Установление границ городских лесов
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление границ городских лесов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 36 "Градостроительный регламент" Градостроительного кодекса РФ"Правила землепользования и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты применительно к земельным участкам, включенным в границы населенных пунктов из земель лесного фонда, могут быть изменены по истечении одного года со дня включения указанных земельных участков в границы населенных пунктов (часть 6 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации). До установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 года предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством (часть 6.1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Соответственно, уже через год после включения таких земельных участков в границы населенных пунктов органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования могут, действуя в интересах социально-экономического развития территории, отнести бывшие земли лесного фонда к не связанной с природоохранными функциями территориальной зоне, в том числе к жилой или производственной. При этом интерес развития муниципальных образований, в том числе посредством расширения и освоения территории входящих в них населенных пунктов, безусловно, не может отрицаться. Важно, однако, чтобы этот интерес был сопряжен с другими социально значимыми интересами, для чего и служит институт согласования."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Территория (земли) муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)Земельный участок, занятый кладбищем и расположенный в границах земель лесного фонда, подлежит отнесению к муниципальной собственности с установлением его площади и границ и уточнением границ лесного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Земельный участок, занятый кладбищем и расположенный в границах земель лесного фонда, подлежит отнесению к муниципальной собственности с установлением его площади и границ и уточнением границ лесного участка
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные вопросы осуществления муниципального контроля и законодательство об обязательных требованиях
(Катаева М.С., Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Указанная позиция о нормативном характере правовых актов, в особенности устанавливающих режим специальных территорий, имеет значение и при осуществлении муниципального контроля. В первую очередь именно муниципальные правовые акты, определяющие границы и правовой статус земельных участков, городских лесов, особо охраняемых природных территорий местного значения, территорий общего пользования муниципальных образований, автомобильных дорог общего пользования местного значения и иных территорий, позволяют идентифицировать объекты муниципального контроля, в отношении которых действуют определенные правила, в том числе по использованию, охране, защите земельных участков, городских лесов, особо охраняемых природных территорий местного значения, территорий общего пользования муниципальных образований, автомобильных дорог общего пользования местного значения.
(Катаева М.С., Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Указанная позиция о нормативном характере правовых актов, в особенности устанавливающих режим специальных территорий, имеет значение и при осуществлении муниципального контроля. В первую очередь именно муниципальные правовые акты, определяющие границы и правовой статус земельных участков, городских лесов, особо охраняемых природных территорий местного значения, территорий общего пользования муниципальных образований, автомобильных дорог общего пользования местного значения и иных территорий, позволяют идентифицировать объекты муниципального контроля, в отношении которых действуют определенные правила, в том числе по использованию, охране, защите земельных участков, городских лесов, особо охраняемых природных территорий местного значения, территорий общего пользования муниципальных образований, автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Статья: Правовые проблемы изменения границ территории городских лесов
(Вагина О.В., Винницкий А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)И здесь мы подошли к центральному вопросу о компетентном органе публичной власти на проведение лесоустройства в отношении городских лесов, а следовательно, и на установление/изменение их границ. Действующая редакция ЛК РФ достаточно категорично закрепляет, что отнесение лесов к защитным лесам и исключение их из состава защитных, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 и 82 ЛК РФ в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией (ч. 2 ст. 110 ЛК РФ). И применительно к городским лесам речь идет именно о федеральном органе исполнительной власти (п. 9, 10 и 16 ст. 81 ЛК РФ).
(Вагина О.В., Винницкий А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)И здесь мы подошли к центральному вопросу о компетентном органе публичной власти на проведение лесоустройства в отношении городских лесов, а следовательно, и на установление/изменение их границ. Действующая редакция ЛК РФ достаточно категорично закрепляет, что отнесение лесов к защитным лесам и исключение их из состава защитных, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 и 82 ЛК РФ в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией (ч. 2 ст. 110 ЛК РФ). И применительно к городским лесам речь идет именно о федеральном органе исполнительной власти (п. 9, 10 и 16 ст. 81 ЛК РФ).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.09.2023 N 45-П
"По делу о проверке конституционности частей 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Собрания депутатов Кыштымского городского округа Челябинской области"Правила землепользования и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты применительно к земельным участкам, включенным в границы населенных пунктов из земель лесного фонда, могут быть изменены по истечении одного года со дня включения указанных земельных участков в границы населенных пунктов (часть 6 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации). До установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 года предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством (часть 6.1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Соответственно, уже через год после включения таких земельных участков в границы населенных пунктов органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования могут, действуя в интересах социально-экономического развития территории, отнести бывшие земли лесного фонда к не связанной с природоохранными функциями территориальной зоне, в том числе к жилой или производственной. При этом интерес развития муниципальных образований, в том числе посредством расширения и освоения территории входящих в них населенных пунктов, безусловно, не может отрицаться. Важно, однако, чтобы этот интерес был сопряжен с другими социально значимыми интересами, для чего и служит институт согласования.
