Установление границ на местности
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление границ на местности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 65 "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьей 222 ГК РФ, пунктом 26 постановления Пленума Верховного Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", статьей 3, пунктом 1 статьи 9 КВВТ РФ, пунктами 1, 2 статьи 65 ВК РФ, статьей 10 Кодекса внутренних водных путей Российской Федерации, положениями Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2016 N 377 (далее - Правила N 377), технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623 (далее - технический регламент), установив, что ответчик осуществил строительство спорного объекта - гидротехнического сооружения - без получения согласования с администрацией, учитывая обстоятельства, установленные судом апелляционной инстанции по делу N А65-16396/2021, в том числе о том, что ответчик разместил причал нерудных строительных материалов в зоне интенсивного движения крупнотоннажных, нефтеналивных и пассажирских судов (до 90 судов), что создает угрозу жизни и здоровью граждан в условиях ограниченной акватории, признал спорный объект самовольной постройкой и обязал ответчика снести самовольно возведенный объект."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6 "Объекты земельных отношений" ЗК РФ"По смыслу положений статьи 6 Земельного кодекса РФ, части 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьи 17 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве", пунктов 2 и 3 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 года N 688, смежная граница представляет собой линию с точками координат, проходящую по границе с соседним земельным наделом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Постановление Правительства Российской Федерации
Вопрос: Работник организации, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, собирается провести отпуск за границей. Как определить размер компенсации расходов на оплату проезда к месту проведения отпуска?
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Вопрос: Работник организации, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, собирается провести отпуск за границей. Как определить размер компенсации расходов на оплату проезда к месту проведения отпуска?
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Вопрос: Работник организации, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, собирается провести отпуск за границей. Как определить размер компенсации расходов на оплату проезда к месту проведения отпуска?
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О землеустройстве"Статья 17. Установление на местности границ объектов землеустройства
(ред. от 08.08.2024)
"О землеустройстве"Статья 17. Установление на местности границ объектов землеустройства
Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом, установление, изменение границ, упразднение лечебно-оздоровительной местности, курорта или курортного региона
(ред. от 28.12.2024)
"О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом, установление, изменение границ, упразднение лечебно-оздоровительной местности, курорта или курортного региона
Ситуация: Как провести межевание земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Межевание земельного участка проводится для установления его границ на местности.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Межевание земельного участка проводится для установления его границ на местности.
Готовое решение: Как уточняются границы земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)с установлением границ на местности или без него. Это решать вам. При этом учитывайте, что любое лицо, с которым нужно согласовать границы, может потребовать установить их на местности (ч. 5 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности). Нужно учитывать, что в некоторых случаях согласование проводится без этой процедуры независимо от наличия требований;
(КонсультантПлюс, 2025)с установлением границ на местности или без него. Это решать вам. При этом учитывайте, что любое лицо, с которым нужно согласовать границы, может потребовать установить их на местности (ч. 5 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности). Нужно учитывать, что в некоторых случаях согласование проводится без этой процедуры независимо от наличия требований;
"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По делу подлежат применению следующие нормативные акты и разъяснения Верховного Суда РФ: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ; Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ; Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"; Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве"; Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 "Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства"; Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17.02.2003; Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17.02.2003; Приказ Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки"; Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и другие в зависимости от позиции лиц, участвующих в деле.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По делу подлежат применению следующие нормативные акты и разъяснения Верховного Суда РФ: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ; Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ; Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"; Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве"; Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 "Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства"; Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17.02.2003; Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17.02.2003; Приказ Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки"; Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и другие в зависимости от позиции лиц, участвующих в деле.