Установление публичного сервитута для прохода проезда
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление публичного сервитута для прохода проезда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.39 "Условия установления публичного сервитута" ЗК РФ"Довод кассационной жалобы о невозможности установления спорного публичного сервитута для прохода и проезда через земельный участок ввиду отсутствия такой возможности согласно положениям статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации является несостоятельным, поскольку пунктом 2 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации."
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.08.2024 N 88а-26013/2024
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об оспаривании постановления об установлении сервитута.
Обстоятельства: Органом местного самоуправления не установлены обстоятельства, касающиеся необходимости установления публичного сервитута, обеспечения возможности прохода и проезда наименее обременительным способом для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Решение: Удовлетворено.Установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства свидетельствуют о невыполнении органом местного самоуправления требований статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, части 12 статьи 17 Закона Московской области от 7 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", обязывающих выяснить обстоятельства, касающиеся необходимости установления публичного сервитута, обеспечения возможности прохода и проезда наименее обременительным способом для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. Представленные Администрацией в материалы дела доказательства, получившие надлежащую оценку суда апелляционной инстанции, не подтверждают возможность обеспечения доступа (прохода, проезда) исключительно через земельный участок с кадастровым номером N, что не позволяет считать оспариваемый нормативный акт соответствующим положениям пункта 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об оспаривании постановления об установлении сервитута.
Обстоятельства: Органом местного самоуправления не установлены обстоятельства, касающиеся необходимости установления публичного сервитута, обеспечения возможности прохода и проезда наименее обременительным способом для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Решение: Удовлетворено.Установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства свидетельствуют о невыполнении органом местного самоуправления требований статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, части 12 статьи 17 Закона Московской области от 7 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", обязывающих выяснить обстоятельства, касающиеся необходимости установления публичного сервитута, обеспечения возможности прохода и проезда наименее обременительным способом для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. Представленные Администрацией в материалы дела доказательства, получившие надлежащую оценку суда апелляционной инстанции, не подтверждают возможность обеспечения доступа (прохода, проезда) исключительно через земельный участок с кадастровым номером N, что не позволяет считать оспариваемый нормативный акт соответствующим положениям пункта 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соглашение об установлении сервитута: проблемы законодательства и судебной практики
(Елисеева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 1)Публичный сервитут - это сервитут, который устанавливается на земельный участок на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. При этом такой сервитут направлен на обеспечение государственных или муниципальных нужд или нужд местного населения без изъятия этого земельного участка. Так, публичный сервитут устанавливается: для прохода или проезда через земельный участок, размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, проведения дренажных работ и т.п. (п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
(Елисеева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 1)Публичный сервитут - это сервитут, который устанавливается на земельный участок на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. При этом такой сервитут направлен на обеспечение государственных или муниципальных нужд или нужд местного населения без изъятия этого земельного участка. Так, публичный сервитут устанавливается: для прохода или проезда через земельный участок, размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, проведения дренажных работ и т.п. (п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для прохода или проезда через земельный участок, размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и обеспечения доступа к ним, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водопоя, для проведения на участке дренажных и мелиоративных работ, для прогона через участок сельскохозяйственных животных, для сенокошения и выпаса на земельных участках сельскохозяйственных животных в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям, для охоты, рыболовства и рыбоводства (пп. 1 - 7 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для прохода или проезда через земельный участок, размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и обеспечения доступа к ним, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водопоя, для проведения на участке дренажных и мелиоративных работ, для прогона через участок сельскохозяйственных животных, для сенокошения и выпаса на земельных участках сельскохозяйственных животных в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям, для охоты, рыболовства и рыбоводства (пп. 1 - 7 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Решением органа местного самоуправления на определенный срок установлен публичный сервитут для прохода или проезда к водному объекту общего пользования и его береговой полосе в административных границах сельского поселения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Решением органа местного самоуправления на определенный срок установлен публичный сервитут для прохода или проезда к водному объекту общего пользования и его береговой полосе в административных границах сельского поселения.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Публичный сервитут может устанавливаться для:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Публичный сервитут может устанавливаться для:
Статья: Основание и пределы негаторной защиты
(Мальбин Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Вместе с тем нельзя согласиться с С.А. Синицыным в том, что для применения негаторного иска действия ответчика необязательно должны быть противоправными или незаконными <22>. Негаторный иск является способом защиты права, при этом защита права существует только тогда, когда имеет место нарушение права, а нарушение права, в свою очередь, - это всегда действие незаконное, поэтому негаторный иск применим только тогда, когда имеет место незаконное действие. Нарушить право правомерными действиями невозможно, а лицо, совершившее правомерное действие, хотя бы с таким действием и не был согласен собственник вещи, не может быть присуждено к иному поведению, поскольку поведение такого лица соответствует закону и лицо своей волей определяет поведение в тех пределах, в которых это позволяет объективное право. Так, например, не является нарушением права собственности на земельный участок проход и проезд через земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут (который по своей правовой природе является не субъективным правом частных лиц, а установленным в соответствии с законом ограничением права собственности на земельный участок), поскольку такие проход и проезд являются объективно правомерными, в связи с чем отсутствуют основания для отстранения третьих лиц от прохода и проезда по земельному участку.
(Мальбин Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Вместе с тем нельзя согласиться с С.А. Синицыным в том, что для применения негаторного иска действия ответчика необязательно должны быть противоправными или незаконными <22>. Негаторный иск является способом защиты права, при этом защита права существует только тогда, когда имеет место нарушение права, а нарушение права, в свою очередь, - это всегда действие незаконное, поэтому негаторный иск применим только тогда, когда имеет место незаконное действие. Нарушить право правомерными действиями невозможно, а лицо, совершившее правомерное действие, хотя бы с таким действием и не был согласен собственник вещи, не может быть присуждено к иному поведению, поскольку поведение такого лица соответствует закону и лицо своей волей определяет поведение в тех пределах, в которых это позволяет объективное право. Так, например, не является нарушением права собственности на земельный участок проход и проезд через земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут (который по своей правовой природе является не субъективным правом частных лиц, а установленным в соответствии с законом ограничением права собственности на земельный участок), поскольку такие проход и проезд являются объективно правомерными, в связи с чем отсутствуют основания для отстранения третьих лиц от прохода и проезда по земельному участку.
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Рассмотрим, в каких случаях и на каких условиях возможно установление частного и публичного сервитутов, а также проведем сравнительный анализ понятий "сервитут" и "зона прохода и проезда".
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Рассмотрим, в каких случаях и на каких условиях возможно установление частного и публичного сервитутов, а также проведем сравнительный анализ понятий "сервитут" и "зона прохода и проезда".
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с п. 4 названной выше ст. 23 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 491-ФЗ <318>) публичный сервитут может устанавливаться для:
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с п. 4 названной выше ст. 23 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 491-ФЗ <318>) публичный сервитут может устанавливаться для:
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для прохода или проезда через земельный участок, размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водопоя, для проведения на участке дренажных и мелиоративных работ, для прогона через участок сельскохозяйственных животных, для сенокошения и выпаса на земельных участках сельскохозяйственных животных в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям для охоты, рыболовства и рыбоводства.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для прохода или проезда через земельный участок, размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водопоя, для проведения на участке дренажных и мелиоративных работ, для прогона через участок сельскохозяйственных животных, для сенокошения и выпаса на земельных участках сельскохозяйственных животных в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям для охоты, рыболовства и рыбоводства.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики)"
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Между тем, поскольку цели установления сервитута и публичного сервитута в целом ряде случаев совпадают (например, обеспечение прохода и проезда через земельный участок, строительство и эксплуатация линейных объектов), на практике нередки случаи их наложения, т.е. установления в отношении одного и того же земельного участка, в связи с чем возникает вопрос о том, как сервитут и публичный сервитут соотносятся между собой.