"По делу о проверке конституционности частей 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Собрания депутатов Кыштымского городского округа Челябинской области"Правила землепользования и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты применительно к земельным участкам, включенным в границы населенных пунктов из земель лесного фонда, могут быть изменены по истечении одного года со дня включения указанных земельных участков в границы населенных пунктов (часть 6 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации). До установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 года предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством (часть 6.1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Соответственно, уже через год после включения таких земельных участков в границы населенных пунктов органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования могут, действуя в интересах социально-экономического развития территории, отнести бывшие земли лесного фонда к не связанной с природоохранными функциями территориальной зоне, в том числе к жилой или производственной. При этом интерес развития муниципальных образований, в том числе посредством расширения и освоения территории входящих в них населенных пунктов, безусловно, не может отрицаться. Важно, однако, чтобы этот интерес был сопряжен с другими социально значимыми интересами, для чего и служит институт согласования.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом на основании части 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом на основании части 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ.
Статья: Повышение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)- организация восстановления инфраструктуры территории муниципального образования, включая освещение улиц, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, обозначение опасных районов (уточнение границ безопасных районов), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов муниципального образования;
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)- организация восстановления инфраструктуры территории муниципального образования, включая освещение улиц, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, обозначение опасных районов (уточнение границ безопасных районов), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов муниципального образования;
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пункт 9.1 ч. 1 комментируемой статьи введен Федеральным законом от 18.03.2023 N 66-ФЗ. Он предусматривает, что в число документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия должны входить сведения об установлении, изменении границ лесопаркового зеленого пояса или о его упразднении. Под последним понимаются зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пункт 9.1 ч. 1 комментируемой статьи введен Федеральным законом от 18.03.2023 N 66-ФЗ. Он предусматривает, что в число документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия должны входить сведения об установлении, изменении границ лесопаркового зеленого пояса или о его упразднении. Под последним понимаются зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Статья: Освоение земельных участков
(Майборода В.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Для целей настоящей работы состав территориальных зон, определенный ст. 35 ГрК РФ, условно разделен на зоны, строительство в которых допускается градостроительным регламентом, и зоны, действие регламента на которые не распространяется (ч. 4 ст. 36 ГрК РФ). Как особенные исключены из предмета работы занятые городскими лесами участки в границах населенных пунктов. Исключение обосновано тем, что освоение таких участков предусматривает компенсационные мероприятия в отношении защитных лесов.
(Майборода В.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Для целей настоящей работы состав территориальных зон, определенный ст. 35 ГрК РФ, условно разделен на зоны, строительство в которых допускается градостроительным регламентом, и зоны, действие регламента на которые не распространяется (ч. 4 ст. 36 ГрК РФ). Как особенные исключены из предмета работы занятые городскими лесами участки в границах населенных пунктов. Исключение обосновано тем, что освоение таких участков предусматривает компенсационные мероприятия в отношении защитных лесов.
Статья: Юридическое понятие леса и смежных с ним понятий в трудах доктора юридических наук, профессора О.И. Крассова
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Относительно легального определения леса, лесного участка и земельного участка в 2011 году О.И. Крассов рассуждал следующим образом: "Рассмотрим вопрос о соотношении понятий "земельный участок" и "лесной участок". В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации <5> (далее по тексту - ЛК) лесным участком является земельный участок. Понятие "лесной участок", как можно предположить, тождественно понятию "земельный участок". В то же время лесной участок все-таки должен иметь какие-то отличия от земельного участка, поэтому он и называется лесным участком. Во-первых, на нем должен произрастать лес. Во-вторых, границы лесного участка определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 ЛК. В ч. 1 ст. 67 ЛК предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 ЛК: землях обороны и безопасности; населенных пунктов (городские леса); особо охраняемых природных территорий.
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Относительно легального определения леса, лесного участка и земельного участка в 2011 году О.И. Крассов рассуждал следующим образом: "Рассмотрим вопрос о соотношении понятий "земельный участок" и "лесной участок". В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации <5> (далее по тексту - ЛК) лесным участком является земельный участок. Понятие "лесной участок", как можно предположить, тождественно понятию "земельный участок". В то же время лесной участок все-таки должен иметь какие-то отличия от земельного участка, поэтому он и называется лесным участком. Во-первых, на нем должен произрастать лес. Во-вторых, границы лесного участка определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 ЛК. В ч. 1 ст. 67 ЛК предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 ЛК: землях обороны и безопасности; населенных пунктов (городские леса); особо охраняемых природных территорий.
Статья: Актуальные проблемы охраны окружающей среды в рамках территориального развития
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ <2> (ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями законодательства. В связи с тем что лесные участки могут быть расположены в границах населенных пунктов, могут возникать проблемы, связанные с определением правового статуса таких участков, а именно: с определением правового статуса защитных и городских лесов в границах населенных пунктов, отнесением лесных участков к землям общего пользования в границах населенных пунктов, сохранением прав пользователя земельным участком в случае перевода отдельного лесного участка из категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ <2> (ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями законодательства. В связи с тем что лесные участки могут быть расположены в границах населенных пунктов, могут возникать проблемы, связанные с определением правового статуса таких участков, а именно: с определением правового статуса защитных и городских лесов в границах населенных пунктов, отнесением лесных участков к землям общего пользования в границах населенных пунктов, сохранением прав пользователя земельным участком в случае перевода отдельного лесного участка из категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Механизм зонирования позволяет дифференцировать направления использования определенного пространства в рамках установленного правового режима, в том числе режима общего пользования, что обеспечивает действие данного режима на его отдельных частях. Так, согласно ст. 43, 82, 86, 114 ЛК РФ в составе земель лесного фонда выделяются зоны планируемого освоения лесов, лесопарковые и иные зоны. В состав зон рекреационного назначения в силу ст. 35 ГрК РФ могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также зоны в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Режим общего пользования в пределах зон общего пользования характеризуется определенными ограничениями, связанными с необходимостью соблюдения особых условий использования земельных участков в границах ЗОУТ.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Механизм зонирования позволяет дифференцировать направления использования определенного пространства в рамках установленного правового режима, в том числе режима общего пользования, что обеспечивает действие данного режима на его отдельных частях. Так, согласно ст. 43, 82, 86, 114 ЛК РФ в составе земель лесного фонда выделяются зоны планируемого освоения лесов, лесопарковые и иные зоны. В состав зон рекреационного назначения в силу ст. 35 ГрК РФ могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также зоны в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Режим общего пользования в пределах зон общего пользования характеризуется определенными ограничениями, связанными с необходимостью соблюдения особых условий использования земельных участков в границах ЗОУТ.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6.1. В ч. 6.1 комментируемой статьи установлена норма для переходного периода до установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда. Такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством. Это означает, что после установления градостроительного регламента именно он будет определять режим использования земельных участков, занятых городскими лесами. Исключение составляют лесные участки, которые до 1 января 2016 г. были предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 г., и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6.1. В ч. 6.1 комментируемой статьи установлена норма для переходного периода до установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда. Такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством. Это означает, что после установления градостроительного регламента именно он будет определять режим использования земельных участков, занятых городскими лесами. Исключение составляют лесные участки, которые до 1 января 2016 г. были предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 г., и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> См.: Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 октября 2014 г. N 33-4823/2014 по делу N 33-4823/2014 об обязании администрации г. Ханты-Мансийска в девятимесячный срок установить границы земельных участков, занятых лесами, относящимися к категории городских лесов; поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены городские леса; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесов города Ханты-Мансийска; организовать муниципальный лесной контроль в отношении городских лесов; осуществлять ведение лесного реестра в пределах предоставленных полномочий; организовать осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> См.: Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 октября 2014 г. N 33-4823/2014 по делу N 33-4823/2014 об обязании администрации г. Ханты-Мансийска в девятимесячный срок установить границы земельных участков, занятых лесами, относящимися к категории городских лесов; поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены городские леса; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесов города Ханты-Мансийска; организовать муниципальный лесной контроль в отношении городских лесов; осуществлять ведение лесного реестра в пределах предоставленных полномочий; организовать осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".