем чтобы одновременно посредством принятия единого (одного) решения и установить публичный сервитут для строительства линейного объекта, и закрепить за данным объектом соответствующую площадь, необходимую для его эксплуатации, определив ее границами охранной зоны.
Статья: О некоторых изменениях в правовом регулировании размещения линейных объектов
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Существенно изменены требования к обоснованию необходимости установления публичного сервитута в отношении линейных объектов, что отражено в подп. 2, 5, 6, 7, 8 п. 2 ст. 39.41 ЗК РФ. Общая тональность перемен, на наш взгляд, заключается в снижении уровня доказанности наличия прав на объект и равно и самой обоснованности получения возможности осуществлять действия на соответствующем земельном участке. С одной стороны, это реально облегчает установление публичного сервитута, а с другой стороны, фактически переносит на будущее рассмотрение ряда вопросов, в том числе связанных с потенциальными спорами.
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Существенно изменены требования к обоснованию необходимости установления публичного сервитута в отношении линейных объектов, что отражено в подп. 2, 5, 6, 7, 8 п. 2 ст. 39.41 ЗК РФ. Общая тональность перемен, на наш взгляд, заключается в снижении уровня доказанности наличия прав на объект и равно и самой обоснованности получения возможности осуществлять действия на соответствующем земельном участке. С одной стороны, это реально облегчает установление публичного сервитута, а с другой стороны, фактически переносит на будущее рассмотрение ряда вопросов, в том числе связанных с потенциальными спорами.
Статья: Строительство линейных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Еще одним способом предоставления земельных участков для строительства линейных объектов является установление публичного сервитута.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Еще одним способом предоставления земельных участков для строительства линейных объектов является установление публичного сервитута.