Установление границ тос
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление границ тос (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Представительный орган местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление
(КонсультантПлюс, 2025)"...судами установлено нарушение... статьи [27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ - ред.] при утверждении границ Территориального общественного самоуправления, в соответствии с которой регистрация Устава Территориального общественного самоуправления возможна только после установления представительным органом границ территории ТОС..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...судами установлено нарушение... статьи [27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ - ред.] при утверждении границ Территориального общественного самоуправления, в соответствии с которой регистрация Устава Территориального общественного самоуправления возможна только после установления представительным органом границ территории ТОС..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Территориальное общественное самоуправление
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) установление границ ТОС уполномоченным органом местного самоуправления и регистрация устава ТОС в органе местного самоуправления.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) установление границ ТОС уполномоченным органом местного самоуправления и регистрация устава ТОС в органе местного самоуправления.
Статья: Территориальное общественное самоуправление в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Необходимо обратить внимание на то, что помимо прилегающих сельскохозяйственных территорий, рекреационных зон и земель для развития в состав территории населенного пункта могут входить и иные территории. Важно для определения границ ТОС не выйти за пределы населенного пункта" <33>. С учетом представленной судебной практики подход к определению границ ТОС может быть пересмотрен.
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Необходимо обратить внимание на то, что помимо прилегающих сельскохозяйственных территорий, рекреационных зон и земель для развития в состав территории населенного пункта могут входить и иные территории. Важно для определения границ ТОС не выйти за пределы населенного пункта" <33>. С учетом представленной судебной практики подход к определению границ ТОС может быть пересмотрен.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Нормативные административно-правовые акты. Как указал Верховный Суд Российской Федерации в п. 2 Постановления Пленума от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. При этом Верховный Суд РФ обратил внимание на то, что следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Нормативные административно-правовые акты. Как указал Верховный Суд Российской Федерации в п. 2 Постановления Пленума от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. При этом Верховный Суд РФ обратил внимание на то, что следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
Статья: Отдельные вопросы осуществления муниципального контроля и законодательство об обязательных требованиях
(Катаева М.С., Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Так, по мнению Верховного Суда РФ, могут являться нормативными правовые акты, устанавливающие правовой режим конкретных объектов публичного права, такие как генеральные планы, схемы территориального планирования, акты об установлении границ осуществления территориального общественного самоуправления, зон с особыми условиями использования территории, решения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, поскольку являются обязательными для неограниченного круга лиц <2>.
(Катаева М.С., Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Так, по мнению Верховного Суда РФ, могут являться нормативными правовые акты, устанавливающие правовой режим конкретных объектов публичного права, такие как генеральные планы, схемы территориального планирования, акты об установлении границ осуществления территориального общественного самоуправления, зон с особыми условиями использования территории, решения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, поскольку являются обязательными для неограниченного круга лиц <2>.
Статья: Территориальное общественное самоуправление в контексте концепции "особого пути развития России"
(Щепачев В.А., Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)- установить дополнительные гарантии ТОС, в том числе единые требования (критерии) к принятию органами МСУ соответствующих решений. Следует установить обязательность рассмотрения обращения инициативной группы жителей об установлении границ территории ТОС и регистрации устава ТОС. Также необходимо определить сроки рассмотрения соответствующих обращений и возможность участия представителей инициативной группы жителей в процедуре их рассмотрения. Перечень оснований для отказа в удовлетворении обращений должен быть четким и не допускающим расширительного толкования;
(Щепачев В.А., Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)- установить дополнительные гарантии ТОС, в том числе единые требования (критерии) к принятию органами МСУ соответствующих решений. Следует установить обязательность рассмотрения обращения инициативной группы жителей об установлении границ территории ТОС и регистрации устава ТОС. Также необходимо определить сроки рассмотрения соответствующих обращений и возможность участия представителей инициативной группы жителей в процедуре их рассмотрения. Перечень оснований для отказа в удовлетворении обращений должен быть четким и не допускающим расширительного толкования;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Правовой акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима объекта публичного права, например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов РФ.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Правовой акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима объекта публичного права, например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов РФ.