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Ситуация: Как объединить земельные участки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Межевание - это работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Для проведения межевания нужно получить акт согласования местоположения границ земельного участка с соседями, которые должны быть надлежащим образом извещены о проведении такого согласования (ч. 10 ст. 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Межевание - это работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Для проведения межевания нужно получить акт согласования местоположения границ земельного участка с соседями, которые должны быть надлежащим образом извещены о проведении такого согласования (ч. 10 ст. 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Из данного определения следует, что к водоохранным зонам относятся территории по факту их примыкания к водным объектам (т.е. это ЗОУИТ, возникающая в силу закона). В связи с этим на них устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности, и специального акта об отнесении такой территории к водоохранной зоне не требуется, однако необходимо определение границ такой зоны и внесение их в ЕГРН (с учетом переходного положения в отношении "старых" ЗОУИТ). В 2019 году <1> неожиданно спустя всего 3 года после его введения утратило силу положение п. 5(1) Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов <2>, в соответствии с которым границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считались установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Из данного определения следует, что к водоохранным зонам относятся территории по факту их примыкания к водным объектам (т.е. это ЗОУИТ, возникающая в силу закона). В связи с этим на них устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности, и специального акта об отнесении такой территории к водоохранной зоне не требуется, однако необходимо определение границ такой зоны и внесение их в ЕГРН (с учетом переходного положения в отношении "старых" ЗОУИТ). В 2019 году <1> неожиданно спустя всего 3 года после его введения утратило силу положение п. 5(1) Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов <2>, в соответствии с которым границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считались установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
Статья: Спор об установлении границ земельного участка (об установлении местоположения границ земельного участка) на основании судебной практики Московского областного суда
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Довод о том, что находящийся в пользовании истца земельный участок не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет с установлением его границ на местности, в связи с чем не может являться предметом гражданско-правовых отношений и судебного решения, отклонен, так как данное обстоятельство не является препятствием для разрешения заявленных истцом требований об установлении границ земельного участка (Апелляционное определение Московского областного суда от 17.02.2025 по делу N 33-6945/2025 (УИД 50RS0039-01-2024-007751-41) (Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.05.2025 N 88-13582/2025 данное Определение оставлено без изменения).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Довод о том, что находящийся в пользовании истца земельный участок не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет с установлением его границ на местности, в связи с чем не может являться предметом гражданско-правовых отношений и судебного решения, отклонен, так как данное обстоятельство не является препятствием для разрешения заявленных истцом требований об установлении границ земельного участка (Апелляционное определение Московского областного суда от 17.02.2025 по делу N 33-6945/2025 (УИД 50RS0039-01-2024-007751-41) (Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.05.2025 N 88-13582/2025 данное Определение оставлено без изменения).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Орган местного самоуправления вправе обратиться в суд в случае обнаружения неустраненного ранее выявленного нарушения, в частности самовольного занятия земельного участка или его части <1>. Необходимо отметить, что нередко такие ситуации возникают из-за недостаточной инвентаризации земельных участков органами местного самоуправления, неполного размежевания, невнесения данных в кадастровые карты. С проблемой учета земельных участков сталкиваются практически все органы муниципального земельного контроля, поскольку каждый земельный участок как объект недвижимости должен иметь свой оригинальный кадастровый номер, присваиваемый Росреестром России (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), что обусловливает необходимость проведения постоянной работы, связанной с осуществлением кадастровых работ, установлением или изменением границ земельных участков, описанием местоположения указанных границ <2> и установлением их на местности <3>, составлением карт (планов) земельных участков с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности <4>, осуществление других видов работ, связанных с инвентаризацией земель для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, как того требует ст. 13 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве". Данные