Установление границ и режима зон санитарной охраны
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление границ и режима зон санитарной охраны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.10.2024 N 02АП-6002/2024 по делу N А82-13826/2023
Требование: Об обязании провести корректировку проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водопроводных сооружений.
Решение: Требование удовлетворено.Отсутствие утвержденных Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области границ и режима зон санитарной охраны для водопроводов и источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения АО КЗ "Поречский" не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды водоисточников и мероприятий, направленных на максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды поверхностных источников водоснабжении, что формирует условия, при которых источники питьевого водоснабжения могут создавать угрозу возникновения вредного воздействия на человека по химическому и биологическому факторам.
Требование: Об обязании провести корректировку проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водопроводных сооружений.
Решение: Требование удовлетворено.Отсутствие утвержденных Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области границ и режима зон санитарной охраны для водопроводов и источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения АО КЗ "Поречский" не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды водоисточников и мероприятий, направленных на максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды поверхностных источников водоснабжении, что формирует условия, при которых источники питьевого водоснабжения могут создавать угрозу возникновения вредного воздействия на человека по химическому и биологическому факторам.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11.9 "Требования к образуемым и измененным земельным участкам" ЗК РФ"Нахождение испрашиваемых земельных участков в границах первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта, режимами которых не предусмотрено использование земельного участка для личного подсобного хозяйства, обусловило принятие органом местного самоуправления законного решения об отказе в удовлетворении заявления главы хозяйства на основании пункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ. Представление схем без учета требований к их подготовке, установленным пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, а также с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, также являлось самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду в испрашиваемых целях и не позволяла администрации предоставить этот участок в индивидуальное арендное пользование."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Источники питьевого водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 1.2 Постановления Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 "О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области" для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 1.2 Постановления Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 "О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области" для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> См., например, Постановление Правительства РФ от 22.02.2018 N 188 "Об установлении границ и режимов округов горно-санитарной охраны курортов федерального значения Светлогорск-Отрадное и Зеленоградск, внесении изменений в отдельные постановления Совета Министров РСФСР и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 27.05.1993 N 498 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> См., например, Постановление Правительства РФ от 22.02.2018 N 188 "Об установлении границ и режимов округов горно-санитарной охраны курортов федерального значения Светлогорск-Отрадное и Зеленоградск, внесении изменений в отдельные постановления Совета Министров РСФСР и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 27.05.1993 N 498 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п. 5).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п. 5).
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Округа санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются бессрочно.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Округа санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются бессрочно.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В свою очередь, Правилами охраны подземных водных объектов предусмотрен следующий перечень мероприятий по предупреждению их загрязнения, засорения, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов: мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды и по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов; наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод и за уровенным режимом подземных вод; определение объемов добычи (извлечения) подземных вод в соответствии с утвержденной проектной документацией и (или) техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, объемов размещаемых попутных (пластовых) вод, радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности в глубокие горизонты (коллекторы) в соответствии с утвержденной проектной документацией, а также объемов сточных вод, размещаемых в подземных водных объектах, которые не используются и не могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией; установление режима хозяйственной деятельности, запрещающего работы, загрязняющие подземные воды в границах зон санитарной охраны водозаборов питьевых подземных вод, границах округов горно-санитарной охраны месторождений минеральных вод, а также в областях питания незащищенных водоносных горизонтов, используемых для целей централизованного и нецентрализованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <1>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В свою очередь, Правилами охраны подземных водных объектов предусмотрен следующий перечень мероприятий по предупреждению их загрязнения, засорения, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов: мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды и по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов; наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод и за уровенным режимом подземных вод; определение объемов добычи (извлечения) подземных вод в соответствии с утвержденной проектной документацией и (или) техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, объемов размещаемых попутных (пластовых) вод, радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности в глубокие горизонты (коллекторы) в соответствии с утвержденной проектной документацией, а также объемов сточных вод, размещаемых в подземных водных объектах, которые не используются и не могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией; установление режима хозяйственной деятельности, запрещающего работы, загрязняющие подземные воды в границах зон санитарной охраны водозаборов питьевых подземных вод, границах округов горно-санитарной охраны месторождений минеральных вод, а также в областях питания незащищенных водоносных горизонтов, используемых для целей централизованного и нецентрализованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <1>.
Статья: К вопросу о правовом режиме земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Однако была выработана и противоположная трактовка рассматриваемого законоположения, в том числе высказанная после рассмотренных определений Конституционного Суда РФ. Так, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ отменила решения нижестоящих судов, поскольку их позиция о том, что согласно ч. 3 ст. 10 Закона N 406-ФЗ лечебно-оздоровительные местности и курорты, созданные до вступления этого Закона в силу, сохраняют правовой режим ООПТ и остаются ограниченными в обороте, ошибочна ввиду неправильного толкования норм материального права: п. 3 ст. 10 Федерального закона N 406-ФЗ не определяет режим ранее созданных ООПТ, а констатирует лишь сохранение границ, определенных соответствующими органами публичной власти в порядке, установленном до дня вступления в силу упомянутого Закона <19>. Получается, что Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ поддержала и развила позицию, высказанную Минэкономразвития России, о признании земельных участков во второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов независимо от даты их создания свободными в обороте. Аналогичное мнение высказывается и другими судами <20>, приводящими в качестве дополнительного довода вступивший в силу с 1 января 2016 года Закон <21>, который исключил лечебно-оздоровительные местности и курорты из состава подлежащих особой охране объектов, указанных в ст. 4 Закона об охране окружающей среды, поэтому к лечебно-оздоровительным местностям и курортам больше не применяется предусмотренное п. 5 ст. 58 этого Закона ограничение в виде запрета на приватизацию земельных участков <22>.
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Однако была выработана и противоположная трактовка рассматриваемого законоположения, в том числе высказанная после рассмотренных определений Конституционного Суда РФ. Так, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ отменила решения нижестоящих судов, поскольку их позиция о том, что согласно ч. 3 ст. 10 Закона N 406-ФЗ лечебно-оздоровительные местности и курорты, созданные до вступления этого Закона в силу, сохраняют правовой режим ООПТ и остаются ограниченными в обороте, ошибочна ввиду неправильного толкования норм материального права: п. 3 ст. 10 Федерального закона N 406-ФЗ не определяет режим ранее созданных ООПТ, а констатирует лишь сохранение границ, определенных соответствующими органами публичной власти в порядке, установленном до дня вступления в силу упомянутого Закона <19>. Получается, что Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ поддержала и развила позицию, высказанную Минэкономразвития России, о признании земельных участков во второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов независимо от даты их создания свободными в обороте. Аналогичное мнение высказывается и другими судами <20>, приводящими в качестве дополнительного довода вступивший в силу с 1 января 2016 года Закон <21>, который исключил лечебно-оздоровительные местности и курорты из состава подлежащих особой охране объектов, указанных в ст. 4 Закона об охране окружающей среды, поэтому к лечебно-оздоровительным местностям и курортам больше не применяется предусмотренное п. 5 ст. 58 этого Закона ограничение в виде запрета на приватизацию земельных участков <22>.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) ЛК, определяющий правовой режим лесов, в том числе выполняющих функции защиты природных и иных объектов, расположенных в поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также расположенных в границах зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а кроме того, используемых в целях сохранения санитарно-гигиенической и оздоровительной функций природных ландшафтов (ст. 114);
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) ЛК, определяющий правовой режим лесов, в том числе выполняющих функции защиты природных и иных объектов, расположенных в поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также расположенных в границах зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а кроме того, используемых в целях сохранения санитарно-гигиенической и оздоровительной функций природных ландшафтов (ст. 114);
Статья: Правовой режим зон санитарной охраны источников водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1.6 СанПиН "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения" организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается определение границ зоны и составляющих ее поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1.6 СанПиН "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения" организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается определение границ зоны и составляющих ее поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При разрешении спора было установлено, что испрашиваемый предпринимателем в собственность земельный участок находится во второй зоне санитарной охраны курорта. Границы санитарной охраны курорта установлены на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1987 г. N 494 "Об установлении границ и режима санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо-Осиповка) в Краснодарском крае".
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При разрешении спора было установлено, что испрашиваемый предпринимателем в собственность земельный участок находится во второй зоне санитарной охраны курорта. Границы санитарной охраны курорта установлены на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1987 г. N 494 "Об установлении границ и режима санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо-Осиповка) в Краснодарском крае".