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Между тем, поскольку цели установления сервитута и публичного сервитута в целом ряде случаев совпадают (например, обеспечение прохода и проезда через земельный участок, строительство и эксплуатация линейных объектов), на практике нередки случаи их наложения, т.е. установления в отношении одного и того же земельного участка, в связи с чем возникает вопрос о том, как сервитут и публичный сервитут соотносятся между собой.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Применительно к строительству объектов недвижимости публичный сервитут может быть установлен:
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Применительно к строительству объектов недвижимости публичный сервитут может быть установлен:
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Новые правила об ограничениях права собственности на земельный участок в публичных интересах без его изъятия у собственника (ст. 295.2 проекта) (например, установленные нормативными актами публичной власти возможности прохода и проезда через земельный участок, ремонта находящихся на нем инженерных сетей и т.п.) допускают такую возможность лишь при условии выплаты собственнику участка справедливой компенсации. Эти правила должны избавить отечественное законодательство от неудачной конструкции "публичного сервитута" (ст. 23 ЗК РФ) как некоего бессубъектного вещного права <627> (стоит напомнить, что в соответствии с п. 2 ст. 301 проекта "сервитут не может быть установлен для неопределенного круга лиц"), а тем более в качестве ограничения права собственности, навязанного частному собственнику публичной властью, действующей в интересах владельцев линейных объектов.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Новые правила об ограничениях права собственности на земельный участок в публичных интересах без его изъятия у собственника (ст. 295.2 проекта) (например, установленные нормативными актами публичной власти возможности прохода и проезда через земельный участок, ремонта находящихся на нем инженерных сетей и т.п.) допускают такую возможность лишь при условии выплаты собственнику участка справедливой компенсации. Эти правила должны избавить отечественное законодательство от неудачной конструкции "публичного сервитута" (ст. 23 ЗК РФ) как некоего бессубъектного вещного права <627> (стоит напомнить, что в соответствии с п. 2 ст. 301 проекта "сервитут не может быть установлен для неопределенного круга лиц"), а тем более в качестве ограничения права собственности, навязанного частному собственнику публичной властью, действующей в интересах владельцев линейных объектов.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Таким образом, из приведенного разъяснения Верховного Суда РФ следует, что для признания правового акта нормативным необходимо наличие всех перечисленных выше признаков в совокупности. Вместе с тем в последнее время в реальной судебной практике при решении вопроса об отнесении того или иного оспариваемого правового акта к числу нормативных делается акцент лишь на двух свойствах нормативного акта, а именно действии его в отношении неопределенного круга лиц и его неоднократном применении. При этом почему-то стал упускаться из виду самый главный признак нормативности правового акта, а именно наличие в нем норм права, то есть общеобязательных правил поведения. Так, в судебной практике стали признаваться нормативными правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления об установлении публичных сервитутов в отношении индивидуально определенных земельных участков, об утверждении схем размещения на территориях населенных пунктов нестационарных торговых объектов, мест размещения рекламных конструкций. Между тем, с нашей точки зрения, в названных видах правовых актов, несмотря на их действие в отношении неопределенного круга субъектов, отсутствуют какие-либо общие правила поведения, которые могут быть признаны нормами права. Так, в постановлении об установлении публичного сервитута определяются условия пользования неопределенным кругом лиц конкретным земельным участком, в частности прохода и проезда через него. Однако вряд ли условия пользования конкретным объектом можно признать нормами права. Что касается правовых актов, утверждающих различные схемы размещения каких-либо объектов на территориях населенных пунктов, то они содержат лишь перечни таких индивидуально определенных объектов и территориальные координаты (адреса) их размещения в целях обеспечения последующей реализации прав субъектов предпринимательской деятельности на пользование такими объектами. Никаких общих правил поведения неопределенного круга физических лиц и организаций в отношении указанных объектов названные акты не содержат. В этой связи полагаем, что отнесение обозначенных правовых актов, не содержащих норм права в их классическом понимании, имеющих индивидуализированный характер, но действующих при этом в отношении неопределенного круга субъектов, к числу нормативных является ошибочным.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Таким образом, из приведенного разъяснения Верховного Суда РФ следует, что для признания правового акта нормативным необходимо наличие всех перечисленных выше признаков в совокупности. Вместе с тем в последнее время в реальной судебной практике при решении вопроса об отнесении того или иного оспариваемого правового акта к числу нормативных делается акцент лишь на двух свойствах нормативного акта, а именно действии его в отношении неопределенного круга лиц и его неоднократном применении. При этом почему-то стал упускаться из виду самый главный признак нормативности правового акта, а именно наличие в нем норм права, то есть общеобязательных правил поведения. Так, в судебной практике стали признаваться нормативными правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления об установлении публичных сервитутов в отношении индивидуально определенных земельных участков, об утверждении схем размещения на территориях населенных пунктов нестационарных торговых объектов, мест размещения рекламных конструкций. Между тем, с нашей точки зрения, в названных видах правовых актов, несмотря на их действие в отношении неопределенного круга субъектов, отсутствуют какие-либо общие правила поведения, которые могут быть признаны нормами права. Так, в постановлении об установлении публичного сервитута определяются условия пользования неопределенным кругом лиц конкретным земельным участком, в частности прохода и проезда через него. Однако вряд ли условия пользования конкретным объектом можно признать нормами права. Что касается правовых актов, утверждающих различные схемы размещения каких-либо объектов на территориях населенных пунктов, то они содержат лишь перечни таких индивидуально определенных объектов и территориальные координаты (адреса) их размещения в целях обеспечения последующей реализации прав субъектов предпринимательской деятельности на пользование такими объектами. Никаких общих правил поведения неопределенного круга физических лиц и организаций в отношении указанных объектов названные акты не содержат. В этой связи полагаем, что отнесение обозначенных правовых актов, не содержащих норм права в их классическом понимании, имеющих индивидуализированный характер, но действующих при этом в отношении неопределенного круга субъектов, к числу нормативных является ошибочным.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Однако в судебной практике <1> встречается и иной подход, когда критерием признания соответствующего объекта автомобильной дорогой (или улучшением земельного участка) выступают не характеристики объекта, а необходимость обеспечения доступа к дорожно-транспортному сообщению неограниченного круга лиц. Рассматривая спор и оценивая правомерность действий по возведению шлагбаума и ограничению движения, суд установил, что спорный проезд является единственным транспортным обеспечением нескольких земельных участков с определенной улицы. Несмотря на возражения собственника земельного участка о том, что данный проезд является улучшением земельного участка и не возводился как автомобильная дорога, суд пришел к выводу о необходимости признания указанного проезда автомобильной дорогой общего пользования. Решение суда представляется спорным, поскольку основывается на норме, не подлежащей применению. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан в зависимости от круга затрагиваемых интересов подлежит установлению публичный или частный сервитуты. Иными словами, решение проблемы свободного дорожно-транспортного сообщения осуществляется не путем признания соответствующего проезда автомобильной дорогой, а посредством установления сервитута.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Однако в судебной практике <1> встречается и иной подход, когда критерием признания соответствующего объекта автомобильной дорогой (или улучшением земельного участка) выступают не характеристики объекта, а необходимость обеспечения доступа к дорожно-транспортному сообщению неограниченного круга лиц. Рассматривая спор и оценивая правомерность действий по возведению шлагбаума и ограничению движения, суд установил, что спорный проезд является единственным транспортным обеспечением нескольких земельных участков с определенной улицы. Несмотря на возражения собственника земельного участка о том, что данный проезд является улучшением земельного участка и не возводился как автомобильная дорога, суд пришел к выводу о необходимости признания указанного проезда автомобильной дорогой общего пользования. Решение суда представляется спорным, поскольку основывается на норме, не подлежащей применению. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан в зависимости от круга затрагиваемых интересов подлежит установлению публичный или частный сервитуты. Иными словами, решение проблемы свободного дорожно-транспортного сообщения осуществляется не путем признания соответствующего проезда автомобильной дорогой, а посредством установления сервитута.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Соответственно цели установления публичного сервитута определяются именно ЗК РФ.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Соответственно цели установления публичного сервитута определяются именно ЗК РФ.