о земельных участках меняются практически каждый день, что, безусловно, усложняет осуществление муниципального контроля, влечет судебные споры <5>. Кроме того, мероприятия по землеустройству, включая описание местоположения и установление на местности границ земельных участков, а также проверка их в ходе муниципального контроля трудозатратны, требуют обеспечения земельных контролеров (инспекторов) и иных специалистов соответствующими приборами, оборудованием (дальномер, тахеометр, квадрокоптер с камерой, нивелир, GPS-оборудование, лазерная рулетка и проч.), компьютерами, принтерами, сканерами, а также интернет-связью, в том числе на сельскохозяйственных участках. Далеко не во всех муниципальных образованиях есть необходимые геодезические приборы, муниципальным земельным контролерам приходится производить замеры обычной рулеткой, что в дальнейшем при оформлении координат на карте получается неточным и приводит к конфликтам.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Орган местного самоуправления вправе обратиться в суд в случае обнаружения неустраненного ранее выявленного нарушения, в частности самовольного занятия земельного участка или его части <1>. Необходимо отметить, что нередко такие ситуации возникают из-за недостаточной инвентаризации земельных участков органами местного самоуправления, неполного размежевания, невнесения данных в кадастровые карты. С проблемой учета земельных участков сталкиваются практически все органы муниципального земельного контроля, поскольку каждый земельный участок как объект недвижимости должен иметь свой оригинальный кадастровый номер, присваиваемый Росреестром России (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), что обусловливает необходимость проведения постоянной работы, связанной с осуществлением кадастровых работ, установлением или изменением границ земельных участков, описанием местоположения указанных границ <2> и установлением их на местности <3>, составлением карт (планов) земельных участков с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности <4>, осуществление других видов работ, связанных с инвентаризацией земель для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, как того требует ст. 13 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве". Данные о земельных участках меняются практически каждый день, что, безусловно, усложняет осуществление муниципального контроля, влечет судебные споры <5>. Кроме того, мероприятия по землеустройству, включая описание местоположения и установление на местности границ земельных участков, а также проверка их в ходе муниципального контроля трудозатратны, требуют обеспечения земельных контролеров (инспекторов) и иных специалистов соответствующими приборами, оборудованием (дальномер, тахеометр, квадрокоптер с камерой, нивелир, GPS-оборудование, лазерная рулетка и проч.), компьютерами, принтерами, сканерами, а также интернет-связью, в том числе на сельскохозяйственных участках. Далеко не во всех муниципальных образованиях есть необходимые геодезические приборы, муниципальным земельным контролерам приходится производить замеры обычной рулеткой, что в дальнейшем при оформлении координат на карте получается неточным и приводит к конфликтам.
Готовое решение: Что такое землеустроительное дело и нужно ли оно для постановки земельного участка на кадастровый учет
(КонсультантПлюс, 2025)В него входят документы и материалы, которые получены при выполнении работ по установлению на местности границ такого объекта. В первую очередь, оно включает в себя землеустроительную документацию каждого объекта землеустройства (ст. 22 Закона о землеустройстве, п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688).
(КонсультантПлюс, 2025)В него входят документы и материалы, которые получены при выполнении работ по установлению на местности границ такого объекта. В первую очередь, оно включает в себя землеустроительную документацию каждого объекта землеустройства (ст. 22 Закона о землеустройстве, п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688).
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)"Десятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что договор субаренды от 23.06.2010 является незаключенным, поскольку объект субарендных отношений не согласован, в договоре не указаны данные, позволяющие определенно установить часть земельного участка, передаваемого в пользование ООО "Кениг", на момент подписания сторонами договора субаренды объект субаренды - часть земельного участка площадью 360 кв. м - как объект права в установленном законом порядке не сформирован, его границы на местности не определены, межевание не произведено, на государственный кадастровый учет он не поставлен, из состава земельного участка с кадастровым номером 50:15:110101:00001 как его часть в установленном порядке не выделен.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)"Десятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что договор субаренды от 23.06.2010 является незаключенным, поскольку объект субарендных отношений не согласован, в договоре не указаны данные, позволяющие определенно установить часть земельного участка, передаваемого в пользование ООО "Кениг", на момент подписания сторонами договора субаренды объект субаренды - часть земельного участка площадью 360 кв. м - как объект права в установленном законом порядке не сформирован, его границы на местности не определены, межевание не произведено, на государственный кадастровый учет он не поставлен, из состава земельного участка с кадастровым номером 50:15:110101:00001 как его часть в установленном порядке не выделен.