Установление границ ООПТ
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление границ ООПТ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 2 "Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития" Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях""Положениями статей 2, 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ прямо предусмотрено, что режим особой охраны памятников природы, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в их границах, устанавливаются положением об ООПТ, и, соответственно, принятие положения об особо охраняемой природной территории является обязательным в целях обеспечения ее сохранности. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт вправе определять режим охраны памятника природы и виды разрешенного использования земельных участков, входящих в состав памятника природы регионального значения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Приказ Росреестра от 26 июля 2022 г. N П/0292
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Приказ Росреестра от 26 июля 2022 г. N П/0292
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Дифференцируются также основания для изменения границ и площади ООПТ: от двух оснований в Амурской области до восьми в Краснодарском крае. Наиболее распространенными являются следующие основания изменения границ ООПТ: исключение из ООПТ части территории вследствие утраты особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения природными комплексами и объектами, расположенными на этой территории, в целях охраны которых была образована ООПТ; увеличение площади ООПТ; выявление неточности определения границ ООПТ относительно природных комплексов и (или) природных объектов, в целях охраны которых она была создана, в правоустанавливающих документах, в том числе при проведении землеустроительных работ.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Дифференцируются также основания для изменения границ и площади ООПТ: от двух оснований в Амурской области до восьми в Краснодарском крае. Наиболее распространенными являются следующие основания изменения границ ООПТ: исключение из ООПТ части территории вследствие утраты особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения природными комплексами и объектами, расположенными на этой территории, в целях охраны которых была образована ООПТ; увеличение площади ООПТ; выявление неточности определения границ ООПТ относительно природных комплексов и (или) природных объектов, в целях охраны которых она была создана, в правоустанавливающих документах, в том числе при проведении землеустроительных работ.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 19.02.2015 N 138
(ред. от 04.10.2021)
"Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 04.10.2021)
"Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Правовой режим природоохранных зон
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 14 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 14 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В п. 12 ч. 1 комментируемой статьи указан перечень видов разрешенного использования объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренные градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, положением об особо охраняемой природной территории. Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об особо охраняемых природных территориях" основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются соответствующим положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В п. 12 ч. 1 комментируемой статьи указан перечень видов разрешенного использования объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренные градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, положением об особо охраняемой природной территории. Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об особо охраняемых природных территориях" основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются соответствующим положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)При создании ООПТ местного значения одним из проблемных вопросов является постановка данных территорий на кадастровый учет и предоставление сведений о границах, входящих в пределы этих территорий. Так, по исковому заявлению прокурора Стародубского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Мохоновской сельской администрации Стародубского муниципального района Брянской области о понуждении к организации и обеспечению установления и описания границ особо охраняемой природной территории местного значения "Роща", с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, к представлению в Управление Росприроднадзора по Брянской области сведений о границах и географических координатах центра указанной ООПТ для внесения в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий местного значения Брянской области, районный суд вынес решение об удовлетворении требований прокурора <1>. По иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора г. Екатеринбурга на администрацию города возложена обязанность установить и описать границы ООПТ местного значения городской парк "Парк им. Павлика Морозова" с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятников природы, для постановки указанных ООПТ местного значения на государственный кадастровый учет <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)При создании ООПТ местного значения одним из проблемных вопросов является постановка данных территорий на кадастровый учет и предоставление сведений о границах, входящих в пределы этих территорий. Так, по исковому заявлению прокурора Стародубского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Мохоновской сельской администрации Стародубского муниципального района Брянской области о понуждении к организации и обеспечению установления и описания границ особо охраняемой природной территории местного значения "Роща", с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, к представлению в Управление Росприроднадзора по Брянской области сведений о границах и географических координатах центра указанной ООПТ для внесения в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий местного значения Брянской области, районный суд вынес решение об удовлетворении требований прокурора <1>. По иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора г. Екатеринбурга на администрацию города возложена обязанность установить и описать границы ООПТ местного значения городской парк "Парк им. Павлика Морозова" с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятников природы, для постановки указанных ООПТ местного значения на государственный кадастровый учет <2>.
Статья: Правовой режим особо охраняемых природных территорий в России и зарубежных странах
(Николаева Е.А., Тарасова О.Е.)
("Экологическое право", 2023, N 5)На наш взгляд, отсутствие нормативных трактовок отдельных категорий особо охраняемых природных территорий на федеральном уровне усиливает возможность организации бесконечного многообразия категорий в данной сфере на региональном и местном уровнях. Считаем в такой ситуации целесообразным поделить особо охраняемые природные территории на две основные группы, взяв в качестве основополагающего критерия классификации происхождение охраняемого объекта <9>. В результате мы будем иметь природно-эталонные объекты, к которым можно отнести комплексы естественного природного происхождения, так сказать, "созданные" самой природой. И вторая группа - природно-антропогенные объекты, которые преимущественно созданы деятельностью человека, либо его доля участия в природных процессах была доминирующей. К первой группе будут относиться, к примеру, такие объекты, как водно-болотные станции, зональные ландшафты и т.д. Ко второй группе - городские сады и скверы, ботанические сады, дендрологические парки и т.д. Такой подход позволил бы более детально разработать критерии выделения особо охраняемых природных территорий, порядок формирования рассматриваемых территорий, установить режим охраны и на законодательном уровне четко закрепить, какие действия могут нанести непоправимый ущерб в пределах обозначенных границ определенной категории особо охраняемым природным территориям.
(Николаева Е.А., Тарасова О.Е.)
("Экологическое право", 2023, N 5)На наш взгляд, отсутствие нормативных трактовок отдельных категорий особо охраняемых природных территорий на федеральном уровне усиливает возможность организации бесконечного многообразия категорий в данной сфере на региональном и местном уровнях. Считаем в такой ситуации целесообразным поделить особо охраняемые природные территории на две основные группы, взяв в качестве основополагающего критерия классификации происхождение охраняемого объекта <9>. В результате мы будем иметь природно-эталонные объекты, к которым можно отнести комплексы естественного природного происхождения, так сказать, "созданные" самой природой. И вторая группа - природно-антропогенные объекты, которые преимущественно созданы деятельностью человека, либо его доля участия в природных процессах была доминирующей. К первой группе будут относиться, к примеру, такие объекты, как водно-болотные станции, зональные ландшафты и т.д. Ко второй группе - городские сады и скверы, ботанические сады, дендрологические парки и т.д. Такой подход позволил бы более детально разработать критерии выделения особо охраняемых природных территорий, порядок формирования рассматриваемых территорий, установить режим охраны и на законодательном уровне четко закрепить, какие действия могут нанести непоправимый ущерб в пределах обозначенных границ определенной категории особо охраняемым природным территориям.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) основные (а также при необходимости вспомогательные) виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории; в случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) основные (а также при необходимости вспомогательные) виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории; в случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории;
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)10) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)10) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории;