Установление факта нахождении на иждивении для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление факта нахождении на иждивении для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05.09.2024 N 88-19685/2024 (УИД 67RS0003-01-2023-004868-69)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Размер пенсии истца был произвольно уменьшен ответчиком.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Как правильно установлено судами первой и апелляционной инстанции, ФИО11 не относится к указанной категории нетрудоспособных членов семьи, поскольку не признана в установленном порядке недееспособной и истец не является ее опекуном; для продолжения выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом иждивенца истцу необходимо предоставить ответчику документ, подтверждающий факт нахождения дочери на ее иждивении.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Размер пенсии истца был произвольно уменьшен ответчиком.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Как правильно установлено судами первой и апелляционной инстанции, ФИО11 не относится к указанной категории нетрудоспособных членов семьи, поскольку не признана в установленном порядке недееспособной и истец не является ее опекуном; для продолжения выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом иждивенца истцу необходимо предоставить ответчику документ, подтверждающий факт нахождения дочери на ее иждивении.
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18.01.2024 N 88-288/2024 (УИД 65RS0001-01-2023-003730-50)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Установлено, что перерасчет размера пенсии должен быть произведен с даты вступления в законную силу судебного акта об установлении обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение у истца права на получение названной выплаты.
Решение: Удовлетворено в части.Проверяя законность решения районного суда, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н, и согласился с выводом районного суда о том, что оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет и установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии именно с 5 ноября 2020 года не имеется, поскольку днем назначения пенсии, равно как и ее перерасчета, является день подачи всех необходимых для этого документов, что не имело место быть в настоящей ситуации, поскольку документа, подтверждающего факт нахождения сына на иждивении истца на момент ее обращения в пенсионный орган 5 ноября 2020 года, не имелось.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Установлено, что перерасчет размера пенсии должен быть произведен с даты вступления в законную силу судебного акта об установлении обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение у истца права на получение названной выплаты.
Решение: Удовлетворено в части.Проверяя законность решения районного суда, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н, и согласился с выводом районного суда о том, что оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет и установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии именно с 5 ноября 2020 года не имеется, поскольку днем назначения пенсии, равно как и ее перерасчета, является день подачи всех необходимых для этого документов, что не имело место быть в настоящей ситуации, поскольку документа, подтверждающего факт нахождения сына на иждивении истца на момент ее обращения в пенсионный орган 5 ноября 2020 года, не имелось.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)После достижения инвалидом 18 лет родителю (опекуну) необходимо доказывать факт нахождения инвалида на его иждивении.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)После достижения инвалидом 18 лет родителю (опекуну) необходимо доказывать факт нахождения инвалида на его иждивении.
Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 4)Предмет рассмотрения: часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку на ее основании в нормативном единстве с иными положениями данного Закона решается вопрос о праве родителя инвалида с детства, фактически продолжающего осуществлять необходимые постоянный уход и помощь (надзор) такому инвалиду, на сохранение установленной повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости после достижения этим инвалидом совершеннолетнего возраста и признания его судом недееспособным.
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 4)Предмет рассмотрения: часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку на ее основании в нормативном единстве с иными положениями данного Закона решается вопрос о праве родителя инвалида с детства, фактически продолжающего осуществлять необходимые постоянный уход и помощь (надзор) такому инвалиду, на сохранение установленной повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости после достижения этим инвалидом совершеннолетнего возраста и признания его судом недееспособным.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Кассационный суд общей юрисдикции, рассматривая дело по кассационной жалобе Б., указал, что выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими характеру спорных отношений и установленным по делу обстоятельствам. При этом, делая такой вывод, кассационный суд общей юрисдикции не принял во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 22 апреля 2020 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки И.К. Дашковой", согласно которой для признания инвалида с детства находящимся на иждивении своего родителя не имеет значения соотношение размеров доходов самого инвалида с детства и его родителя, поскольку помощь, которую оказывает инвалиду с детства его родитель при осуществлении необходимого такому инвалиду постоянного ухода за ним, может выражаться не только непосредственно в денежной форме, но и в иных, также требующих определенных денежных затрат, формах (например, в приобретении продуктов питания, одежды, лекарственных средств, оплате медицинских и иных услуг в целях жизнеобеспечения инвалида с детства и др.). Между тем данная правовая позиция в полной мере может быть применена к спорным отношениям, связанным с установлением факта нахождения на иждивении бабушки-опекуна ее внучки - инвалида с детства в целях повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии бабушки, осуществляющей постоянный уход за своей внучкой.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Кассационный суд общей юрисдикции, рассматривая дело по кассационной жалобе Б., указал, что выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими характеру спорных отношений и установленным по делу обстоятельствам. При этом, делая такой вывод, кассационный суд общей юрисдикции не принял во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 22 апреля 2020 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки И.К. Дашковой", согласно которой для признания инвалида с детства находящимся на иждивении своего родителя не имеет значения соотношение размеров доходов самого инвалида с детства и его родителя, поскольку помощь, которую оказывает инвалиду с детства его родитель при осуществлении необходимого такому инвалиду постоянного ухода за ним, может выражаться не только непосредственно в денежной форме, но и в иных, также требующих определенных денежных затрат, формах (например, в приобретении продуктов питания, одежды, лекарственных средств, оплате медицинских и иных услуг в целях жизнеобеспечения инвалида с детства и др.). Между тем данная правовая позиция в полной мере может быть применена к спорным отношениям, связанным с установлением факта нахождения на иждивении бабушки-опекуна ее внучки - инвалида с детства в целях повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии бабушки, осуществляющей постоянный уход за своей внучкой.
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2020 N 20-П
"По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки И.К. Дашковой"В ряде случаев суды толкуют часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" во взаимосвязи с частями 3 и 4 его статьи 10 как предполагающую повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, назначенной родителю инвалида с детства, лишь при условии установления факта нахождения такого инвалида на иждивении своего родителя, притом что состояние иждивенства инвалида с детства подразумевает, помимо его нетрудоспособности, также получение им от своего родителя помощи, являющейся для него постоянным и основным источником средств к существованию. Соответственно, принимая во внимание наличие у инвалидов с детства собственного источника дохода в виде социальной пенсии по инвалидности, а также иных выплат, предусмотренных для этой категории граждан действующим законодательством (ежемесячная денежная выплата инвалидам, ежемесячная компенсационная выплата на уход, компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг и др.), суды при установлении факта нахождения инвалида с детства на иждивении своего родителя исходят из необходимости сопоставления совокупного размера дохода инвалида с детства и размера дохода его родителя (например, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 19 апреля 2016 года по делу N 33-1816/2016, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 ноября 2017 года по делу N 33-11515/2017 и др.).
"По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки И.К. Дашковой"В ряде случаев суды толкуют часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" во взаимосвязи с частями 3 и 4 его статьи 10 как предполагающую повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, назначенной родителю инвалида с детства, лишь при условии установления факта нахождения такого инвалида на иждивении своего родителя, притом что состояние иждивенства инвалида с детства подразумевает, помимо его нетрудоспособности, также получение им от своего родителя помощи, являющейся для него постоянным и основным источником средств к существованию. Соответственно, принимая во внимание наличие у инвалидов с детства собственного источника дохода в виде социальной пенсии по инвалидности, а также иных выплат, предусмотренных для этой категории граждан действующим законодательством (ежемесячная денежная выплата инвалидам, ежемесячная компенсационная выплата на уход, компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг и др.), суды при установлении факта нахождения инвалида с детства на иждивении своего родителя исходят из необходимости сопоставления совокупного размера дохода инвалида с детства и размера дохода его родителя (например, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 19 апреля 2016 года по делу N 33-1816/2016, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 ноября 2017 года по делу N 33-11515/2017 и др.).